ДЕРЖАВИН ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ (1743—1816), русский поэт и государственный деятель. Представитель русского классицизма.
«От рождения был он весьма слаб, мал и сух. Лечение применялось суровое: по тогдашнему обычаю тех мест запекали ребенка в хлеб. Он не умер».
«Ему было 11 лет, когда умер его отец. Вдова с детьми осталась в большой бедности... В марте 1762 г. (19 лет) Державин был уже в Петербурге, в солдатских казармах. Последовавшие затем двенадцать лет (1762—73) составляют наиболее безотрадный период в его жизни. Тяжелая черная работа поглощает почти все его время; его окружают невежественные товарищи; это быстро и самым гибельным образом действует на увлекающегося юношу. Он пристрастился к картам, играя сначала "по маленькой", а потом и "в большую". Живя в отпуску в Москве, Державин проиграл в карты деньги, присланные матерью на покупку имения, и это едва его не погубило.
«Находясь по смерти отца в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, сделался отъявленным шулером, повел распутную жизнь... совершил ряд уголовных проступков... Современники приписывали злоключения Державина его резкому, неуживчивому характеру».
«Не умел я притворяться, / На святого походить, / Важным саном надуваться / И философа брать вид...»
«Труды Державина за время Пугачевщины окончились для него, однако, большими неприятностями, даже преданием суду. Причиной тому была отчасти вспыльчивость Державина, отчасти недостаток "политичности"... Гораздо счастливее был Державин в это время в картах: осенью 1775 г., "имея в кармане всего 50 р.", он выиграл до 40 000 руб. Скоро Державин получает довольно видную должность в сенате и в начале 1778 г. Женится.
Детей у Державина не было ни от первого, ни от второго брака». «Прямой и решительный характер Державина, его нетерпимость к злоупотреблениям, чем грешили чиновники, доставили ему много врагов, склонность к превышению власти привела Державина в 1788 под суд. После долгого разбирательства сенат его оправдал. В 1791 Державин стал кабинет-секретарем Екатерины II и докучал императрице своим усердием, добиваясь справедливого решения дел»
«Вечные темы» в поэтическом творчестве Г. Державина. В оде «Фелица» монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам. В ее образе воплощено представление поэта об идеале просвещенного правителя. Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти. Результатом размышлений о жизни русского вельможества является Державинская ода «Водопад». К водопаду стекаются все, в том числе и звери – это образы аллегории- лань олицетворяет кроткость, конь-гордость, волк - злобу. Переломная ситуация в оде является размышление автора о водопаде, как бездне, которая все поглощает. Центральным становится размышление автора о смысле жизни, о том, что остается после смерти человека. «Тавриды Потемкина и Румянцева». Автор размышляет о жизненном пути, приходит к выводу, что блестящая жизнь Потемкина – мишура, после своей гибели он не оставил ничего. Желание славы и воинские победы, он совершает ради своих личных корыстных целей. Антиподом выступает румянцев, он доживает в безвестности, но жизнь его была полезна отечеству. Его слава связанна с победой всей России. Ода «Бог». Ода определяет основные вопросы: что такое Бог, как связан чел-к и Бог, что ждет чел-ка после смерти? Центр оды «Бог» - всевышний творец бесконечный в пространстве времени. Таинственный Бог сотворил по своему образу и подобию человека, который будучи смертен подобен создателю и связан миром Бога с миром земли.
Г.Р. Державин «Фелица» Если сравнить некоторые лучшие стихотворения Державина и приведённую в его теоретическом трактате «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде» (1807 - 1816) деление од, то самой близкой самому поэту будет так называемая «смешанная ода», где объединяются элементы высоких, низких и средних жанров. Жанр и стиль оды «Фелица» - лучшее тому подтверждение.
«Богоподобная» Фелица показана снижено, обытовлённо
(«Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая бывает за твоим столом»). Державин сам признавался, что не умел «выдерживать» великолепного «ломоносовского» парения в одах и потому избрал новый, совсем особый путь. Но и на этом «своём» пути приходилось спотыкаться. Красноречие, не согретое живым чувством, было чем-то противоположным гению поэта. Преувеличить мог (гиперболы свойственны высокому стилю), льстить иногда приходилось, но поэт вовсе не считал это своей заслугой.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.