Формы устной речи - диалогическая, монологическая, активная и пассивная.
Развитие и формирование речи
Развитие речи происходит спонтанно, в общении. Ребенок живет в языковой среде, копирует речевые формы, осваивает языковые нормы, которые существуют в семье. То есть, ребенок речь «берет» от родителей; чем больше они с ним разговаривают, тем больше у него речевой опыт. Поэтому, речь родителей должна быть литературно правильной, сюжетно интонированной, эмоционально насыщенной. Напротив, примитивная, бытовая речь родителей тормозит речевое развитие ребенка.
Школьник оказывается уже в учебном процессе, начинается процесс осознанного совершенствования речи. Формирование речи школьника – это целенаправленная деятельность взрослых и ребенка по развитию речевого поведения, которая опирается на:
- способность отбора слов (лексем);
- способность удерживать в памяти предыдущее и предвидеть будущее;
- самоконтроль за речью.
Речь развивается следующим образом:
1 этап - от ситуативной к контекстной;
2 этап - от речи для других (социализированной) к речи для себя (эгоцентрической), а не наоборот;
3 этап - от функции коммуникации к функции планирования и регулирования действий (заметное проявление второй функции наблюдается к концу дошкольного детства);
4 этап - осознание своей речи происходит лишь в школьный период, в процессе обучения.
5 этап - овладение родным (первым, основным) языком происходит «снизу вверх» - от слогообразования и других элементарных механизмов к высшим уровням языка и лишь затем к произвольности, к сознательному оперированию знаковыми единицами. Овладение вторым языком (в более поздний период, после овладения родным) происходит «сверху - вниз», т.е., начиная с сознательных операций над языком, через произвольный выбор языковых средств к автоматизации речи. Овладение в раннем возрасте двумя языками одновременно (в двуязычных семьях) происходит без каких-либо дополнительных затруднений, т. е. так же, как и одним.
В три года ребенок овладевает речью. Конечно, она совершенствуется всю жизнь, но до трех лет ребенок обязательно должен овладеть грамматическими формами и активно использовать много слов. То есть, если ребенок растет в семье с дефицитом речи, или живую речь родители заменили видео или джойстиком, он не будет знать много слов. А мыслит человек только словами. Следовательно, дефицит общения - мало слов - скудное мышление. Все просто...
Этапы овладения речью
Этапы | Примерный возраст | Периоды внутри этапа | Основные характеристики речи |
Доречевой
| От 2 до 11 мес. | Гуление (до 5мес). | Звуки не соотнесены друг с другом, не локализованы, не постоянны, не соотнесены с определенным языком. |
Лепет (с 5 мес.) | Звуки четко локализованы и контрастны; около 6 мес. появляются «псевдослова», состоящие из нескольких слогов, но лишенные смысла, в 8 мес. они приобретают предметную отнесенность. | ||
Первичный | От 11 мес. до 1 года | Около 1 года | «Открытие» ребенком возможности замещения словом целого класса предметов и явлений; начало бурного роста активного запаса слов; наблюдается явление «синтагматической грамматики», т.е. уподобление друг другу всех звуков слова; появляется произвольность речи, т. е. соотнесенность звуков со звуковым составом соответствующего языка |
1г. 3 мес. - 1г. 6 мес. | Овладение парадигматической грамматикой, т. е. развитие способности различать слова по 1 звуку; переход от однословных высказываний к двухсловным (слова пока располагаются рядом без учета и согласования грамматических форм) | ||
Овладение грамматической структурой
| От 1 года 7 мес. до 3 лет | Около 2 лет. | Овладение грамматическими формами, начало вычленения - морфом. |
Около 3 лет и далее | Рост словаря и увеличение количества используемых грамматических форм |
Качества речи
На качество речи ребенка оказывает влияние состав семьи и порядок рождения детей. Словарный запас единственных в семье детей или первенцев более обширный, потом занятые родители передают часть воспитательных функций старшим детям, а их речь еще далека от совершенства.
