ОПРЕДЕЛИТЬ СИЛУ И ХАРАКТЕР СВЯЗИ МЕЖДУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕМ ЙОДА В ВОДЕ И ПОРАЖЕННОСТЬЮ ЗОБОМ:

Содержание йода в мг в воде ( Vx ) Пора- жен- ность зобом в % ( Vy ) dx = Vx–Mx dy = Vy–My dx dy dx2 dy2
201 0,2  63 –3,6 –226,8 3969 0,04
178 0,6  40 –3,2 –128,0 1600 0,36
155 1,1  17 –2,7 –45,9  289 1,21
154 0,8  16 –3,0 –48,0  256 0,64
126 2,5 –12 –1,3 –15,6  144 6,25
81 4,4 –57 0,6 –34,2 3249 19,36
 71 16,9 –67 13,1 –877,7 4489  285,61
        Σ -1345 ,0 Σ 13996 ,0 Σ 313 , 47

1. Определяем среднее содержание йода в воде (в мг/л).

 мг/л

2.Определяем среднюю пораженность зобом в %.

3. Определяем отклонение каждого Vx от Мx, т.е. dx.

201–138=63; 178–138=40 и т.д.

4. Аналогично определяем отклонение каждого Vу от Mу, т.е. dу.

0,2–3,8=-3,6; 0,6–38=-3,2 и т.д.

5. Определяем произведения отклонений. Полученное произведение суммируем и получаем.

6. dх возводим в квадрат и результаты суммируем, получаем.

7. Аналогично возводим в квадрат dу, результаты суммируем, получим

8. Наконец, все полученные суммы подставляем в формулу:

Для решения вопроса о достоверности коэффициента корреляции определяют его среднюю ошибку по формуле:

(Если число наблюдений менее 30, тогда в знаменателе n–1).

В нашем примере

Величина коэффициента корреляции считается достоверной, если не менее чем в 3 раза превышает свою среднюю ошибку.

В нашем примере

Таким образом, коэффициент корреляции не достоверен, что вызывает необходимость увеличения числа наблюдений.

Коэффициент корреляции можно определить несколько менее точным, но намного более легким способом ― методом рангов (Спирмена).

СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

При анализе материалов о здоровье населения, деятельности лечебно- профилактических организаций, качестве оказания медицинской помощи, эффективности лечебных и оздоровительных мероприятий применяется сравнение общих интенсивных показателей или средних величин. Но это сравнение дает истинный результат лишь в тех случаях, если показатели вычислены в отношении качественно однородной совокупности (по возрасту, полу, профессии и т.д.), поскольку на величину общих интенсивных показателей влияет не только разная санитарная обстановка или качество лечебно-профилактической работы, но и различие в возрастном, половом, профессиональном, социальном составе сравниваемых групп населения. Наибольшее влияние на уровень многих показателей оказывает возрастной состав населения. Так, известно, что наиболее высокие показатели заболеваемости и смертности отмечаются у детей и стариков. Ниже у лиц молодого и среднего возраста. Следовательно, там, где в составе населения больше детей и стариков, уровень заболеваемости и смертности бывает выше, даже если санитарные условия и медицинская помощь лучше. Подтверждением сказанному может быть следующий пример:

ЛЕТАЛЬНОСТЬ ОТ ОЧАГОВОЙ ПНЕВМОНИИ

В ДВУХ ДЕТСКИХ БОЛЬНИЦАХ

Возраст

Детей

Больница № 1

Больница № 2

число больных число умерших леталь- ность число больных число умерших леталь- ность 0-3 1500 90 6,0 500 40 8,0 4-7 500 10 2,0 500 15 3,0 Старше 500 5 1,0 1500 22 1,5 ВСЕГО 2500   105 4,2 2500 77 3,1

Как видно из таблицы, в больнице № 1 общий показатель летальности выше, чем в больнице № 2, несмотря на то, что повозрастные показатели ниже.

Объясняется это тем, что состав больных по возрасту в сравниваемых больницах различен: в больнице № 1 детей в возрасте до 3 лет лечилось 60%, а в больнице № 2 только 20%, а дети младшего возраста имеют более высокие показатели летальности. Поэтому на основании общих показателей летальности можно делать выводы при сравнении двух больниц лишь при условии однородного состава отделений, примерно одинакового состава больных и т.д. В тех же случаях, когда приходится сравнивать интенсивные показатели в двух совокупностях, состав которых не одинаков, правильные выводы могут быть получены только на основании специально вычисляемых показателей.

Статистический метод, позволяющий исключить (элиминировать) влияние неоднородного состава сравниваемых групп на общие показатели, называется методом стандартизации. В результате использования этого метода получаются стандартизованные показатели, т.е. условные, которые могли бы быть при условии однородного состава. Показатели эти применяются только в целях сравнения. При изменении стандарта меняется и величина стандартизованных показателей, поэтому при анализе важны не их абсолютные величины, а степень различия стандартизованных показателей между собой.

В зависимости от наличия исходных данных можно пользоваться одним из трех методов стандартизации: прямым, косвенным или обратным.

Прямой метод стандартизации― наиболее распространенный.

Стандартизованные показатели вычисляются прямым методом, когда известны:

― состав совокупности (населения, работающих, больных).

― состав изучаемого явления по этим же группам.

Стандартизация проводится в следующей последовательности:

1. Вычисление групповых показателей.

2. Выбор и вычисление стандарта.

В качестве стандарта можно взять:

― состав одной из сравниваемых групп;

― средний состав или состав обеих групп, взятых вместе;

― состав третьего объекта, известного по предыдущим исследованиям или по другим материалам.

Желательно состав третьего объекта брать тот, в состав которого входят сравниваемые группы.

