Виды конфликтов
Конфликтов, несмотря на кажущееся множество, на самом деле не так уж и много, и они классифицируются следующим образом.
1 Внутриличностный конфликт. Возникает в случаях, когда эстетические, этические, религиозные, этнические убеждения человека противоречат требованиям социальной среды. Сюда же следует отнести состояние внутреннего конфликта у психически неустойчивых людей, находящихся в пограничном состоянии. Часто люди привыкают к такому состоянию и стараются его поддерживать, артистически умело вовлекая окружающих в обсуждение и решение придуманных проблем. Подозрительность, мнительность, выискивание всего, что, по мнению человека, вредит ему, приводят к межличностным конфликтам.
2 Межличностные конфликты. Возникают из-за несоответствия у разных людей целей, мотивов, установок, несходства характеров, разных культурных уровней. Они протекают почти всегда бурно.
3 Конфликты между личностью и группой. Такие конфликты возникают в том случае, когда групповые нормы поведения противоречат ожиданиям личности и личность не принимает нормы поведения той группы, в которую она вливается. В психологии это называется конформность - процесс изменения индивидом своих мнений, поведения в целом в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое личностью групповое давление, даже в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой.
4 Межгрупповые конфликты очень разнообразны, требуют собственной классификации по видам, длительности протекания, содержанию и т.д., поэтому им сложно дать общую характеристику.
5 По времени протекания выделяют кратковременные и длительные (затяжные) конфликты. Кратковременные возникают вследствие взаимного непонимания или каких-то ошибок, а длительные конфликты - из-за нравственных травм; они очень опасны.
6 Распространено деление конфликтов на положительные и отрицательные. Это спорный вопрос; конечно, если конфликт, в конечном счете, приводит к каким-то положительным результатам, он может считаться положительным. Если же конфликт приводит к разрушению (духовному, материальному), он - отрицательный. Но противоборство сторон при любом исходе невозможно назвать положительным процессом, потому что есть проигравшие и победившие - печаль, раздражение, гнев, с одной стороны, и радость, злорадство, ликование - с другой; что же здесь положительного?!
Поведение людей в конфликтах
Выделяют пять основных типов поведения людей в конфликтах:
- сотрудничество - человек стремится к разрешению конфликтной ситуации с учетом интересов «противника». Если сотрудничество становится взаимным, то трудности во взаимоотношениях и в решении деловых вопросов успешно разрешаются, и до конфликтных отношений обычно не доходит. А если нет? - в этом случае сторона, стремящаяся к сотрудничеству и не получившая встречного движения, остается беззащитной.
- приспособление, когда человек готов и стремится согласиться с требованиями «противника», принять его требования. Ситуация разрешается на стадии «предконфликта». Плохо то, что соглашающаяся сторона вначале выступает как конфликтная, а затем «сдалась», а это неизбежные потери - независимости, материальные, «потеря лица».
- уклонение от открытого конфликта характеризуется активным избеганием столкновения с «противником», но при этом человек остается «при своем мнении». Конфликт затягивается, рано или поздно такое маневрирование приходится прекращать, стороны принимают все более агрессивную позицию.
- открытое противостояние сторон конфликта ведет к устранению одной из сторон.
- компромисс, когда стороны противостояния используют все элементы борьбы, но понимают, что дело заходит в тупик. И тогда они могут пойти на определенные уступки. Уступки вынужденные, поэтому конфликт на неопределенное время затухает, но может возникнуть, когда одна из сторон решит, что у нее есть ресурсы победить.
Действия руководителя при разрешении конфликта
Управленцам известны способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения. Разработаны технологии организации конфликтов и управления ими. Здесь - царство политтехнологов.
Общие рекомендации: руководитель должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его в своих интересах.
Первый шаг руководителя - понять источники конфликта. Следует выяснить - это простой спор о ресурсах, технологиях, недоразумение по какой-то производственной проблеме, разные подходы к системе ценностей людей, или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости.
Второй шаг - после определения источника конфликта руководитель должен минимизировать количество участников, потому что, чем меньше людей участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.
Есть два варианта разрешения конфликтов:
1 Административный, когда конфликтующие стороны разводятся друг от друга по месту и времени. Это не лучший путь, поскольку конфликтная ситуация здесь полностью не снимается.
2 Психолого-педагогический:
а) Понижение уровня значимости ситуации для противоборствующих сторон (объяснить незначительность выгод от победы и ценность потерянного);
б) Сближение целей противоборствующих сторон, их интеграция;
в) Руководитель должен продемонстрировать противоборствующим сторонам свои правовые и, материальные возможности (показать кулак).
Но главная задача руководителя состоит в том, чтобы «войти» в конфликт на начальной стадии. Если руководитель входит в конфликт на начальной стадии, он разрешается в 90 %; на стадии подъема - в 40 %, а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются редко.
Когда все силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад и, если конфликт не разрешен, он в какой-то момент разрастается с новой силой, так как в период спада для «сражения» могут быть привлечены новые силы, способы и средства.
Термин «разрешение конфликтов» обычно употребляется в двух значениях: как прекращение конфликта самими участниками и как внешнее воздействие на конфликт, основанное на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон.
Урегулированием конфликта называют недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного по форме взаимодействия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража является более распространенным, чем их разрешение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978.
2. Богданов А. Из психологии общества. Спб., 1904. - 215 с.
3. Богдановский А. Молодые преступники: Вопрос уголовного права и уголовной политики. — Спб., 1871.
4. Гальтон, Ф. Наследственность таланта. Ее значение и последствия. - 1875. - 313 с.
5. Гегель, Г. Философия права. – М., 1990. – С. 221.
6. Дождев Д.В. Римское частное право. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – С.83.
7. Идеал, утопия и критическая рефлексия / отв. ред. В. А. Лекторский. – М. : РОССПЭН, 1996
8. Инженерная психология [Текст]: учебник / Т.А.Фугелова. – Тюмень: Тюм ГНГУ, 2010. – 291 с.) ISBN 978-5-9961-0135-11
9. Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем.-М.: Политиздат, 1990. – 463 с
10. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с]
11. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., «Мир». -1974. – 550 с.
12. Ломброзо, Ч. Новейшие успехи науки о преступниках. – СПб. 1992. – 160 с.
13. Любимова З.В, Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
14. Психология: учеб. / В.М.Аллахвердов, С.И.Богданова [и др.]; ответ. Ред. А.А.Крылов.-2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 752 с.
15. Психология: Словарь. М., 1990.С.54
16. Фокс, В. Введение в криминологию. - М. : Прогресс, 1980.
17. Челпанов Г. Учебник психологии (для гимназии и самообразования). 9-е изд.,М: 1910.
18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М.,2001. – 432 с.
19. Шевчук, В. Ф., Поведение: монография / В. Ф. Шевчук, В. Д. Шевчук ; под общей ред. проф. В. В. Новикова. – Ярославль : Изд-во ЯГТУ, 2007. – 118 с.
20. Энциклопедия Брокгауз и Ефрон
21. Эфроимсон, В. П. Загадки гениальности // Наука и религия. - 1987. - № 9. - С. 40-45; № 10. - С. 10-12; № 11. - С. 24-27
22. Юридический энциклопедический словарь / М.О.Буянова [и др. отв. Ред. М.Н.Марченко - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 816 с.
23. Ясперс Карл. Общая психопатология. Пер. с нем. – М., Практика, 1997. – 1056 с.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.