Автор эпического произведения изображает реальную действительность во внешнем проявлении. Художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: в действующих лицах , которые участвуют в определенных событиях , связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве, т. е. выстраивающихся в сюжет произведения. Главное в этих связях подчеркивается бла- годаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, т. е. его компози - ции . В учебный материал для чтения в начальной школе включены такие виды эпической литературы: художественный рассказ, эпическое произведение в стихах , сказка, басня. Из литературной природы эпического произведения выводятся методические приемы работы с ним. При анализе любого эпического произведения внимание сосредоточивается на действующих лицах, главных героях произведения, дается их характеристика. Прослеживается сюжетная линия:
С чего все началось? Как развивались события? Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Чем все закончилось? Одним из ведущих приемов работы становится пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана. Работая над такими жанрами, как басня или эпическое произведение в стихах, целесообразнее предложить детям выучить их наизусть. Тип пересказа прозаического текста выбирается в зависимости от его композиции: произведения последовательно- повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; повествовательно- описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа; произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа; а работая над произведениями, построенными на диалоге, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.
Учитывать специфику произведения необходимо и при выборе приема для обеспечения первичного восприятия. Так, народную сказку как фольклорный жанр следует детям рас- сказывать, в то время как литературная авторская сказка должна быть прочитана по книге. Эпическое стихотворение может быть прочитано заранее подготовленными детьми или учителем, так как стихотворный текст читать с листа трудно. А рассказ можно предложить детям читать по цепочке или выбрать для первичного восприятия прием комбинированного чтения. В басне мораль должна быть интонационно отделена от сюжета, поэтому басню учитель всегда читает сам, лучше наизусть. Работая с малыми фольклорными жанрами , надо учесть, что содержание таких произведений детям знакомо еще с дошкольного возраста, поэтому они могут прочитать их самостоятельно. Знакомое содержание произведений малых фольклорных жанров дает возможность сосредоточить внимание детей на их форме. Для наблюдений структуры следует выбрать такие жанры, в которых форма наиболее функциональна, поэтому ребенку ее легче заметить и наблюдать. Например, чистоговорки предназначены для тренировки произнесения одного звука в окружении других; скороговорка – произнесения сочетаний звуков, близких или, напротив, далеких по способу и месту образования; в считалках ведущим компонентом является ритм; побасенка композиционно построена на диалоге и т. п. После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки, побасенки и др.
Загадки и пословицы традиционно используются на уроках чтения как дополнительный материал для чтения.
17. Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах.
В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев, таким образом, действие приобретает самоценное значение и становится своеобразным «опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей» (И. Волков). Отсюда и совершенно особая функция языка в драме: речь выражает внутренние переживания персонажей и одновременно является средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев, в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т. е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия. Особенность содержания и формы драмы предполагает необходимость сочетания речи с пантомимой, разыгрывания действия в мизансценах, соединении драмы с декорациями и музыкальным сопровождением. Иначе говоря, драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в хрестоматиях для начальных классов очень мало драматических произведений. Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера. Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотрения иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображенных сцен. В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами. Естественно, что основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация. Однако этим видам деятельности должен предшествовать анализ произведения. Учителю нельзя забывать, что в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.
Анализ драматического произведения должен строиться, с одной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения: нужно уяснить сюжетную линию, установить причинно-следственные связи событий, дать характеристику действующим лицам; с другой стороны, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения: работу над тропами, над живописным образом и т. п.
Итак, выбирая конкретные методические приемы для работы над текстом на уроке, учитель должен исходить из специфики рода, вида и жанра литературного произведения, учитывать его структуру, а также принимать во внимание особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, уровень сформированности их читательских умений и навыков.
18. Задачи и требования к современному уроку чтения в начальных классах.
Требования. При обучении чтению важно соблюдать главное условие – регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом. С выполнением этого условия связано ежедневное проведение уроков чтения в начальных классах. Воспитательные возможности уроков чтения, как правило, определяются воспитательным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. В то же время урок чтения не может быть изолирован от обшей системы школьного воспитания. Он должен взаимодействовать с уроками других предметов – русским языком, природоведением, музыкой, изо; полученные на чтении знания должны приниматься во внимание при подготовке внеклассных мероприятий. Урок чтения, как любой другой урок по родному языку, в первую очередь должен задавать высокий уровень языковой культуры и обеспечивать ребенку качественную речевую среду.
В его составе обязательно предусматривается работа по развитию речи детей, причем всех видов – слушанию, говорению, чтению и письму. Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока. Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей: учить наблюдать факты произведения, сравнивать их, обобщать, т. е. выполнять аналитические и синтетические операции.
Все сказанное позволяет назвать задачи современного урока чтения:
1.Совершенствование навыка чтения; целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.
2.Формирование читательских умений по работе с текстом; активизация «вдумчивого чтения», т. е. умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения.
3.Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний.
4.Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей.
5.Формирование у детей современного мироощущения и мировоззрения, не противоречащего научным достижениям в разных областях знания.
6.Развитие речи и формирование читательской самостоятельности, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения детей.
Типология уроков чтения. Подготовка учителя к уроку чтения
При подготовке к уроку учитель в первую очередь должен подумать о возрасте детей, об уровне сформированности их навыка чтения и читательских умений, об индивидуальных особенностях учеников класса. Затем следует для себя установить место урока в разделе, соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем, учесть их читательский опыт, приобретенный на уроках внеклассного чтения, а также вне школы. Современный учитель начальных классов в практике сталкивается с разной степенью начитанности учеников и разным уровнем их читательских умений. Разрабатывая урок чтения, следует продумывать задания как для детей с высокой читательской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской деятельности в классе.
