«Моление» Даниила Заточника адресовано князю Ярославу Всеволодовичу Переяславскому, княжившему с 1213 по 1236 г., и слушателям.
«Моление» можно отнести к произведениям ранней дворянской публицистики. Вводится в «Молении» и новая, по сравнению со «Словом», тема обличения монашества. С негодованием отвергает Даниил воображаемый совет князя постричься в монахи. Вслед за Козьмой пресвитером Даниил Заточник изображает нравы монахов. Он обличает их порочные, низменные обычаи, которые, словно псы ласкосердые, обходят дома и села «славных мира сего». Появляется в «Молении» и великолепная картина игр на ипподроме, своеобразных состязаний в ловкости и силе.
«Моление» принадлежит к публицистическим дидактическим произведениям, которые в краткой форме, наполненные философским нравственным содержанием, раскрывают быт и нравы Руси накануне монголо-татарского нашествия. Белинский: «Это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают и, не умея прятать от людей своего превосходства, оскорбляют самолюбивую...».
Повесть о разорении Батыем Рязани».
«Повесть о приходе Батыя на Рязань» состоит из четырех частей:
1. Появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии.
2. Героическая зашита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани.
3. Подвиг Евпатия Коловрата.
4. Обновление Рязани Ингварем Ингоревичем.
Центральным эпизодом второй части является гиперболическое описание битвы. Русский воин один бьется с врагом. Изображение разорения города исполнено в повести большого драматизма: все погибли, все плохо. Третья часть посвящена прославлению подвига Евпатия Коловрата. Это эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделен силой, мужеством и отвагой. Основное внимание уделено изображению поведения Евпатия в бою, на его подвиг переносится подвиг всей дружины. Он бесстрашно разъезжает по ордынским полкам и бьет их нещадно — так, что его острый меч притупился. Самого Батыя охватывает страх, и он посылает против Евпатия своего шурина богатыря Хостоврула.
Последняя, заключительная, часть повести начинается эмоциональным плачем князя Ингваря Ингоревича, созданным по всем правилам книжной риторики. Он горестно оплакивает убитых. Повесть заканчивается рассказом о возрождении и обновлении русскими людьми испепеленной врагом Рязани. Все произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора. Повесть не всегда точна в передаче исторических фактов, но она верно передает настроение общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.
Житие Александра Невского». Жанр своеобр, образ Алекс.
«Житие Александра Невского», написанное вскоре после смерти князя (ум. в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов.
Оно не укладывается в каноны житийной литературы, и это понимали древнерусские книжники, внесшие его прежде всего в состав летописей, и только в XVI в. оно вошло в «Великие Четьи-Минеи» Макария и «Пролог». Подробно описывается в житии ход сражения 15 июля 1240 г., большое внимание уделяется подвигам Александра и его храбрым богатырским воинам. Сам Александр проявляет необычайное мужество и бесстрашие в бою. Мужеством и храбростью отличались воины Александровы.
Характерной особенностью жития является постоянное присутствие автора-рассказчика.
Таким образом, «Житие Александра Невского» обнаруживает тесную связь, как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.