Составление сценария и съемки учебного видеофрагмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: научить студентов составлять режиссерско-операторский сценарий и производить съемку согласно сценария.

Оборудование: видеокамера, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета.

Задание 1. Составление сценария и съемка учебного видеофрагмента.

1. Выберите тему учебного видеофрагмента, определите задачи, которые он должен решать.

2. Подберите необходимый материал.

3. Разбейте материал на отдельные эпизоды и сцены.

4. Составьте монтажную разработку кадров каждой сцены, предусмотрев тип межкадрового перехода.

5. Изготовьте титры и графические заготовки.

6. Подготовьте «съемочную площадку».

7. Сценарий целесообразно разрабатывать в соответствии с приведенным ниже в таблице № 5 алгоритмом.

Форма режиссерско-операторского сценария

Таблица № 5.

№ п\п Метраж. Время съемки План. Содержание кадра и тип перехода Звуковое сопровождение
       

Задание 2. Проведение съемки видеофрагмента согласно режиссерско-операторского сценария.

1. Выберите точку съемки.

2. Произведите съемку видеофрагмента.

3. Предусмотрите монтаж видео ряда во время съемки.

4. Просмотрите смонтированный видеоматериал и по счетчику отметит те места, где необходимо наложить новую фонограмму или переснять кадры.

При проведении съемки и монтаже видеофрагмента необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

I. Каждый кинокадр следует снимать, имея в виду монтажное решение как отдельной сцены, так и эпизода в расчете на его определенное место в сочетании с другими кадрами.

II. Психология восприятия такова, что зрителю требуется некоторое время, для того чтобы адаптировать глаза к кадру, привыкнуть к обстановке кадра. Движущаяся камера не позволяет сделать ни того, ни другого.

III. Панорамирование можно применять только в том случае, когда без него невозможно обойтись. Например, при съемке широкого пейзажа,     необходимо соблюдать следующие правила. В начале и в конце панорамирования должно быть по несколько секунд съемки неподвижной камерой. Движение камеры при панорамировании должно быть очень медленным. 

В ключевых кадрах сцены камера должна останавливаться, чтобы дать возможность зрителю спокойно рассмотреть важный объект.

Монтаж - неотъемлемый элемент всего творческого процесса создания кинофильма, он начинается с разработки сценария, продолжается во время съемок и завершается окончательным оформлением фильма.

Монтаж до съемки при написании литературного сценария, когда выстраивается общая композиция сюжета, намечается монтажное решение отдельных эпизодов. В режиссерской и операторской разработке сценария производится раскодровка эпизодов и сцен с использованием максимального использования выразительных средств кино.

Монтаж во время съемки насколько удачными получатся монтажные переходы, зависит не только от их содержания, но и от того, как они сняты, как выбраны точки съемки, ракурс и крупность плана, как соблюдены световые  эффекты,  тональное и  цветовое единство в сопрягаемых кадрах.

Монтаж после съемки оформление всего снятого материала в      кинофильм - наиболее зримый этап монтажа. На этом заключительном этапе на монтажном столе должен находиться весь монтажный материал, а не отдельные, может быть, и очень эффектные кадры.

В зависимости от того, что и как снято, удается корректировать и уточнять темп и ритм кинофильма.

Для восприятия действия имеет значение плавность монтажных     переходов, которые должны быть незаметными, чтобы не отвлекать внимание зрителя от содержания.

    Общие признаки в сопрягаемых кадрах, такие, как единство действия, направление съемки, темп движения, характер освещения объектов, тональность изображения и т.д., обеспечивают плавность монтажных      переходов от одного кадра к другому. Разумеется, что эти признаки весьма существенны главным образом внутри одного эпизода. Когда же кадры принадлежат разным эпизодам, они могут и не иметь некоторых из этих признаков.

Можно использовать прием, когда в одной и той же сцене крупность планов и переходы с одного объекта на другой происходят плавно в одном и том же кадре. Это достигается либо движением кинокамеры, либо        укрупнением изображения с помощью трансфокатора, либо панорамированием. Один кадр, снятый таким образом, заменяет собой группу кадров и является цельной монтажной фразой, завершенной в процессе самой съемки.

