Тематика курсового проекта и РГР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    В соответствии с учебной программой объектами курсового проекти- рования являются механические приводы машин общего назначения, состо- ящие из изделий общемашиностроительного применения: механических передач, валов, подшипников, муфт. Блок–схема механического привода рабочей машины представлена на рисунке 1.

 

        

       

1 – двигатель; 2 – передаточный механизм; 3 – рабочая машина;

4 – соединительные муфты                                                         

Рисунок 1 – Блок-схема механического привода рабочей машины

 

Как правило, вал двигателя имеет иную, обычно большую угловую скорость ω (частоту вращения n) чем вал рабочей машины ωвых. Для их согласования частоты в механическом приводе применяется передаточный механизм, состоящий из набора механических передач (рисунок 1).

   По способу передачи движения от ведущего вала к ведомому различают передачи трением и зацеплением; непосредственного касания (зубчатые, червячные, винтовые, фрикционные) и с гибкой связью (ременные, цепные).

 Выбор того или иного типа передачи обусловлен габаритами, мас- сой и компоновочной схемой машины, режимом ее работы, частотой и направлением вращения ведущего и ведомого валов, пределами и усло- виями регулирования их скорости.

Правильный выбор типа привода, кинематической схемы, вида и ма- териала трущихся пар, применение подшипников качения, совершенной системы смазывания обеспечивают выполнение основных требований к проектируемой машине, к которым относятся: высокая производитель –ность, надежность, технологичность, ремонтопригодность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации, экономичность, техническая эстетика.  

 В учебно-методическом пособии представлены примеры выполнения расчетов наиболее типичных видов механических приводов общего назначения с горизонтальным цилиндрическим прямозубым редуктором с цепной или клиноременной передачами.   

Состав и объём курсового проекта и РГР

 

Курсовой проект состоит из текстовой части (пояснительной записки) и графической части – чертежей.

Пояснительная записка КП и РГР должна обосновывать и подтверждать правильность принятых решений, содержать расчётные и другие материалы по всем рассматриваемым вопросам. Объём пояснительной записки от 35 до 40 страниц формата А4 по ГОСТ 2.301. Графическая часть курсового проекта выполняется на 2 или 3 листах формата А1 и состоит из чертежей общего вида сборочных единиц (редуктора и муфты), выполненных на уровне технического проекта, и рабочих чертежей отдельных типовых деталей (тихоходного вала и зубчатого колеса).

Исходные данные для курсового проекта и РГР

 

    В задании на курсовой проект в качестве исходных данных выступают мощность Р4, кВт, и частота вращения n4, мин. –1, на приводном валу рабочей машины, а также коэффициент перегрузки Кп .

    В качестве примера рассмотрим схему привода, изображенную на рисунке 2, со следующими исходными данными:

   – частота вращения приводного вала рабочей машины n4 = 90 мин–1;

   – мощность на приводном валу рабочей машины Р4 = 4,5 кВт;

   – коэффициент перегрузки Кп = 1,8;

   – нагрузка постоянная;

   – работа в две смены;

   – срок службы – 5 лет.

 

        

1 – электродвигатель; 2 – муфта упругая; 3 – редуктор цилиндрический горизонтальный; 4 – цепная передача; 5 – приводной вал рабочей машины; 6 – подшипники

Рисунок 2 – Кинематическая схема механического привода общего назначения

     5 Расчет общего коэффициента полезного действия привода и требуемой мощности электродвигателя

 

Общий коэффициент полезного действия (КПД) привода h общ равен отношению полезной мощности Рвых = Р4, расходуемой на выполнение заданных технологических операций, к затраченной мощности Рдв.тр электродвигателя, т.е.

                               h общ = Рвых / Рдв. тр.                                        (1)                                               КПД – безразмерная величина или может измеряться в процентах. Он меньше единицы (или 100 %) за счет потерь на преодоление сил трения при прохождении силового потока от электродвигателя к приводному валу рабочей машины. Чем выше КПД, тем совершеннее машина.