Невозможно точно сказать, какой должна быть речь, например, у преподавателя. Вероятно, понятной, полной, без дефектов. Преподаватель безусловно должен знать нормы устной и письменной речи, правила грамматики, произношения, ударения, словоупотребления, ориентироваться в допустимых и недопустимых выражениях. Например, правильно говорить «последний» (в очереди) и неправильно – «крайний»; правильно говорить «класть» и неправильно – «ложить».
Правила устной речи
1. Если фраза содержит два противопоставления, то выделяются оба противопоставляемых слова.
2. При сочетании двух существительных выделяют то, которое стоит в родительном падеже.
3. Всегда выделяются однородные члены предложения.
4. Прилагательные обычно не принимают на себя ударение. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.
5. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. Необходимо следить, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.
6. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся.
Здесь возникает много вопросов, потому что речь преподавателя - это инструмент, с помощью которого он «делает» специалиста. Рубанок внешне может выглядеть неприглядно, но лезвие острое; так и речь преподавателя может характеризоваться неточностью, множеством междометий, нечетким произношением, а учащиеся это не замечают, старательно работают. Напротив, цветистая речь, безупречность фонетическая, а в аудитории шум. Потому что много зависит от мотивации учащихся, личности преподавателя.
И все же, обязательными признаками профессиональной речи считаются:
- правильность речи, соответствие ее литературным и языковым нормам;
- точность речи, соответствие ее содержанию материала (теме);
- ясность, понятность и доступность слушателям;
- чистота, то есть отсутствие жаргонизмов и слов-паразитов («так сказать», «в общем», «как говориться», «в этом смысле» и др.).
Расстройства речи
Расстройства речи - это распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение ее нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями или условиями жизни. Расстройства речи изучает логопедия (от греч. logos - слово, paideia - воспитание) - отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка методов их предупреждения и преодоления.
Расстройства речи (как и памяти, мышления, других познавательных процессов) следует знать обязательно для того, чтобы зафиксировать их у себя, когда они явно проявятся. Нужно знать также и для того, чтобы видеть, слышать нарушения у других людей и учитывать во взаимоотношениях с ними.
В преподавательской деятельности тяжелые расстройство речи - это профессиональная непригодность. Но не все так просто: замедленную речь можно определить как брадифазию (последствия заторможенного мышления), но она может сопровождать индивидуальную методику преподавания.
С возрастом наблюдаются такие расстройства речи, как амнестическая и интонационная афазии, речь слащавая, речь рифмованная, речь пуэрильная, речь персерваторная и др. При классификации речевых расстройств учитывают основные их проявления, сопутствующие неврологические симптомы, характер анатомических изменений речевого аппарата.
Агитофазия (от лат. agito - возбуждать, греч. phasis - речь) - быстрая, беспорядочная, малопонятная речь, наблюдающаяся обычно в состоянии психического возбуждения.
Аграмматизм (от греч. agrammatos - нечленораздельный) - ошибки в грамматическом построении активной речи (экспрессивный аграмматизм) и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих семантические отношения с помощью флексий (брат отца, отец брата), предлогов (под, над), союзов (хотя, несмотря на и т.д.), и порядка слов. Аграмматизм у взрослых возникает при различных формах афазии как проявление нарушения речи.
Алалия (от греч. a - отрицательная частица, lalia - речь) - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе. Различают моторную и сенсорную алалию.
Алалия моторная (от лат. motor - двигательный) - недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе лежит расстройства или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина - поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей.
Амнестическая афазия (от греч amnesia - забывчивость) - нарушение способности называть предметы при сохранной возможности их охарактеризовать; необходимое слово легко вспоминается, если подсказать его первые слоги или звуки.
Анартрия (от греч. an - не, arthros - членораздельно произносить) тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.
Афазия (от греч. aphasia - утрата речи) - расстройство речи, обусловленное поражением речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевого аппарата (язык, губы, гортань, мягкое нёбо).
