Ситуация - инцидент – конфликт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды конфликтов

 Конфликтов, несмотря на кажущееся множество, на самом деле не так уж и много, и они классифицируются следующим образом.

1 Внутриличностный конфликт. Возникает в случаях, когда эстетиче­ские, этические, религиозные, этнические убеждения человека противоречат требованиям социальной среды. Сюда же следует отнести состояние внутрен­него конфликта у психически неустойчивых людей, находящихся в погранич­ном состоянии. Часто люди привыкают к такому состоянию и стараются его поддерживать, артистически умело вовлекая окружающих в обсуждение и решение придуманных проблем. Подозрительность, мнительность, выиски­вание всего, что, по мнению человека, вредит ему, приводят к межличност­ным конфликтам.

2 Межличностные конфликты.  Возникают из-за несоответствия у раз­ных людей целей, мотивов, установок, несходства характеров, разных куль­турных уровней. Они протекают почти всегда бурно.

3 Конфликты между личностью и группой. Такие конфликты воз­никают в том случае, когда групповые нормы поведения противоречат ожи­даниям личности и  личность не принимает нормы поведения той группы, в которую она вливается. В психологии это называется конформность - про­цесс изменения индивидом своих мнений, поведения в целом в сторону со­гласия с группой в ответ на реальное или воображаемое личностью группо­вое давление, даже в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой.

4 Межгрупповые конфликты очень разнообразны, требуют собствен­ной классификации по видам, длительности протекания, содержанию и т.д., поэтому им сложно дать общую характеристику.

5 По времени протекания выделяют кратковременные и длительные (затяжные) конфликты. Кратковременные возникают вследствие взаимного непонимания или каких-то ошибок, а длительные конфликты - из-за нравственных травм; они очень опасны.

6 Распространено деление конфликтов на положительные и отрица­тельные. Это спорный вопрос; конечно, если конфликт, в ко­нечном счете, приводит к каким-то положительным результатам, он может счи­таться положительным. Если же конфликт приводит к разрушению (духовному, материальному), он - отрицательный. Но противоборство сторон при любом исходе невозможно назвать положительным процессом, потому что есть проигравшие и победившие - печаль, раздражение, гнев, с одной сторо­ны, и радость, злорадство, ликование - с другой; что же здесь положительного?!

 

Поведение людей в конфликтах

Выделяют пять основных типов поведения людей в конфликтах:

- сотрудничество - человек стремится к разрешению конфликтной си­туации с учетом интересов «противника». Если сотрудничество становится взаимным, то трудности во взаимоотношениях и в решении деловых вопро­сов успешно разрешаются, и до конфликтных отношений обычно не доходит. А если нет? - в этом случае сторона, стремящаяся к сотрудничеству и не по­лучившая встречного движения, остается беззащитной.

- приспособление, когда человек готов и стремится согласиться с требо­ваниями «противника», принять его требования. Ситуация разрешается на стадии «предконфликта». Плохо то, что соглашающаяся сторона вначале вы­ступает как конфликтная, а затем «сдалась», а это неизбежные потери - неза­висимости, материальные, «потеря лица».

- уклонение от открытого конфликта характеризуется активным из­беганием столкновения с «противником», но при этом человек остается «при своем мнении». Конфликт затягивается, рано или поздно такое маневрирова­ние приходится прекращать, стороны принимают все более агрессивную по­зицию.

- открытое противостояние сторон конфликта ведет к устранению одной из сторон.

- компромисс, когда стороны противостояния используют все элемен­ты борьбы, но понимают, что дело заходит в тупик. И тогда они могут пойти на определенные уступки. Уступки вынужденные, поэтому конфликт на не­определенное время затухает, но может возникнуть, когда одна из сто­рон решит, что у нее есть ресурсы победить.

 

Действия руководителя при разрешении конфликта

Управленцам известны способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения. Разработаны технологии организации конфлик­тов и управления ими. Здесь - царство политтехнологов.

Общие рекомендации:  руководитель должен не устранять кон­фликт, а управлять им и эффективно использовать его в своих интересах.