    В механических приводах потери мощности имеют место в передачах, подшипниках и муфтах, ориентировочные КПД которых приведены в таб- лице 1. Общий КПД привода (при последовательной схеме) равен произве- дению КПД его элементов, имеющихся в кинематической схеме

                                      h общ = h 1 × h 2 × h 3 × ... × h n .                                  (2)

После расчета общего ориентировочного КПД привода по зависимости (2) определяют из формулы (1) требуемую мощность электродвигателя

                                            Рдв. тр = Рвых / h общ ,                                     (3)                                                                          

по которой он подбирается из таблицы 2.                                                              

Таблица 1 – Значения КПД элементов механического привода [4, с.7]

 

Элемент привода          h
Закрытая зубчатая цилиндрическая передача Цепная передача Ременная передача Муфта соединительная Подшипники качения (одна пара) от 0,96 до 0,98 от 0,93 до 0,96 от 0,94 до 0,97 от 0,98 до 1,00 от 0,99 до 0,995

 

   Определим общий КПД h общ рассматриваемого механического привода

                        h общ = h м × h зп × h цп × h пп 3 ,                                         (4)

 где h м – КПД муфты, принимаем h м = 1 (таблица 1);

    h зп – КПД зубчатой цилиндрической передачи, h зп = 0,97 (таблица 1);

    h цп – КПД цепной передачи, h цп = 0,95; 

    h пп – КПД пары подшипников, h пп = 0,99.                       

                            h общ = 1 × 0,97 × 0,95 × 0,993  = 0,894.

    Требуемая мощность электродвигателя по формуле (3) равна

                      Рдв. тр. = 4,5 / 0,894 = 5,03 кВт.

 6 Выбор электродвигателя

        

    В качестве двигателей в механических приводах наибольшее расспрос- транение нашли электродвигатели, которые в большом количестве выпуска- ются промышленностью. Электродвигатель – один из основных элементов привода, от типа, мощности и частоты вращения которого зависят конструк- тивные и эксплуатационные характеристики машинного агрегата.  

   В курсовом проекте рекомендуется выбирать трехфазные синхронные двигатели серии АИР, которые нашли широкое распространение во многих отраслях промышленности за счет простоты конструкции, относительно не- большой стоимости, высокой эксплуатационной надежности. Эти двигатели наиболее универсальны, закрытое и обдуваемое исполнение позволяет при- менять их для работы, как в закрытых помещениях, так и на открытых пло- щадках в загрязненных условиях. Каждой мощности соответствует четыре типа двигателей с синхронными частотами вращения валов: 3000 мин-1, 1500 мин-1, 1000 мин-1, 750 мин-1. Под действием номинальной нагрузки дви-гатели имеют номинальную частоту вращения (асинхронную) ниже синх- ронной за счет потерь на скольжение. В таблице 2 приведены значения номи-нальных частот вращения для двигателей разных типоразмеров в интервале мощностей от  2,2 кВт до 22 кВт.

    Значение номинальной мощности электродвигателя Рном. выбирается из таблицы 2, как ближайшее большее к расчетной мощности Рдв.тр.,  най- денной по формуле (3). В отдельных случаях может быть выбран электро -двигатель меньшей мощности Рном к расчетной Рдв.тр, если перегрузка его не превысит 8 % [5, с. 7].  

 

Таблица 2 Технические данные электродвигателей серии

АИР ТУ1625.564 

                  

Мощ-ность

Рном..,

кВт

Синхронная частота вращения вала двигателя nэл.дв., мин -1

3000

1500

1000

750

Типо- размер Асинх- ронная часто-та вра- щения, мин -1 Типо- размер Асинх- ронная частота вра- щения, мин -1 Типо- размер Асинх- ронная частота вра- щения, мин -1 Типо- размер Асинх- ронная частота вра- щения, мин -1
2,2 80В2 2850 90L4 1395 100L6 945 112МА8 709
3 90 L2 2850 100S4 1410 112МА6 950 112МВ8 709
4 100S2 2850 100L4 1410 112МВ6 950 132S8 716
5,5 100L2 2850 112М4 1432 132S6 960 132М8 712
7,5 112М2 2895 132S4 1440 132М6 960 160S8 727
11 132М2 2910 132М4 1447 160S6 970 160М8 727
15 160S2 2910 160S4 1455 160М6 970 180М8 731
18,5 160М2 2910 160М4 1455 180М6 980 ­­  –
22 180S2 2919 180S4 1462

