106 | ||||||||||||||||||||||
104 | ||||||||||||||||||||||
102 | ||||||||||||||||||||||
100 | Среднее значение | |||||||||||||||||||||
98 | ||||||||||||||||||||||
96 | ||||||||||||||||||||||
94 | ||||||||||||||||||||||
92 | ||||||||||||||||||||||
90 | ||||||||||||||||||||||
88 | ||||||||||||||||||||||
Год | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
На графике видно, что до 23 лет мышление быстрое, эффективное, затем снижается, вновь повышается, и максимальной эффективности достигает в 30 лет, и т.д. (см. график). Это вызвано умственной деятельностью человека, которая «тренирует» мышление.
Принятие решения
Человек всегда что-то выбирает - жизненный путь, работу, друзей, одежду…, потому что он находится в ситуациях недостатка времени и информации, средств и неопределенности. Попробуйте вспомнить отрезок своей жизни, когда Вы не выбирали, потому что, якобы, выбора не было. А если это так, то есть ситуация была такая, что выбора действительно не было, то значит Вы ранее приняли неверное решение, или вообще ничего не предпринимали, или за вас все решали.
В личной жизни люди делают иногда такие ошибки, последствия которых им приходится «разгребать» всю жизнь, или смириться с последствиями. Чтобы утешить себя, такие люди считают, что это их судьба: не за того вышла замуж, выбрал не ту работу, не то сказала …
В профессиональной деятельности многое по-иному, потому что принятие решения происходит в системе целенаправленной деятельности группы людей с функциональными обязанностями, правилами, как действовать в тех или иных ситуациях, как одеваться, о чем с кем и как говорить.
В профессиональной деятельности выделяются четыре типа ситуаций, в которых принимается решение:
- ситуации избыточной информации, когда нужно выбрать из множества сигналов необходимые;
- сложные ситуации, в которых оператор (работник) выполняет несколько действий;
- ситуации предпочтительные, в которых человек выбирает одно решение, пусть и не самое оптимальное.
Принятие решения зависит от эмоций, нехватки времени, от мнимой или реальной опасности. [8]
Нарушения мышления
Аберрация - общий термин для любых нарушений мышления.
Аутизм - уход человека в мир грез и фантазий. Мышление скачкообразное и очень короткое.
Бессвязность мышления - утрата способности к образованию ассоциаций, к элементарному обобщению.
Закупорка мышления - внезапная блокада, перерыв мысли. Возникает под действием сильных неожиданных раздражителей или из-за больших неприятностей.
Деменция - приобретенное в результате болезни слабоумие.
Инногеренция - высшая степень бессвязности мышления, когда речь - поток слов. Это бывает у больных и у людей, оказавшихся в их понимании в жутком положении.
Кретизм - слабоумие, в сочетании с задержкой умственного развития.
Сужение объема мышления - зависти от важности темы, заболевания, опасности.
Торпидность (вязкость, тугоподвижность мышления) - затруднения в последовательности течения мысли, а значит и речи.
2.3. Память
Память – фундаментальное свойство живой материи сохранять и репродуцировать информацию, это отражение живыми организмами прошлого опыта в формах запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Виды памяти
Сенсорная память (иконическая) – первичный след информации от действующего на анализатор стимула. Емкость иконической памяти до 9 единиц, время удержания информации - несколько секунд (след звукового стимула, например, удерживается около 9 сек.). Данная память непроизвольная, за время сохранения следа информации происходит опознание стимула. Особенно сенсорная память важна в водительских и операторских профессиях.
Кратковременная (оперативная) память. При КП нет сознательной установки на запоминание. КП обеспечивает непродолжительное время хранения информации в циклических процессах (например, повторение запоминаемой информации). КП важна во многих профессиях, например, для водителей, потому что информация о дороге, знаках, о пешеходах постоянно меняется, повторяется, особенно в городах при интенсивном движении.