Афония (от греч. а - отрицательная приставка, phone - звук, голос) - отсутствие звучного голоса при сохраненной шепотной речи. Различают функциональную, истинную и паралитическую афонию. Функциональная афония развивается после острых ларингитов у больных неврозами. Истинная афония наблюдается при заболевании гортани. Паралитическая афония возникает в результате травмы, при различных опухолях.
Афтонгия (от греч. aphthongos - безголосый, безмолвный) - потеря способности артикуляции речи, обусловленная судорогой мышц голосового аппарата.
Баттаризм - нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, нечетко, не договариваются. Речевое дыхание при баттаризме нарушено, целые каскады слов произносятся без передышки, с «захлебыванием». Все это делает речь неразборчивой. Нередко фонетическим недостаткам речи при баттаризме сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Баттаризм - одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у невропатов. От заикания баттаризм отличается отсутствием судорог, боязни публичной речи.
Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Вербомания (от лат. verbalis - словесный, греч. mania - безумие) - патологическое многословие.
Гаммацизм - недостаток произношения звука «г».
Глоссолалия - 1) нарушение артикуляции, обусловленное какими-либо патологическими изменениями языка; 2) нарушение речи в виде множества неологизмов и неправильного построения, что делает ее непонятной.
Гнусавость - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, обусловленное нарушением нормального участия носовой полости в процессах голосообразования и артикуляции. Различают два вида: открытую и закрытую. Открытая - во время произнесения всех звуков воздух проходит не только через рот, но и через нос. При закрытой происходит нормальной проходимости носовой полости, что приводит к полному или частичному выключению носового резонанса. Голос в этих случаях лишается ряда обертонов, звучит глухо. При закупорке носа вместо звуков «м» и «н» произносятся «б» и «д».
Графическая апраксия (от греч. grapho - пишу) - утрата способности воспроизводить написание тех или иных букв, забывание их графического изображения; списывание букв и слов с печатного текста вызывает большие трудности.
Дизартрия (от лат. dis - приставка, означающая затруднение, нарушение, расстройство, разделение, утрату чего-нибудь, от греч. Arthur - издаю членораздельные звуки) - неспособность к правильной артикуляции речи, смазанная, «спотыкающаяся» речь.
Дислексия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, лат. lego - читаю) - частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфазия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, phasis - речь) - общее название нарушений речи любого происхождения.
Дисфония (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, phone - голос) - расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным - хриплым, слабым, вибрирующим и т.п.
Заикание - нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения с людьми. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др. формы репродуктивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от заикания. Для заикания характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (например, пароход, па-па-пароход), нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры лица. Чаще всего возникает в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Причина заикания связана с перенапряжением или травмой нервной системы (общая и речевая перегрузка, испуг, потрясение и т.д.), вызывающими нарушение механизмов речи. Существует 10 видов З.
Интонационная афазия - общее название нарушений интонационного строя речи, при которых речь становится монотонной.
Йотацизм - нарушение произношения звука «й»; выражается чаще всего в замене «й» другими звуками или в его опускании.
Каппацизм - недостаток произношения звука «к». Чаще всего выражается в замене язычно-небной смычки смыканием голосовых связок. При взрыве смычки, образуемой голосовыми связками получается звук, напоминающий согласный «к». Иногда выражается в замене «к» звуком «т» или в его опускании.
Катафазия - расстройство речи, заключающееся в многократном повторении в стереотипной форме ответа на один заданный вопрос.
Косноязычие, дислалия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, нарушение, lalia - речь) - неправильное произношение звуков в речи. Косноязычие обусловлено аномалиями языка, челюстей, зубов, неба, нарушениями функций центральной нервной системы, тугоухостью, а также подражанием ребенка неправильному произношению кого-либо из окружающих.
Ксенолалия (от греч. ksenos - чужой, lalia - речь) нарушение речи с изменением структуры ее звуков, вследствие чего она становится похожей на иноязычную.
