Периодизация древнерусской литературы, ее особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Периодизация древнерусской литературы, ее особенности.

В развитии древнерусской литературы выделяются три основных периода: 1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв) Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово. 2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.) Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии». 3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.) В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Житие протопопа авакума») , историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»). Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития». Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.

Древнерусское красноречие

Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: 1. Дидактическое (поучительное) 2.Политическое 3.Торжественное 4. Поучение.

Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

 

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность.

 

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры

Литература Киевской Руси. Общая характеристика.

Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, «вечность» феодальных отношений, норм правопорядка.

 

Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть

И

религиознодидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования «по былинам сего времени». Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть «воинскими», повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности.

 

Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод — князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические понести и сказания не допускают художественного вымысла н современном значении этого слова. Факты, изложенные и них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями.

 

Исторические жанры древнерусской литературы, как правило, бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип погодного изложения давал возможность включать в нее разнообразный материал: погодную запись, сказание, повесть. Эти исторические жанры были посвящены важнейшим событиям, связанным с военными походами, борьбой против внешних врагов Руси, строительной деятельностью князя, усобицами, необычными явлениями природы—небесными знамениями. В то же время летопись включала и церковную легенду, элементы жития и даже целые жития, юридические документы. Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических и литературных памятников второй половины XI —начала XII столетия является «Повесть временных лет».

 

С начала XVI века в связи с образованием в XV веке централизованного Русского государства областные тенденции ослабевают. В это время в качестве господствующей прочно утверждается дворянская литература.

 

Но в XVII веке уже развивается культура, литература и посадская, и отчасти крестьянская. Литература Древней Руси на первых порах проникнута церковной идеологией. Средством распространения древнерусской литературы была исключительно рукопись. Книгопечатание возникло лишь в середине XVI века.

Развитие древнерусской литературы протекало параллельно с эволюцией литературного языка. В основу последнего лег живой русский язык, более всего выступающий в произведениях светского характера. Уже в самую отдаленную эпоху были заложены основы современного русского языка.

Черты Предвозрождения:

Движение к человеку»

Искусство психологизируется

4.Изображение Бога иное, чем раньше. Бог приобретает человеческие черты. !!! РАЗЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВА!!!

5. Гуманизм – уравнение всех ( но это невозможно!)+ простых людей не превозносят( а ведь исключительных мало)+желание быть главным ( однако на теле Бога – глаза и мизинец равны!).

 

Основными жанрами литературы эпохи Предвозрождения являются летописание и агиография. Широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний, сближающий агиографический жанр с сюжетным повествованием. В конце XIV- первой половине XV в. очень интенсивно развивается летописание. В это время создаются многочисленные летописные своды. Составители сводов собирают, перерабатывают и редактируют местные летописи в зависимости от тех политических интересов, которым призван был отвечать тот или иной составляемый летописный свод. Принципиально важное идеологическое значение имела сохранившаяся традиция летописания включать в начальную часть свода рассказы об истории Киевской Руси –“Повесть временных лет” или выборки из нее. Благодаря этому история каждого княжества становилась продолжением истории всей Русской земли, а великие князья этих княжеств выступали наследниками киевских князей. Составители летописных сводов используют летописи разных княжеств, включают в летопись нелетописные по происхождению повести, жития, публицистические памятники и документы.

Центром русского летописания становится Москва, и, что особенно важно, московское летописание приобретает общерусский характер. Я считаю, что наиболее ярко экспрессивно- эмоциональный, панегирический стиль проявился в произведениях агиографического жанра. В возникновении и развитии на Руси панегирического стиля имело немаловажное значение общение русской книжной культуры с книжной культурой Болгарии и Сербии. Процесс формирования и развития панегирического стиля проходил во взаимном общении славянских культур между собой. Большую роль в этом процессе сыграли также связи этих стран с византийскими культурными течениями как непосредственно, так (видимо, еще в большей степени ) и в славянско-византийских культурных центрах : монастырях Константинополя, Солуни, Святой Горы (Афона).

В русской агиографии первые проявления экспрессивно-эмоционального стиля связывают с именем митрополита Киприана. В наиболее завершенном и вместе с тем наиболее оригинальном виде экспрессивно-эмоциональный стиль представлен в творчестве Епифания Премудрого. Третьим представителем этого литературного течения был Пахомий Логофет.