Другие виды памяти
Ассоциативная (рациональная) память - элементы запоминаемого связаны между собой ассоциативно - по смежности (в пространстве или времени), по сходству, по контрасту. Например, увидев в окно выпавший ночью снег, мы вспомним, что в прошлом году в этот день снега еще не было, или он точно также в этот день выпал, или год назад в этот день шел дождь.
Бессознательная память управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. БП не осознается нами, но «живет в нас», без нее организм не смог бы существовать; дело в том, что нейронная система, органы работают на неосознаваемом нами уровне, но каждая нервная клетка «помнит», что ей нужно делать в той или иной . БП связана с Генетической памятью
Генетическая (видовая) память остается неизменной с момента образования зиготы. Вся информация о развитии организма закодирована в молекуле ДНК, передается и воспроизводится по наследству. ГП не меняется под влиянием обучения.
Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Основа формировании двигательных умений и навыков.
Индивидуальная память - хранит всю информацию, приобретенную человеком за свою жизнь, но воспроизведение информации связано с индивидуальными особенностями. Например, некоторые люди легко вспоминают лица, другие – цифры, третьи – образы. Индивидуальная память обеспечивает научение и формируется в научении. ИП включает несколько процессов: получение информации; запечатление информации в следах памяти (энграммах); сохранение энграммы и воспроизведение информации.
Логическая память - (память смысловая) - память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. п.).
Механическая память - буквальное (точное) хранение информации (числовые ряды, формулы), которая не требует переработки.
Образная память - многое запоминается в виде обобщенных зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и др. образов, например, белизна снега, золотая осень, чудесный запах, плохой человек и т.п.
Память непроизвольная - информация запоминается в силу особенностей объекта восприятия без усилий, «сама собою» (яркий объект, громкий звук, красивый автомобиль и т.д.).
Память произвольная - информация запоминается специально, намеренно. ПП - основа обучения.
Память процедурная - одна из трех видов долговременной памяти (двумя другими являются семантическая и эпизодическая память). Процедурная память - низшая форма памяти, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки).
Память сенсорная - кратковременное (менее одной секунды) сохранение информации на уровне рецепторов после прекращения действия раздражителя.
Псевдопамять - уверенное опознание впервые воспринимаемого объекта как знакомого, ранее воспринимавшегося. Такая ложная идентификация основана на более прочном и быстром запоминании часто встречающихся признаков по сравнению с замедленным и менее прочным запоминанием отношений между ними, характерных для данного объекта.
Семантическая память - память, в которой содержится информация об общем познании объективных закономерностей, а также о структурах и правилах, лежащих в основе различных умственных операций.
Феноменальная память - характеризуется исключительной полнотой и точностью.
Эйдетическая память (от греч. е idos - вид, образ) - вид зрительной памяти, характеризуется тем, что человек четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливает в памяти зрительные образы увиденного ранее. В детстве эйдетическая память имеется у всех, а у взрослых постепенно «гаснет». Она неплохо развита у художников, и является одним из задатков к развитию данных способностей.
Эмоциональная память - память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.
Процессы памяти
Запоминание - закрепление воспринимаемой информации. Выделяются два способа запоминания - механическое и осмысленное.
Сохранение - удержание информации в памяти.
Воспроизведение - активизация запомненной ранее информации. Воспроизведение бывает произвольным (намеренным) и непроизвольным.
Узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. Основой узнавания является сравнение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и производительности.
Узнавание индивидуальное - опознание какого-либо единичного объекта. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше.
Узнавание родовое - опознание вариативного предмета или явления. Например, какой-то геометрической фигуры. Узнавать вариативный объект, значит отнести его к известному классу объектов.
Узнавание симультное (мгновенное) - имеет место в случаях, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.
Узнавание сложное - имеет место тогда, когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты.
Узнавание сукцессивное (последовательное) - связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом вначале возникает чувство «знакомости», которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления.
Забывание - процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленной в памяти информации. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления.