Контаминация (от лат. contaminatio - смешение) - ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении слогов, относящиеся к разным словам, в одно слово (например, вместо слов «белок» и «виток» произносится «белток»).
Копролалия (от греч. copros - как, lalia - речь) - систематическое засорение речи бранными, нецензурными словами, циничными выражениями.
Ламдацизм - дефектное произношение «л».
Логоклония - многократное повторение отдельных слогов произносимого слова.
Логоневроз - расстройство речи в форме заикания.
Неологизм (от греч. neos - новый, logos - слово) - употребление созданного человеком языка или особого шифра (криптография).
Олигофазия (от греч. oligos - немногочисленный, незначительный, phasis высказывание) - крайнее обеднение запаса слов.
Оптическая афазия (от греч. optikos - относящийся к зрению) - утрата способности называть предметы при их зрительном восприятии и сохранением возможности их называть при ощупывании.
Парафазия (от греч. para - возле, около, phasis - высказывание) нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной или письменной речи. Различают два вида парафазии: литературная и вербальная парафазии.
Полилалия (от греч. poly - много, lalia - речь) - нарушение речи, при котором слоги многократно повторяются.
Речь парадоксальная - нарушение речи, при котором в ней сосуществуют противоположные по смыслу высказывания; наблюдаются при шизофрении, иногда при выраженных маниакальных состояниях с нарушением логического строя мышления.
Речь персерваторная (от лат. persevero - упорно держаться, продолжаться) - нарушение речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или речевой оборот, хотя речевая ситуация уже изменилась; отличается от речевых стереотипов, которые не ведут начало от какого-то адекватного импульса речевой деятельности и существуют сами по себе, тогда как речевые персеверации - это застревание на первоначально в какой-то мере обусловленной речевой продукции; после перерыва в речевой деятельности возможно появление персеверации другого содержания, а речевые стереотипии в этом отношении отличаются аутохтонностью.
Речь пуэрильная (от лат. puerilis - детский) - нарушение, при котором речь напоминает детскую - картавость, сюсюканье, детские искажения слов, нередко говорят о себе в третьем лице; сочетается с отклонениями в поведении; наиболее часто наблюдается при истерических психозах, при органических поражениях головного мозга.
Речь рифмованная - нарушение речи, при котором преобладает тенденция рифмовать слова. Чаще всего - в ущерб смыслу высказывания; наблюдается при состояниях маниакального кататонического возбуждения, нередко - при эпилепсии в сочетании со слащавостью.
Речь слащавая - нарушение речи, являющееся проявлением дефензивного компонента эпилептической пропорции темперамента, наблюдается также при некоторых психопатиях: говорят вкрадчиво, льстиво, часто употребляют уменьшительные суффиксы.
Ринолалия закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причинами ринолалии закрытой являются органические изменения в носовой или носоглоточной области, или функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют органическую и функциональную ринолалию закрытую.
Сенсорная афазия (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - нарушение понимания речи при нормальном слухе и сохранении способности говорить. В легких случаях человек понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот», «покажите язык»). При сенсорной афазии люди болтливы, но вследствие утраты контроля за речью последняя становится бессмысленной, наблюдается замена букв, слогов и даже целых слов («словесная окрошка»).
Семантическая афазия (от греч. semantikos - обозначающий) - нарушение понимания речи вследствие невозможности установить отношения между словами при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов; нарушение понимания фраз сложной грамматической конструкции.
Симптом монолога - спонтанная речь при отсутствии собеседника, отражающая разорванность мышления.
Символическая речь - придание словам и выражениям особого, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому говорящему) смысла вместо общеупотребляемого.
Сигматизм - неправильное произношение шипящих и свистящих звуков.
Словесная слепота - полная невозможность распознавать буквы или смысл написанных слов. Синоним - алексия.
Словесная глухота - полное или частичное непонимание устной речи.
