Профессиональные деформации неизбежны в любой профессиональной деятельности. Например, преподавательская деятельность насыщена эмоциогенными факторами. Один из факторов является самым главным: преподаватель каждый день вынужден из взрослого состояния переходить в юность, проживать чужую жизнь, существовать в логике другого человека. Это трудно, и со временем, чтобы как-то освободиться от таких перевоплощений, он переходит к морализаторству, авторитарности в суждениях и поведении, что, в конечном счете, становится чертами характера.
В психологии давно исследуют очень интересную проблему задатков и способностей. Не вдаваясь в суть генетических факторов с ключевым понятием «импрессинги» или социальных, следует отметить, что человеку определен его собственный предел в физических или интеллектуальных достижениях. Каждый спортсмен в определенный период своей карьеры вдруг замечает, что, несмотря на тренировки, результаты больше не растут. И не будут расти, он достиг предела.
У преподавателей также есть предельные для них уровни профессионализма. Поскольку эти уровни все же не длина или высота прыжка, к их анализу надо подходить осторожно. Речь идет не о том, что преподаватель в силу интеллектуальных задатков не может перешагнуть какой-то свой предел; в ВУЗе большинство преподавателей защитили кандидатские диссертации, и на том этапе они были равны по возможностям и способностям. Но немногие продолжают активно заниматься наукой; большинство - только преподают. Неизменная деятельность ведет к профессиональной усталости, наступает период стабилизации в достижениях. На начальном этапе профессионализации такие периоды короткие, а позже они могут продолжаться год и более. Так начинается профессиональная стагнация:
- нарастает чувство неудовлетворенности профессией, которое может сопровождаться психосоматическими расстройствами;
- появляются сложности во взаимоотношениях с коллегами, студентами, руководством вуза;
- снижается эффективность профессиональной деятельности через 10-15 лет, что выражается в отказе от новаторства, в шаблонности и стереотипности, изоляции от коллектива, неверии в себя, в чувстве одиночества. В целом, обедняется репертуар способов, методов выполнения работы, сворачиваются профессиональные навыки, снижается работоспособность, развивается негативизм.
Профессиональная стагнация преподавателей во многом зависит от социальной составляющей - зарплаты, периферийности социального имиджа, отсутствия моральных стимулов. Во всяком случае, это позиционируется преподавателем, как причина. В таких условиях быстро наступает пресыщение профессиональной деятельностью.
Но об уровне интеллекта все же следует говорить. Интеллект - это УМ, познавательная деятельность. Качество познавательной деятельности с возрастом снижается, зато сильно начинают проявляться акцентуации характера (акцентуации характера - высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией). Акцентуации характера профессионализируются, формируют индивидуальный стиль деятельности и превращаются в профессиональные деформации.
Это уже кризис в профессиональном развитии, выражающийся в профессиональных деструкциях - изменениях сложившейся структуры деятельности, которые негативно сказываются на продуктивности труда и межличностных отношениях.
Профессиональные деформации выражаются в стрессах, фрустрациях и психическом выгорании.
Стресс - это системная реакция организма при воздействии стресс-факторов (стрессоров).
Признаки ответной реакции организма на стрессовую реакцию:
- физиологические (учащенные пульс и дыхание, повышенное потоотделение, напряжение мышц рук и ног, нетипичные эмоции, повышенная возбудимость, ухудшение памяти, появление различных болей);
- психологические (затруднения в принятии даже простых решений, отсутствие уверенности в себе, беспокойство, беспричинный страх, быстрая речь, сонливость, человеку «ничего не нравится»);
- поведенческие (человек становится рассеянным, ему трудно сосредоточиться на чем-то конкретном, он часто попадает в сложные и нелепые ситуации, возникает манерность, появляется беспричинная агрессия).
В течение жизни каждый человек испытывает кризисы – резкая перемена жизни, потеря близких, старость; это сопровождается сменой моделей жизни. Освоить новые модели жизни не всегда и не всем удается, а иногда – невозможно. Важно помнить только, что причиной эмоционально-стрессовой реакции является не само по себе действие стрессоров, а субъективная их оценка.
