Сущность, цели и задачи аудита, отличие аудита от других форм экономического контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» так определяет понятие аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Цель аудиторской деятельности — конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Целью собственно аудита согласно закону об аудиторской деятельности в РФ является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Задачи аудита:

· Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты;

· Оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности;

· На основе изучения и анализа прошлых фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ориентировании его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и ее конечные результаты;

· Предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг, касающихся организации и внедрения бухгалтерского учета, составление отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа.

В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур, различают аудит, ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу. Они являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля. Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет (хозяйственно-финансовую деятельность организаций), а также используют совместные методические приемы и процедуры контроля. Объектами контроля для них являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовая отчетность хозяйничающих субъектов. Совместное для них также и то, что они обосновывают свои выводы документально проверенными доказательствами.

Вместе с тем, между аудитом, ревизией и судебно-бухгалтерской экспертизой существуют отличия.

Во-первых, цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии. Цель аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента.

Во-вторых, ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес-процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована стандартами аудиторской деятельности.

В-третьих, ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность.

В-четвертых, ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы.

В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами.

В-пятых, по характеру проверки аудит – это предпринимательская деятельность, а ревизия – исполнительская деятельность.

Судебно-бухгалтерской экспертиза – это исследование записей бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных. Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

93. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности.

  Документы Органы, принимающие Документы
I уровень Федеральные -законы, кодексы, указы Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная дума, Президент РФ
И уровень Постановления приказы Правительство РФ, Президент РФ, Минфин РФ, департамент организации аудиторской деятельности
III уровень Федеральные стандарты ауди­торской деятель­ности, стандарты аудиторской дея­тельности Правительство РФ, Комиссия по аудитор­ской деятельности при Президенте РФ.
IV уровень Внутренние стан­дарты Профессиональные аудиторские объединения
V уровень Внутрифирменные стандарты Аудиторские организации

Первый уровень — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.

К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

Третий уровень системы нормативного регулирована аудиторской деятельности представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

 

Четвертый уровень — методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

Пятый уровень — внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реализации, выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

94. Виды аудита и аудиторских услуг.

В практике аудиторской деятельности, как и в нормативных документах, различают:

 

1) внешний и внутренний аудит;

2) обязательный и инициативный аудит.

 

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникла на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиняющихся главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

· контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

· подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

· подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

· анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

· оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

 

Внутренний аудит проводится штатными аудиторами-работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства.

95. Стандарты аудиторской деятельности.

Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.

 

Различают четыре группы стандартов:

 

1. международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;

 

2. национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;

 

3. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных

 

4. внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

 

96. Методика, техника и технология проведения аудиторских проверок.

Технология аудита – это последовательность проведения аудиторской проверки с указанием основных аналитических процедур и методов получения аудиторских доказательств, источников информации и методов ее обработки, исполнителей отдельных работ и оформления аудиторских документов.

Техника аудита в большой мере связана с использованием аналитических процедур:

– методов сравнения (что позволяет оценить соответствие фактического состояния учета и финансовой отчетности установленному порядку, заданному или нормативному уровню);

– методов детализации и отклонений (когда аудитор должен выяснить, что привело к изменениям, каковы источники выявленных отклонений, оценить происшедшие структурные изменения);

– методов элиминирования и факторного анализа (позволяющих вскрыть причины изменения финансовых результатов деятельности организации и спрогнозировать ее развитие, дать оценку финансовой устойчивости организации).

Технология аудиторской проверки не имеет строгой регламентации и не зафиксирована нормативно-правовыми документами. Но она обязательно отвечает определенному набору требований и включает несколько этапов, которые могут осуществляться в определенной последовательности, это:

 

1. планирование аудита (предварительное знакомство с клиентом, оформление контракта или письма-обязательства, изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента, оценка рисков, подготовка плана и программы аудита.) Цель - организовать эффективную и экономически оправданную проверку;

2. сбор аудиторских доказательств (выполнение аудиторских процедур: тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу). При этом необходимо проверить: учредительные и другие общие документы, хоздоговоры, учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения, отчетность экономического субъекта, систему внутреннего контроля, комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета. При проведении аудиторской проверки следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) №5 «Аудиторские доказательства», «Особенности первой проверки аудируемого лица», «Аналитические процедуры» и т. д.;

3. документирование (документируются основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства высокого качества ведения аудита). Рабочая документация должна быть достаточно полной и убедительной. При оформлении хода аудита необходимо руководствоваться положениями федерального правила (стандарта) №2 «Документирование аудита»;

4. заключительный этап (завершение подготовки рабочей документации, информирование руководства аудируемого лица по результатам проверки, формулирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, подготовка аудиторского заключения.)

Методики выполнения аудиторских проверок разрабатываются специалистами аудиторской организации и составляют их коммерческую тайну.

Основные подходы формирования методики аудита:

1. бухгалтерский (разработка методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета);

2. юридический (включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения);

3. специальный (включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками);

4. отраслевой (разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности).

Все методики разрабатываются по единой типовой схеме, включающей перечень нормативно-правовых документов.

Используются тесты, анкеты, таблицы и т. д. Важную роль играют компьютерные информационные технологии.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 435.