Европейский парламент состоит из депутатов, избираемых в каждом государстве-члене в соответствии с численностью населения, но не строго пропорционально. В небольших государствах-членах (например, в Люксембурге) избирается несколько больше депутатов, чем полагалось бы им в случае применения строго пропорционального подхода, в крупных государствах-членах (например, Франции) – несколько меньше. Такой метод назван в учредительных документах "методом убывающей пропорциональности". Общее число депутатов не должно превышать 751. При этом количество депутатов, избираемых в одном государстве-члене, не может быть менее 6 – минимальный порог и более 96 – максимальный порог. Депутаты Европейского парламента как представителя всех граждан Союза обладают свободным мандатом ("являются свободными и независимыми"), Они не связаны наказами своих избирателей (так как представляют все народы Европейский Союз, а не только свою страну или свой избирательный округ), не могут быть отозваны и голосуют в соответствии со своей совестью и убеждениями. По этим убеждениям они объединяются во фракции, официально называемые политическими группами. При этом политическая группа не может включать депутатов из одного- единственного государства. В зале заседаний парламентарии располагаются не по национальной, а по партийной принадлежности. Согласно внутреннему регламенту Европарламента необходимо, чтобы во фракцию (политическую группу) входили "депутаты, избранные, по меньшей мере, в одной четверти государств-членов", т.е. сегодня минимум из семи стран ЕС. Политическая группа должна насчитывать не менее 20 депутатов.
Акт об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием (краткое неофициальное название – Акт о прямых выборах) устанавливает общие принципы, исходя из которых каждое государство-член издает собственные законы о выборах депутатов Европарламента на своей территории в пределах установленной для него квоты. Важные положения:
1) тип избирательной системы: на всей территории ЕС депутаты Европарламента должны избираться посредством пропорциональной избирательной системы, которая по усмотрению государств-членов может выступать в виде системы единого передаваемого голоса (в Ирландии, на Мальте, а также в Северной Ирландии) или системы партийных списков (в остальных государствах-членах);
2) возможность введения заградительного пункта, который ни в одном из государств-членов не должен превышать 5% поданных голосов;
3) несовместимость должностей: депутаты Европарламента не вправе совмещать свой мандат с работой в других институтах, органах, учреждениях ЕС, а также в парламентах и правительствах государств-членов;
4) единые сроки проведения выборов: по усмотрению государств-членов они могут проходить на протяжении четырех последних дней одной недели (с четверга по воскресенье), причем итоги оглашаются только после завершения голосования во всех государствах-членах. На практике выборы в Европарламент традиционно проходят в июне
Как отмечалось выше, в выборах на территории каждого государства-члена имеют право участвовать не только национальные граждане, но и граждане других государств-членов, проживающие на его территории, причем речь идет как о праве избирать (активное избирательное право), так и о праве быть избранным (пассивное).
Данное правило обусловлено тем, что Европарламент является представителем граждан ЕС в целом, независимо от того, где они проживают в пределах территории ЕС.
Срок полномочий Европейского парламента и депутатов, в него избранных, составляет пять лет (§ 3 ст. 14 ДЕС). Досрочный роспуск, самороспуск или отзыв депутатов не предусмотрены.
Европейский парламент работает в сессионном порядке. Европарламент собирается на свою ежегодную сессию автоматически, "без какого-либо созыва во второй вторник марта" (ст. 229 ДФЕС). Сессия длится почти целый год и подразделяется на 12 ежемесячных "периодов заседаний" (ст. 145 ВР). Таким образом, de facto Европарламент является постоянно действующим институтом. При необходимости внеочередные заседания проводятся по требованию большинства депутатов, Совета ЕС или Европейской комиссии.
Кворум на заседаниях Европарламента составляет 1/3 от списочного числа депутатов, однако его проверка не обязательна (проводится по требованию депутатских групп). По общему правилу Европейский парламент принимает решения простым большинством голосов, которое отсчитывается от числа присутствующих и голосовавших депутатов (например, если в принятии решения участвовали 300 депутатов, то достаточно 151 голоса «за»).
Лишь в отдельных исключительных случаях учредительные документы ЕС требуют, чтобы решения Европарламента принимались большинством от списочного состава депутатов. К этому требованию может добавляться условие о том, что проект должен также получить поддержку 2/3 или 3/5 поданных голосов. Например, согласие Европейского парламента на вступление новых государств-членов в ЕС дается абсолютным большинством всех парламентариев. Абсолютного большинства требует и избрание Европейским парламентом Председателя Европейской комиссии. В свою очередь вотум недоверия Европейской комиссии считается одобренным при выполнении двух условий: во-первых, поддержка 2/3 от числа поданных голосов; во-вторых, количество депутатов, проголосовавших «за», должно быть больше половины от списочного состава Европарламента.
В целях более эффективной организации работы Европейского парламента из числа депутатов образованы постоянные комиссии, осуществляющие подготовку вопросов для рассмотрения на пленарных заседаниях:
· комиссия по внешним сношениям,
· комиссия по правам и свободам граждан,
· комиссия по конституционным делам,
· комиссия по региональной политике, транспорту и туризму и т. д.
Наряду с постоянными комиссиями Европейский парламент может учреждать временные комиссии, в том числе комиссии по расследованию противоправных действий и других нарушений в ходе претворения в жизнь права ЕС («следственные комиссии»). По общему правилу, мандат специальных комиссий длится максимум год, но допускается его продление.
В целях поддержания контактов с иностранными парламентами из числа депутатов Европарламента создаются также межпарламентские делегации.
Руководство ЕП:
· Председатель и его заместители (вице-председатели), которые избираются депутатами на 2,5 года (т. е. на половину срока полномочий Европарламента);
· Председатель вместе с его заместителями составляют Бюро, которое отвечает за административные, организационные и финансовые вопросы функционирования Европарламента, например, определяет структуру и штатную численность аппарата, устанавливает по рядок использования электронной системы голосования и т. п.;
· Бюро в выполнении его задач помогают шесть квесторов, избираемых Европарламентом из числа депутатов. В частности, квесторы ведут специальный реестр, куда заносятся данные о профессиональной деятельности и финансовых доходах парламентариев. Квесторы участвуют в заседаниях Бюро с правом совещательного голоса;
· главным органом политического руководства Европейским парламентом выступает Конференция председателей, в состав которой входят руководители политических групп (фракций) и Председатель самого Европарламента. Именно Конференция председателей разрабатывает проект повестки дня пленарных заседаний Европейского парламента;
· в структуре Европарламента также имеются Конференция председателей комиссий и Конференция председателей делегаций (в целях координации работы данных подразделений).
· В качестве вспомогательного органа Европейского парламента, как и других институтов ЕС, выступает Генеральный секретариат. В Генеральном секретариате работают чиновники, состоящие на публичной (гражданской) службе ЕС
Дата: 2019-03-05, просмотров: 373.