Предложение — это грамматически оформленная по законам языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений.
1. Формирование грамматического понятия «предложение».
2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).
3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.
4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.
5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
Предложение — это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Согласно ныне действующей программе учащиеся начальных классов с постепенным расширением и усложнением должны усвоить сведения:
1) о повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;
2) главных и второстепенных членах предложений ;
3) связи между словами в предложении.
В 1 классе дети должны научиться выделять предложения из речи; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанавливать связь между словами по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы.
Во 2 классе учащиеся усваивают понятия «повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды); учатся выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, выделять голосом нужные по смыслу слова.
В 3 классе дети учатся различать среди простых предложений предложения с однородными членами, соблюдая при чтении интонацию перечисления.
31.Методика обучения правописанию. Условия овладения младшими школьниками орфографическим навыком.
Под орфографией понимается общепринятая система правил написания слов данного языка, правописание.
Орфографическая грамотность - составная часть языковой культуры. Основы ее закладываются в начальной школе. На этой ступени обучения есть своя специфика, которая вызвана возрастом детей и отсутствием у них теоретических знаний по языку.
В центр обучения орфографии поставлены правила и их применение, т.е. решение орфографической задачи. Такой метод требует точного знания самих правил и условий их применения. Но методика обучения правописанию в начальной школе опирается не только на правила, но и на усвоение звукового строя русской речи и его графики; процесс овладения чтением и письмом; на развитие речи детей; развитие дикции, орфоэпических навыков; знание грамматических законов языка.
Обучение правописанию идет по трем взаимосвязанным линиям:
1. Обучение правописанию на основе правильного соотношения звука и буквы с учетом позиции звука и состава слова( метод языкового анализа и синтеза).
2. Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе использования словарей
3. Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, т. е. путем решения орфографической задачи (метод решения орфографических задач).
Для формирования орфографических навыков нужны определенные условия. Эти условия таковы:
- высокий научный уровень преподавания орфографии;
- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
- знание орфографических правил;
- знание схемы применения правил и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
- упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.
Как же работать над орфографическим правилом? Прежде всего, важно подготовить учащихся к восприятию орфографического правила. С этой целью учитель решает вопрос о том, что необходимо повторить по фонетике и грамматике. Затем организуется повторение отобранного материала с учетом его специфики. После повторения учитель должен убедиться в том, что те сведения по фонетике и грамматике, на которые опирается орфографическое правило, известны учащимся. Затем учитель переходит к объяснению орфографического правила. Сначала организуется проблемная ситуация, «столкновение» с трудностью. Затем записывается название темы, и учитель анализирует этот заголовок с точки зрения наличия в нем опознавательных, «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 357.