Общие признаки дают возможность так смонтировать сцену или эпизод, что зритель не замечает монтажных переходов и воспринимает действие как неразрывное.

Пример монтажной записи учебного фильма «Рембрандт.

Возвращение блудного сына» (Из серии «Как смотреть картину»)

В фильме предпринята попытка при­близить школьников к пониманию од­ной из самых значительных и глубоких картин Рембрандта.

Евангельская притча о блудном сыне - весьма распространенный в мировом  искусстве сюжет. Не один раз обращался к нему и великий Рембрандт. В молодости - в гравюре, спустя шесть лет - в ри­сунке.  И в самые последние годы - в картине. Как всякий большой художник, он всего лишь отталкивается от библей­ского текста. Он передает его смысл, но выражает свое понимание жизни. Там, где в евангельской притче – радость встречи, в картине- трагедия судьбы.

По Рембрандту - жизнь человека пол­на страданий, но они могут быть преодо­лены верой в духовную общность людей, в конечное торжество любви, сострада­ния, всепрощения. В этом — величие всех работ Рембрандта последних лет.  
Рис. 10. Рембрандт. Возвращение блудного сына  

 

    Всего в фильме 31 кадр, длина фильма 207 м, включая стандартные ракорды, время демонстрации фильма 18 минут.

(Метраж кинопленки, - верхняя строка - указана в метрах, время в секундах приведено ниже в скобках).

Ниже в таблице № 6 приведен пример оформления режиссерско-операторского сценария учебного фильма «Рембрандт. Возвращение блудного сына».


 

НДП марка Школфильма

№ п\п Метраж, время План. Содержание кадра Дикторский текст
1 1,3 (7)
2 12,4 (68) Кр. до ср. Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Руки отца, прижимающие к себе голову сына. Отъезд и ПНР на лицо отца Диктор: Льющиеся, словно расплавленное золото, краски.. трепетные старческие руки.. лицо, отрешенное от житейской суеты...
3 3,3 (18) Общ. зал государственного Эрмитажа, где висит картина Диктор: Мы стоим перед картиной Рембрандта в зале Эрмитажа.
4 9,1 (50) НДП. В кадре R знак Рембрандта Наплыв Rembrandt НПЛ - возникает русская надпись «Рембрандт. «Возвращение блудного сына» НПЛ. НДП. Из серии «Как смотреть картину»  
5 6,7 (36)   Общ. Открывается альбом офортов Рембрандта. В кадре — офорт 1836 года «Возвращение блудного сына». Диктор: Рембрандт любил эту евангельскую притчу.  
6 3,4 (18) Общ. Рисунок Рембрандта на сходный сюжет Диктор: У одного человека было два сына, младший взял у отца...
7 5,0 (27) Общ. Рисунок Рембрандта 1842 года «Возвращение блудного сына». Диктор:…часть имущества, ушел из дому и растратил все в веселой жизни, нищий, он решил вернуться...

 

8 1,3 (7) Кр. Фрагмент картины «Возвращение блудного сына» с еле заметным контуром женской фигуры на заднем плане. ПНР Диктор: ...и наняться в работники.
9 6,6 (36) Кр. То же, др. пл. Из темноты фона ПНР на голову отца Диктор: Но отец, увидев сына, подбежал к нему, обнял и сказал: «Этот сын мой был мертв...
10 2,2 (12) Кр. Лицо отца.   Диктор: ...и ожил, пропадал...  
11 12,1 (66) Общ. Снова офорт 1836 года «Возвращение блудного сына»   Диктор: ..и нашелся». Еще совсем молодым Рембрандт воплотил этот сюжет в гравюре, все здесь полно движения. отец и сын бросаются друг к другу в объятия, по ступеням катится посох, с шумом выбегают  слуги...
12 5,3 (29) Кр. до общ. Отъезд от офорта, и мы видим в кадре одновременно репродукции офорта и картины   Диктор: Сокровенный смысл притчи открылся художнику много позже, для своей картины Рембрандт выбирает момент, когда...
13 10,1 (55)   Кр. до общ. Репродукция картины «Возвращение блудного сына»   Диктор: ...действие уже совершилось. отец и сын замерли, слившись в единое существо. Яркий луч света выхватывает их из темноты пространства. Тронутые значительностью происходящего, застыли и все окружающие.
14 4,9 (27) Кр. Автопортрет Рембрандта   Диктор: судьба самого Рембрандта драматична. старость его была одинока,..

