Механизм продвинутого сотрудничества государств-членов Европейского Союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Продвинутое сотрудничество представляет собой принятие европейскими институтами законодательных и других правовых актов в отношении отдельных групп государств-членов (государств-участников продвинутого сотрудничества) по вопросам, представляющим для них взаимный интерес. Количество участников продвинутого сотрудничества должно составлять не менее девяти государств-членов. Остальные государства-члены могут присоединиться к продвинутому сотрудничеству в любой момент позже. Продвинутое сотрудничество может учреждаться во всех сферах общественной жизни, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции ЕС. На практике оно учреждается обычно в тех случаях, когда законодательный акт не удалось принять в отношении всех государств-членов, т. е. Европейского Союза в целом (если в Совете Европейского Союза, состоящем из представителей национальных правительств, не набралось достаточного числа голосов «за»).

Кроме продвинутого сотрудничества Лиссабонский договор 2007 г. дополнил учредительные документы ЕС особым механизмом более тесной интеграции государств-членов в военной сфере. Данный механизм получил название постоянное организованное сотрудничество. Его участниками могут выступать любое число государств-членов (даже два государства-члена) при условии, что они обладают достаточно развитыми военными потенциалами. Правовые основы постоянного организованного сотрудничества в военной сфере закрепляет ст. 42 Договора о Европейском Союзе и дополняющий ее Протокол «О постоянном организованном сотрудничестве в соответствии со статьей 42 Договора о Европейском Союзе», который приложен к учредительным документам ЕС Лиссабонским договором.

Другими условиями и ограничениями, которые должны соблюдаться как при установлении, так и при осуществлении продвинутого сотрудничества, являются следующие:

  • – продвинутое сотрудничество не может устанавливаться в сферах, отнесенных к исключительной компетенции Союза, поскольку в этих сферах государства-члены полностью передали суверенные права институтам Союза, и соответствующие правовые акты ЕС должны издаваться в отношении всех 27 государств- членов в целом (§ 1 ст. 20 ДЕС; § 1 ст. 329 ДФЕС)[2];
  • – продвинутое сотрудничество должно способствовать достижению целей ЕС в целом и, напротив, не должно ослаблять уровень единства и солидарности, достигнутый в рамках всего ЕС ("Продвинутое сотрудничество призвано способствовать достижению целей Союза, охранять его интересы и укреплять его интеграционный процесс" – § 1 ст. 20 ДЕС; "Оно не может наносить ущерба внутреннему рынку или экономическому, социальному и территориальному сплочению. Оно не может служить препятствием или дискриминацией в торговле между государствами-членами либо искажать конкуренцию между ними" – ст. 326 ДФЕС);
  • – продвинутое сотрудничество "должно соблюдать компетенцию, права и обязанности государств-членов, которые в нем не участвуют". Последние, со своей стороны, "не должны препятствовать осуществлению продвинутого сотрудничества теми государствами-членами, которые в нем участвуют" (ст. 327 ДФЕС);
  • – продвинутое сотрудничество "должно соблюдать Договоры и право Союза" (ст. 326 ДФЕС). Отсюда следует, что правовые акты, изданные в рамках продвинутого сотрудничества в отношении отдельных государств-членов, не могут противоречить учредительным документам (Договорам), правовым актам и другим источникам права, действующими для ЕС в целом;
  • – продвинутое сотрудничество "является открытым для всех государств-членов". Это правило действует как в момент установления продвинутого сотрудничества, так и впоследствии, если какое-либо не участвующее государство-член захочет присоединиться к нему. Участие в продвинутом сотрудничестве, однако, может обусловливаться выполнением специальных условий участия, которые установлены в решении Совета ЕС (§ 1 ст. 20 ДЕС; ст. 328 ДФЕС).

Государства-члены, которые желают установить между собой продвинутое сотрудничество, обращаются с заявкой к Европейской комиссии "с указанием сферы применения и целей намеченного продвинутого сотрудничества" (§ 1 ст. 330 ДФЕС). Комиссия проверяет заявку, в частности, на предмет выполнения вышеуказанных условий. В случае поддержки Комиссия вправе (но не обязана) внести соответствующее предложение в Совет ЕС.

 

Разрешение приступить к продвинутому сотрудничеству дается Советом ЕС квалифицированным большинством только по предложению Комиссии и после одобрения Европейского парламента. При этом в принятии соответствующего решения в рамках обоих институтов участвуют и граждане тех государств-членов, которые не планируют участвовать в продвинутом сотрудничестве

 

Несколько иной порядок предусмотрен для установления продвинутого сотрудничества в решках ОВПБ. В данном случае заявка подается непосредственно в Совет ЕС, который постановляет по ней единогласно (т.е. с согласия всех государств-членов), но без участия Европейского парламента (последний только информируется). До того как Совет определит свою позицию, предварительное заключение по заявке дают Комиссия и Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 421.