В институциональном механизме Европейского Союза Комиссия отвечает за выполнение в основном тех же задач, которые на уровне государств решают национальные правительства. Отсюда Комиссия обычно рассматривается в качестве главного исполнительного института, а иногда даже в качестве европейского правительства. При этом полномочия Комиссии, аналогично полномочиям правительств государств, проистекают из двух источников — непосредственно из учредительных документов ЕС и из законодательных актов, издаваемых Европейским парламентом и Советом Европейского Союза.
— охранительная (надзорная) функция, т. е. обеспечение соблюдения учредительных документов, правовых актов Союза и других источников права ЕС его государствами-членами, а также физическими и юридическими лицами.
·
Лайфхак от Слепака – порядок привлечения государства к ответственности: 1. неофициальное предупреждение «устраните косяк, плз» - 6 месяцев 2. заключение в официальном журнале ЕС о том, что нужно косяк устранить – еще 6 месяцев 3. подача иска в суд ЕС |
· В рамках охранительной функции Комиссия также наделяется правом санкционировать определенные действия государств-членов и предприятий (форма предварительного контроля). В частности, предварительного согласия Комиссии требуют слияние крупных предприятий, предоставление государственной помощи предприятиям и нормативные акты государств-членов по ряду вопросов (например, в области стандартизации).
· Законодательством ЕС Комиссии также может предоставляться право предписывать или запрещать определенные действия. Например, посредством своих решений она вправе приказать государствам-членам запретить сбыт или изъять с рынка любой товар, который представляет серьезную угрозу для потребителей (Директива Европ ейского парламента и Совета от 3 декабря 2001 г. «Об общих условия х безопасности продукции»);
— инициативная функция, т. е. подготовка новых законодательных актов и иных мер, подлежащих принятию на уровне Европейского Союза. Право законодательной инициативы Комиссии носит исключительный (монопольный) характер. Другими словами, в рамках ЕС законодательные институты — Европейский парламент и Совет, — как правило, могут принимать регламенты, директивы, решения только по предложению Комиссии, но не по собственной инициативе. Более того, Комиссия вправе изменить или отозвать внесенное предложение. Если окончательное решение должен принимать Совет, то поправки, с которыми не согласна Комиссия, он может вносить лишь единогласно. К другим важным полномочиям Комиссии в рамках инициативной функции относятся разработка проекта бюджета Европейского Союза и представительство ЕС на международной арене, в том числе ведение переговоров с третьими странами и международными организациями о заключении международных соглашений.
— исполнительная функция (в узком смысле слова), под которой понимается издание Комиссией правовых актов на основании и во исполнение законодательных актов, принятых Европейским парламентом и Советом. К главным полномочиям в этой области относится прежде всего издание «исполнительных актов» — исполнительных регламентов, исполнительных директив и исполнительных решений, которые обеспечивают единый порядок применения «законодательных актов» (законодательных регламентов, директив и решений) Европейского парламента и Совета. Комиссии также могут делегироваться полномочия по внесению отдельных изменений в законодательные акты ЕС посредством «делегированных актов» (делегированных регламентов, директив и решений). Важным полномочием Комиссии в рамках исполнительной функции является и исполнение бюджета Европейского Союза. В рамках этих полномочий Комиссия производит необходимые ассигнования по статьям расходов, санкционированным Европейским парламентом и Советом, управляет программами и бюджетными фондами ЕС
Дата: 2019-03-05, просмотров: 285.