Цель: научить студентов создавать презентации учебного фрагмента из слайдов. Ознакомить студентов с методикой создания презентаций с использованием персонального компьютера.
Оборудование: диапроектор, слайды, цифровой фотоаппарат, персональный компьютер, микрофон.
Внимание! Перед выполнением заданий ознакомьтесь с методикой разработки и изготовления самодельных аудиовизуальных пособий.
Методика разработки и изготовления самодельных аудиовизуальных пособий разбивается на ряд этапов:
Первый этап. При выборе темы, предпочтение нужно отдать тем темам, которые вызывают значительные трудности для преподавания и усвоения. Причины этих трудностей могут быть разными: слабое оснащение материала экспериментом, сложность материала, слабая иллюстративность соответствующей темы в учебнике, отсутствие или недостаточность нужных промышленных аудиовизуальных пособий. После выбора темы определяется дидактическое назначение будущего пособия, его роль и место в системе других наглядных пособий.
Второй этап. Практика показывает, что удобнее пользоваться пособием, которое имеет специальное назначение: для дополнения и разъяснения опытов или иллюстраций учебника, для объяснения материала, обобщающего повторения, для самостоятельной работы или опроса учащихся, для лабораторных занятий и т. п.
Третий этап. Разработка сценария.
Сценарий целесообразно разрабатывать в соответствии с приведенным ниже в таблице № 4 алгоритмом.
Таблица № 4
№ Кадра | Что изображено | Надпись |
Задание 1. Создание сценария презентации.
1. Выберите тему презентации, подберите серию слайдов.
2. Продумайте виды межкадровых переходов.
3. Подберите текст к каждому кадру.
4. Заполните таблицу № 4.
Задание 2. Съемка отдельных фотоснимков.
1. Установите на стол диапроектор с подобранными слайдами.
2. Подберите нужный размер изображения, наведите резкость.
3. Установите на штатив фотоаппарат, произведите съемку кадра.
4. Произведите съемку серии слайдов.
Задание 3. Съемка отдельных фотоснимков из книг раздаточного материала и т.д.
1. Расположите на съемочном столе дидактический материал с подобранными иллюстрациями.
2. Подберите размер изображения, наведите резкость.
3. Установите на штатив фотоаппарат, произведите съемку кадра.
4. Произведите съемку серии кадров.
Задание 4. Создание презентации.
1. Подключите фотоаппарат к компьютеру.
2. Перенесите снимки в компьютер.
3. С помощью программы «Power Paint» создайте презентацию.
4. Наложите речевое сопровождение и музыку.
5. Продемонстрируйте презентацию преподавателю.
Требования, предъявляемые к визуальной информации:
· использование четкой словесной информации (заголовка, надписи);
· основное место в кадре должно занимать изображение, а не текст;
· управление восприятием за счет цвета;
· управление восприятием за счет подчеркивания, выделения в рамку, контура;
· использование специальных знаков, символов;
· расположение в центре «главного случая» (основного правила), а исключений — на периферии зрительного восприятия;
· учитывайте стереотипы восприятия при компоновке пособия: направление вверх - развитие; вниз - спад; движение по часовой стрелке - цикличность; спиралевидная линия - единство поступательности и повторяемости; круг - целостность, общность, граница; стрелка - направленность развития и т. д.;
· источниками изобразительного материала могут быть иллюстрации из книг, журналов, энциклопедий, газет, слайдов и т.д.
Внимание! При создании презентации на основе слайдов учитывайте приведенные ниже рекомендации.
1. Читаемость кадра, которая оценивается по скорости и точности различения, опознания и интерпретации изображенного материала определяется выразительностью изображения, доступностью понимания и простотой. Поэтому изобразительный материал следует подбирать простой, выразительный и легко осматриваемый.
2. Не следует перегружать кадр лишней информацией. Обилие объектов и деталей в кадре рассеивает внимание. В одном кадре должно быть не более 3-5 объектов и деталей.
3. Уровень схематизации должен соответствать возрастным особенностям развития. При создании текстовых слайдов в кадре должно быть не более 5-9 строк по 25-30 знаков в каждой; толщина букв на белом фоне равна 1/6 высоты, а белых на черном-1/7-1/8 высоты. Не увлекайтесь текстовыми кадрами, так как основа экранного изображения - образ.
4. Средствами графического языка: толщиной линий, планом, штриховкой, цветом, композицией следует выделять главное, основное.
5. Центральную часть изображения располагают в центре кадра и выполняют крупным планом. Объемное изображение объектов используют тогда, когда плоское недостаточно четко дает представление об объекте.
6. Очевидны и другие требования к графическому представлению материала: изображения должны удовлетворять требованиям ГОСТа, соответствовать нормам проекционного черчения, отвечать принципу унификации.
7. Важно правильно подобрать контраст цветов, соотношение цвета и фона. Цвет в статических экранных пособиях должен стать обязательным элементом в эстетическом и функциональном решении.
8. Имеется два различных подхода к цветовому решению кадров. Согласно первому подходу в изображениях должны преобладать возбуждающие тона (яркие, насыщенные, контрастные). Согласно второму подходу рекомендуются ненасыщенные цвета, в основном зелено-желтые, как наиболее благоприятные для зрения. В любом случае необходимо учитывать, что монотонность цветов утомительна.
Контрольные вопросы
1. Как работает цифровой фотоаппарат?
2. Где в фотоаппарате и в каком виде хранятся фотоснимки?
3. Какие программы необходимы для работы компьютера? Дайте им характеристику.
4. В какой из программ пакета MS-Office можно создать презентацию из отдельных слайдов?
5. Каковы перспективы развития вычислительной техники?
6. Что такое мультимедийная аппаратура?
Литература
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. -М.: Изд. центр «Академия», 2003.
2. Коджаспирова Г. М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие. -М.: Academa, 2001.
3. Лебедева М. Б. Практические задания по применению информационных технологий для студентов педагогического университета. - СПб., 2004.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. -М., 2000.
5. Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс. –СПб: Издательство «Питер», 2000.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Использование мультимедийной аппаратуры в учебно-воспита-тельном процессе школы.
2. Особенности создания и озвучивания презентации на основе слайдов.
3. Метод проектов, типология проектов, их структурирование.
Лабораторная работа № 11.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.