Приземлённый стиль

Больше перечислений

Историзм

Использование поэтического плана и художественных приёмов «Слова о полку Игореве» в «Задонщине» обусловлено всем идейно-художественным замыслом этого произведения. Софоний специально сопоставлял события прошлого с событиями современными:

«Слово» - призывало русских князей к единению для борьбы с врагами;

«Задонщина» - прославляла единение русских князей, благодаря которому и была одержана победа.

 

Поэтический план:

Стиль:

Мажорный, радостный. Усилён христианский элемент, вовсе отсутствуют языческие мифологические образы. Сложные метафорические образы. Широко используются некоторые приёмы устной народной поэзии: отрицательные сравнения, символические образы народной поэзии: гуси, лебеди, соколы, волки, орлы.

 

Основная идея:

весь свой пафос, лирически взволнованный и патетический тон повествования Софоний направлял на пропаганду идеи сплочения, единения всех сил Русской земли вокруг Москвы и Московского князя.

Публицистика


10. Начало книгопечатания на Руси. - ОТСУСТВУЕТ Обобщающие литературные работы второй половины XVI в.

Характерной особенностью развития русской литературы XVI в. явилось создание многочисленных обобщающих произведений как церковной, так и светской литератур, идеологически закреплявших объединение русских земель вокруг политического, религиозного и культурного центра Москвы. Путем объединения памятников местных областных литератур, их идейно-стилистической переработки создает­ся единая общерусская литература, приобретающая общегосударствен­ное, политическое значение.

«Великие Четьи-Мннеи». В Новгороде начал Макарий собирать и объединять все «святые книги, которые в Русской земле обретаются». К работе было привлечено много писцов, а также ряд писателей, среди которых следует отметить дьяка Дмитрия Герасимова, боярского сына Василия Тучкова.

 

Общерусские летописные своды. Задачу определить место Руси и ее столицы Москвы во всемирной истории ставил перед собой Русский хронограф 1512 года. Вбирая в свой состав местные летописи бывших удельных княжеств, перерабатывая их в свете идей московского абсо­лютизма, создаются общерусские летописные своды.

Таким общерусским летописным сводом была Воскресенская ле­топись, излагавшая историю Руси с момента образования Киевского государства до 1541 г. Однако ее составители не смогли органически переработать материалы местных летописей и ликвидировать их обла­стнические тенденции, придать материалу стилистическое единство.

 

В 1526—1530 гг. при митрополичьей кафедре по инициативе митрополита Даниила создается Никоновская летопись, работа над которой была продолжена в середине XVI в. В летописи реализуется провинденциалистская концепция — Русская земля и ее правители находятся под небесным покровительством.

«Домострой». К обобщающим произведениям XVI в. следует отнести также «Домострой», составление которого приписывается благовещен­скому попу Сильвестру, входившему в «Избранную раду». «Домострой» регламентировал поведение человека, как в государственной, так и в семейной жизни. В нем четко определялись обязанности человека по отношению к церкви и царю, последовательно проводилась мысль о безропотном повиновении царской власти.

 

«Домострой» был не только сводом правил пове­дения зажиточного человека XVI в., но и первой «энциклопедией домашнего хозяйства». Ценность «Домостроя» заключается в широком отражении реальных особенностей русского быта и языка XVI столетия.


11. Царь Иван Грозный как писатель. Поэтика, язык, содержание                 

Иван Грозный как писатель является мастером «кусательного» стиля (т.е. язвительный, дерзкий). Послание Грозного обнаруживает недюжинный ум, широкую образованность, начитанность и в то же время гордую и озлобленную, мятущуюся душу. Свой ответ он адресует не только Курбскому, но и «всему Российскому царству»: ибо, выступая против Курбского, царь выступал против всех «крестопреступников». Это и определило, с одной стороны, обличительный пафос послания Грозного, направленный против бояр-изменников, и с другой — пафос утверждения, обоснования и защиты самодержавной власти. Не стесняясь в выражениях, прибегая к прямой издевке над врагом, Грозный изливает в послании свою душу. Он не считается с правилами риторики и пиитики. Речь Грозного порывиста, взволнованна, она насыщена живыми конкретными бытовыми образами, пересыпана остротами и едкой иронией.

Этот нарушавший канонические правила стиль послания Грозного стал объектом постоянных насмешек Курбского.Грозный выступает как политик, государственный человек, и речь его вначале сдержанна и официальна.