    Выбранный по мощности электродвигатель имеет четыре типораз- мера по частоте вращения, среди которых в дальнейшем необходимо выб- рать один. Для этого необходимо определить общее передаточное число    привода, которое равно произведению передаточных чисел механических передач, входящих в кинематическую схему привода

                                              u общ = u 1 ×   u 2 × u n ,                                       (5)

где    u 1 , u 2 , u n – передаточные числа механических передач в передаточном механизме, рекомендуемый интервал которых приведен в таблице 3.

 

Таблица 3 – Рекомендуемые значения передаточных чисел u механи-ческих передач [5, с. 8]

 

Вид передачи Твердость зубьев Рекомендуемый интервал  u  u мах
Зубчатая цилиндрическая одноступенчатого редуктора Любая от 2,0 до 6,3 8,0
Цепная от 2,0 до 4,0 4,0
Ременная от 2,0 до 3,0 3,0

           

Рекомендуемый интервал передаточных чисел механического привода  u общ. равен         

                        u общ = u общ.min u общ.max,                                  (6)

 

где    u общ.min – произведение минимальных рекомендуемых значений пере-даточных чисел механических передач привода;

   u общ.max – произведение их максимальных рекомендуемых значений.

 Затем для четырех выбранных по мощности двигателей рассчитыва- ется u общ, как отношение номинальной частоты вращения вала электродви- гателя nном (таблица 2) к заданной в исходных данных частоте вращения вала рабочей машины nвых= n 4

                                       u общ = пном. / пвых                                                  (7)

 

    Из дальнейшего рассмотрения исключаются двигатели, для которых u общ., найденное по формуле (7), не попадает в рекомендуемый интервал, оп- ределенный по формуле (6). Оставшиеся двигатели из четырех рассматрива- емых могут быть применены в заданной кинематической схеме привода, т.е. задача решается неоднозначно.

    Однако при окончательном выборе электродвигателя нужно учесть, что двигатели с большой частотой вращения (синхронной 3000 мин.-1) име- ют низкий рабочий ресурс, а двигатели с низкими частотами (синхронными 750 мин-1) имеют повышенные габариты и массу, поэтому их нежелательно применять без особой необходимости в приводах общего назначения.

    По таблице 2 выбираем электродвигатели, имеющие ближайшую большую номинальную мощность Рном = 5,5 кВт по отношению к требуе- мой мощности Рдв.тр = 5,03 кВт, рассчитанной по формуле (3) . Параметры электродвигателей приведем в таблице 4.

    Общее передаточное число привода определяется по формуле

                                       u общ = u зп × u цп ,                                                  (8)

где u зп – передаточное число зубчатой передачи;              

     u цп – передаточное число цепной передачи.

Из таблицы 3 выбираем рекомендуемый интервал передаточных чи -сел механических передач, входящих в рассматриваемую кинематическую схему привода, и рассчитываем рекомендуемый интервал u общ

            

Таблица 4 – Выбор электродвигателя

 

Тип двигателя Номинальная мощность Рном,,  кВт Номинальная частота вращения, nном, мин.-1 Общее передаточное число привода uобщ= nном  / n4
АИР 100L2 АИР112М4 АИР 132S6 АИР132М8   5,5 2850 1432 960 712 31,67 15,911 10,67 7,91

 

Из таблицы 4 видим, что для 2-го, 3-го и 4-го двигателей общее пере- даточное число привода попадает в рекомендуемый интервал. Поэтому можно взять любой из этих двигателей для дальнейших расчетов. Однако четвертый двигатель (низкоскоростной) имеет повышенные массу и габа- риты. Остановимся на втором двигателе АИР112М4 с номинальной мощ- ностью Рном = 5,5 кВт, частотой вращения вала двигателя nном= 1432 мин-1. В этом случае u общ = 15,911.