Следовательно, нужно анализировать возникшие трудности: от старости не убежишь, горе от потери близких со временем «притупиться», перемены в жизни требуют активности, чтобы вернуться к прежней жизни, а если невозможно, стройте новую жизнь, и, меньше вспоминайте прежнюю.
Причины стрессов в профессиональной деятельности разнообразны, но если их классифицировать, то выделяется всего несколько групп:
I. Непосредственные причины стрессов
1) субъективные: высокая субъективная сложность задачи; высокая ответственность задания; опасность и неопределенность ситуации; недостаточный контроль над ситуацией; частичный или полный неуспех в деятельности.
2) операционные: противоречивость и дефицит информации; большой объем информации; нарушение ритма поступления информации.
3) временные: дефицит времени; длительность нагрузки.
4) организационные: неправильный выбор информации; отвлечение внимания, совмещенная деятельность.
II. Базовые причины стрессов
1) морально-нравственные: безответственность; небрежность.
2) профессиональные: низкий уровень знаний; недостаточно развиты умения и навыки; отсутствие необходимого опыта.
3) физические: снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний; неблагоприятные функциональные состояния.
4) психологические: низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности; недостаток в развитии профессионально-важных качеств; особенности психического состояния человека.
III. Сопутствующие причины стрессов
1) в организации труда: нерациональный режим труда и отдыха; недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места; недостатки в обратной связи о результатах деятельности; неадекватная оценка деятельности и оплаты труда.
2) в условиях труда: неблагоприятный психологический климат в коллективе; недостаточная совместимость, низкий ролевой статус;
- неудовлетворенный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения.
Причины стрессов в профессиональной деятельности
Физические
Работа 1) количественная перегрузка 2) качественная перегрузка 3) необъяснимые перемены 4) плохое оборудование | Структура и климат 1) слабая коммуникация 2) недостаток соучастия 3) неправильно определенная иерархия | Организационные факторы 1) семья 2) экономика 3) общество 4) обстоятельства жизни | |||
Роль на работе 1) ролевой конфликт 2) ролевая неясность 3) ответственность за людей 4) недостаток поддержки 5) несоответствие статуса | Проблемы карьеры 1) замедленное продвижение 2) слишком быстрое продвижение 3) несправедливость 4) недостаток подготовки 5) несоответствие квалификации | Отношения 1) с руководителями 2) с подчиненными 4) с клиентами 5) с рабочими | |||
Личностные 1) неудовлетворение потребностей 2) крушение надежд и отсутствие достижений 3) эмоциональная неустойчивость, 4) заниженная или завышенная самооценка 5) неясность ситуации
Последствия стрессов | |||||
Субъективные 1) утомляемость 2) тревожность 3) чувство вины | Поведенческие 1) инциденты 2) нехорошие разговоры | Физиологические 1) растущее кровяное давление 2) высокое содержание холестерина 3) коронарные заболевания | Организационные 1) прогулы 2) низкая производительность 3) неудовлетворенность работой | ||
Жизненные ситуации и события могут вызвать положительный стресс, или отрицательный. Чтобы различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием - эустресс, а отрицательные - дистресс. Пример: Вы нашли кошелек с деньгам или потеряли свой кошелек.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть (например, этапы становления семьи или же биологически обусловленные возрастные изменения). Другие ситуации - неожиданные и непредсказуемые, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют ситуации, обусловленные поведением руководителя, принятием решений определенных ходом событий (смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций может вызвать эмоциональный дискомфорт.
Стресс иногда путают с фрустрацией (от лат. frustratio - обман, напрасное ожидание) - отрицательные переживания в виде тревоги, отчаяния, разочарования, раздражения в ситуациях, когда планы неожиданно нарушаются из-за непреодолимых препятствий. Выделяют три типа ситуаций, приводящих к фрустрации: отсутствие необходимых средств достижения цели, потеря, конфликт. Например, согласно плану, по прилету в аэропорт, человек пересаживается на автобус, и к намеченному часу достигает цели. А вылет самолета по каким-то причинам отложили на несколько часов. В такой нередкой ситуации все люди испытывают фрустрацию; разница в том, в какой форме у людей проявляется это психическое состояние – растерянность, блокада мыслей, активности, люди становятся беспокойными, суетливыми, совершают какие-то бессмысленные движения, ищут глазами «спасителя» или кого можно обвинить…Некоторые в таких ситуациях спокойны.
