Цели, которые преследовали государства-члены при создании ЕС, определены в торжественных выражениях в преамбулах ДЕС и ДФЕС: "Побуждаемые стремлением заложить основы все более сплоченного союза народов Европы", "Решив обеспечить путем совместной деятельности экономический и социальный прогресс своих государств, устраняя барьеры, которые разделяют Европу", "Побуждаемые стремлением способствовать развитию как можно более высокого уровня знаний у своих народов путем обеспечения широкого доступа к образованию и за счет постоянного получения новых знаний", "Желая углубить солидарность между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций" и т.д.
Декларативные положения преамбул конкретизированы и дополнены в статьях учредительных документов, содержащих юридически обязательные нормы-цели. Эти нормы учредительных документов (Договоров) закрепляют систему целей ЕС, которыми ЕС обязан руководствоваться в своей деятельности. Кратко их называют "цели Союза"
Главные цели Союза зафиксированы в ст. 3 ДЕС – сразу же после учреждения Союза (ст. 1 ДЕС) и определения ценностей Союза как наиболее фундаментальных (нравственных) принципов, лежащих в основе ЕС и его правовой системы (ст. 2 ДЕС)
Вид | Содержание |
1. Гуманитарные и правоохранительные цели | "Союз ставит целью содействовать миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов" (§ 1 ст. 3 ДЕС). "Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение лиц во взаимосвязи с соответствующими мерами по вопросам контроля внешних границ, предоставления убежища, иммиграции, а также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением" (§ 2 ст. 3 ДЕС) |
2. Социально-экономические , культурные и экологические цели | "Союз создает внутренний рынок. Он старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества окружающей среды. Он способствует научно-техническому прогрессу. Он борется с социальной маргинализацией и с дискриминацией, содействует социальной справедливости и социальной защите, равенству женщин и мужчин, солидарности поколений и охране прав ребенка. Он содействует экономическому, социальному и территориальному сплочению и солидарности государств-членов. Он уважает богатство своего культурного я языкового разнообразия и заботится о сохранении европейского культурного наследия" (§ 3 ст. 3 ДЕС). "Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является евро" (§ 4 ст. 3 ДЕС) |
3. Внешнеполитические цели | "В своих отношениях с остальным миром Союз утверждает и продвигает свои ценности и интересы и содействует защите своих граждан. Он способствует миру, безопасности, устойчивому развитию планеты, солидарности и взаимному уважению народов, свободной и справедливой торговле, искоренению бедности и защите прав человека, в том числе нрав ребенка, а также неукоснительному соблюдению и развитию международного права, особенно, соблюдению принципов Устава Организации Объединенных Наций" (§ 5 ст. 3 ДЕС) |
Будучи закрепленными в учредительных документах как источниках первичного права ЕС, цели Союза обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Отступление институтов ЕС от этих положений, совершение ими действий в корыстных или иных целях, не совместимых с закрепленными в учредительных документах, может привести к отмене (аннулированию) изданных ими актов Судом ЕС, в частности, по таким основаниям, как "нарушение Договоров" или "злоупотребление полномочиями" (ст. 263 ДФЕС).
Поскольку нормы-цели учредительных документов ЕС одновременно выступают отражением общих целей государств-членов, соблюдение этих норм также является обязательным для органов власти и должностных лиц, действующих в рамках каждой отдельной страны ЕС.
Принципы:
Лайфхак от Слепака – тест на субсидиарность: 1. проблема носит трансграничный характер 2. эта проблема вообще не может быть урегулирована 1 гос-вом ИЛИ Действия гос-ва несут угрозу для единства права ЕС 3. действия ЕС всегда несут выгоду ввиду их масштаба или последствий |
- Принцип пропорциональности – мера должна быть «надлежащей для того, чтобы гарантировать достижение преследуемой цели, и не выходить за рамки того, что необходимо для достижения последней». Принцип пропорциональности определяет не только содержание, но и форму действий ЕС. Здесь наиболее сложным является вопрос о выборе между регламентом (как "законом" ЕС прямого действия) и директивой (как "основами законодательства" ЕС, больше свободы усмотрения для государств-членов). В связи с этим, как указано в ст. 296 ДФЕС: "Когда Договоры не определяют тип принимаемого акта, институты выбирают его в каждом конкретном случае при соблюдении подлежащих применению процедур и принципа пропорциональности".
Принцип пропорциональности также требует от ЕС избегать возложения неоправданных административных формальностей или финансовых расходов на всех субъектов. В связи с этим применительно к законодательным актам ЕС в Протоколе о применении принципов субсидиарности и пропорциональности отмечается: "Проекты законодательных актов учитывают необходимость обеспечивать такое положение дел, при котором любое финансовое или административное бремя, возлагаемое на Союз, на национальные правительства, на региональные или местные органы, на хозяйствующих субъектов и на граждан, является как можно более низким и соразмерным подлежащей достижению цели". Осуществляется только последующий контроль - Судом ЕС.
- Принцип наделения компетенцией – государства делегируют часть своей компетенции ЕС, поэтому действовать институты, органы и учреждения должны только в предоставленных им рамках. § 2 ст. 5 ДЕС: "Согласно принципу наделения компетенцией Союз действует только в пределах компетенции, которую предоставили ему в Договорах государства-члены для достижения целей, установленных этими Договорами. Любая компетенция, не предоставленная Союзу в Договорах, принадлежит государствам-членам". Исключения:
· особые «статьи-лазейки», разрешающие европейским институтам издавать законодательные и другие юридически обязательные акты по вопросам, которые прямо не отнесены к ведению ЕС, но важны для нормального функционирования единого экономического пространства — внутреннего рынка ЕС (ст. 114, 115 ДФЕС) или, шире, для достижения интеграционных целей ЕС (ст. 352 ДФЕС).
· расширительное толкование уполномочивающих норм в УД ЕС со стороны Суда Европейского Союза, решения которого носят характер прецедента.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 291.