На уроке «просто чтения» разговор следует начать с высказываний тех детей, читательский опыт которых незначителен. В этом случае учитель сможет поддержать их эмоциональную реакцию, прояснить в ходе обсуждения первичные читательские впечатления, помочь убедиться в правильности восприятия произведения. На уроке анализа целесообразнее в первую очередь обращаться к более квалифицированным читателям. Такие дети зададут определенный уровень анализа текста, продемонстрируют образец обдумывания прочитанного, их ответы станут опорой для общих выводов по произведению. Необходимо учитывать, что те дети, которым много читали в дошкольном детстве, обладают развитой интуицией, они быстрее замечают и эстетически переживают соответствие формы и содержания. Поэтому им целесообразнее задавать вопросы о форме произведения, в то время как к другим детям уместнее обращаться с вопросами по содержанию.
Готовясь к предстоящему уроку, учитель должен принять во внимание сформированность навыка чтения у детей. Каждый из учеников класса, независимо от уровня владения навыком чтения, должен читать вслух на уроке, поэтому учителю нужно заранее определить, какой отрывок текста кто из детей будет читать.
Центром подготовки учителя к уроку чтения должен стать литературоведческий анализ художественного произведения.
Определяя логику урока, учитель продумывает ведущие методические приемы для каждого этапа урока, использование наглядных пособий, ТСО, виды заданий по развитию речи детей, возможные межпредметные связи. Итогом такой деятельности учителя станет разработка и проведение конкретного урока чтения.
Типология уроков чтения
Уроки чтения могут различаться по многим параметрам:
- по учебной задаче;
- по ведущей деятельности учащихся;
- по типу учебного материала.
Современный урок чтения обладает, с одной стороны, обязательными компонентами, так как он строится на определенном учебном материале, воплощает собой конкретный замысел учителя, учитывает психологические особенности детей, с другой стороны, ему присущи гибкость и подвижность структурных элементов, потому что он пронизан импровизацией учителя, чутко реагирующего на читательские впечатления детей, на их высказывания и предложенные версии прочитанного текста.
Наиболее жесткой структурой обладает урок чтения и коллективного анализа художественного произведений. Он состоит из таких этапов:
1.Подготовка к восприятию текста.
2.Первичное восприятие текста.
3.Проверка первичного восприятия текста.
4.Чтение и анализ произведения.
5.Обобщение.
6.Перечитывание произведения с новой читательской целью.
7.Творческая работа учащихся по следам прочитанного.
20. Основные понятия фонетики, изучаемые в начальных классах. Задачи, содержание и организация фонетической работы в период обучения грамоте и на уроках русского языка.
Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются.
Значение изучения фонетики обусловлено, во-первых, необходимостью фонетических знаний и умений для становления у школьников всех видов речевой деятельности; во-вторых, важностью этих знаний и умений для усвоения произносительных норм, что обеспечивает эффективное осуществление коммуникативной деятельности; в-третьих, фундаментальной ролью фонетических умений в освоении орфографии и грамматики русского языка.
Задачи изучения фонетики в начальной школе:
1) сформировать у школьников представления о звучащем слове как основной единице устной речи, системе фонетических понятий;
2) познакомить с основными произносительными нормами, ввести их в речевую практику;
3) сформировать на основе фонетических знаний отдельные фонетические умения, обеспечить становление навыка осуществления звукового анализа.
Недооценка значения фонетики на начальном этапе обучения русскому языку — одна из существенных причин графических и орфографических ошибок в письменных работах младших школьников. Если ребенок может установить последовательность звуков в слове, ориентируется в "звуках-соседях", различает ударные (безударные) гласные, твердые (мягкие) и глухие (звонкие) согласные звуки, то это свидетельствует о прочном фонетическом фундаменте, от которого будет зависеть его грамотность.
В основе фонетической работы должны лежать действия ученика со звучащим словом — произношение и слушание. Средством материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слова являются звуковые схемы (модели) слов, которые не только облегчают действия учеников, но и являются эффективным средством развития мышления. При использовании условных значков "моделируется не только звуковое строение слова, по и тс правила русской графики и орфографии, с которыми дети будут знакомиться в первый год изучения родного языка. Модели и схемы этих правил становятся для учащихся "опорными сигналами", в которых отражена значительная доля лингвистической теории".
Для обеспечения действий первоклассников со звучащим словом традиционно используются условные обозначения фонетических понятий. Совокупность этих обозначений составляет слоговую или звуковую схему (модель) слова. Применение небуквенных средств передачи звукового состава слова помогает школьнику зафиксировать понятия слог, звук и его характеристики, осознать различия между звуком и буквой. Без материализации звуковой формы слова в целом и отдельных его звуков ученики забывают, какое слово они анализируют, какой звук уже выделен, есть ли еще звуки в слове или разбор завершен и т.д. Важную роль в этом процессе играют действия анализа, сравнения, систематизации, которые постепенно должны сложиться у ученика.
Знакомство с фонетическим понятием предполагает:
1) выявление характерных для этого понятия опознавательных признаков;
2) введение термина для называния понятия;
3) знакомство с условными обозначениями этого понятия;
4) формирование умений, необходимых для применения этого понятия;
5) овладение учащимися необходимым способом действия для оперирования понятием.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 694.