Возрастные изменения уровня внимания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Уровень внимания

106                                   104                                   102                                   100

                                                             Средняя норма

    98                                   96                                   94                                   92                                   90                                  

Возраст

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

  

    В 19 и 21 год наблюдаются пониженные результаты внимания. Это связано с недостаточным уровнем развития распределения внимания, с повышенной отвлекаемостью, трудностью работать со сложными объектами и большими объемами информации.

Функциональные системы организма «устают», поэтому в организации любой деятельности необходимо учитывать суточные и недельные колебания работоспособности.

 

Суточные колебания работоспособности человека

 

Работоспособность

 

 

 

                                           
 

 

                                           
 

 

                                           
 

 

                                           

                                                      Средний уровень работоспособности

 

                                             

 

                                             

 

                                             

 

                                             

 

                                             
Часы

1

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
                                                   

Недельные колебания работоспособности человека

 

Работоспособность человека

             
             
             
             
             

                              Среднее значение нормы

             
             
             
             
             
Дни Понед. Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскрес.

 

 

   Глава 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

 

Эмоции,  чувства, мотивация

Эмоции ( от лат. emovere - волновать, возбуждать ) - это переживания человеком состояния своего организма и процесса удовлетворения потребностей. Иными словами, поведение животных и человека направлено на удовлетворение   различных потребностей для поддержания индивидуального гомеостаза. Например, организму не хватает питательных веществ, у него возникла  потребность в еде. Но как понять животному, что его организму нужны питательные вещества? Эта потребность выражается в виде эмоции голода; чем сильнее голод, тем сильнее эмоция. Следовательно, эмоции - это биологические сигналы об удовлетворении или неудовлетворении потребностей организма в еде, тепле, сне, размножении и др.

За эмоцией голода следует мотивация, которая побуждает животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение потребности в пище.

 После удовлетворения потребности в пище, эмоция голода уступает место эмоции сытости, и мотивация к деятельности, направленной на удовлетворение потребности в пище - исчезает.

 

Эмоция «Голод» -  Мотивация - Эмоция «Сытость»

 

На базе аппарата эмоций у человека развиваются более сложные образования, которые называются  «Чувства» - субъективное отношение человека к удовлетворению своих потребностей, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениям. Например, эмоция «сытости», сопровождается каким-то чувством (вкусно/невкусно, пресыщенность…).

Единой научной теории эмоций нет, потому что неизвестно, где и как эмоции возникают и что является их нервным субстратом. Поэтому, каждая теория объясняет только отдельный аспект эмоций. Наиболее известна эволюционная теория Ч.Дарвина. В эволюционном развитии примитивные животные обладали примитивными эмоциями, которые регулировали простое поведение (например, ярость). У человека - сложное поведение, появились и сложные эмоции (отвага). Но примитивные эмоции у человека остались.

Процесс удовлетворения потребности сопровождается эмоциями разной силы. Например, у организма возникает потребность в пище, то есть он с помощью эмоций указывает на то, что необходимо пополнить запас питательных веществ. Затем потребность усиливается и возникает эмоция голода. Такие простые эмоции называются фундаментальными, базисными,  первичными. Они врожденные, безусловно-рефлекторные, к ним относятся вкусовые, температурные, болевые и т.д., разделяются на два класса:

   - положительные эмоции (тепло, сытость и др.), которые возникают при благоприятном воздействии на организм и стимулируют его к достижению и сохранению такого состояния;

   - отрицательные эмоции (голод, холод, страх и др.), побуждают организм к активному избеганию вредных воздействий.

Базисные эмоции возникают независимо от воли человека. Например, страх – сильная эмоция, появляется при биологической угрозе для организма или социальной опасности для человека. Особенность данной эмоции в том, что она может возникнуть как в случае прямой угрозы, так и предвосхищаться - организм «моделирует» ситуацию, а затем эмоцией страха предупреждает сам себя о возможной или реальной опасности. Следовательно, страх - реакция организма на конкретную или «придуманную» опасность для его существования.

