Объясните сущность и цель перестройки (1985-1991 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В марте 1985 года после смерти Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С.Горбачев.

Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества. Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

Причины перестройки:

1. Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

2. Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

3. Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

4. Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

5. Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С.Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Они только хотели совершенствования социализма. Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

Первый этап(1985-1986) – Период ускорения. Характеризовался попытками крупных административных преобразований, не затрагивавших основ строя и направленных на совершенствование социалистической системы.

В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития. Ускорения планировалось достичь за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения, активизации человеческого фактора. Развернулась борьба с коррупцией и нарушениями производственной дисциплины. Началась кампания по борьбе с «нетрудовыми» доходами, произошло введение госприемки – контроля качества продукции.

Сразу после принятия курса ускорения началось серьезное омоложение кадров в высшем эшелоне власти. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% – секретарей областных партий­ных организаций, 40% – членов ЦК КПСС.

Изменилась общественно-политическая обстановка в стране. Перемены в этой сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура. Это вызвало широкий всплеск социальной активности.

Одновременно возник ряд проблем, последствия которых сказались на судьбе перестройки. В 1985 г. резко упали мировые цены на нефть. Многомиллиардные поступления от ее экспорта сократились, не по­зволяя закупать за рубежом недостающие стране продукты питания, изделия легкой промышленности и высокотехнологичное оборудова­ние.

В 1985 г. началась антиалкогольная кампания – политика, направленная на сокращение производства, потребление и продажу спиртных напитков. Она нанесла серьезный ущерб финансовой системе (по самым минимальным подсчетам бюджет недополучил 67 млрд. руб.), привела к катастрофическому росту токсикомании и самогоноварения. Много было отравлений. Дефицитом оказался сахар. Вырубались виноградники. Возросла теневая экономика, усилилось недовольство населения.

В апреле 1986 г. случилась авария на Чернобыльской АЭС. Ликвидация последствий этой аварии обошлась только в 1986 г. в 14 млрд. руб., требовала затрат и позднее.

Во внешней политике СССР был провозглашен новый курс, получивший название «новое политическое мышление». Центральное место в нем отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми и отказу от принципа пролетарского интернационализма. Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя.

Второй этап (1987-1988) «Гласность» и перестройка. Этот этап перестройки характеризовался попытками реформирования в духе демократического социализма. Начались широкомасштабные реформы во всех сферах жизни советского общества.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получали право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий.

В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

В 1988 г. сельские жители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжаться произведенной продукцией. Но эти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремление местных властей подавить крестьянскую инициативу.

После некоторых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. Горбачев объявил, что тормозом является бюрократизм и приступил к реформе политической системы. Она была утверждена летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции.

Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти от КПСС Советам. Высшим органом власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно действующий Верховный Совет.

Во второй половине 1980-х гг. обострились межнациональные противоречия, выросли сепаратистские настроения. Местные элиты стремились к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. На фоне ухудшения экономической ситуации возник протест в форме национальных движений. В 1988 г. создаются Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии, целью которых стало отделение прибалтийских республик от СССР. Кровавые столкновения имели место между Арменией и Азербайджаном, в Узбекистане и Таджикистане.

Третий этап перестройки (1989-1991) характеризуется тем, что в этот период происходит резкая дестабилизация обстановки в стране.

Продолжала ухудшаться экономическая ситуация. С 1988 г. заметно сократилось сельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 г. достиг нулевого уровня и сократился на 10% в первой половине 1991 г. Дефицит бюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. руб. Чтобы удовлетворить спрос, государство ввело карточную систему и увеличивало импорт на кредитной основе. К концу 1991 г. внешний долг СССР возрастает почти до 100 млрд. долларов.

Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 г. основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. Разрабатывалось несколько программ перехода к рыночной экономике. Одной из таких стала утопическая программа «500 дней», предложенная Г.А. Явлинским.

Общество все более охватывал эффект ниспровержения. Гласность из инструмента критики и «улучшения» социалистического строя стала превращаться в инструмент его разрушения.

