Личность А. П. Сумарокова. Сумароков и классицизм. Идейное и художественное своеобразие трагедии «Димитрий Самозванец»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сумароков Александр Петрович - русский поэт, драматург. Родился 14 ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. В 1740 были напечатаны две оды Сумарокова, в которых поэт воспевал императрицу Анну Иоанновну. В 1741 Сумароков называл себя поэтом «нежной страсти»: сочинял модные любовные и пасторальные песенки (около 150), писал пастушеские идиллии (7) и эклоги (65). В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл «вздорными одами». Эти комические оды были и автопародиями. Сумар. писал также сафические, горацианские, анакреонтические и другие оды, стансы, сонеты и т.д. Он открыл для русск. лит-ры жанр стихотворной трагедии. Сумароков начал писать трагедии во 2 пол. 1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: Хорев (1747), Синав Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) и др.

Рождение новой русской драматургии связано с именем Александра Петровича Сумарокова.

Персонажами являются лица из привилегированной среды (дворянин, маркиз, граф, князь). Комедии пользовались меньшим успехом. Сумароков не написал «высоких» комедий, но всё же его 12 комедий сыграли существенную роль в становлении русской национальной драматургии.

В трагедиях проявились политические взгляды Сумарокова. Например, «тиран на престоле» становится причиной страданий многих людей – такова главная мысль трагедии «Димитрий Самозванец». В 1756 Сумароков был назначен 1-ым директором Российского театра в Петербурге. После ухода в отставку в 1761 поэт полностью посвятил себя литературной деятельности.

 В 1759 он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела», посвященный будущей императрице Екатерине II

с которой он связывал надежды на устроение жизни по истинно нравственным принципам. В журнале содержались нападки на вельмож и подъячих, из-за чего он был закрыт через год после основания. В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению, 1772 и др). По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом. Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности. Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произв. – эпистолы. В 1774 издал две из них – «Эпистолу о российском языке» и «О стихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями». Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка. Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян.

Идейное и художественное своеобразие трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец».

Исходя из своего идеала сословной монархии, Сумароков со свойственной ему запальчивостью нападал на те социальные явления, к-рые он расценивал отрицательно. В его последних трагедиях усиливаются тираноборческие мотивы.

 

Монарх, не способный установить порядок в государстве и быть отцом своих подданных, достоин презрения

 

 Сумароков заговорил о «злодеях» на троне.

 

Недаром трагедия «Д. С.» была включена в сборник лучших произведений русск. лит-ры, изданный в Париже В трагедии звучит тема насильственного свержения тирана народом. Сюжет основывается на недалеком прошлом России, России начала 17 века. Сумароков изменяет фактам только в любовной интриге: Ксения – дочь Шуйского и невеста князя Галицкого. Тем не менее история представлена в трагедии весьма условно. И здесь конфликт трагедии – в противоречии между абстрактным идеалом государя и монархом-тираном, охваченным пагубными страстями. В трагедии усиливается дидактизм, подчеркнутая заданность в решении конфликта. С момента появления на сцене Димитрий Самозванец нарисован только черной краской, и уже в начале трагедии ощущается неизбежность кары, которая должна постичь злодея. Сумарокова не интересует, самозванец или истинный царь Димитрий, он осуждает его не за самозванство, а за безразличие к народу, о «блаженстве» которого он не печется. Сумароков приводит народ к восстанию. Трагедия звучит предостережением монархам, которые злоупотребляют своей властью, в частности Екатерине II.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.