Эмоция страха имеет много эмоциональных тонов – опасение, боязнь, испуг, собственно страх, ужас. Если боязнь возникает от ожидания неприятности, то испуг появляется при восприятии внезапной опасности, и в этом случае он выражается в блокаде мыслей и речи. Ужас – это аффективная (высшая) форма страха.

В некоторых случаях эмоции и чувства компенсируют дефицит информации, необходимой для достижения цели. Например, «Тревога» – смутно-неопределенное чувство надвигающейся опасности - выражается в обострении восприятий, в повышении скорости реакций, в сужении объема связей с внешним миром.

Следует различать ситуативнуютревогу, которая возникает в конкретный момент, и тревожность, как безотчетный страх от ожидания каких-то неприятностей.

 Состояние тревоги на физиологическом уровне проявляется в учащенном дыхании и усилении сердцебиения, повышенном артериальном давлении, снижении порога чувствительности и др. симптомах.

На психологическом уровне состояние тревоги проявляется в нервозности, озабоченности, психическом напряжении, неспособности к принятию правильных решений проблем.

Страх иногда вытесняется другими сильными чувствами, которые называют бесстрашием, или храбростью. Упоение действиями, азартом так увлекает людей, что они готовы рисковать имуществом, даже жизнью, позабыв о страхе. Одна из форм бесстрашия – отвага интересна тем, что страх вытесняется чувством долга.

Базисных эмоций немного. Но есть большой класс эмоций, которые возникают не в результате прямого действия внешней или внутренней среды на организм, а «придумываются» человеком в переживании какой-то ситуации, своего социального положения, в ходе размышлений над чем-то, возможно - абстрактном. Например, человек переживает, и даже пугается того, что через сотни миллионов лет Солнечная система исчезнет. В психологии и психопатологии такие эмоции обозначаются как фобии (от греч. phobos - страх) – навязчивые, липкие страхи конкретного содержания:

- агорафобия – боязнь открытых мест;

 - гидрофобия – боязнь воды;

- гипсофобия – боязнь высоты;

- клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств;

- ксенофобия - страх незнакомцев;

- мизофобия – боязнь загрязнения;

- монофобия – боязнь одиночества;

- эрейтофобия – страх покраснеть при публике, и т.д. 

Такие страхи вызваны неврозами и психопатиями у психастеников, а также психозами при шизофрении и др.

Очень сильные эмоции обозначаются как аффект. Аффективные состояния кратковременны, возникают в ситуациях, опасных для жизни человека, или при фрустрациях, когда удовлетворение потребностей прерывается непреодолимыми препятствиями, например, запретами. Тяжелые эмоциональные переживания и вытекающие из них особые формы поведения у аффективных детей вызваны неудовлетворением важных для них потребностей и запретами на общение. Выражается аффект в неосознанном и неуправляемом поведении.

Аффективное состояние может возникнуть мгновенно в результате, по мнению человека, явной опасности для его жизни. Но чаще всего аффекту предшествует череда эмоциональных состояний астенического характера. Рассмотрим пример возможного развития такого аффекта, как гнев. Он возникает внезапно при неожиданном препятствии в ходе удовлетворения какой-то очень важной для человека потребности. А вот отчаянию, которое возникает при абсолютной для человека невозможности найти выход из положения, предшествует досада, возмущение, горе. Или, чувство «Прекрасного», которое у всех людей различное, то есть отражение действительности носит субъективный характер. Например, мы видим, что на улице тает снег. Это объективная данность, и в результате мышления мы устанавливаем связь между таянием снега и временем года. Но далее человек испытывает или радость, или огорчение от увиденного. Это и есть личное, субъективное отношение людей к содержанию объективной действительности.

Безграничность субъективного в отражении объективного мира обуславливает множество эмоциональных состояний у человека - печаль, горе, растерянность, нежность, злорадство, любовь, стыд, решительность, потому что,  «На вкус и цвет товарищей нет».

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 173.