Выборы народных депутатов, проходившие весной 1989 г. на альтернативной основе, показали негативное отношение к кандидатам, поддержанным КПСС.

На I Съезде народных депутатов (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. На съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием «Межрегиональная депутатская группа» (МДГ). В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов и др.

На III Съезде народных депутатов (март 1990 г.) была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. На этом же съезде М.С. Горбачев был избран первым президентом СССР.

Весной 1990 г. в союзных республиках состоялись выборы на собственные съезды народных депутатов. В РСФСР победу одержали оппозиционеры, называвшие себя «демократами». На I Съезде народных депутатов РСФСР (май-июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

После прихода Ельцина к власти в России резко усилилось противостояние союзного и российского руководства. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозгласившей независимость России и верховенство российских законов над общесоюзными.

Провозглашение Россией и другими союзными республиками независимости поставило вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Его проект предусматривал создание демократической федерации равноправных советских суверенных республик. В этом случае единое государство существовало бы только формально. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Чтобы остановить происходящий развал СССР часть высшего партийно-государственного руководства 19 августа 1991 г. попыталась отстранить Горбачева от власти. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (19-21 августа 1991 г.). В его состав вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев (глава), премьер-министр СССР В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны СССР Д.Т. Язов и другие представители власти. В Москву были введены войска.

С самого начала участники ГКЧП повели себя нерешительно, а их действия были несогласованны. Активное сопротивление ГКЧП оказали российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным, призвавшего москвичей выйти на улицы. Не ожидавшие такой реакции со стороны российских властей и жителей Москвы, 21 августа члены ГКЧП прекратили свою деятельность. 22 августа 1991 г. они были арестованы.

События 19-21 августа ускорили распад Советского Союза. 23 августа своим указом Б.Н. Ельцин запретил деятельность КПСС на территории России, что делало невозможным дальнейшее существование СССР. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) президенты России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.Н. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) объявили о прекращении существования СССР. Одновременно было провозглашено образование Содружества Независимых Государств(СНГ).

25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование.

Трудности и противоречия проведения перестройки:

1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;

2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Зато произошла легализация «теневой экономики»;

3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы особенно ярко проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов;

4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР;

5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии.

Перестройка оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что вСССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССРначал стремительно набирать процесс обострения межнациональныхотношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. Воснове этих процессов лежали как политические, так и экономическиепричины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переходвласти на местах в руки местных национальных элит,межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР.

Кульминацией межнациональных конфликтов стал «парад суверенитетов».Его инициаторами стали прибалтийские республики.12 июня 1990 г. к нему присоединилась РСФСР. Декларация осуверенитете поставила под вопрос дальнейшее существование СССР.Летом и осенью 1990 г. стали провозглашать себя сувереннымиреспублики, края и области России. Развернулся «парад суверенитетов».В марте 1991 г. на территории СССР был проведенреферендум, который показал, что большинство населения желает жить ведином государстве. Однако мнение народа демократы на местах и врегионах проигнорировали. Распад единого хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор.

Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата, - решили воспрепятствовать его подписанию. В августе 1991 г. они предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти события вошли под названием «Августовского путча». Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент Г.Н. Янаев, Крючков (председатель КГБ), В. Павлов (председатель Кабинета министров), Д. Язов (министр обороны), Б. Пуго (министр внутренних дел)) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 в Москву войска и объявили чрезвычайное положение (АВГУСТОВСКИЙ ПУТЧ -попытка антиконституционного переворота. Был направлен на восстановление власти партийно-государственной номенклатуры) путчисты заявили, что Горбачев не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, а Горбачев блокирован на даче в Крыму. Сопротивление оказало руководство РФ во главе с президентом РСФСР Ельциным. Путчисты были арестованы. В столкновениях с войсками погибло 3 человека. Путч окончился провалом. Результат: падение коммунистического режима и ускорение распада СССР.

События 19-22 августа 1991 г. ускорили распад СССР.