 

7 Определение кинематических и силовых параметров валов привода

 

Этот расчет необходимо начать с разбивки общего передаточного числа привода  u общ между его ступенями.

В рассматриваемых в курсовом проекте схемах привода есть открытая передача  (ременная  или  цепная), а  также  одноступенчатый зубчатый ци- линдрический редуктор. Для разбивки u общ необходимо задаться стандарт- ным значением передаточного числа зубчатой передачи редуктора  (u зп =  = u ред) в соответствии с рекомендуемым интервалом (таблица 3) из ряда  [4, с. 45]: 2,00; 2,24; 2,50; 2,80; 3,15; 3,55; 4,00; 4,50; 5,00; 5,60; 6,30; 7,10; 8,00. Жирным шрифтом выделены предпочтительные значения. Тогда передаточное число открытой передачи u откр определится по формуле:

 

                                           u откр = иобщ / u ред                                           (9)

Значение u откр не округляется до стандартного значения из выше-приведенного ряда, но должно попадать в рекомендуемый интервал для соответствующего типа открытой передачи (таблица 3) и обозначаться или u цп или uрп. Причем, в целях снижения габаритов привода без особой необ- ходимости не нужно стремиться к максимальным значениям рекоменду-емых интервалов передаточных чисел открытых передач, а придерживать-ся некоторых средних значений.

К кинематическим параметрам валов привода относятся частота вра -щения вала и его угловая скорость, а к силовым параметрам – мощность и вращающий момент.

    На валу выбранного электродвигателя имеют место следующие зна- чения кинематических и силовых параметров:

– частота вращения вала электродвигателя n 1, мин-1

                                   n1 = nном ,                                                (10)

где nном – номинальная частота вращения вала электродвигателя, мин–1                        (из таблицы 2);                        

– угловая скорость вращения вала электродвигателя w 1, с-1

                                       w 1 = p nном / 30;                                               (11)

– мощность на валу электродвигателя Р1, кВт

                                         Р1 = Рдв.тр,                                                     (12)

где Рдв.тр. – требуемая мощность электродвигателя, кВт; формула (3);

– вращающий момент на валу электродвигателя Т1, Н×м

                                Т1 = 1000 × Р1 / w 1 .                                     (13)

    Все последующие валы в кинематической схеме механического привода последовательно нумеруются и на каждом из них определяются вышеуказанные параметры.

    Возможны два случая.

    Рассмотрим случай 1. Передача силового потока с (i – 1) - го на i - й вал осуществляется через соединительную муфту. Кинематические пара-метры не изменяются, т.е.

                             ni = ni -1  и w i = w i -1 ,                                          (14)

а силовые параметры рассчитываются по зависимостям

                             Pi = Pi -1 × h м × h п.п. ,                                             (15)

                             Ti = Ti -1 × h м × h п.п ,                                             (16)

где h м – КПД муфты (таблица 1);

  h п.п – КПД пары подшипников i - го вала (таблица 1);

  ni, Pi, Ti, wi – соответственно частота вращения, мощность, вращающий момент и угловая скорость i-го вала;

   ni-1, Pi-1,Ti-1, w i -1 – аналогичные параметры предыдущего в кинематичес-кой схеме ( i –1) - го вала.

Рассмотрим случай 2. Передача силового потока с (i –1) -го вала на i - й вал осуществляется через какую-либо механическую передачу. Кинематические и силовые параметры i - го вала равны

                                     ni = ni -1 / u пер ,                                             (17)                              w i = w i -1 / u пер ,                                        (18)                                 Pi = Pi -1 × h пер × h п.п ,                                             (19)                                 Ti = Ti -1 × u пер × h пер × h п.п ,                                       (20)

где   uпер, h пер – соответственно передаточное число и КПД механической передачи, через которую проходит силовой поток с ( i –1) - го на i - й вал.

