В русской культуре предвозрождения ориентировались в основном на 12 век. К старому Киеву и киевскому князю Владимиру обращается в этом время былевой эпос
Черты Предвозрождения:
Отделённое от церкви познание
Движение к человеку»
Искусство психологизируется
4.Изображение Бога иное, чем раньше. Бог приобретает человеческие черты. !!! РАЗЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВА!!!
5. Гуманизм – уравнение всех ( но это невозможно!)+ простых людей не превозносят( а ведь исключительных мало)+желание быть главным ( однако на теле Бога – глаза и мизинец равны!).
Основными жанрами литературы эпохи Предвозрождения являются летописание и агиография. Широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний, сближающий агиографический жанр с сюжетным повествованием. В конце XIV- первой половине XV в. очень интенсивно развивается летописание. В это время создаются многочисленные летописные своды. Составители сводов собирают, перерабатывают и редактируют местные летописи в зависимости от тех политических интересов, которым призван был отвечать тот или иной составляемый летописный свод. Принципиально важное идеологическое значение имела сохранившаяся традиция летописания включать в начальную часть свода рассказы об истории Киевской Руси –“Повесть временных лет” или выборки из нее. Благодаря этому история каждого княжества становилась продолжением истории всей Русской земли, а великие князья этих княжеств выступали наследниками киевских князей. Составители летописных сводов используют летописи разных княжеств, включают в летопись нелетописные по происхождению повести, жития, публицистические памятники и документы.
Центром русского летописания становится Москва, и, что особенно важно, московское летописание приобретает общерусский характер. Я считаю, что наиболее ярко экспрессивно- эмоциональный, панегирический стиль проявился в произведениях агиографического жанра. В возникновении и развитии на Руси панегирического стиля имело немаловажное значение общение русской книжной культуры с книжной культурой Болгарии и Сербии. Процесс формирования и развития панегирического стиля проходил во взаимном общении славянских культур между собой. Большую роль в этом процессе сыграли также связи этих стран с византийскими культурными течениями как непосредственно, так (видимо, еще в большей степени ) и в славянско-византийских культурных центрах : монастырях Константинополя, Солуни, Святой Горы (Афона).
В русской агиографии первые проявления экспрессивно-эмоционального стиля связывают с именем митрополита Киприана. В наиболее завершенном и вместе с тем наиболее оригинальном виде экспрессивно-эмоциональный стиль представлен в творчестве Епифания Премудрого. Третьим представителем этого литературного течения был Пахомий Логофет.
Идейное и художественное своеобразие “Задонщины”.
8 сентября 1380 года объединённое русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича разбило на поле Куликовом монгольские полчища Мамая. «Задонщина», созданная в конце 14 и начале 15 века - одно из крупнейших произведений, повествующих об этом событии .
Автор - Софоний, брянский боярин, ставший позднее священником в Рязани. «Задонщина» дошла до нас в неполных списках. Очень близка к «Слову о полку Игореве» своей поэтикой, лексическими оборотами, композицией. Эмоциональная оценка для автора важна больше. Чем сами подробности.
Характерные черты:
Приземлённый стиль
Больше перечислений
Документальность (цифровые обозначения)
Историзм
Использование поэтического плана и художественных приёмов «Слова о полку Игореве» в «Задонщине» обусловлено всем идейно-художественным замыслом этого произведения. Софоний специально сопоставлял события прошлого с событиями современными:
«Слово» - призывало русских князей к единению для борьбы с врагами;
«Задонщина» - прославляла единение русских князей, благодаря которому и была одержана победа.
Поэтический план:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.