Суд Европейского Союза: структура, состав и организация работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура

Долгое время судебная система ЕС включала одно-единственное звено, рассматривающее дела по первой и последней инстанции — Суд Европейских сообществ (кратко: Суд). Количество дел, поступавших на рассмотрение Суда, сначала было небольшим, и он оперативно справлялся с их рассмотрением. Однако постепенно ситуация изменилась. Так, если за весь 1957 г. Суд вынес четыре решения, десять лет спустя — 24, то в 1977 г. число вынесенных решений достигло 100, а в 1987 г. — 208. Возрастание нагрузки на Суд потребовало создания в судебной системе ЕС второго звена: на основании поправок, внесенных в учредительные документы Единым европейским актом 1986 г., был образован Трибунал (первоначальное название: Трибунал первой инстанции). В юрисдикцию Трибунала перешли отдельные категории дел, возбуждаемых, главным образом, по искам физических и юридических лиц против институтов, органов и учреждений ЕС. Таким образом, Суд получил возможность сосредоточиться на разрешении дел, которые имеют для ЕС «конституционный» характер. Трибунал выступает преимущественно в роли органа административной юстиции на европейском уровне.

Создание Трибунала лишь на время позволило решить проблему перегруженности делами, количество которых продолжило возрастать в связи с вступлением в Европейский Союз все большего числа государств. С учетом этой ситуации Ниццким договором 2001 г. было предусмотрено гибкое решение проблемы: законодательные институты Европейского Союза (Европейский парламент и Совет) получили право учреждать новые судебные инстанции специальной юрисдикции в качестве третьего (нижнего) звена судебной системы ЕС. Это звено получило обобщенное наименование специализированные трибуналы (первоначально: судебные палаты). В компетенцию специализированных трибуналов могут передаваться строго определенные категории дел искового производства, с правом на обжалование их решений в Трибунале и далее (в порядке надзора) в Суде. В 2004 г. был создан первый и пока специализированный трибунал Европейского Союза — Трибунал по делам публичной службы. В его юрисдикцию отнесены споры между Европейским Союзом, с одной стороны, и лицами, находящимися на его «публичной (гражданской) службе» (аналог государственной службы), а также иными сотрудниками аппарата ЕС, с другой стороны 1. В дальнейшем возможно создание других специализированных трибуналов ЕС. Количество подобных инстанций, которые могут быть образованы в рамках судебной системы Европейского Союза, не ограничивается. Итак, судебная система Европейского Союза включает три звена: высшее — Суд; далее — Трибунал; наконец, специализированные трибуналы, представленные в настоящее время Трибуналом по делам публичной службы. В соответствии с Лиссабонским договором все звенья судебной системы ЕС получили общее наименование Суд Европейского Союза, которое имеет комплексный (собирательный) характер: «Суд Европейского Союза включает в себя Суд, Трибунал и специализированные трибуналы» (ст. 19 ДЕС в редакции Лиссабонского договора).

Суд Европейского Союза расположен в г. Люксембург в одном здании, в разных помещениях которого работают Суд, Трибунал, Трибунал по делам публичной службы, а также аппарат Суда Европейского Союза, являющийся в значительной степени общим для всех его структурных элементов.

Что не является частью судебной системы ЕС:

· Судебные органы государств-членов

· Судебные органы иных международных и интеграционных организаций с участием государств-членов ЕС, даже если они расположены на территории Европейского Союза: например, Международный суд и Международный уголовный суд ООН (г. Гаага), Суд Бенилюкс или Суд Европейской ассоциации свободной торговли (г. Люксембург)

· Европейский суд по правам человека.

Состав

Высшее звено в судебной системе ЕС (главное структурное подразделение Суда Европейского Союза) — Суд — включает две категории членов: 28 судей (по одному от каждого государства-члена) и генеральных адвокатов. Количество генеральных адвокатов в настоящее время составляет 8 человек, в дальнейшем его планируется увеличить до 11.

Судьи — полноправные члены Суда, участвующие в рассмотрении и разрешении дел. Генеральные адвокаты — должностные лица, которые проводят независимое расследование материалов поступающих дел и представляют по ним свое мотивированное заключение. Наличие генеральных адвокатов позволяет Суду выносить более компетентные и обоснованные решения, так как их подготовку осуществляют, с одной стороны, один из судей (судья-докладчик), с другой — генеральный адвокат, назначенный на соответствующее дело. Несмотря на свой титул, генеральные адвокаты не являются защитниками чьих-то персональных интересов. Они обязаны действовать «с полной беспристрастностью» и пользуются всеми гарантиями судейской независимости (ст. 252 ДФЕС). Судьи и генеральные адвокаты назначаются сроком на шесть лет правительствами государств-членов по общему согласию, причем обновление состава Суда происходит по частям: каждые три года замещаются половина судей и половина генеральных адвокатов. Члены Суда могут быть повторно назначены на свои должности неограниченное число раз

Порядок формирования и статус членов нижестоящего звена судебной системы ЕС (второго структурного элемента Суда Европейского Союза) — Трибунала — в целом аналогичны Суду. Главное отличие Трибунала от Суда — отсутствие в нем генеральных адвокатов. В настоящее время Трибунал включает 28 судей (по одному от каждого государства-члена), однако в дальнейшем это количество может быть увеличено.

Трибунал по делам публичной службы как единственный представитель нижнего звена судебной системы ЕС (специализированных трибуналов) состоит из 7 судей, назначаемых Советом Европейского Союза сроком на шесть лет из числа независимых квалифицированных экспертов.

Организация работы

Дата: 2019-03-05, просмотров: 302.