Кинопленка представляет собой длинную, гибкую и тонкую светочувствительную ленту, по краям которой пробиты отверстия — перфорации, служащие для продвижения пленки в киносъемочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратах.
По ширине (формату) кинопленка бывает узкой (8, 16 мм), широкой, или нормальной (35 мм), и широкоформатной (70 мм).
По фотографическим свойствам и назначению кинопленки бывают: негативные — для киносъемок, позитивные — для печати с негатива и лавандовые — для получения промежуточных копий при изготовлении вторичных негативов.
Учебные кинофильмы снимают как на черно-белой, так и на цветной кинопленке. Черно-белая кинопленка состоит из четырех слоев: основы, подслоя, эмульсионного светочувствительного (фотографического) и лакового слоев.
Гибкие прозрачные пленки для фотографических целей впервые в мире были изобретены в России в 1881г. московским фотографом И.В. Болдыревым. Пленки, предложенные этим изобретателем в 1882г., за несколько лет до выпуска подобных материалов американской фирмой «Кодак», демонстрировались на Всероссийской промышленной выставке в Москве.
1891-1893 гг. Американский изобретатель Томас Эдисон применил светочувствительную пленку шириной 35 мм на прозрачной эластичной основе с двухсторонней перфорацией и кадр шагом 19 мм, равным четырем перфорациям. Применительно к ней Эдисон сконструировал аппарат «кинотограф» для фотографирования с частотой 60 кадров в секунду и просмотровый аппарат «кинетоскоп», экспонировавшийся в 1893г. на выставке в Чикаго. В этих аппаратах пленка двигалась непрерывно, и видеть изображение мог только один человек, так как оно не проецировалось, а рассматривалось в кадровом окне через окуляр.
1895г. 28 декабря в Париже, в помещении «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов, состоялся первый платный показ кинофильмов, снятых братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер на разработанной ими аппаратуре для съемки, печати и публичного показа фильмов с прерывистым движением 35-мм пленки. Эту дату принято считать днем рождения кинематографа.
1896г. Первые кинофильмы после Парижа были показаны в январе в Лионе, в феврале — в Лондоне, Бордо и Брюсселе, в апреле - в Берлине, в мае - в Петербурге и Вене. В июле фильмы демонстрировались в Киеве, Харькове и Ростове-на-Дону, на Нижегородской ярмарке, а также в Испании и Америке.
1908г. Возникновение Голливуда, центра кинематографии США, в пригороде Hollywood г. Лос-Анджелеса. 15 октября состоялась премьера первого российского игрового кинофильма «Понизовая вольница» (режиссер В. Гончаров). Фильм шел 7,5 минуты и демонстрировался в сопровождении хора и оркестра.
1926-1927гг. Американская фирма «Вестерн-Электрик» разрабатывает систему записи звука; студия «Уорнер Бразерс» озвучивает немой фильм «Дон Жуан» и в звуковом варианте показывает его в Нью-Йорке 6 августа 1927 г.
1927г. Эта же студия выпустила первый художественный звуковой фильм «Певец джаза» с оптической фонограммой, содержащей, кроме музыки и шумов, запись речи. Фильм был показан 6 октября 1927 г. в Нью-Йорке.
1928г. Русские ученые П.Г. Тагер и А.Ф. Шорин разработали фотографический способ записи звука на кинопленке. Это изобретение способствовало созданию и развитию звукового кино.
При оптической записи на фильме получают звуковую дорожку — фонограмму. В зависимости от метода записи получаются различные фонограммы: переменной ширины, или поперечные и переменной плотности, или интенсивные.
Ширина звуковой дорожки на узком 16-миллиметровом фильме составляет 2 мм, а наибольшая ширина поперечной фонограммы на нем всего 1,5 мм. Как известно, человеческое ухо воспринимает звуковые колебания с диапазоном частот от 16 до 20000 Гц. При фотографической записи звука на 35-мм пленку диапазон частот получается примерно в пределах от 50 до 8000-10000 Гц (на 16-мм фильме - в пределах 100—4500 Гц). Ограничение диапазона записываемых частот в основном связано с фотографическими свойствами пленки. Обе фонограммы, поперечная и интенсивная, хорошо передают низкие и средние частоты звукового диапазона.
Учебные и художественные кинофильмы в настоящее время выпускают на негорючей основе, воспламеняющейся только при температуре 427°С0.
