Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели как учитель пишет.
Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма.
Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, - словом, того, чего иногда, зрительно воспринимаемая, он не может перенести в свое время движение во время письма.
Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец.
Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к письму, разнообразят форму обучения.
Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Анализ формы букв проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания.
Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В 1 классе водятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:
1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;
3) писать надо красиво.
Со 2 класса вводятся такие правила:
1) буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие);
2) слог пишется безотрывно;
3) писать надо быстро и красиво.
Учитель должен вводить эти правила постепенно.
Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа.
Еще одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок.
Применяются также приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку.
Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и других.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
24.Методика изучения морфемики и словообразования в начальных классах.
Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы как части слова. Словообразование изучает образование слов от др. слов с помощью определенных операций.
Задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лекс-ким значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря уч-ся. Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскр-тся только в составе слова. Исходя из этого, изучение шк-ками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале уч-ся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообр-ной и орфографической сторон.
1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.
Трудность представляет для 1-классников понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с неумением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных.
2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учеб. задачи данного этапа:
- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,
- приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,
- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Для того чтобы развить у мл. шк. умение распознавать однокор-ые слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый — смелость, но смелость — храбрость), а также противопоставление однокор-ных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора — горный — горняк, но гора — гореть).
3-ий этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс). На 3-ем этапе системы изучения морфемного состава слов решаются следующие учебные задачи:
- формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»,
- развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом,
- формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок,
- развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.