 Поэтика Грозного была выражена с потрясающей силой. Живая эмоциональная речь, непосредственная национальная демократическая стихия языка хлынула в письменность.

Язык: языку Грозного свойственны черты, сближающие его с языком Даниила Заточника.

Послания: Центральные темы его посланий — международное значение русского государства (концепция Москвы — „третьего Рима“) и божественное право монарха на неограниченную власть. Темы государства, правителя, власти занимают одно из центральных мест и у Шекспира, но выражены совсем другими жанрами и художественными средствами. Сила воздействия посланий Ивана Грозного — в системе аргументации, включающей библейские цитаты и выписки из священных авторов; факты из мировой и русской истории для проведения аналогий; примеры из личных впечатлений. В полемических и частных посланиях Грозный значительно чаще пользуется фактами из личной жизни. Это позволяет, автору, не загромождая послание риторикой, значительно оживлять стиль. Послания Ивана Грозного предполагают многообразие интонаций — иронических, обличительных, сатирических, поучительных.

 Это лишь частный случай обширного влияния на послания живой разговорной речи XVI века, что очень ново в древнерусской литературе.





Жанр бытовой повести:

Мелкий дворянин

Купеческий сын

Бытовые повести

Предмет бытовой повести- индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни.

 

"Повесть о Горе-Злочастии " Герой-молодойчелок, не желающий жить по законам старины и ищущего свой путь в жизни. Повесть- вольное переложение библейских десяти заповедей. Однако Молодец отвергает эту традиционную христианскую мораль, противопоставляет ей свой путь. Горе научает Молодца. Жизнь по новым правилам не складывается, забвение родительских советов приводит к катастрофе, соответственно, единственным выходом оказывается возвращение к традиционным христианским ценностям. Появление образа монастыря –решение проблемы выбора своего пути. Заповеди в начале пути и монастырь в конце – знаковые точки этого уклада. Молодец – фольклорный герой по происхождению, обобщенный представитель молодого поколения. Отсутствие имени – существенная характеристика, переход от традиционного древнерусского героя к герою нового времени. Единственной характеристика Молодца – он происходит из купеческой среды. Другой ярко обрисованный персонаж –Горе-Злочастие - alter ego самого Молодца. Горе-Злочастие выскакивает к Молодцу из-за камня тогда, когда он уже сам выбрал свой путь, уже ушел из дома, стал бездомным. Горе остается сторожить его у ворот монастыря. Повесть очень близка к автобиографии Аввакума по своему лирическому тону.

 

"Повесть о Фроле Скобееве -оригинальная русская новелла. Тема- самоопределения молодого поколения, решает ее принципиально антитрадиционно. Это – русский вариант европейского плутовского романа. Отсутствует древнерусская книжная и фольклорная традиция. Фрол Скобеев – добивается успеха благодаря отказу от традиционной морали: обманом, плутовством, хитростью. Сюжет - рассказ о его ловкой женитьбе на дочери стольника Нардина-Нащокина Аннушке. Аннушка оказывается своеобразной женской параллелью к образу Фрола – ловкого плута. Единственная традиционная черта - авторская позиция, новое - отказ от традиционных литературных способов повествования, полное изменение повествовательного стиля. Стиль близок к стилю деловой прозы, приказного делопроизводства. Оказывается, что молодой герой может выбрать свой путь в жизни и преуспеть на нем.

Исторические повести

Повести о начале Москвы . Во второй половине XVII в. историческая повесть постепенно утрачивает историзм, приобретая характер любовно-приключенческой новеллы. Главное внимание-личная жизнь человека, возникает интерес к морально-этическим, бытовым вопросам. Повесть-новелла уже полностью утрачивает историзм. Основание Москвы приписывается князю Андрею Александровичу и отнесено к 17 июня 1291 г. Основное внимание уделяется интриге, связанной с преступной любовью жены суздальского князя Даниила Александровича Улиты к двум юным сыновьям боярина Кучки. Изображение злой княгини Улиты связано с традицией нравоучительной литературы о «злых женах». Из агиографии- стремление показать Даниила мучеником, соотнести его с Борисом и Глебом. В повести-сказке отсутствуют намеки на исторические события. Ее герой—Даниил Иванович, который основывает Крутицкий архиерейский дом.

