Виды упражнений по формированию орфографического навыка у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:
1) навык письма,
2) умение анализировать слово с фонетической стороны,
3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки,
4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

      Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.

      Дадим краткую характеристику каждому из видов упражнений.

Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.

Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.

Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложностью, и трудность выполнения которых нарастает.

Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.

Контрольные задания носят главным образом обучающий характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы. Контрольные задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особого усложнения содержания.

      Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту учебную задачу рациональным способом, контролировать себя. В таком случае учитель будет осуществлять воспитание культуры умственного труда, что является составной частью умственного и трудового воспитания. Учебный труд при умелой его организации способствует не только формированию навыков рационального умственного труда, но и воспитанию трудолюбия, привычки работать добросовестно, в полную силу, доводя начатое дело до конца. А всё это вместе успешно готовит школьников к самостоятельной трудовой деятельности.

 

33.Организация ра­боты над усвоением содержания орфографических правил.

 

       Под орфографическим правилом понимается нормативное указание обобщенного характера, относящееся к определенной орфограмме.

     Работа над орфографическим правилом включает следующие компоненты:

 1) овладение языковой сущностью правила (написанием какой орфограммы управляет правило, особенности орфограммы и спосособов ее проверки);

2) овладение формулировкой правила в учебнике;

3) применение правила в практике письма на основе алгоритмов (памяток, инструкций): на этом этапе важно, чтобы ученик овладел определенной последовательностью действий;

 4) автоматизация способов применения правила в процессе усложнения условий применения правила.

  Большинство правил изучается индуктивным путем («открытие» нового правила детьми), который включает следующие компоненты: постановка учебной задачи, обоснование способов ее решения, анализ языкового материала в целях осознания сущности нового правила, обобщение результатов наблюдения и формулировка правила, уточнение по учебнику содержания и структуры правила, выполнение упражнений на отработку способов применения правила. Данные компоненты становятся этапами урока «открытия» новых знаний, на котором изучается новое орфографическое правило.

                     Методическими условиями эффективной работы над орфографическими правилами являются следующие:

     1. Обобщение и систематизация правил на основе их сопоставления и противопоставления, формирование обобщенных способов орфографических действий, памяток обобщенного характера, например, «Как проверить орфограмму в корне слова?», «Как действовать, чтобы написать безударное окончание?», «Как узнать, пишется или нет Ь на конце слов после шипящих?».

     2. Работа по усвоению правила должна строиться таким образом, чтобы ученики шли от звука к букве, т.е. от произнесенного (звучащего) слова к написанному. Этот ход должен отражаться и в записи слова, например:

д_лёкий – даль - далёкий

ро[п]кий – робок – робкий

изве[сн]ый – весть – известный

    3. Памятки по применению правил рекомендуется давать детям не в готовом виде, а составлять их коллективно, обсуждая назначение и способ выполнения каждой операции. Это станет условием сознательного применения правила в практике письма. Важно, чтобы ход рассуждения с опорой на памятку и ход записи в тетради совпадали. Эффективным приемом может стать пооперационный контроль, когда один ученик вслух с опорой на памятку рассуждает вслух, а остальные отмечают в памятках правильность/неправильность выполнения каждой операции.

4. Практической деятельностью по применению правила становятся разнообразные орфографические упражнения, назначение которых – автоматизация орфографического навыка.

    В цикле первичного закрепления выполняются упражнения, направленные только на решение орфографических задач, в цикле вторичного закрепления – упражнения, где к орфографичесим задачам добавляются другие (лексические, речевые); кроме того на данном этапе возможны нестандартные, творческие задания.





Дата: 2019-03-05, просмотров: 338.