1931г. Первые съемки в павильонах киностудии «Мосфильм». На экраны вышел первый 35-мм. отечественный звуковой кинофильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк).
1932г. Международная стандартизация размеров кадра на 35-мм кинопленке и частоты съемки 24 кадра в секунду для звукового кинематографа с оптической фонограммой.
1935-1945гг. Работы по созданию стерео-скопического и цветного кинематографа. Цветная позитивная пленка имеет семь или девять слоев, три из которых — эмульсионные слои, чувствительные к синим, зеленым и красным лучам света.
1938г. Начало телевещания в СССР по стандарту 343/50.
1941г. Начало телевещания в США по стандарту 525/60.
1946г. В Москве демонстрируется стереоскопический фильм «Робинзон Крузо» (режиссер А. Андриевский) и цветной кинофильм «Каменный цветок» (режиссер А. Птушко).
1948г. Начало регулярного телевещания в Москве по стандарту 625/50.
1952-1954гг. Появление широкоэкранных кинофильмов, снятых на 35-мм пленке по системе WideScreen с кашетированием кадра. Около 80% фильмов в США снято по системе WideScreen (1:1,85) благодаря ее дешевизне.
В сентябре 1953г. в Нью-Йорке состоялась премьера первого широкоэкранного художес-твенного фильма «Тога» (режиссер Г. Костер), снятого по системе CinemaScope с анаморфируемым кадром и стереофоническим звуком (кинокомпания «20 век-Фокс»). Формат изображения 1:2,55 по системе CinemaScope в дальнейшем был изменен на 1:2,35.
1955г. В июне в Москве в кинотеатрах «Художественный» и «Форум» были показаны первые советские цветные широкоэкранные фильмы, снятые с анаморфированием изображения и стереофоническим звуком.
В феврале 1958г. в Москве в кинотеатре «Мир» состоялась премьера фильма «Широка страна моя родная» (режиссер Р. Кармен), снятого по системе «Кинопанорама», с девятиканальной фонограммой, записанной отдельно на 35-мм магнитной ленте.
1965г. Рей Долби организует исследовательскую лабораторию Dolby Laboratories и через полгода демонстрирует в студии грамзаписи Olympic систему шумопонижения Dolby А, широко применяемую в современной аппаратуре.
1970 г. На всемирной выставке «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония) впервые демонстрировалась кинематографическая система IMAX, разработанная канадской фирмой Multiscreen. В основу системы положено применение 70-мм кинопленки с шестиканальной магнитной фонограммой, горизонтально расположенными кадрами (формат изображения -1,34:1, размеры кадра 70,4x52,6 мм, шаг -5 перфораций). Съемка и проекция фильмов производится с частотой 24 кадра/с; система весьма дорогостоящая из-за огромного расхода кинопленки (более 75 м в минуту) и применения специальных кинокамер и проекторов.
1970-1976гг. При подготовке фонограмм стала применяться система шумопонижения Dolby А и запись 4-канальной фонограммы Dolby Stereo на две фотодорожки кинопленки.
1977-1979гг. На экраны вышла фантастическая трилогия американского режиссера Дж. Лукаса (George Lucas) «Звездные войны» с 4-канальной фонограммой Dolby Stereo.
1988г. Техническим комитетом по информационным технологиям (JTCI), объединяющим исследования международной организации по стандартизации (ISO), и международной электротехнической комиссией (IEC) создана экспертная группа MPEG (Motion Picture Expert Group) для разработки методов сжатия и восстановления цифрового видео.
1989г. Японской фирмой Sharp выпущен первый в мире презентационный проектор на ЖК-панелях.
1992г. На премьере кинофильма Batman Returns продемонстрирована цифровая система шестиканальной звукозаписи Dolby Digital 5.1 (АС-3).
1993г. Появление формата DTS (Digital Theater Systems). Концерном Lucasfilm (ТНХ Group) выпущен художественный фильм «Парк Юрского периода» (фонограмма DTS) — первый из насыщенных монтажными компонентами компьютерной графики и анимации.
1994г. На американской выставке радио- и телевизионной аппаратуры впервые демонстрировалась бытовая версия системы Dolby Digital 5.1 под названием Dolby Surround Digital.
1996г. Начало активного цифрового вещания по спутниковым каналам в формате MPEG-2. Выпуск первых промышленных моделей проекторов технологий DMD и D-ILA с отражающими модуляторами света.