Первый шаг руководителя - понять источники конфликта. Следует выяснить - это простой спор о ресурсах, технологиях,  недо­разумение по какой-то производственной проблеме, разные подходы к системе ценностей лю­дей, или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непе­реносимости), психологической несовместимости.

Второй шаг - после определения источника конфликта руководитель должен минимизировать количество участников, потому что, чем меньше людей участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.

Есть два варианта разрешения конфликтов:

1 Административный, когда конфликтующие стороны разводятся друг от друга по месту и времени. Это не лучший путь, поскольку конфликтная ситуация здесь полностью не снимается.

2 Психолого-педагогический:

а) Понижение уровня значимости ситуации для противоборствующих сторон (объяснить незначительность выгод от победы и ценность потерянного);

б) Сближение целей противоборствующих сторон, их интеграция;

в) Руководитель должен продемонстрировать противоборствующим сторонам свои правовые и, материальные возможности (показать кулак).

Но главная задача руководителя состоит в том, чтобы «войти» в кон­фликт на начальной стадии. Если руководитель входит в конфликт на начальной стадии, он разреша­ется в 90 %; на стадии подъема - в 40 %, а на стадии «пик», когда страсти на­калились до предела, конфликты практически не разрешаются или разреша­ются редко.

Когда все силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад и, если конфликт не разрешен, он в какой-то момент разрастается с новой силой, так как в период спада для «сражения» могут быть привлечены новые силы,  способы и средства.

Термин «разрешение конфликтов» обычно употребляется в двух значе­ниях: как прекращение конфликта самими участниками и как внешнее воз­действие на конфликт, основанное на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон.

Урегулированием конфликта называют недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного по форме взаимо­действия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем перего­воров, посредничества, арбитража является более распространенным, чем их разрешение.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978.

2. Богданов А. Из психологии общества. Спб., 1904. - 215 с.

3. Богдановский А. Молодые преступники: Вопрос уголовного права и уголовной политики. — Спб., 1871.

4. Гальтон, Ф. Наследственность таланта. Ее значение и последствия. - 1875. - 313 с.

5. Гегель, Г. Философия права. – М., 1990. – С. 221.

6. Дождев Д.В. Римское частное право. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – С.83.

7. Идеал, утопия и критическая рефлексия / отв. ред. В. А. Лекторский. – М. : РОССПЭН, 1996

8. Инженерная психология [Текст]: учебник / Т.А.Фугелова. – Тюмень: Тюм ГНГУ, 2010. – 291 с.) ISBN 978-5-9961-0135-11

9. Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем.-М.: Политиздат, 1990. – 463 с

10. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с]

11. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., «Мир». -1974. – 550 с.

12. Ломброзо, Ч. Новейшие успехи науки о преступниках. – СПб. 1992. – 160 с.

13. Любимова З.В, Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

14. Психология: учеб. / В.М.Аллахвердов, С.И.Богданова [и др.]; ответ. Ред. А.А.Крылов.-2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 752 с.

15. Психология: Словарь. М., 1990.С.54

16. Фокс, В. Введение в криминологию. - М. : Прогресс, 1980.

17. Челпанов Г. Учебник психологии (для гимназии и самообразования). 9-е изд.,М: 1910.

18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М.,2001. – 432 с.

19. Шевчук, В. Ф., Поведение: монография / В. Ф. Шевчук, В. Д. Шевчук ; под общей ред. проф. В. В. Новикова. – Ярославль : Изд-во ЯГТУ, 2007. – 118 с.

20. Энциклопедия Брокгауз и Ефрон

21. Эфроимсон, В. П. Загадки гениальности // Наука и религия. - 1987. - № 9. - С. 40-45; № 10. - С. 10-12; № 11. - С. 24-27

22. Юридический энциклопедический словарь / М.О.Буянова [и др. отв. Ред. М.Н.Марченко - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 816 с.

23. Ясперс Карл. Общая психопатология. Пер. с нем. – М., Практика, 1997. – 1056 с.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 175.