Преюдициальная юрисдикция Суда ЕС включает в себя полномочия рассматривать запросы судебных органов государств- членов, связанные с толкованием и применением права ЕС. Подобные запросы оформляются определениями национальных судов, которыми они приостанавливают рассмотрение дела и формулируют в адрес Суда ЕС "преюдициальные вопросы", один или несколько (франц. question prejudicielle).
Согласно ст. 267 ДФЕС, наделяющей Суд ЕС преюдициальной юрисдикцией:
"Суд Европейского Союза полномочен выносить решения в преюдициальном порядке о:
a) толковании Договоров;
b) действительности и толковании актов институтов, органов или учреждений Союза.
Когда подобный вопрос ставится перед юрисдикционным органом государства-члены, данный орган, если считает, что решение по этому вопросу является необходимым для разрешения им дела по существу, может запросить Суд Европейского Союза вынести свое решение по этому вопросу.
Когда подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, решения которого согласно внутреннему праву не подлежат судебному обжалованию, данный орган обязан обратиться в Суд Европейского Союза.
Если подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, которое касается лица, заключенного под стражу, то Суд ЕС выносит решение в максимально короткий срок".
Каковы конкретные цели направления преюдициальных запросов в Суд ЕС? Главной целью является получение официального (нормативного) толкования права ЕС, исходя из которого национальный суд будет разрешать дело и которым в дальнейшем будут руководствоваться все остальные суды государств-членов при применении соответствующих норм права ЕС.
На практике запросы об официальном толковании права ЕС во многих случаях ставят целью установить соответствие или несоответствие внутригосударственного права праву ЕС. Если национальный суд самостоятельно установил факт противоречия, то согласно принципу верховенства права ЕС он "откладывает в сторону" закон или иной внутригосударственный акт, не соответствующий праву ЕС. Однако если факт противоречия неочевиден (имеются сомнения), то он может обратиться за разъяснениями в Суд ЕС.
Решение Суда ЕС, констатирующее факт противоречия или отсутствие такового, также имеет нормативный характер. Исходя из сформулированных в нем правовых позиций, в дальнейшем будет оцениваться соответствие (несоответствие) праву ЕС аналогичных норм и предписаний, действующих во всех государствах-членах.
Наконец, еще одной целью, с которой национальные суды обращаются с преюдициальными запросами в Суд ЕС, является проверка актов институтов, органов и учреждений ЕС как источников вторичного права Союза на соответствие учредительным документам и Хартии Европейского Союза об основных правах как источникам первичного права.
Возможность с помощью преюдициальных запросов проверять "действительность" актов институтов, органов, учреждений позволяет устранить проблемы, связанные с оспариванием этих актов посредством исков об аннулировании, для которых в ст. 263 ДФЕС установлен весьма краткий двухмесячный срок исковой давности.
По общему правилу, обращение в Суд ЕС с преюдициальным запросом – это право любого национального суда, которое он реализует как по собственной инициативе, так и по инициативе сторон, иных участвующих в деле лиц. В случае, если дело рассматривается высшими судебными органами государств-членов, направление преюдициального запроса является обязательным. Любой подобный орган, как указано в ст. 267 ДФЕС (абз. 3), в подобном случае "обязан обратиться в Суд Европейского Союза"[4]. В то же время, как указывает сам Суд ЕС, подобная обязанность снимается, если аналогичные по характеру правовые проблемы уже получили решение в предыдущей судебной практике Суда ЕС[5].
Кроме того, поскольку многие правовые споры в государствах-членах разрешаются органами правосудия, не входящими в судебную ветвь власти (например, административные трибуналы, функционирующие как независимые инстанции при исполнительных органах), преюдициальные запросы в Суд ЕС также могут направлять квазисудебные юрисдикционные органы при условии, что они уполномочены разрешать определенные виды дел на основании законодательства государства-члена (к подобным органам не относятся арбитражи, учреждаемые в добровольном порядке по решению сторон).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.