 

Повесть об основании Тверского Отроча монастыря. Ее герой — княжеский слуга отрок Григорий, уязвленный любовью к дочери пономаря Ксении. Григорий готовясь к свадьбе, узнает, что настоящий жених Ксении- тверской князь Ярослав Ярославич, а Григорий - сват. Основной причиной побега Григория «в пустынные места» и основать там монастырь является неразделенная любовь. Агиографические элементы, преобладающие в конце повести, не разрушают цельности ее содержания, основанного на художественном вымысле.

 

«Повесть о Сухане». - результатом книжной обработки былинного сюжета . Ее герой — богатырь — ведет борьбу с монголо-татарскими завоевателями, которые во главе с царем Азбуком Тавруевичем хотят пленить Русскую землю. Автор высоко оценивает службу богатыря Мономаху Владимировичу. Ранить Сухана удается только стенобитным орудием Но он бьется до тех пор, пока не перебил всех врагов. Царь хочет жаловать Сухана за верную службу городами и вотчинами, но умирающий просит «жалованное слово и прощение». Отношения богатыря и государя отражают характер отношений служилого человека к московскому царю. Утратив историзм, в истор. Лит-ре XVII в. развиваются художественный вымысел, занимательность, усиливается воздействие жанров устного народного творчества. История становится самостоятельной формой идеологии, постепенно превращаясь в науку.

Русский театр XVII в.

В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы – драмы.

 

Инициатива создания театра принадлежала главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву. Он был образованнейшим человеком и пропагандистом светской литературы и искусства. Падкий на всякого рода увеселения, царь Алексей Михайлович одобрил инициативу Матвеева, и весной 1672 г. началась деятельная подготовка к организации первого придворного театра.

Из «разных чинов служилых и торговых иноземцев дети» была набрана первая труппа актеров в составе 60 мужчин. Все работы по организации театра велись под наблюдением Матвеева. Денег на это не жалели: пышно отделывалась внутри «комедийная хоромина», шились богатые костюмы для актеров, лучшие живописцы трудились над декорациями. Открытие театра и первое представление состоялось 17 октября 1672 г.

 

На спектакле присутствовал царь и ближние бояре. Царица и придворные дамы сидели в специальной ложе за решетчатыми окнами. Представление длилось десять часов, и царь высидел его с удовольствием (бояре во время спектакля стояли), а по окончании спектакля зрители направились в баню «смывать грех» своего участия в таковом «позорище».

 

Зимой 1673 г. театр продолжал свою работу в новом помещении над Аптекарской палатой Кремля. В этом же году труппа актеров пополнилась 26 русскими молодыми людьми, жителями Новомещанской слободы. В 1675 г. руководство труппой перешло к Юрию Гивнеру, а затем Степану Чижинскому.

 

Однако в начале следующего 1676 г. в связи со смертью Алексея Михайловича придворный театр прекратил существование.

Репертуар был обширен. Первое место занимали инсценировки библейских сюжетов: «Артаксерксово действо» (по книге «Есфирь»), «Иудифь» (по одноименной библейской книге), «Жалостная комедия об Адаме и Еве» (по книге «Бытие»), «Малая прохладная комедия об Иосифе».

 

Кроме того, в репертуаре театра была пьеса на античный мифологический сюжет: «Комедия о Бахусе с Венусом». «Комедии» (термин «комедия» тогда употреблялся в значении драматического произведения, пьесы вообще) разделились по жанрам: «жалостные», или «жалобные» (с трагической развязкой), «прохладные» (доставляющие удовольствие, с благополучной развязкой) и «потешные», «радостные» (т. е. веселые комедии).

 

Черпая сюжеты своих пьес из Библии или из истории, драматурги-режиссеры старались придать им внешнюю занимательность. Этой цели служили пышные декорации, костюмы, высокая патетика исполнения, натуралистические сценические эффекты (например, убийство с реками крови: актеру подвешивали пузырь с бычьей кровью). Другой особенностью первых драматических опытов является тесное переплетение трагического и комического. Параллельно с трагическими героями действовали комические «дурацкие» персонажи, рядом с высокой патетикой давались комические фарсовые сцены. Таким образом, появление драматургии в русской литературе 70-х годов XVII в. было связано с формированием придворной культуры. Ее открытия и достижения были использованы театром начала XVIII в. Появление придворного театра способствовало развитию школьной драматургии. Связующим звеном придворной и школьной драматургии служат пьесы Симеона Полоцкого. Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы был хорошо известен воспитанникам Киево-Могилянской академии, где он использовался в нравственно-воспитательных целях и служил средством борьбы с католическим влиянием. Свою пьесу «О Навуходоносоре царе» Симеон Полоцкий предназначал для придворного театра. «Комидия притчи о блуднем сыне» (1673—1678 гг.), вероятно, разыгрывалась для назидательного представления выпускниками Московской школы.