8 декабря 1991 г., собравшиеся в Беловежской Пуще лидеры трех суверенных государств – России (Б.Н.Ельцин), Белоруссии (С.С.Шушкевич) и Украины (Л.М.Кравчук) - подписали Беловежское соглашение, по которому СССР, как субъект международного права, прекратил свое существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ). 25 декабря Горбачев снял с себя президентские полномочия. СССР прекратил свое существование. Распад СССР и заключение Беловежских соглашений не получили единодушного одобрения в России. С распадом СССР и образованием СССР перестройка потерпела крах.

С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система.

ИЛИ

Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

В марте 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Черненко.Генеральным секретарем был избран 54-летний Михаил Сергеевич Горбачев. В борьбе за этот пост поддержку Горбачеву оказал патриарх советской дипломатии Громыко. Вскоре Громыко занял пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В апреле 1985 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Горбачев выступил на нем с программной речью. Состояние общества было оценено как предкризисное. Провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был конкретизирован на 26 съезде КПСС в начале 1986 г. Основные направления курса:

1. ускорение научно-технического прогресса;

2. активизация человеческого фактора;

3. отказ от остаточного принципа в социальной сфере;

4. стержень курса - новая инвестиционная и структурная политика – не строительство новых, а модернизация действующих предприятий; ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. (Идея академика Аганбегяна.)

Предполагалось: увеличить темпы экономического роста и к 2000 г. удвоить промышленный потенциал; производительность труда увеличить в 2,5 раза; обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом; осуществить всеобщую компьютеризацию.

В качестве мер, призванных способствовать ускорению социально-экономического развития, были проведены: антиалкогольная кампания; введена госприемка. Изменилась кадровая политика: к началу 1987 г. было заменено более половины партийных руководителей «брежневского призыва» на союзном и областном уровнях.

Результаты курса на ускорения оказались плачевными: в 1985 г. бюджетный дефицит составлял 17-18 млрд. рублей, в 1986 г. – в три раза больше.

Причины неудачи курса ускорения:

1. на треть сократились поступления от экспорта нефти в связи с падением мировых цен;

2. из-за массированной антиалкогольной кампании страна за 3 года недополучила 37 млрд. руб.

3. ошибка в выборе экономической стратегии – отдачи от инвестиций в машиностроение не было; эти средства могли быть с большей пользой израсходованы на развитие легкой и продовольственной отраслей промышленности, где отдача быстрее и люди на себе ощущают положительный результат; так называемая госприемка отвлекала квалифицированных специалистов.

Явно несбыточные обещания, расточаемые на фоне ухудшающегося экономического положения, только раздражали людей.

 

Реформа управления экономикой и причины ее неудачи.

На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС неудачи курса на ускорение были объяснены действием «механизма торможения» и недооценкой глубины кризиса. Вместо прежнего курса был провозглашен новый: перестройка. Суть перестройки: разрушение командно-административной системы, перестройка механизма управления экономикой. Предполагалось демократизировать все сферы государственной и общественной жизни. Заговорили о новой модели социализма – социализме «с человеческим лицом». Важнейшим инструментом перестройки должна была стать гласность.

Была провозглашена новая экономическая стратегия – рыночный социализм (или хозрасчетный социализм). Возможность рыночного социализма отстаивали такие экономисты как Абалкин, Бунич, Шмелев, Богомолов, Попов. Их оппоненты – Пияшева, Пинскер – говорили, что рынок и социализм несовместимы, но к их голосу не прислушивались.

В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии, который вступал в силу с 1 января следующего года. Предприятия получали определенную самостоятельность: до них доводился план госзаказа. Государство гарантировало приобретение продукции, произведенной по госзаказу. Все, что предприятие производило сверх госзаказа, оно могло реализовывать по свободным ценам на рынке. Предприятия сами определяли численность работников, устанавливали зарплату, выбирали хозяйственных партнеров, избирали руководителей и т.д.

