Русская демократическая сатира конца XVII века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 В XVII в. оформляется и развивается сатира как самостоятельный литературный жанр. Сатира осмеивает: социальное неравенство, продажность, взяточничество и крючкотворство судей. «Повесть о Шемякином суде». Объект сатирического обличения-судья Шемяка Он казуистически толкует законы. Формально обвинив ответчика-крестьянина, применяет к нему наказание, не отступая от юридических норм. Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа. Главным оружием бедняка является ум, он грозит всем завернутым в платок камнем.

 

Художественный строй повести - русская сатирическая народная сказка о неправедном судье.

 

Действие развивается быстро. Форма «судебной отписки» заостряет сатиризм повести.

 

«Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове». Дошла в 4 редакциях. Первая более полно отразила социальные противоречия эпохи. Повесть изображает земельную тяжбу, которую ведут крестьяне«божий сироты» Лещ и Голавль и «лихой человек», «ябедник», «разбойник», «боярский сын Ерш». Лещ и Голавль предъявляют иск на Ростовское озеро, отнятое у них Ершом. Ерш предъявляет встречный иск. Ерш не только снимает иск (холопы не имели юридических прав), но и пытается превратить свободных крестьян в своих холопов. Ерш оказывается простым крестьянином, признают виновным. Повесть обличает хитрого и наглого «ябедника» Ерша. Объектом сатирического обличения является не только Ерш, но и его именитые судьи.

 

Разоблачается в повести система подкупа, царящая в суде. Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры, где действуют рыбы в соответствии со своими свойствами. Автор использует образы народной сказки о животных.

 

«Калязинская челобитная». Изображает быт и нравы монашества. Объектом сатирического обличения явл. Калязинский мужской монастырь. Монахи недовольны тем, что архимандрит "забыл страх Божий и иноческое обещание и досаждает" им, заставляя присутствовать на богослужении, поститься. Пародийно-сатирические произведения породили понятие "маленького человека"[1], от них идет интерес и сочувствие к "униженным и оскорбленным".

 

«Повесть о бражнике». Построена на антитезе — «бражник» VS и пребывающие в раю «святые». Показывает нравственное превосходство пьяницы над «праведниками». Бражник уличает святых в преступлениях, а сам он никаких преступлений не совершал. Стремление «святых» не пустить к себе в рай «бражника» расценивает как акт нарушения евангельской заповеди любви. В забавной шутке звучит гневная сатира на церковь и церковный догмат почитания святых


Проблематика бытовых повестей XVII в. Истор. Повесть.

Бытовые повести

Предмет бытовой повести- индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни.

 

"Повесть о Горе-Злочастии " Герой-молодойчелок, не желающий жить по законам старины и ищущего свой путь в жизни. Повесть- вольное переложение библейских десяти заповедей. Однако Молодец отвергает эту традиционную христианскую мораль, противопоставляет ей свой путь. Горе научает Молодца. Жизнь по новым правилам не складывается, забвение родительских советов приводит к катастрофе, соответственно, единственным выходом оказывается возвращение к традиционным христианским ценностям. Появление образа монастыря –решение проблемы выбора своего пути. Заповеди в начале пути и монастырь в конце – знаковые точки этого уклада. Молодец – фольклорный герой по происхождению, обобщенный представитель молодого поколения. Отсутствие имени – существенная характеристика, переход от традиционного древнерусского героя к герою нового времени. Единственной характеристика Молодца – он происходит из купеческой среды. Другой ярко обрисованный персонаж –Горе-Злочастие - alter ego самого Молодца. Горе-Злочастие выскакивает к Молодцу из-за камня тогда, когда он уже сам выбрал свой путь, уже ушел из дома, стал бездомным. Горе остается сторожить его у ворот монастыря. Повесть очень близка к автобиографии Аввакума по своему лирическому тону.

 

"Повесть о Фроле Скобееве -оригинальная русская новелла. Тема- самоопределения молодого поколения, решает ее принципиально антитрадиционно. Это – русский вариант европейского плутовского романа. Отсутствует древнерусская книжная и фольклорная традиция. Фрол Скобеев – добивается успеха благодаря отказу от традиционной морали: обманом, плутовством, хитростью. Сюжет - рассказ о его ловкой женитьбе на дочери стольника Нардина-Нащокина Аннушке. Аннушка оказывается своеобразной женской параллелью к образу Фрола – ловкого плута. Единственная традиционная черта - авторская позиция, новое - отказ от традиционных литературных способов повествования, полное изменение повествовательного стиля. Стиль близок к стилю деловой прозы, приказного делопроизводства. Оказывается, что молодой герой может выбрать свой путь в жизни и преуспеть на нем.

Исторические повести

Повести о начале Москвы . Во второй половине XVII в. историческая повесть постепенно утрачивает историзм, приобретая характер любовно-приключенческой новеллы. Главное внимание-личная жизнь человека, возникает интерес к морально-этическим, бытовым вопросам. Повесть-новелла уже полностью утрачивает историзм. Основание Москвы приписывается князю Андрею Александровичу и отнесено к 17 июня 1291 г. Основное внимание уделяется интриге, связанной с преступной любовью жены суздальского князя Даниила Александровича Улиты к двум юным сыновьям боярина Кучки. Изображение злой княгини Улиты связано с традицией нравоучительной литературы о «злых женах». Из агиографии- стремление показать Даниила мучеником, соотнести его с Борисом и Глебом. В повести-сказке отсутствуют намеки на исторические события. Ее герой—Даниил Иванович, который основывает Крутицкий архиерейский дом.

 

Повесть об основании Тверского Отроча монастыря. Ее герой — княжеский слуга отрок Григорий, уязвленный любовью к дочери пономаря Ксении. Григорий готовясь к свадьбе, узнает, что настоящий жених Ксении- тверской князь Ярослав Ярославич, а Григорий - сват. Основной причиной побега Григория «в пустынные места» и основать там монастырь является неразделенная любовь. Агиографические элементы, преобладающие в конце повести, не разрушают цельности ее содержания, основанного на художественном вымысле.

 

«Повесть о Сухане». - результатом книжной обработки былинного сюжета . Ее герой — богатырь — ведет борьбу с монголо-татарскими завоевателями, которые во главе с царем Азбуком Тавруевичем хотят пленить Русскую землю. Автор высоко оценивает службу богатыря Мономаху Владимировичу. Ранить Сухана удается только стенобитным орудием Но он бьется до тех пор, пока не перебил всех врагов. Царь хочет жаловать Сухана за верную службу городами и вотчинами, но умирающий просит «жалованное слово и прощение». Отношения богатыря и государя отражают характер отношений служилого человека к московскому царю. Утратив историзм, в истор. Лит-ре XVII в. развиваются художественный вымысел, занимательность, усиливается воздействие жанров устного народного творчества. История становится самостоятельной формой идеологии, постепенно превращаясь в науку.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.