1997г. В продаже появились первые DVD-плейеры (Digital Versatile Disc) и записи кинофильмов на этом носителе.
В октябре 1998г. в рамках европейского проекта Cyber Cinema, состоялась первая демонстрация электронного кино посредством распределения фильмокопий по каналам спутниковой связи.
1999г. Издана рекомендация ITU-R ВТ.709-3 для телевидения высокой четкости (HDTV, 1080/24p).
2001г. На экраны вышел фильм Дж. Лукаса «Звездные войны: эпизод II», полностью снятый HDTV-видеокамерами стандарта 1080/24р.
2002г. Появились цифровые видеозаписи кинофильмов с много-канальной фонограммой на кассетах D-VHS и системой защиты от копирования D-Theater.
2003г. В Москве открылся первый в России кинотеатр системы IMAX с размерами экрана 24x18 метров.
2004г. В Хабаровске состоялся показ кинофильма «А поутру они проснулись» (режиссер С. Никоненко), впервые в России переданного в кинотеатр по каналу спутниковой связи.
(Текст составлен на основе кн: 1. Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985. 2. Карпов Г.В., Романин В.А. ТСО в общеобразовательной школе. –М.: Просвещение, 1979. 3. Кудряшов Н.Н., Кудряшов А.Н. Справочник кинолюбителя. -М.: Искусство, 1986. 4. Самохин В.И. Прощай, пленка //Стерео и видео. - №113. -2004, – С.42-49).
Приложение № 5
Форматы видеозаписи
Существует два основных класса форматов записи видеоизображения: аналоговые и цифровые. Нет сомнения в том, что качество цифровых видеоматериалов превышает качество аналоговых, цифровые записи не «стареют», требования к мастерству оператора при съемке цифровой камерой более низкие, а самым, пожалуй, главным преимуществом является удобство монтажа отснятого материала. Но, несмотря на то, что будущее, несомненно, за цифровыми камерами, на руках у пользователей находится огромное количество аналоговой видеоаппаратуры. Кроме того, аналоговые камеры существенно дешевле цифровых, и в ближайшее время бесследно не исчезнут.
Аналоговые форматы
Многие думают, что сначала был VHS и ошибаются. Потому, что начало кассетным видеоформатам положил формат U-matic 1971г. Магнитофон весом более 25 кг, огромные кассеты 3/4 дюйма, качество записи было на уровне 400 ТВЛ. Высокая скорость движения ленты- 95,3 мм/с, широкая наклонная видеодорожка - 105 мкм (сравним: сейчас у DV - 10 мкм, у DVCAM - 15 мкм, у DVCPRO - 18 мкм), значительный промежуток между видеодорожками, при ширине видеоленты 3/4 дюйма или 19 мм против 6,53 мм у форматов DV. Дальнейшее совершенствование формата шло по пути расширения полосы записи/воспроизведения сигнала яркости и в процессе эволюции формата возникли три его разновидности: U-matic Low, U-matic Hight, U-matic SP.
Прежде чем говорить о передаче изображения техническими средствами, скажем пару слов о физиологии человека. Известно, что почти все цвета, воспринимаемые человеческим глазом, можно получить, смешивая в разных сочетаниях три основных — красный (R), зеленый (G) и синий (В). В простейшем случае отраженный от объекта свет; проходя через красный, зеленый и синий светофильтры, попадает на светочувствительные элементы видеокамеры и генерирует сигналы, соответствующие этим цветам. Записывая эти сигналы на какой-нибудь носитель, например ленту, можно сформировать кадр изображения. Если большое количество кадров сохранять последовательно, то в результате получится фильм. Но оказывается, человеческий глаз устроен так, что именно в изображении, выполненном в зеленом цвете (С), он лучше всего воспринимает перепады яркости и различает мельчайшие детали. Поэтому был разработан стандарт телевизионного сигнала для более оптимального использования технических средств, где картинка стала передаваться с помощью яркостного сигнала (V), содержащего информацию обо всех трех цветах, и двух так называемых цветоразностных сигналах: (V - Р) и (V - В). Таким образом, яркость как бы привязывалась к зеленому цвету, что позволило сэкономить значительную часть полосы частот при записи и передаче изображения.
