Анализ литературного произведения как условие формирования осознанной читательской позиции младшего школьника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель школьного анализа – коррекция первоначального восприятия художественного произведения, которое всегда бывает неполным и неточным, объективным смыслом произведения, для того чтобы ученики могли создать собственную читательскую интерпретацию произведения. Методика призвана выяснить, какой слой содержания литературы необходим и посилен ученикам, найти пути усвоения этого содержания. Задача школьного анализа не научное исследование, а читательское освоение художественного произведения.

 

Объем школьного анализа строго ограничен как возрастными возможностями учеников, так и их практическими умениями. Далеко не все возможно и нужно использовать на уроке. Школьный анализ опирается на самые яркие элементы произведения, откровенные по своему идейно-художественному значению, ведущие к общему представлению о произведении. Школьный анализ всегда должен стремиться к целостности, т.е. к охвату произведения во всех его основных элементах: композиции, языка и содержания – и приводить ребенка к освоению авторского отношения и авторской идее. Целостность оказывается обязательным качеством школьного изучения литературы как искусства.

Характер анализа. Учитель организует на уроке не просто учебную деятельность, а общение своих учеников с художественным текстом. Для этого произведение должно быть интересным и нравственно актуальным для сознания детей, а приемы интерпретации текста адекватны художественному мышлению автора.

Эмоциональность маленького ребенка хорошо известна. На уроке она не должна заглушаться сухим разбором. Понимание идеи произведения колеблется и не может быть сведено к строгой формуле. Но при этом у каждого есть своя формулировка, которую он имеет право отстаивать и доказывать. И учитель, входя в класс, должен иметь свою формулировку, допуская, однако, что она может быть уточнена и даже изменена в процессе коллективной работы.

14. Творческие задания на уроках литературного чтения в начальной школе как условие формирования универсальных учебных действий младшего школьника.

  Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Практика показала, что при систематическом использовании творче­ских заданий на уроках литературного чтения, отмечается положительная динамика в развитии коммуникативных УУД. Выполняя творческие зада­ния, особенно в группах, учащиеся легче вступают в контакт, стараются быстро и продуктивно распределить роли в группе, успешнее аргументи­руют принятые совместно решения, стараются объективно оценивать свой и чужой вклад в групповую работу, умеют адекватно оценить себя и одно­классников по предложенным критериям при выполнении индивидуаль­ных и групповых заданий, с удовольствием помогают друг другу. Таким об­разом, систематическое использование групповых творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет сформировать коммуникативные универсальные учебные действия всех видов.

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:

– умение выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной ситуации:

  1. Самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;
  2. Самостоятельно найти недостающие условия в любом “хранилище информации” (в учебнике, справочнике, книге);
  3. Запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу.

С этой целью на уроках литературного чтения практикуют разнообразные виды творческих работ.

                                                

 

 

15. Особенности работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования.

                Автор л и р и ч е с ко г о п р о и з в е д е н и я выражает внутренний мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии.

     Художественным содержанием лирического произведения является, таким образом, то, что скрыто от внешнего наблюдения, т. е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом. Основная функция языка лирического произведения заключается в выражении внутренних субъективных чувствований, поэтому на первый план выдвигаются переносные и иносказательные значения речевых элементов и образные возможности языка. При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающее, творческое воображение. К восприятию лирического произведения должна быть подготовлена в первую очередь эмоциональная сфера детей. Методика рекомендует на подготовительном этапе урока в этом случае использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, т. е. такие объекты, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении. При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если учебным материалом является стихотворение, оно обязательно читается наизусть. Заучивание и чтение наизусть классической поэзии – в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец такой читательской привычки (тем более если детям задается выучить стихотворение наизусть).

      При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительновыразительных средств языка.

     Ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся такие, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 340.