    Произведем разбивку u общ = 15,911, полученного в разделе 6, между ступенями привода: зубчатой и цепной передачами. Зададимся стандарт-ным значением u зп = 5,0 из рекомендуемого интервала (таблица 3). Тогда передаточное число цепной передачи будет равно по формуле (9)

                     u цп = u общ / u зп = 15,911 / 5,0 = 3,182 .

Полученное значение u цп попадает в рекомендуемый интервал (таб- лица 3). Если не попадает, то выбирают другое значение передаточного чис- ла зубчатой передачи uзп. Окончательно имеем u зп = 5,0; u цп = 3,182 .

Рассчитаем номинальные частоты вращения валов привода (в соответствии с формулами 14 и 17):

– вал электродвигателя:

                          n1 = nном дв. = 1432 мин–1;

– входной вал редуктора (ведущий вал зубчатой передачи):

                       n2 = n1 = 1432 мин–1;

– выходной вал редуктора (ведомый вал зубчатой передачи, ведущий вал цепной передачи):

                    n 3 = n 2 / u зп = 1432 / 5,0 = 286,4 мин–1;                                  

– приводной вал рабочей машины:

              n 4 = n 3 / u цп = 286,4 / 3,182 = 90 мин–1.

Рассчитаем номинальные вращающие моменты на валах привода:

– вал электродвигателя:

             Н·м;            (21)

- входной вал редуктора:

                      Н·м;

– выходной вал редуктора:

                     Н·м;

– приводной вал рабочей машины:

                  Н·м.

 

        

 

    8 Выбор материала зубчатых колёс

       В настоящее время при индивидуальном и мелкосерийном производстве цилиндрические прямозубые колеса закрытых передач изготавливают из ста-лей 40, 45, 40Х, а для упрочнения материала проводят термическую обработку: нормализацию, улучшение, закалку. Твердость  материала  колес  меньше  или  равна 350 НВ (по шкале Бринелля), что обеспечивает чистовое  нарезание зубь- ев после термообработки, высокую точность изготовления и хорошую прираба- тываемость зубьев. Меньшее колесо в паре называют шестерней (при расчетах её параметрам присваивается индекс 1), а колесу присваивается индекс – 2. Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни НВ1 назначается больше твердости колеса НВ2 на 20 единиц – 50 еди- ниц [4, с. 51] .

       При работе передачи зубья испытывают контактные sH и изгибные sF напряжения. В качестве исходных данных для расчета зубчатой передачи в курсовом проекте можно принять материалы и механические характеристики шестерни и колеса, приведенные в таблице 5.

Средняя твердость поверхности зуба по Бринеллю                                                   

                        

.                          (22)

    Допускаемые  контактные  напряжения [sН] и напряжения изгиба [sF] при  номинальной   нагрузке и при перегрузках [ sНмах] и [sFмах]  рас- считаны по [1, с. 117].

       

Таблица 5 – Материалы колес и их механические характеристики

 

Характеристики Шестерня Колесо
Марка стали Сталь 40Х ГОСТ 4543 Сталь 45 ГОСТ1050
Метод получения заготовки Поковка Поковка
Термическая обработка Улучшение  Улучшение
Интервал твердости, НВ 269…302 235…262
Средняя твердость, НВср 285,5 248,5
Предел текучести, sТ, МПа 750 540
Предел прочности, sВ, МПа 900 780
Допускаемое контактное напряжение: шестерни – [sН1], колеса – [ sН2], МПа 583 515
Максимально допускаемое контактное напряжение при перегрузках [ sНмах], МПа 2100 1512
Допускаемое напряжение изгиба шестерни – [sF1], колеса – [sF2], МПа 294 255
Максимальное напряжение изгиба при перегрузках [sFмах], МПа 771 671

          

