Аппараты для статичной проекции применяют в учебных заведениях давно. Но и в настоящее время они не утратили своего значения при проведении уроков и самых разнообразных внеклассных мероприятий.
«Волшебные фонари» — так раньше называли проекционные аппараты — появились в России в первой четверти XVIII в. Тогда они, по словам физика М. С. Хотинского (1866г.), «...были в большом ходу у магов и чародеев».
Применять диапозитивы в просветительных целях начали во второй половине XIX в. Демонстрировали их проекционным «волшебным фонарем», изобретенным еще в 1640 г. физиком Афанасием Кирхером. Виднейшие ученые — профессора Московского университета К.А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, Д. Н. Анучин и другие сопровождали лекции показом диапозитивов.
Позже, проекционный аппарат «вошел почти во всеобщее употребление не только в высших учебных заведениях, но даже в полковых учебных командах и народных школах — везде он оказывает большое подспорье в обучении». В тяжелых условиях царской России, когда государственная власть всячески сопротивлялась просвещению народа, передовые русские люди несли знания в народ. Учителя и земские деятели использовали «волшебный фонарь» для публичных лекций в самых глухих деревнях России. Такие сеансы «туманных картин» обычно собирали столько народа, что тесные классы школы не могли вместить всех желающих.
В начале века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школьной программы. Широкое применение они нашли в советской школе. В системе наглядных средств им отводят как самостоятельную роль, так и вспомогательную в качестве средства, уточняющего понятия, получаемые с помощью других технических средств - кинофильмов, теле- и радиопередач.
В те времена применяли в основном диаскопические проекционные аппараты с простейшими объективами и корпусами из дерева, жести и листового железа. Источниками света для этих аппаратов служили керосиновые светильники на 1-3 фитиля или газовые горелки.
В 1895-1898гг. русскими изобретателями Е.А. Малиновским и Н.А. Пашковским были разработаны и изготовлены, первые эпипроекционные аппараты, т. е. проекционные аппараты, служащие для показа непрозрачных иллюстраций.
Первые диафильмы на 35-миллиметровой целлулоидной пленке появились в России в 1904-1905 гг. и назывались они «проекционные фотограммы», «картинные ленты». Для проецирования на экран изготавливались диапозитивы на стекле, их размер — 45х60 и 50х50 мм.
Новый этап использования статичных экранных пособий начался в конце 50-х начале 60-х годов, двадцатого века когда пособия стали выпускать несколько фабрик, в том числе и фабрика «Диафильм».
К средствам статической проекции относятся: слайды, диафильмы, транспаранты и эпиобъекты. Традиционно диафильмы и наборы слайдов выпускались с методическими указаниями. Отличие диафильма от набора слайдов заключается в том, что диафильм - законченное произведение, где каждый следующий кадр связан с предыдущим не только визуальным рядом, но и титрами текста в каждом кадре.
Наборы слайдов компонуются таким образом, что в целом они тоже составляют законченный визуальный ряд, но при этом каждый кадр может быть использован учителем автономно, в зависимости от целей урока. Кроме того, отсутствие титров позволяет вписать такой кадр в любой контекст изложения.
Особенностью визуального ряда (диафильма или набора слайдов, будем для простоты называть это просто диафильмом) является единичность выражения, то есть конкретное изображение, не исключающее, однако, символического образа. В отличие от кадра кинофильма, между кадрами диафильма имеется пропуск информации, где зритель (или учитель) заполняет эти пропуски, соединяя кадры в единую цепь. «Скачок» от кадра к кадру также важен для обучения, так как развивает фантазию зрителя и направляет его на поиск информации.
Главным средством монтажа диафильма является текст. Именно через субтитры протягивается связь от кадра к кадру, подготовка к восприятию следующего изображения. Если речь идет о наборе слайдов, то именно речь учителя будет выстраивать их в определенном порядке и создавать эмоциональную атмосферу урока.
Учебный диафильм в ходе урока может выполнять следующие функции:
— мотивации и ориентировки в учебном содержании;
— иллюстрирования речи учителя или ученика;
— изложения новой учебной информации;
— формирования и формулировки условий проблемы;
— обобщения учебного материала, повторения с расширением и углублением темы.
Статические экранные пособия позволяют учителю организовать коллективные формы работы с классом: обсуждение увиденного, познавательные задания, сочетание экранного изображения с натурной наглядностью. Особенностью статического изображения является также адаптация учебной информации к каждой конкретной аудитории, то есть изображение можно держать на экране до тех пор, пока оно не будет понято всеми учащимися.
Учитель должен помнить, что процесс рассматривания изображения с экрана происходит в три этапа. На первом этапе идет целостный обзор изображения. В это время учитель делает паузу в течение 1-1,5 минут. Второй этап - комментирование деталей картины. В это время учитель не только показывает ученику (обычной или лазерной указкой), куда смотреть, но и рассказывает, что должен увидеть ребенок на экране. Третий этап включает синтез изображения после его анализа. Здесь опять учитель делает паузу и при рассматривании изображения связывает сюжет с анализом композиционных моментов, с формой и оценкой стиля художника.
По характеру проецируемых объектов различают два принципа (метода) проекции — диапроекцию и эпипроекцию. В упрощенном виде схема диапроекции изображена на (рис. 13).
| Источник света 1. с помощью линзового конденсора 2 просвечивает прозрачный объект 3. Все лучи, прошедшие через конденсор и объект, попадают в проекционный объектив 4, которым проецируется изображение на экран. Для лучшего использования светового потока проектора позади источника света может быть установлен рефлектор 5. |
Схема эпипроекции представлена на (рис. 14).
| Из схемы видно, что источники света 1. освещают непрозрачный объект 2; часть отраженных (рассеиваемых) лучей, преломляясь плоским зеркалом 3, попадает в проекционный объектив 4. Преломляющее плоское зеркало необходимо для того, чтобы изображение на экране не получилось, перевернутым слева направо. Для того, чтобы получить удовлетворительную освещенность |
экрана, используются несколько достаточно мощных ламповых источников света с рефлекторами 5 и конденсорами 6.
Сравнивая методы диапроекции и эпипроекции, легко заметить, что благодаря особенностям осветительно-проекционных систем проекторов при диапроекции можно получить относительно большие по размерам изображения объектов при хорошей освещенности экрана.
В эпипроекции проецируемый объект отражает (рассеивает) световой поток и лишь незначительная часть попадает в проекционный объектив. При эпипроекции полезный световой поток проектора относительно невелик и освещенность изображения на экране оказывается довольно низкой.
(Текст составлен на основе кн: 1. Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985. 2. Карпов Г.В., Романин В.А. ТСО в общеобразовательной школе. –М.: Просвещение, 1979. 3. Ситникова Н.А. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий обучения. -М.: Московский исихолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.).
Приложение № 4
Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.