Пассивное угасание - уменьшение с течением времени четкости (прочности) в памяти энграмм (следов информации).
Временное забывание - возникает при торможении временных нервных связей.
Частичное забывание - вид забывания, при котором человек воспроизводит не весь материал, или воспроизводит с ошибками, а также - когда узнает, но не может воспроизвести.
Полное забывание - вид забывания, при котором закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.
Формы воспроизведения
Повторение - воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания, это средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, актуализации человеком тех или иных способов деятельности. Другой функцией повторения является совершенствование действий по различным параметрам. Многократное повторение действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма (навыка).
Представление - образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим. По виду преобладающих ощущений, лежащих в основе представлений, их подразделяют на зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные, вкусовые, тактильные. По характеру отражения воспринятого ранее представления подразделяются на две группы - представления памяти и представления воображения. По участию волевого усилия в возникновении представления - на произвольные и непроизвольные представления.
Пространственные представления - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях - величине, форме, относительном и вращательном движении и т. д. По содержанию пространственные представления подразделяются на представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ схемы, структурной химической формулы и т. п.). Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной и многих других видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.
Припоминание - сознательное воспроизведение материала, связанное с преодолением известных трудностей, требующих волевых усилий. Успешности припоминания способствует использование специальных приемов: составление плана припоминаемого материала; активное «вызывание» образов соответствующих объектов; намеренное «вызывание» опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.
Припоминание родовой принадлежности - припоминание, при котором человек может определить общие особенности слова (например, сколько в слове слогов, с какой буквы оно начинается и т. д.).
Правила запоминания материала
1. Простые события в жизни, если они произвели сильное впечатление, запоминаются надолго, и вспоминаются мгновенно, с отчетливостью и ясностью.
2. Сложные и неинтересные события могут переживаться сколько угодно раз, но не сохраняются в памяти.
3. При пристальном внимании к событию можно всего лишь один раз пережить его, чтобы правильно воспроизвести его содержание.
4. Точность воспроизведения события и уверенность в том, что событие точно воспроизведено, не одно и то же. Потому что, человек не осознавая, может правильно воспроизвести ход события, или быть уверенным, что так и было, но при этом ошибаться.
5. Для человека очень важна универсальная единица (от пяти до девяти - устойчивая группа информации, объектов запоминается после однократного предъявления и т.д.). Это объем кратковременной памяти; все, что больше девяти, необходимо предъявлять несколько раз, чтобы запомнить. Например, после однократного запоминания шести бессмысленных слогов, человек обычно их воспроизводит. Если исходный ряд состоял из 12 таких слогов, шесть из них удается воспроизвести после 14-16 повторений, 26 слогов - 30 повторений для получения того же результата, 36 слогов - 55 повторений.
6. После запоминания длинного информационного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
7. Повторение заучиваемого материала несколько раз подряд непродуктивно; повторения следует распределять во времени, в течение нескольких часов или дней.
8. Каждое новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено ранее.
9. Если внимание недостаточное, материал запоминается плохо, и улучшить запоминание увеличением числа повторений невозможно.
10. В зрелые годы материал запоминается хорошо, если к нему есть интерес.
11. Странные, необычные, редкие явления и события запоминаются
лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
12. Любое новое впечатление не может сохраниться в памяти в неизменном виде; запоминается в одном виде, но впоследствии, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оно оказывает на них влияние и само изменяется.
Мнемоника. Существует устойчивое мнение, будто память можно улучшить при помощи специальных приемов. Здесь есть тонкость, которая заключается в следующем: улучшить память невозможно, но научиться запоминать множество чисел можно. Это - не одно и тоже.
В чем же заключаются приемы, которые предлагает мнемоника? Приведем в пример одну из многочисленных систем, которая называется «словесной памятью». По этой системе мы заменяем цифры буквами, так, например, 1 = р, 2 = ц, 3 = з, 4 = ч, 5 = п, 6 = ш, 7 = с, 8 = в, 9 = д и т. п.