Тахилалия (от греч. tachys - быстрый, скорый, lalia - речь) - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).
Тетизм - расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2-4 стереотипные фонемы. Обычно тетизм связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости, алалии и т.п.
Хитизм - недостаток произношения звука «х».
Шизофазия (от греч. schizo - разделяю, расщепляю, phasis - высказывание) - разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, облеченных в грамматически правильное предложение.
Эхолалия (от греч. echo - отражение звука, laleo - говорю) - повторение услышанных слов и выражений. Эхолалия наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга. Эхолалия встречается иногда и у нормально развивающихся детей, представляя собой один из ранних этапов становления их речи.
Внимание
Внимание – это «сосредоточенность деятельности в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)» [15]. Основные характеристики внимания – избирательность, устойчивость, распределение и переключаемость и др.
Избирательность внимания заключается в формировании представления о том, какую информацию следует опознать и запомнить, с какой тщательностью и на какое время.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени, не отвлекаясь изучать объект, предмет деятельности. Устойчивость внимания обусловлена индивидуальными особенностями нервной системы, общим состоянием организма в конкретный момент, мотивацией (интересом к объекту, теме) и др. Например, забота о ребенке заставляет родителей что-то делать, изучать, искать с большим вниманием. В учебном процессе следует учитывать такую закономерность: устойчивость внимания колеблется каждые несколько секунд (микроколебания), а через 15-20 минут внимание переключается (соскальзывает) на другие объекты. Поэтому устные или письменные сообщения в учебном процессе не должны превышать 20 минут, или нужно организовать процесс таким образом, чтобы был интерес к работе, ответственное отношение к ней, сознательный контроль.
Распределение внимания позволяет держать в «поле зрения» несколько объектов или выполнять разные виды деятельности.
Концентрация внимания характеризует поглощенность объектом деятельности, когда внешние раздражители (объекты) остаются вне поля внимания человека. На концентрацию внимания влияет тип нервной системы (люди со слабым типом нервной системы отвлекаются на внешние раздражители, а инертного типа в изоляции не нуждаются). Если человек понимает важность деятельности, осознает ответственность за ее выполнение, тип нервной системы не имеет значения.
Переключаемость внимания заключается в сознательном переводе его с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другие. Для познавательной деятельности переключаемость внимания имеет важное значение, потому что обучающиеся должны в течение учебного дня несколько раз «переключаться» на разных преподавателей, у преподавателей различная умственная и предметная деятельность, иные понятийные ряды, логика и т.п.
Кроме перечисленных характеристик внимания отмечают также помехоустойчивость, силу, интенсивность.
Виды внимания
Условия деятельности определяют виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает, во-первых, в результате новизны, силы, неожиданности объекта, во-вторых, соответствия потребностей человека его внутреннему состоянию. Во времени – неустойчиво, поэтому в познавательной деятельности опираться только на него не нужно.
Произвольное внимание – это сознательное сосредоточение на объекте, на деятельности. Поддержание произвольного внимания требует волевых усилий для достижения поставленных целей. В учебной деятельности лекция для студентов скучна, они отвлекаются, «утыкаются» в телефоны. Другое дело – практические, лабораторные занятия, где требуется решение задач, работать с лабораторными или опытными установками.
Послепроизвольное (интеллектуальное) внимание – основа умственной деятельности, связанно с сосредоточенностью и направленностью мысли. При интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Нарушения внимания
К нарушениям внимания относят неустойчивость, рассеянность, отвлекаемость (рассеянность), сужение объема и ряд других. В профессиональной деятельности необходимо дозировать информацию, потому что:
1. Восприятие информации оптимально в течение 20 минут, затем внимание «соскальзывает»;
2. Средний уровень продуктивности восприятия – 35 минут;
3. После 45 минут работы с информацией проявляются выраженные затруднения в ее обработке.
4. Венцом нарушений внимания является Апрозексия - полное отсутствие внимания.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.