Курс на рыночный социализм также оказался несостоятельным. Причины:

1. Отсутствовала инфраструктура рынка: товарно-сырьевые биржи, посреднические организации. Значительная часть предприятий стремилась получить госзаказ по максимуму, в то время как его предполагалось постепенно сокращать и добиваться перевода предприятий на рыночные условия хозяйствования.

2. Только четвертая часть всех предприятий приносила небольшую прибыль. Треть предприятий были убыточными. Их перевод на рыночные условия хозяйствования означал банкротство. Банкротство, безработица, повышение цен – все это не принималось обществом и властью.

3. На тех предприятиях, которые были способны приспособиться к рыночным условиям, восторжествовал так называемый коллективный эгоизм трудовых коллективов. Они «проедали прибыль» (увеличивали зарплату) вместо того, чтобы тратить ее на развитие производства. Сокращался выпуск дешевых товаров и увеличивалось производство дорогих («вымывание дешевого ассортимента»). В руководители нередко выбирали удобных лиц, не всегда способных к управлению.

 

Наряду с вышеназванными причинами были глубинные причины, которые предопределили неудачу экономической стратегии как ускорения, так и рыночного социализма:

1. Приоритет идеологии и политики над экономикой. Отсюда незавершенность реформ. Власть лавировала между так называемыми консерваторами и демократами.

2. Политическая нестабильность – забастовочное движение, противостояние центра и союзных республик, их стремление к самостоятельности вело к разрыву традиционных хозяйственных связей.

3. Расходы, по крайней мере в первое время, на поддержание дружественных социалистических режимов.

Реформа политической системы: завершение десталинизации общества.

Неудачи в экономике подтолкнули Горбачева к проведению реформы политической системы. О ее несовершенстве говорилось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. !9 Всесоюзная партийная конференция, прошедшая летом 1988 г., приняла решение о реформе политической системы.

Два главных направления реформы: переход к альтернативным выборам; расширение полномочий советов. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР. 2/3 депутатов избирались на альтернативной основе в округах, 1/3 – партийными и общественными организациями, профсоюзами и др. Срок полномочий – 5 лет. В перерывах между съездами высшим законодательным органом был Верховный Совет.

На первом съезде народных депутатов в 1989 г. председателем Верховного Совета на альтернативной основе были избранГорбачев. (Конкурентом был депутат Оболенский.)

На 3 съезде (1990 г.) был учрежден пост президента СССР. Горбачев понимал, что авторитет партии, а соответственно и его как генерального секретаря, снижается. Чтобы укрепить свои позиции, Горбачев выступил инициатором учреждения поста президента. Он же был избран на съезде президентом СССР, правда, на безальтернативной основе. 3 съезд отменил 6 статью Конституции СССР, закреплявшей за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества. Тем самым была открытадорога к многопартийности в СССР. Обрели законный статус уже существующие партии, начали появляться новые. Наиболее активными были: демократическая, конституционно-демократическая, республиканская, социалистическая, социал-демократическая партии, демократический союз и др.

Благодаря перестройке возобновился процесс десталинизации общества, остановленный в годы застоя. Была образована комиссия Политбюро ЦК КПСС по изучению репрессий 1930-1950-х гг. (во главе с секретарем ЦК КПСС Яковлевым). Были реабилитированы те, кто не был реабилитирован при Хрущеве. Символами времени стали публикации произведений: Солженицын А. «Архипелаг Гулаг», Дудинцев В. «Белые одежды», Рыбаков А. «Дети Арбата», Пастернак Б. «Доктор Живаго», Платонов А. «Котлован», Приставкин А. «Ночевала тучка золотая» и др. На страницах журналов, прежде всего журнала «Огонек», публиковались материалы о преступлениях сталинского режима.

Серьезным испытанием для политики гласности стала статья преподавательницы химии одного из ленинградских вузовН.Андреевой «Не могу поступаться принципами», появившаяся в начале марта 1988 г. в газете «Советская Россия». Автор обвинила руководство КПСС в забвении коммунистических принципов и насаждении чуждой идеологии. Только через месяц, в начале апреля, в «Правде» появилась передовая статья, написанная Яковлевым. Сталинизму Нины Андреевой противопоставлялся ленинизм, понимаемый как демократия, социальная справедливость, хозрасчет.