     9  Расчет прямозубой цилиндрической передачи

    Главный геометрический параметр цилиндрической зубчатой передачи – межосевое расстояние   (рисунок 2). Предварительное его значение рассчитывается из условия контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев  [ 4, с. 61] по формуле

                        ,                     (23) 

где   Т3 – вращающий момент на валу колеса (3-й вал привода), Н×мм;

KH – коэффициент нагрузки колес при расчете по контактным напря- жениям (Кн = 1,2);

  y а– коэффициент ширины колеса. Для одноступенчатого цилиндри-ческого редуктора при симметричном расположении колес относительно опор y а = 0,4 или 0,5 [5, с.18];  

  u – передаточное число зубчатой передачи, u = u ЗП ;

    [sН2] – допускаемое контактное напряжение для материала колеса, так как колесо имеет более низкую прочность по сравнению с шестерней.

     Рассчитаем предварительное значение межосевого расстояния

              .             

    Рисунок 3 – Геометрические параметры цилиндрической

                               зубчатой передачи

      Значение  округляют до ближайшего большего значения по единому ряду главных параметров редуктора [1, с.33]: 25, 28, 30, 32, 36, 40, 45, 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315. При небольшом превышении над стандартным значением (от 3 % до 5 %) допускается выбирать меньшее стандартное значение межосевого рассто- яния. Принимаем  = 125 мм.                         

       Определяем предварительные значения ширины зубчатого колеса и шестерни:

                         ,                             (24)

                                                              (25)

Значения  и  совпадают со стандартными значениями из ряда главных параметров (см. выше): b1 = 56 мм;  b2 = 50 мм.

Модуль зубчатых колес выбирают в следующем интервале [1, с. 35]:

   m/ = (0,01… 0,02) × а = (0,01…0,02) ×125 = 1,25… 2,5 мм .    (26)

Для силовых передач значение модуля m должно быть больше или равно 1,0 мм и соответствовать по ГОСТ 9563 ряду (мм): 1,0; 1,25; 1,5; 1,75; 2,0; 2,25; 2,5; 2,75; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0. Жирным шрифтом выделены предпочтительные модули.

Выбираем модуль m = 2,0 мм.

Определим число зубьев колес. Предварительное суммарное число зубьев колес вычисляют из соотношения:

                                                                         (27)

Предварительное значение суммарного числа зубьев желательно получить сразу целым числом, чтобы не вводить коррекцию (смещение исходного контура) зубчатых колес. Это можно обеспечить подбором модуля m в приведенном выше интервале.

Предварительное значение числа зубьев шестерни находят из соотношения:

.                               (28)

Округляем полученное значение  z/1 до ближайшего  целого  значе –ния z1 = 21. Причем для обеспечения неподрезания ножки зуба прямозубой шестерни необходимо, чтобы значение z1 было больше или равно 17. После этого вычисляют число зубьев колеса z2:

                                 .                              (29)

Таким образом,  z2 = 104 и  z1 = 21.

Уточним фактическое передаточное число передачи:                                               u ф = z2 / z1 = 104 / 21 = 4,95.                                     (30)

Отклонение фактического передаточного числа составляет:

.

Для передач общемашиностроительного применения допускается отклонение фактического передаточного числа от номинального значения в пределах 4 %.

Проверка прочности зубьев колес по контактным напряжениям проводится по следующему условию прочности [3, с. 142]:

              ,                     (31)

где   К Hкоэффициент нагрузки зубьев колеса при расчете по контактным напряжениям определяется по формуле [4, с. 64]:

                            К H = К · К · К HV,                                         (32)

где   К коэффициент распределения нагрузки между зубьями (для пря- мозубых колес К = 1);

   К коэффициент концентрации нагрузки;

   К HV коэффициент динамичности.

Значение коэффициента К при расчете определяется из таблицы 6 в зависимости от коэффициента ширины колеса относительно диаметра ψbd, который определяют по формуле:

                            ψbd = 0,5 · ψa · ( и+ 1),

где ψa – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстоя- ния.