 

Большую роль в развитии школьной драматургии сыграл Дмитрий Ростовский (1651—1709). Для учащихся духовных школ Ростова, Ярославля им были написаны «Рождественская драма», «Успенская драма» и «Грешник кающийся». Они отличаются стройностью композиции, сценичностью и в ряде случаев живостью диалога.


Литература Петровской эпохи. Общая характеристика.

Петровская эпоха считается переломной в культурном развитии России. По одну сторону этого исторического периода лежит древняя литература, по другую – новая. В литературе господствовала риторика. Развивались в литературе торжественная проповедь, школьная драма и панегирическое стихотворство. Проповедь стала ведущим эстетическим принципом. Барочная литература начала 18 в. преследовала и просветительские цели, исходя из принципа: чем человек просвещённее, тем доступнее ему нравственное совершенство.

 

В начале 18 в. под влиянием барокко оказались все литераторы России. Но постепенно руководство культурой стало переходить к Петру. Он был готов терпеть проповедников, но не барокко. Согласно барочной философии, поэт обязан быть отчётным только Богу. Пётр, напротив, полагал, что поэты не составляют элиту нации и ничем не отличаются от любого подданного. Все население России подчинено государю. И Пётр издал указ, в котором говорилось, что писательство должно перестать быть привилегией учёного монашества. Культура барокко носила чисто гуманитарный характер, и это тоже не устраивало Петра, который ценил принцип практической полезности. Пётр выдвинул тип писателей, пишущих по заказу или по прямому указу. Если для барочных писателей поэзия была царицей искусств, то теперь она стала украшением естественнонаучных и практических изданий. Если прежде весь мир воспринимались как слово, то теперь и слово стало вещью. При Петре Россия произвела множество новых «вещей», которые потеснили производство «слов»: флот, библиотеки, театр, Академию наук, парки и парковую скульптуру; новые одежды, манеры и стиль общения. Петровское время называют «нелитературной» эпохой в истории русской культуры. Это означало упадок литературы. Естественным было ухудшение стиля. То есть, если при царе Алексее Михайловиче писательство было привилегией людей с правильным гуманитарным образованием, то при Петре возникло и размножилось племя дилетантов.

 

Дилетантизм – это также симптом упадка. Публицистика пропагандировала новые идеалы, выдвинутые реформами. Появился 1-й в России публичный общедоступный театр, устроенный по западноевропейскому образцу. Театр, по мысли Петра, должен был играть роль своеобразной трибуны передовых идей эпохи. Стихотворство. Вирши Петровской эпохи имели сугубо книжный характер. Официальная поэзия этого времени подразделяется на два вида: духовную и светскую, причём, последняя представляет особый интерес. Наряду с философской, духовной и панегирической тематикой в начале 18 в. возникли стихи любовного содержания.



Принцип рационализма

Идеализация героев

Герой – носитель одной идеи

Жизненные явления

 

Философские сочинения А. Кантемира (“Письма о природе и человеке”), В. Тредиаковского (“Феоптия”) основаны на рационализме, то есть на абсолютизации человеческого разума и, наоборот, принижении чувства (разум не всегда может противостоять страстям). Философским источником и того, и другого трактатов был “Трактат о существовании и атрибутах бога” Фенелона, философа-рационалиста. Но русский классицизм не сводился даже на ранней его стадии только к рационализму, идеи раннего просветительства повлияли на него. Но и классицизм еще долгие годы, особенно в драматургии, будет жить. Русская литература классицизма заявила о своем стремлении к правдивому изображению жизни, об интересе к общественно значимым проблемам, о нетерпимом отношении ко злу во всех его проявлениях. Патриотизм, гражданский пафос, гуманизм, высокая мера нравственной и социальной требовательности будут восприняты от классицизма писателями последующих эпох и определят особенности русской художественной литературы в целом.

Периодизация древнерусской литературы, ее особенности.

В развитии древнерусской литературы выделяются три основных периода: 1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв) Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово. 2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.) Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии». 3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.) В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Житие протопопа авакума») , историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»). Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития». Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.