Нарастание экономического и политического кризиса.

Внешнеполитические успехи Горбачева не могли компенсировать внутриполитических трудностей. Экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась. В 1989 г. прирост промышленного производства был нулевым. В первой половине 1990 г. оно сократилось на 10%. В 1988-1989 гг. бюджетный дефицит превысил 100 млрд. рублей. Инфляция составила 10% в год, что было невиданным для советской экономики.

Экономический кризис дополнялся и усугублялся политическим кризисом. Его составляющими были:

1. Всплеск национального радикализма - армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, деятельность народных фронтов, особенно активно в Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Армении. Радикально настроенные члены народных фронтов требовали выхода из состава СССР.

2. Усиление давления на Горбачева со стороны демократических и консервативных сил. Демократы, во главе которых стояли общественно-политические деятели Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Станкевич, Попов, Собчак, выступали за углубление реформ. Они считали, что должны быть демонтированы три главные основы тоталитарного строя: СССР как имперское государство; государственный социализм с нерыночной экономикой; партийная монополия (последнее фактически было осуществлено после отмены 6 статьи Конституции). Консерваторовпредставляли вице-президент Янаев, глава правительства Павлов, министр обороны Язов, министр внутренних дел Пуго, председатель КГБ Крючков, партийные функционеры Лигачев и Полозков, народные депутаты Алкснис, Петрушенко. Они обвиняли Горбачева в отказе от социалистических ценностей и стремлении развалить СССР.

Горбачев лавировал между демократами и консерваторами. Его положение значительно осложнилось после того как ряд союзных республик, в том числе и Российская Федерация, провозгласили государственный суверенитет. Выход Горбачев видел в том, чтобы остановить развал СССР, заключив новый союзный договор. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г. Но консерваторы не стали ждать. Горбачев нужен был им до тех пор, пока он мог обуздывать демократов. Когда стало ясно, что он не в состоянии этого делать, его эпоха закончилась.

 

События 19-21 августа 1991 г.

В начале августа 1991 г. Горбачев отправился в Крым, в отпуск. Этим воспользовались его противники. 19 августа 1991 г. они предприняли попытку совершить государственный переворот. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В него вошли, в частности, упоминавшиеся Крючков, Павлов, Пуго, Янаев, некоторые другие лица.

ГКЧП объявил о болезни Горбачева, обязанности президента взялся исполнять Янаев. Было заявлено о крахе перестройки. Запрещалась деятельность всех структур, не узаконенных Конституцией СССР, приостанавливалась деятельность политических партий и объединений, оппозиционных КПСС, выпуск нелояльных ГКЧП газет. Было обещано замораживание цен с их последующим снижением, повышение зарплат и пенсий, стипендий, поддержка частного предпринимательства.

Однако члены ГКЧП действовали нерешительно. Руководство России – президент Ельцин, вице-президент Руцкой, председатель Верховного Совета РСФСР Хасбулатов, мэры Москвы и Ленинграда Попов и Собчак – вели себя, напротив, довольно уверенно и решительно. В итоге 21 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы (Пуго застрелился).

 

Распад СССР.

События 19-21 августа 1991 г. привели к окончательному ослаблению союзного центра. Крах СССР стал неизбежен. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще собрались руководители России, Украины, Белоруссии – Ельцин, Кравчук, Шушкевич. Они объявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об образовании Содружества независимых государств (СНГ).

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча лидеров ряда бывших союзных республик. В СНГ вошли еще 8 союзных республик. Не вошли Эстония, Латвия, Литва, Грузия. Они считали, что их включение в состав СССР было насильственным, и не хотели нового альянса. Правда, позже Грузия вступила в СНГ.

Советский Союз и формально и фактически перестал существовать.

 

Основные итоги перестройки:

- распад СССР;

- демонтаж тоталитарной системы;

- создание предпосылок для построения в России подлинно демократического общества.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 701.