Различают три стадии развития стресса: стадия тревоги; стадия резистентности; стадия истощения. После стадии истощения появляется «синдром психического выгорания» - состояние эмоциональной опустошенности, люди чувствуют себя усталыми, перестают радоваться жизни, концентрируют внимание на своих болезнях. Общие характеристики: чувство эмоционального истощения; изнеможение (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к подопечным); негативное самовосприятие в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства.
Синдромы психического выгорания:
1 Притухание (уплощение) положительных эмоций;
2 Возникновение конфликтов с коллегами;
3 Утрата ценностей жизни и обязательств.
Психическое выгорание появляется у людей, которые длительное время страстно работают, помогают другим решать их проблемы: врачи, психотерапевты, преподаватели, социальные работники.... В какой-то момент у них появляется разочарование, потому что длительная работа приводит к психическому изнурению (беспокойству, тревоге, раздражению, гневу, пониженной самооценке, а также семейным проблемам). «Все плохо...», «Все не так...», «Да провались все пропадом...» - такие эмоциональные умозаключения характерны для преподавателей, которые по-прежнему живут в коконе местоимения «Мы». Терминальные (базовые) ценности формировались в коллективе, а именно они являются основой личности. И эти ценности не могут измениться в одно поколение. Поэтому, старшему поколению преподавателей непонятна расчетливость молодых ассистентов.
4.6. Конфликт
В основе конфликта обычно лежит ситуация. В учебниках по психологии управления перечислены типичные ситуации, в которых возникают конфликты.
- Противоречивость целей и неопределенность функций отдельных подразделений и работников
- Организационная структура не отвечает задачам, слабо разграничены права и обязанности.
- Ресурсная недостаточность
- Слабый уровень профессиональной подготовки.
- Необоснованное наказание и поощрение работников.
- Расширение функций работника руководителем.
- Различия в поведении, речи, оценках
- Неопределенность перспектив роста.
- Плохая физическая среда.
- Недостаток чуткости и внимания со стороны руководителя.
- Психологический феномен, под которым понимают состояние «обиды», несправедливой обделённости, зависти, безнадежной отсталости…
Здесь необходимо вводить поправки. Во-первых, представим - человек долго искал работу. Наконец, нашел…Так какие же у него могут быть претензии из представленного выше списка к работодателю? Во-вторых, на что он должен обижаться? Следует помнить: уровень чувства «обиды» характеризует психическую «нормальность»; человек придумал, как с ним должны вести себя люди, сам придумал и обижается, потому что - «взял и не отдал, обещал и не исполнил обещания…». А почему должны были обязательно отдать? Когда кому-то что-либо даешь, нужно всегда помнить, что может не отдать по разным причинам: с умыслом, заболел, забыл, неожиданно уехал, в тюрьму посадили…Кредит в банке берете, он же защищает свою собственность, не убежишь, все равно деньги вернет. Так почему у людей возникает чувство обиды? Потому что ему хочется испытать это чувство, переложить ответственность на других, замаскировать свою несостоятельность. Даже поговорка есть: «на обиженных воду возят».
Предконфликтная ситуация может тлеть долгое время. Чтобы возник конфликт, нужен инцидент. Но здесь следует учитывать опасность PR-кампаний; именно в момент появления таких ситуаций активизируется группа людей, которые их «выпячивают», и особенно культивируют ситуации 10 и 11. Вот тогда и возникает инцидент, когда одна сторона начинает действовать таким образом, что ущемляются интересы другой стороны. Инцидент всегда возникает по инициативе одной из сторон, вступивших в противоречие. Хотя в ряде случаев инцидент может возникнуть независимо от действий людей, в силу обстоятельств (физических, экологических, политических), или случая.
Следовательно, конфликт не возникает мгновенно, ему предшествуют ситуации, на основе которых возникает инцидент, приводящий к конфликту.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 287.