Европейская комиссия: состав и организация работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с § 4 ст. 17 ДЕС в состав Комиссии до 31 октября 2014 г. входят "по одному гражданину от каждого государства-члена". Комиссия, таким образом, насчитывает 28 человек (включая Председателя), называемых комиссарами (франц. commissaire; англ. commissioner).

Поскольку комиссары, аналогично министрам национальных правительств, работают на постоянной основе и являются носителями определенных "портфелей", т.е. отвечают за конкретные отрасли управления (комиссар по торговле, комиссар по внутренним делам и т.д.), увеличение количества государств-членов и, соответственно, членов Комиссии может осложнить ее функционирование. В частности, более сложным становится деление "портфелей" между все большим числом комиссаров. В связи с этим Лиссабонский договор предусмотрел возможность сокращения численного состава Комиссии, но оно пока никому не сдалось.

Несмотря на систему национальных квот, члены Комиссии не являются представителями государств-членов (в отличие от членов Совета ЕС – национальных министров, связанных указаниями национальных правительств). В то же время ни одно из государств-членов не имеет права посягать па независимость своего гражданина, ставшего членом Комиссии. Соответствующие запреты установлены и для самого комиссара, например, запрет совмещения членства в Комиссии с предпринимательской или иной профессиональной деятельностью. В целях конкретизации гарантий независимости членов Комиссии, изложенных в учредительных документах, Председатель этого института в 2004 г. издал специальный дисциплинарный акт под названием Кодекс поведения комиссаров.

Кодекс устанавливает перечень конкретных случаев, при которых "частная" деятельность комиссара может быть признана совместимой с его должностным статусом:

  • – бесплатное предоставление образовательных курсов "в интересах европейского строительства";
  • – осуществление на безвозмездной основе функций почетного председателя фондов, образовательных и иных учреждений в политической, культурной, художественной или благотворительной сфере;
  • – членство в политических партиях при условии, что это "не ставит под сомнение их пребывание на службе Комиссии".

Члены Комиссии могут быть отрешены от должности только Судом Европейского Союза в случае, если они перестанут соответствовать установленным требованиям или совершат серьезный проступок. Возможна также принудительная отставка отдельных комиссаров по требованию Председателя Комиссии. Отправить в отставку Комиссию в целом может лишь Европейский парламент путем вынесения ей вотума недоверия, причем в усложненном порядке (абсолютное большинство депутатского корпуса и 2/3 по данных голосов). На практике таких случаев еще не было

Порядок формирования в настоящее время включает пять этапов (§ 7 ст. 17 ДЕС).

1. Выдвижение Европейским советом кандидата на пост Председателя Комиссии. Европейский совет выдвигает кандидата квалифицированным большинством голосов (т.е. без права вето представленных в нем руководителей государств-членов). В то же время Европейский совет обязан выдвигать кандидата в Председатели Комиссии "с учетом выборов в Европейский парламент", т.е. исходя из того, какая из фракций в Европарламенте является доминирующей.

2. Избрание Европейским парламентом Председателя Комиссии. Председатель "избирается Европейским парламентом большинством членов, входящих в его состав", т.е. абсолютным большинством от списочного состава Европарламента

3. Подбор Советом ЕС по общему согласию с Председателем Комиссии кандидатов в комиссары. Подбор кандидатов производится, "исходя из предложений, сделанных государствами-членами" (каждое государство-член предлагает одного или нескольких своих граждан, которых Совет ЕС и Председатель Комиссии вносят в общий список будущих членов данного института). При утверждении списка Совет ЕС, как и Европейский совет, постановляет квалифицированным большинством, т.е. без права вето отдельных государств-членов.

В особом порядке производится подбор кандидата на пост вице-председателя Комиссии – Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. Верховного представителя назначает Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, также с согласия Председателя Комиссии (§ 1 ст. 18 ДЕС).

4. Одобрение Европейским парламентом всего состава Комиссии.

5. Официальное назначение Европейским советом Комиссии. После того как Комиссия получит вотум доверия Европарламента, Европейский совет квалифицированным большинством голосов принимает решение о назначении всех членов Комиссии.

Кроме процедуры формирования, учредительные документы ЕС закрепляют требования к кандидатам в члены Комиссии. Согласно § 3 ст. 17 ДЕС этих требований три:

  • 1) "общая компетентность", т.е. наличие знаний и профессиональных навыков, необходимых для выполнения функций Председателя Комиссии или комиссара по определенным вопросам;
  • 2) "европейская преданность", т.е. наличие реального стремления внести вклад в развитие ЕС и европейской интеграции;
  • 3) "независимость", что является непреложным требованием для любого комиссара и Комиссии в целом.

Срок полномочий Комиссии – пять лет, что совпадает со сроком полномочий Европейского парламента. В соответствии с § 8 ст. 17 ДЕС Комиссия несет коллегиальную ответственность только перед Европейским парламентом.

Организация работы и принятия решений. Комиссия — постоянно действующий институт, которому в силу характера ее функций и полномочий приходится принимать огромное число решений (в среднем около 10 тыс. каждый год). По этой причине в Комиссии осуществляется распределение обязанностей («портфелей») между отдельными членами — комиссарами.

Структура:

1. Общее руководство Комиссией возложено на Председателя, который из числа комиссаров вправе назначать себе заместителей (вице-председателей).

2. Вице-председатели. После реформы Лиссабонского договора один из вице-председателей Комиссии является Верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности.

3. Комиссар – член комиссии, ответственный за отдельную область управления, который не назначен на пост вице-председателя.

o Аппарат (кабинет) комиссара. В целях содействия индивидуальной работе комиссаров (включая Председателя и вице-председателей) каждый из них имеет свой личный аппарат, формируемый им самостоятельно. Данный аппарат обозначается термином кабинет и включает помощников, советников и иных сотрудников комиссара (ст. 19 ВР). Руководитель этого аппарата – доверенное лицо Комиссара и может заменять его на заседаниях.

4. Генеральный директорат - отраслевые вопросы.

5. Специальные службы (ведомства) – специальные вопросы

6. Генеральный секретариат - вспомогательный аппарат Комиссии в целом. Его руководитель – Генеральный секретарь Комиссии – подотчетен непосредственно Председателю и содействует последнему в руководстве всей работой Европейской комиссии

Коллегиальные решения принимаются Комиссией абсолютным большинством от ее общего состава, однако ход дебатов на заседаниях Комиссии не разглашается.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 286.