Аналоговые форматы для видеосъемки исторически разрабатывались на основе телевизионного стандарта. Аналоговый видеосигнал в телевидении содержит 625 строк в кадре при соотношении размеров кадра 4x3. Этот сигнал является составным (композитным) и образуется в результате сложения яркостного сигнала и двух модулированных цветоразностных сигналов. Последние два называют сигналом цветности.
Формат VHS
Формат VHS был разработан фирмой JVS в 1976г. и представляет собой всем известный бытовой формат, используемый в обычных видеомагнитофонах. Запись производится с помощью двух видеоголовок, расположенных на барабане под углом 180 градусов, хотя головок может быть и больше (до шести!). В результате могут быть обеспечены различные режимы записи воспроизведения- SP, LP, ЕР, которые характеризуются различными скоростями записи-воспроизведения, для PAL: SP-23,39 мм/с, LP- 11,7 мм/с, ЕР -только для NTSC- 11,12 мм/с. Запись осуществляется на кассету с пленкой шириной 12,6 мм. Для простоты декодирования объем информации в сигнале VHS ограничен. Это ведет к снижению по сравнению с обычным телесигналом числа строк в кадре до 240 и, естественно, к уменьшению четкости изображения. До недавнего времени это был наиболее распространенный формат, достоинство которого заключается в том, что отснятый фильм можно сразу смотреть на видеомагнитофоне. Монтировать же такой материал неудобно, для этого требуется дополнительная аппаратура. Кроме того, при монтаже и перезаписи фильма на другой носитель теряется качество. Камеры формата VHS довольно громоздки и сегодня, конечно, они морально устарели. Несмотря на то, что сигнал в таких камерах используется аналоговый, многие модели оснащены цифровыми эффектами. Хорошая камера VHS обязательно должна иметь ручную настройку всех основных параметров съемки.
Преимущества:
· возможность записи на обычную кассету с шириной пленки 12,6 мм;
· просмотр отснятого материала без привлечения дополнительных устройств и перезаписи;
· наибольшая продолжительность записи на кассету - 240 мин. (480 мин. в режиме Long Play с соответствующей потерей качества);
· возможность использования видеокамеры как переносного видеоплеера для показа не только отснятого материала, но и приобретенных или записанных видеофильмов.
Недостатки:
· невысокое качество изображения (240 линий по горизонтали);
· сильное снижение качества при копировании отснятого материала;
· высокое энергопотребление.
Формат VHS-C (VHS-Compact)
Камеры данного формата имеют аналогичные характеристики записываемого сигнала, однако запись ведется на компактную кассету (размер пленки тот же - 12,6 мм).
Преимущества:
· возможность воспроизведения на обычном видеоплеере с использованием специального адаптера для кассеты (как правило входит в комплект, а также широко доступен в продаже);
· меньшее энергопотребление, габариты и вес по сравнению в VHS камерами; наиболее низкие цены среди любительских видеокамер.
Недостатки:
· невысокая четкость изображения;
· сильное ухудшение качества при копировании; небольшое время записи - 90 минут в обычном режиме и 180 мин. в Long Play.
Формат S-VHS
В отличие от VHS в формате S-VHS параметры яркости (Y) и цветности (С) передаются двумя разными сигналами, что дало неоспоримые преимущества по отношению к композитному (т.е. полному видеосигналу VHS). Так появился на свет сигнал Y/C, который приводит к уменьшению потерь качества при перезаписи и повышению разрешающей способности до 400 строк в кадре. При этом изображение получается более четким. Запись ведется на кассету, очень похожую на кассету VHS, но отснятый материал просмотреть на бытовом видео-магнитофоне невозможно — необходима перезапись. Более высокая четкость картинки позволяет монтировать и копировать видеоматериалы без тех катастрофических потерь качества, которые присущи формату VHS. К тому же на видеокассетах S-VHS запись сохраняется дольше.
Однако широкого распространения этот формат не получил.
Преимущества:
· улучшенное качество записи (400-420 линий по горизонтали);
· наличие разъема S-Video (у большинства камер), обеспечивающего более качественную передачу сигнала для записи и воспроизведения;
· запись стереозвука.
Недостатки:
· относительно высокая стоимость;
· большие габариты и вес;
· невозможность воспроизведения видеозаписей на обычном VHS-видеоплеере или видеомагнитофоне (просмотр возможен только при подключении к TV самой видеокамеры или дорогостоящего S-VHS-видеомагнитофона);
· небольшое время записи - 90 минут в обычном режиме и 180 мин. в Long Play.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.