Пользуясь этой таблицей, мы можем следующим образом запоминать хронологические даты. Например, нам нужно запомнить год крещения Владимира, 988. Для этого мы вместо цифр подставляем соответствующие буквы двв; теперь вставляем гласные так, чтобы из этих букв получились слова с определенным смыслом, имеющим отношение к событью, год которого мы желаем запомнить. В данном случае, это будут слова: «дав веру»; эти слова входят в состав следующей фразы: «дав веру христианскую, Владимир заслужил название равноапостольного». Теперь ясно, что вместо того, чтобы помнить число 988, нам нужно запомнить эту фразу. Из этой фразы мы, вспоминая три буквы двв, можем вместо них подставить цифры 9 8 8. Таким образом, запоминаются хронологические данные.
Мнемоника - это развлечение. Изучение огромных рядов цифр, слов при помощи мнемонических приемов не имеет никакого практического значения, потому что в жизни и в науке нет надобности запоминать ряды цифр или ряды слов, которые не связаны друг с другом логически.
Но есть приемы запоминания, которые к мнемонике не относятся. Первая группа таких приемов основана на том, что материал должен изучаться с вниманием. Если мы прочли книгу или узнали новую мысль, то нужно воспроизвести содержание книги или указанную мысль, потому что процесс воспроизведения требует направления внимания на изучаемый предмет, а поэтому он остается в сознании значительно дольше. При изучении нужно соблюдать постепенность в переходе от старого к новому, потому что только при таких условиях внимание может действовать с достаточной напряженностью. Не следует изучать ничего в состоянии усталости, потому что в этом случае не может быть достаточного напряжения внимания.
Вторым условием прочного запоминания является повторение изучаемых представлений. Каждый знает, что если мы какой-либо ряд впечатлений повторим большое число раз, то такой ряд впечатлений мы запоминаем хорошо, но нужно обращать внимание на то, что не следует копить повторения, а по возможности распределять их. Это положение можно сделать понятным при помощи следующего примера. Если вы хотите запомнить стихотворение, и знаете, что его нужно повторить 10 раз, то повторяйте его два дня по пять раз, а не десять раз в один день.
Все изучаемое должно быть изучаться медленно, потому что все изучаемое быстро, в короткое время, так же быстро ускользает из сознания. Это можно объяснить следующим образом. Если ученик изучает что-нибудь только перед экзаменами, то изучаемое ассоциируется с немногими представлениями; если же ученик изучает то же самое в течение учебного года, то изученные представления входят в ассоциативную связь с очень многими другими представлениями. Поэтому знание, приобретенное первым способом, благодаря малому количеству ассоциаций, тотчас уходит из сознания, как только порвется связь с каким-либо представлением, а знание второго рода остается в сознании долго, потому что, если порвется связь с одним представлением, то сохранится связь со многими другими [17].
Объем памяти
Объем памяти исследует физиология; не вдаваясь в формулы и терминологию, вроде «волновой пакет», «единица памяти» и т.д., отметим, что емкость нейрона составляет 1010-1024 бит информации. В ЦНС 1010 нейронов обеспечивают (сосчитайте, сколько?) бит информации, которую человек воспринимает в течение жизни. Вы что-нибудь поняли? Если эти цифры Вам непонятны, попытайтесь самостоятельно в них разобраться; так проверите свое мышление и память. Вы можете этого и не делать, никто же не узнает. В таком случае у Вас, вероятно, нет воли! Изучайте… [13]
Здесь возникает несколько нерешенных пока проблем: во-первых, использует ли человек весь этот объем, если да, то в каком виде деятельности; во-вторых, если объем не используется, нейронные сети должны «гаснуть», или что с ними происходит?; в-третьих, может ли человек воспроизвести (вспомнить) всю прошлую информацию?
