Проекторы D-ILA строятся по трехматричной схеме (каждая матрица формирует изображение одного из базовых цветов RGB-пространства) и демонстрируют великолепное изображение, на котором практически незаметна пикселная структура (рис. 22).
Они с равным успехом могут быть применены для воспроизведения компьютерных и видеосигналов, однако в силу новизны технологии спектр выпускаемых на сегодняшний день устройств относительно невелик.
Преимущества LCD технологии
Исторически LCD технология обеспечивает лучшую насыщенность цвета. Так как в большинстве DLP проекторов с одним чипом светофильтр, наряду с красным, зеленым и синим, имеет прозрачный (белый) сектор для усиления яркости. Это приводит к снижению насыщенности цвета, и изображение получается менее глубоким и живым. Однако некоторые DLP проекторы, предназначенные для домашнего кинотеатра, теперь снабжены светофильтром с шестью сегментами, что уменьшает белую составляющую. В результате цвет становится более глубоким. Ряд новейших высококонтрастных DLP проекторов, имеющих светофильтр с белым сектором, позволяют получать изображение с лучшей насыщенностью цвета. За последние годы DLP технология добилась значительного улучшения в насыщенности и точности передачи цветов. Тем не менее, лучшие LCD проекторы все еще имеют некоторое преимущество в этой области.
К тому же, LCD проектор позволяет получать более резкое изображение, чем DLP проектор с тем же разрешением. Это различие оказывает большее влияние на качество компьютерной презентации финансовых отчетов и меньше сказывается на качестве видеоизображения.
При использовании лампы одной и той же мощности (в ваттах), яркость LCD проекторов, измеренная в ANSI люменах, обычно значительно превышает яркость DLP проекторов. За последний год DLP проекторы значительно прибавили в яркости уже появились DLP проекторы с заявленной яркостью в 2500 ANSI лм. И все же, LCD проекторы по-прежнему вне конкуренции там, где требуется большая яркость.
Слабые стороны LCD технологии
Исторически LCD проекторы имеют два недостатка, сказывающихся в большей степени на качестве изображения, получаемого от видео источника, чем от компьютера.
Первым является выраженная пикселизация (так называемый screen door effect — изображение выглядит так, словно вы смотрите на него через сетку от насекомых). Второй — недостаточно выраженные уровни черного цвета и контрастность, которые являются жизненно важными при создании хорошего видеоизображения.
Используют три способа уменьшения пикселизации у LCD проекторов. Первый — переход к более высокому разрешению, сначала к XGA (1024x768), а теперь к широкому XGA (WXGA, 1365x768), такой формат появился сначала у Sanyo PLV-70 и Sony VPL-VW12HT. При стандартном XGA разрешении для создания изображения используется на 64% больше пикселей, чем при разрешении SVGA (800x600). Межпиксельные перегородки при XGA разрешении уменьшаются, поэтому пиксели располагаются плотнее и менее заметны. У широкоформатных (16:9) проекторов число пикселей увеличивается почти вдвое. Тогда как XGA проекторы используют около 589 тысяч пикселей для создания изображения формата 16:9, WXGA проектор использует более миллиона.
При такой плотности пикселей на нормальном расстоянии от экрана пикселизация практически не заметна.
Во-вторых, межпиксельные перегородки у всех LCD проекторов, независимо от разрешения, уменьшились по сравнению с предшествующими моделями. И даже у недорогих проекторов с SVGA разрешением пикселизация стала менее выраженной.
Третьим способом стало применение технологии Micro-Lens Array (MLA) (матрица микролинз) для повышения эффективности пропускания света через LCD панель с разрешением XGA.
При использовании MLA обнаружилось удачное побочное действие - пиксели стали менее заметны. У части проекторов с MLA межпиксельные перегородки можно также сделать менее заметными, если, сфокусировав изображение, затем чуть-чуть сдвинуть фокусировку — этот способ рекомендуется для просмотра качественного видео.
Что касается контрастности, LCD проекторы все еще заметно отстают от DLP проекторов
Преимущества DLP технологии
DLP технология имеет ряд уникальных достоинств. Одно из самых очевидных — небольшие размеры, что существенно для рынка проекторов для мобильных презентаций. Поскольку DLP проекторы имеют один чип вместо трех LCD панелей, они более компактны. Все присутствующие на рынке мини проекторы весом в 3 фунта (1,35 кг) — это DLP проекторы. Большинство LCD проекторов весят более 5 фунтов (2,25 кг).
Другим достоинством DLP проектора является его способность давать однородное высококонтрастное изображение. В мире домашнего кино DLP приняли в основном, благодаря двум преимуществам в качестве видеоизображения - более высокой контрастности и отсутствию пикселизации.