Например, при сравнении заболеваемости или смертности в двух районах за стандарт целесообразно взять возрастной состав населения области, республики.

3. Вычисление «ожидаемых» чисел изучаемого явления в сравниваемых совокупностях по стандарту.

4. Определение стандартизованных показателей и выводы.

Сущность прямого метода состоит в том, что условно принимают какой-либо состав населения или больных за стандарт и считают его одинаковым в сравниваемых совокупностях. Затем, учитывая действительные размеры явления по групповым показателям, вычисляют стандартизованные коэффициенты.

Прямой метод стандартизации состоит из следующих этапов:

I этап – вычисление интенсивных показателей.

В нашем примере – вычисление частоты случаев нетрудоспособности в целом по цехам и в каждой возрастной группе:

Рассчитываем общий интенсивный показатель для цеха № 1:

1000 работающих – 1345 случаев

100 работающих - х

I этап прямого метода стандартизации

Возрастные группы (в годах)

Цех № 1

Цех № 2

Частота сл. нетруд. на 100 работающих

       «Ожидаемое»      число случаев нетрудоспособности

 

число работаю щих число случаев нетрудоспособности число работающих число случаев нетрудоспособности Цех № 1 Цех № 2 Стан    дарт (чис ло  Рабо тающих) Цех № 1 Цех № 2
до 19 20-39 40-59 60 и старше 120 380 400 100 80 400 680 185 200 500 80 20 140 575 132 34 66,7 105,3 170,0 185,0 70,0 115,0 165,0 170,0 320 880 480 120 213,44 926,64 816,00 222,00 224,0 1012,0 792,0 204,0
ИТОГО: 1000 1345 800 881 134,5 110,1 1800 2178,0 2232,0

 

В возрасте до 19 лет (для цеха № 1) – частный интенсивный показатель:

120 работающих – 80 случаев

100 работающих - х

 и т.д. (для цеха № 1 и цеха № 2).

II этап прямого способа стандартизации – выбор стандарта. За стандарт обычно берут распределение по устраняемому фактору одной из сред, либо их сумму, либо подсумму. Однако, стандарт можно выбрать любой, по нашему смотрению. В нашем примере за стандарт можно взять распределение работающих в цехе № 1, либо в цехе № 2, либо средний возрастной состав по цехам № 1 и № 2, либо любое другое распределение работающих по возрасту. Пусть за стандарт мы возьмем сумму работающих в обоих цехах, т.е. в возрасте до 19 лет: 120 + 200 = 320 работающих, в 20-39 лет – 380 + 500 = 880 работающих и т.д.

III этап – наиболее ответственный – вычисление ожидаемых чисел.   

Необходимо вычислить, какова была бы величина сравниваемого явления, если бы частные интенсивные показатели остались прежними, а распределение среды было бы таким, как по стандарту.

В нашем примере вычисляем, сколько было бы случаев нетрудоспособности в цехе № 1 и № 2. если бы повозрастные показатели работающих в каждой возрастной группе было бы таким, как по стандарту и одинаковым (что очень важно) в цехе № 1 и № 2. Найдем сколько случаев нетрудоспособности было бы у работающих в возрасте до 19 лет в цехе № 1:

на 100 работающих – 66,7 случаев

на 320 работающих - х случаев

В том же цехе № 1 в возрасте 20-39 лет число случаев нетрудоспособности составило бы:

на 100 работающих – 105,3 случая

на 880 работающих - х

 и т.д.

IV этап – вычисление стандартизованных показателей и их сравнение.

Стандартизованные показатели рассчитываются, как и обычные интенсивные показатели, на величину стандарта. В нашем примере рассчитываем частоту случаев нетрудоспособности на 100 рабочих. В цехе № 1 на 1800 работающих было бы всего 2178,1 случаев нетрудоспособности, следовательно, на 100 работающих – х.

В цехе № 2:

Выводы: если бы возрастной состав работающих в цехах был одинаковым, то частота случаев заболеваемости в цехе № 2 была бы выше, чем в цехе № 1. Более высокий интенсивный показатель частоты случаев нетрудоспособности в цехе № 1 (134,5) обусловлен тем, что в нем среди работающих лиц старше 40 лет составляют 50%, а в цехе № 2 – только 12,5%.

Стандартизованные показатели могут быть использованы только для сравнения, их величина является условной, зависящей от выбора условий (стандарта), она не дает представления об истинном размере того или иного явления. Поэтому указывать величину стандартизованного показателя не следует. На основании сравнения стандартизованных показателей можно судить, где выше или ниже величина явления при условии устранения влияния на него неоднородного состава сравниваемых совокупностей или (проще), как соотносились бы интенсивные показатели при устранении влияния на них определенного фактора.

Косвенный метод применяется при отсутствии данных о распределении изучаемого явления или очень малых числах при этом распределении. Для проведения стандартизации по этому методу нужны следующие данные:

распределение совокупности по составу (населения по возрасту рабочих, по стажу работы и т.д.).

общая численность изучаемого явления (число заболевших, умерших и т.п.)

погрупповые интенсивные показатели, которые можно принять за стандарт (по области, республике и др).

Обратный методприменяется при отсутствии сведений о составе сравниваемых совокупностей. Для проведения стандартизации этим методом требуются данные:

состав изучаемого в обоих совокупностях явления (больных, умерших и т.п.).

общая численность сравниваемых совокупностей (населения, рабочих т.п.).

погрупповые интенсивные показатели, которые можно взять за стандарт (по области, республике и др).

Последовательность вычисления косвенного и обратного методов:

выбор стандарта.

вычисление «ожидаемых» численностей обоих совокупностей (населения, больных).

вычисление стандартизованных показателей.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 175.