Расстройства памяти
Нет понятия «Здоровая память» или «Память в норме», потому что таких качеств у памяти нет. Одни нарушения, в основном - амнезии. Но в этом нет ничего страшного, потому что большинство нарушений памяти возникают постепенно, с возрастом, реже - после болезни или в силу психофизиологических особенностей организма. Конечно, тяжелые формы нарушений памяти - это личная и социальная беда, о чем тут говорить!
Видов расстройств памяти много, какие-то есть у каждого, хотя большинство людей о них не знают, или не думают о них, потому что не сильно мешают. А нужно ли знать? На этот вопрос пусть каждый отвечает по-своему. Не хочет знать - пусть и не читает о них. Но мне представляется, что каждый читатель, вроде бы случайно, заглянет в список нарушений памяти. Совет: если читатель, прочитав список расстройств памяти, решит, что какие-то расстройства у него точно имеются, не нужно переживать, потому что память начинает ослабевать уже после 35 лет, что заметно при механическом запоминании (буквальном, например, при изучении иностранных языков). Выручает мыслительная деятельность и опыт. В преклонном возрасте память ослабевает сильно, всякие ассоциации слабеют, и поэтому они легко разрываются. Пожилой человек, связавший представление какого-либо лица с каким-либо именем, может очень скоро забыть его имя, то есть, у него указанная ассоциация чрезвычайно слаба. Новые ассоциации у пожилых людей имеют малую прочность, а старые ассоциации, напротив, сохраняют прежнюю силу; так, например, пожилой человек, который забывает то, что было год тому назад, воспроизводит в деталях то, что он пережил в юности.
Есть ряд психопатических состояний, в которых наблюдается временное помрачение сознания, после которого субъект не сохраняет воспоминания о том, что произошло с ним за определенный промежуток времени. Это наблюдается преимущественно при малых приступах эпилепсии, носящих название «petit mal» или «absence». Здесь преемственность сознания вдруг обрывается на несколько минут, иногда и на более длинный период, и то, что субъект в это время говорил или делал, совершенно стёрто из его памяти. А между тем он может за это время совершать сложные, иногда даже целесообразные, казалось бы, сознательные поступки; только о сознательности не может быть и речи ввиду полного «беспамятства», и такое своеобразное изменение сознания называется «автоматизмом в действиях». Помимо эпилепсии, к таким состояниям автоматизма могут приводить также некоторые другие психические заболевания - хронический алкоголизм, например. К этой же категории расстройств памяти принадлежит сомнамбулизм как естественный, так и вызываемый искусственно, путем гипнотического усыпления. Сюда относятся редкие, но очень важные и интересные наблюдения психического явления, известного под именем «раздвоения сознания» или «раздвоения личности». В этих случаях чередуются друг за другом два состояния сознания, не имеющие ничего общего между собой. В первом - совершенно исчезает память для впечатлений и поступков, относящихся ко второму, и наоборот; но все отдельные периоды первого и второго состояния связаны друг с другом преемственностью памяти. Следовательно, субъект как бы раздваивается на две личности, из которых каждая проявляется поочередно, и во время господства одной другая совершенно вытесняется из сознания и памяти. Наконец, надо упомянуть о сравнительно редкой группе случаев, в которых из памяти исчезает промежуток времени, предшествующий внезапной потери сознания; это бывает иногда при сотрясении мозга вследствие ушиба. Удивительно, но по возвращении сознания субъект долго не может припомнить многие или даже все обстоятельства, имевшие место за несколько часов или дней до момента потери сознания; впоследствии же память о них восстанавливается. [20]
Амнезия (от греч. a - частица отрицания, mneme - память) - утрата способности сохранять и воспроизводить информацию.
Амнезия антероградная (от лат. anterius - прежде, до, gradior - идти) - утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следовавших за окончанием бессознательного состояния или другого расстройства психики.