 

15 4,2 (23) Общ. Офорт Рембрандта «Слепой Товит»   Диктор: ..полна лишении, исполнена печали о рано скончавшемся сыне.
16 8,0 (43)   Ср. То же, др. пл.   Диктор: Он искал смысла жизни, подобно тому, как слепой старик на его офорте ищет выхода. И вот он...
17 4,1 (22) Кр. Голова отца - фрагмент карт. «Возвращение блудного сына» Диктор: ...свершилось чудо: отец и сын снова обрели друг друга,
18 17,2 (94) Ср. ПНР по картине снизу вверх от ног сына до головы отца Диктор: труден и горек был путь сына к покаянию.
19 4,7 (26)   Ср.  Фрагмент офорта Рембрандта «Три дерева»   Диктор: Рембрандт, быть может, самый глубокий и философичный художник в истории...
20 7,3 (40) Общ. То же, др. пл.   Диктор: ...искусства именно ему, голландцу XVII века, было дано постичь сложность внутреннего мира человека: смысл духовности как высшего проявления...
21 14,5 (80) Ср. до кр. Фрагмент картины «Возвращение блудного сына». Наезд на руки отца, прижимающие к себе голову сына Диктор: ...жизни. Там, где в гравюре радость встречи,..
22 3,3 (18) Общ. Картина в зале Эрмитажа   Диктор: ...в картине.....трагедия судьбы.
23 2,4 (13) Кр. Автопортрет Рембрандта    

 

24 12,1 (66)   Кр. ПНР снизу вверх по фигуре старца с посохом. ПНР по другим персонажам картины, и остановка на голове отца   Диктор: и не случайно отстранены свидетели встречи: они разобщены и одиноки, только отблески чужого счастья прорезают окружающую их темноту, светел лишь облик истинной любви!
25 4,6 (25) Кр. Лицо сидящего мужчины, предположительно второго сына старца Диктор: сама притча иносказательна: душа грешника, вернувшегося на праведный путь..
26 8,3 (45) Кр ПНР по рукам отца, обнимающим сына   Диктор: ...дороже для бога, чем душа, никогда не грешившая.
27 10,2 (55) Кр, Голова отца. Наезд   Диктор: Рембрандтовский свет — это свет надежды и духовного.,.
28 2,2 (12) Кр. Голова сына   Диктор: ...озарения, свет сострадания...  
29 4,1 (22) Ср. Голова отца   Диктор: ...и всепрощения, свет любви и милосердия.
30 4,7 (26) Кр. Знак Рембрандта на обложке альбома  
31   НДП. Автор сценария   0. Каширина  

 Консультанты: кандидат искусствоведения Е.Левитин 

                     кандидат педагогических наук Ю.Протопопов     

Режиссер С. Загоскина           

Оператор 0. Федотов              

Редактор Т. Туренок


Литература

1. Монтажная запись учебного кинофильма «Рембрандт. Возвращение блудного сына». –М.: Просвещение, 1990.

2. Кудряшов Н.Н., Кудряшов А.Н. Справочник кинолюбителя. -М.: Искусство, 1986.

3. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. -М.: Мол. Гвардия, 1986.

Контрольные вопросы

1. Что называется кадром?

2. Какие существуют виды съемочных планов, каково их выразительное значение?

3. Что такое ракурс?

4. Каковы основные правила панорамирования?

5. Виды монтажных переходов.

6. Каково назначение световых приборов?

7. Какие типы светорегуляторов вы знайте, их основные отличия?

8. Каковы правила оформления заготовок и титров (размеры букв, расстояния между ними)?

Задание для самостоятельной работы

     Используя приведенные ниже критерии анализа видеозаписи, проанализируйте в письменном виде один из учебных фильмов по вашей дисциплине (например, «Дифракция и интерференция», дисциплина «Физика»)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.