Она состояла из преамбулы, которая содержала некоторые положения политического, научного и практического значения, и 174-х статей. В преамбуле Конституции констатировалось:
1) построение “развитого социалистического общества”
2) создание “общенародного государства”,
3) в качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении.
Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии» – всенародное обсуждение и референдум; а также новые гражданские права:
- право на обжалование действий должностных лиц,
- на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство,
на критику действий государственных и общественных организаций и т.д.
Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, на свободу творчества.
В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.
Пава и обязанности граждан.
Основной закон 1977 г. расширил права и свободы советских граждан. Он возвел в ранг основных:
- право на охрану здоровья (ст. 42),
- право на жилище (ст. 44),
- право на пользование достижениями культуры (ст. 46),
- свободу научного, технического и художественного творчества (ст. 47),
- право на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48). К ним присоединилось право на внесение предложений в государственные органы и общественные организации, критику недостатков в их работе (ст. 49),
- право на государственную защиту семьи (ст. 53).
- право обжаловать в суд действия должностных лиц (ст. 58) ( но они не сразу смогли воспользоваться им в силу того, что конституционные нормы не имели прямого действия. Реализация права стала возможной после законодательного закрепления процедуры такого обжалования).
Новым содержанием наполнились уже известные права и свободы граждан. Например, право на труд соединялось с возможностью выбора профессии, рода занятий (ст. 40).
Отличительной особенностью новой Конституции стала неотделимость конституционных прав и свобод от исполнения гражданином своих обязанностей.
Гражданин СССР был обязан:
- соблюдать советские законы (ст. 59),
- добросовестно трудиться (ст. 60),
- беречь и укреплять социалистическую собственность (ст. 61),
- защищать Отечество (ст. 62),
- укреплять дружбу наций и народностей (ст. 64),
- беречь природу (ст. 67),
- исторические памятники и культурные ценности (ст. 68).
- забота о воспитании детей (ст. 66),
- всемерное содействие охране общественного порядка (ст. 65),
- способствование поддержанию и укреплению всеобщего мира (ст. 69).
Из факта признания единого гражданства в стране каждый гражданин союзной республики признавался гражданином СССР (ст. 33), подчеркивалось равноправие граждан всех республик. За всеми закреплялось равенство перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, места жительства и других обстоятельств (ст. 34).
Внешняя политика.
Впервые Конституция отдельной главой (гл. 4) закрепила принципы миролюбивой внешней политики, основанные на:
- соблюдении суверенного равенства,
- нерушимости границ,
- невмешательства во внутренние дела,
- уважении прав человека,
- сотрудничества между государствами (ст. 29).
- Важным направлением считалось развитие и укрепление сотрудничества, взаимопомощи со странами социалистического содружества (ст. 30).
Государственное устройство
Официальное признание широкой социальной базы советского государства в виде нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции (ст. 19) нашло отражение в формулировке «Вся власть принадлежит народу», а также в новом наименовании представительных органов, составлявших политическую основу, – Советы народных депутатов (ст. 2). Проводилась идея верховенства Советов всех уровней, избираемых на единых началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования (ст. 95). Закреплялось правовое положение народных избранников, сочетавших депутатские полномочия с производственной и служебной деятельностью (ст. 104), ответственных перед избирателями (ст. 107) и связанных их наказами (ст. 103). В работе Советов соединялось принятие решения и его практическое осуществление, т. е. отрицался принцип разделения властей.
Конституция подтвердила федеративную форму государственного устройства, построенную на уже известных принципах социалистического федерализма (равноправие субъектов, добровольность их вхождения в союз, право выхода из него, их национально-территориальное устройство), объединявшую 15 советских республик (ст. 70–72). Менее жестко определялась компетенция Союза ССР. Так, в лице своего высшего органа Союз мог принимать основы законодательства по всем отраслям (п. 4 ст. 73), а не только в рамках определенного их перечня, как это было по Конституции 1936 г. К ранее существовавшим правам союзных республик добавились возможности участвовать в решении общесоюзными органами вопросов компетенции СССР (ст. 77) и законодательной инициативы в высшем органе страны (ст. 113).
Отдельно определялись вопросы ведения автономных республик и областей, права автономных округов, до 1977 г. именовавшихся национальными округами.
В новой Конституции закреплялась уже сложившаяся структура органов государственной власти и управления, однотипная на общесоюзном уровне и в союзных, автономных республиках:
- Верховные Советы с их Президиумами,
- Советы Министров.
Их структура, компетенция, порядок работы не претерпели существенных изменений.
Для отмежевания от наследия сталинизма Конституция подчеркивала, что государство и его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества и прав граждан (ст. 4). Другим принципом организации и деятельности государства, получившим конституционное закрепление, являлся демократический централизм, включавший выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их народу, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих (ст. 3).
Суд и процесс.
Глава 20 Конституции посвящалась суду, арбитражу и прокуратуре в СССР. В ней подтверждалось:
- осуществление правосудия только судом (ст. 151),
- выборность судей и народных заседателей (ст. 152),
- их независимость и подчинения только закону (ст. 155).
Все граждане равны перед законом и судом (ст. 156), обвиняемому обеспечивается право на защиту (ст. 158). Прокуратура во главе с Генеральным прокурором Союза ССР продолжала осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 164).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 453.