Амнезия антероретроградная (от лат. anterius - до, ufro - позади, gradior - идти) - сочетание двух видов амнезии. Из памяти выпадают события, не только предшествовавшие бессознательному состоянию или болезни, но и следовавшие за ними.
Амнезия защитная - забывание (вытеснение) неприятного, травмирующего прошлого опыта.
Амнезия инфантильная (от греч. infantilis - детский) - отсутствие воспоминаний о первых 3 - 4 годах жизни.
Амнезия истерическая - своеобразная амнезия у невротиков, имеющая своим источником инфантильную амнезию.
Амнезия кататимная (от греч. catathymica - падать духом) - амнезия только на определенные лица и события.
Амнезия прогрессирующая - утрата способности запоминания и постепенно нарастающее опустошение запасов памяти, происходящее в определенной последовательности: в первую очередь утрачивается память о событиях последних лет, позже о событиях далекого прошлого и, наконец, исчезает память всей прожитой жизни.
Амнезия репродукционная - невозможность вспомнить в нужный момент необходимое имя, число, дату, определение.
Амнезия ретроградная - выпадение из памяти полностью или частично событий дней, месяцев и даже лет, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию.
Амнезия фиксационная - невозможность запоминания текущих событий.
Амнезия эпизодическая - неоднократно наступающая амнезия на ограниченные промежутки времени.
Амнезия негативная - амнезия, обусловленная внутренним сопротивлением индивидуума воспроизведению отдельных фактов.
Гипермнезия (от греч. hyper - над, сверх, mnesis - воспоминание) - необычное, иногда болезненное усиление возможностей воспоминания. В патологических и пограничных случаях характеризуется удержанием в памяти обилия малосущественных деталей (например, расписания движения поездов). Гипермнезия не зависит от уровня интеллекта. Она возникает также под гипнозом и в обычных сновидениях.
Гипомнезия (от греч. hypo - под, mnesis - память) - ослабление памяти или ее отдельных компонентов (запоминание, сохранение, воспроизведение). Гипомнезия возникает после различных заболеваний или является врожденной.
Дисмнезия (от греч. dis - затруднение, mneme - память) - расстройство памяти, характеризующееся снижением способности к запоминанию, уменьшением запасов памяти и ухудшением воспроизведения.
Конфабуляции (от лат. confabulo - болтаю) - вымышленные события, принимающие форму воспоминаний; ложные воспоминания. При конфабуляции действительные события забываются, а их место заполняется вымыслами, которые касаются бытовых фактов текущей жизни или имеют фантастическое содержание.
Конфабуляции мнемонические - конфабуляции, возникающие при выраженных или тяжелых расстройствах памяти и замещающие пробелы памяти вымышленными событиями.
Конфабуляции онирические - конфабуляции, возникающие после исчезновения сна, отражающие в своем содержании тематику перенесенного расстройства сознания.
Конфабуляции экспансивные - бредовые и фантастические конфабуляции, содержанием которых является идея величия, необычного физического здоровья, интеллектуальной одаренности, богатства, высокого происхождения, изобретательства, реформаторства и т. п.
Криптомнезии (от греч. kryptops - скрытый, mneme - память) - искажения памяти, выражающиеся в ослаблении различия (вплоть до полного его исчезновения) между действительно происходившими событиями и увиденными во сне, прочитанными, услышанными.
Навязчивое припоминание - непреодолимое стремление без надобности вспоминать имена героев книг, даты событий и т. д.
Парамнезия (от греч. para - возле, около, mnesia - воспоминание) - ложные воспоминания, возникающие в результате слияния актуального восприятия, впечатления с мнимым, бывшим якобы в прошлом. Парамнезии разделяют на конфабуляции (ложные воспоминания) и криптомнезии (искажение памяти).
Торможение индукционное - экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его - преимущественное обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздражитель.
Торможение проактивное (от лат. pro - раньше, activus - действующий) - ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.
Торможение ретроактивное (от лат. retro - назад, activus - действующий) - ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, следующей после заучивания.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 219.