За последний год обе технологии продвинулись в усилении контрастности, DLP проекторы все еще держат командное первенство в этой области. Наилучшими достижениями LCD проекторов в этой области являются контрастность 1000:1 у Sony VPL-VW12HT и 900:1 у Sanyo PLV-70. А контрастность DLP проекторов, предназначенных для домашнего кинотеатра, например, NEC HT1000 - 3000:1.
Такой значительный скачок был обеспечен новейшим DLP чипом от фирмы Texas Instruments, с черной подложкой под микрозеркалами, угол поворота которых увеличился с 10 до 12 градусов. Эти изменения обеспечили существенное улучшение контрастности.
Менее выраженная пикселизация — другое конкурентное преимущество DLP технологии.
DLP технология при разрешении XGA и выше обеспечивает полное отсутствие пикселизации при просмотре с нормального расстояния, и делает это гораздо более эффективно, чем улучшенные LCD проекторы.
Скрытая проблема DLP : радужный эффект
Если в чем и можно упрекнуть DLP технологию, так это в том, что использование вращающегося светофильтра для модулирования цвета вызывать появление на экране уникального артефакта, которое в народе получило название «радужный эффект», проще говоря, разделение цвета на красный, зеленый и синий.
Насколько же это серьезно? Для тех, кто способен заметить радужный эффект - это огромная проблема, которая может привести к тому, что изображение вообще невозможно смотреть. К счастью, подавляющее большинство людей его не замечают.
В первом поколении DLP проекторов применялся светофильтр со скоростью вращения 60 оборотов в секунду (т.е. 60 Гц, или 3600 об/мин). Таким образом, при наличии по одному сектору для красного, зеленого и синего цвета, обновление цвета происходило 60 раз в секунду. Это базовое вращение со скоростью 60 Гц, характерное для проекторов первого поколения, также известно как скорость вращения 1 х.
У DLP проекторов второго поколения скорость вращения удвоилась до 2х (т.е. 120 Гц, или 7200 об/мин). Удвоение частоты обновления данных позволило снизить погрешность и таким образом, снизить выраженность радужного эффекта.
Сегодня во многих DLP проекторах, предназначенных для домашнего кинотеатра, стоит новый шести сегментный вращающийся светофильтр, который имеет по два сегмента на каждый из (красный, зеленый и синий) цветов. Этот светофильтр по-прежнему вращается со скоростью 120 Гц или 7200 об/мин, но поскольку красный, зеленый и синий цвета обновляются дважды за каждый оборот, его скорость вращения обозначают как 4х. Это удвоение частоты обновления тоже снизило количество людей, замечающих радужный эффект. Тем не менее, небольшой процент (по нашим оценкам, менее 1%) людей все еще чувствителен к нему.
Текущая расстановка сил
Крупнейшие разработчики и производители LCD технологии — Sony и Epson не намерены останавливаться и позволить Texas Instruments с их конкурирующей DLP технологией обосноваться на рынке цифровых проекторов. Поэтому конкуренция вынуждает и производителей LCD проекторов и Texas Instruments совершенствовать свою продукцию в борьбе за долю на рынке.
Хотя LCD технология существенно продвинулась в улучшении контрастности по сравнению с предыдущим поколением проекторов, DLP технология сохраняет свое преимущество в этой области, при этом LCD проекторы продолжают усиливать потенциальные преимущества в точности цветопередачи и резкости.
В то же время, точность передачи и насыщенность цвета DLP технологии значительно улучшилась за последние годы, поэтому в целом качество изображения у последних моделей стало намного лучше.
(Текст составлен на основе статей: 1. Бирюков Ю.А., Еременко Д.В. Проектор в перспективе // Стерео и видео.- №109. – 2004, –С. 28-37
2. Самохин В. И. В ожидании цифрового кино // Стерео и видео. - №114. – 2004, -С. 40-47. 3. http://www. dpcamera.ru.).
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Видеозапись в школе. Пособие для учителей и руководителей школ /Под ред. Л.П. Прессмана -М., 1993.
2. Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. -М.: Изд. центр «Академия», 2003.
4. Карпов Г.В., Романин В.А. ТСО в общеобразовательной школе. –М.: Просвещение, 1979.
5. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие. -М.: Academa, 2001.
6. Лебедева М. Б. Практические задания по применению информационных технологий для студентов педагогического университета. -СПб., 2004.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. -М., 2000.
8. Прессман Л.П. Основы методики применения экранно - звуковых средств в школе. -М.: Просвещение. 1979.
9. Ситникова Н.А. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий обучения. -М.: Московский исихолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
10. Учебник для ВУЗов: Телевидение /Под ред. В.Е. Джакония - М.: Радио и связь, 1998.
11. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. -М.: Просвещение, 1973.
12. Шилов В.Ф. Вопросы безопасности труда в кабинете физики в профтехучилищах. –М.: Высш. шк., 1991.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.