 

Таблица 6Значения коэффициентов К и КНβ при симметричном  рас–положении шестерен относительно опор

 

Твер-дость

НВ

К при ψbd

КНβ при ψbd

0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2
<350 1,0 1,02 1,05 1,07 1,11 1,12 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,08

 

При ψbd = 0,5 · 0,4 · (5+1) = 1,2 по таблице 6 КНβ = 1,08.

 

Коэффициент динамичности К HV зависит от окружной скорости вращения колес V 2, рассчитываемой по зависимости:

         .              (33)

 

Окружная скорость вращения колес определяет их степень точности по ГОСТ 1643. Так при окружной скорости V 2 до 2 м/с назначается 9-я степень точности, до V 2 = 6 м/с – 8-я степень точности, до V 2 = 10 м/с – 7-я степень точности.

По данным рассматриваемого примера V 2 = 3,118 м/с. Этой скорости соответствует 8-я степень точности. Определим значение коэффициента К HV по таблице 7 с помощью линейной интерполяции. Получим К HV =1,125.

 

Таблица 7 – Значения К HV – коэффициента динамичности нагрузки при контактных напряжениях

 

Степень

точности

        Окружная скорость V, м/с

1 2 4 6 8 10
7 1,21 1,29 1,36
8 1,08 1,16 1,24  –
9 1,05 1,1  –

 

Тогда коэффициент нагрузки при расчете по контактным напряже-ниям:

К H = 1· 1,08 · 1,125 = 1,215.

Действительное контактное напряжение равно:

Допускаемая недогрузка передачи (s Н2 < [s Н2]) возможна до 15 %, а допускаемая перегрузка (s Н2 > [s Н2]) – до 5 %. Если эти условия не выполняются, то необходимо изменить ширину колеса b2 или межосевое расстояние , и повторить расчет передачи.

Фактическая недогрузка для рассматриваемого примера составит:

,      (34)

что меньше 15 %, а значит, допустимо.

Проверяем зубчатую передачу на кратковременные перегрузки:
— по контактным напряжениям

                σНmax 2 = σН2 · = 461,15 · = 618,7 МПа;                  (35)

[σН max2] = 2,8 · σТ = 2,8 · 540 = 1512 МПа;

 σНmax 2 < [σН max2].

Проверочный расчет на усталостную прочность по напряжениям изгиба зубьев колеса проводим по формуле:

                 σ F 2 = Υ F 2 · Ft 2 · KF · KFD / ( b 2 m ) ≤ [σ F 2],                         (36);

где Υ F 2 – коэффициент формы зуба колеса;

   Ft 2 – окружное усилие в зацеплении зубчатых колёс, Н;

   KF –  коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба;

              KFD – коэффициент долговечности (принимаем KFD =1).

Для параметров, входящих в данную формулу, принимаем следую- щие числовые значения. Коэффициент формы зуба Υ F 2 выбирается в зависи- мости от числа зубьев колеса по таблице 8. Для z2=104 выбираем Υ F = 3,6.

Таблица 8 – Зависимость коэффициента ΥF2 от числа зубьев колес

z2 17 20 25 30 40 50 60 80 >100
ΥF 4,28 4,09 3,9 3,8 3,7 3,66 3,62 3,61 3,6

Примечание – Промежуточные значения находят интерполированием.

 

Коэффициент нагрузки при расчете на изгиб определяется по формуле [4, с. 65] :

                             KF = K · K · KF V,                                        (37)

где K– коэффициент неравномерности распределения нагрузки между парами зубьев (для прямозубых колес K = 1);

        К– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий (таблица 6);

        КF V – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую на-грузку при расчете зубьев на прочность при изгибе (таблица 9).

Таблица 9 Значения коэффициента КF V

Степень точности

 

                 Окружная скорость V ,  м/с

1 2 4 6 8  10 
7 1,67  1,8
8 1,38 1,58
9 1,13 1,28

 

По таблице 6 определяем: K = 1,12 (при Н2 < 350 НВ и ψвd = 1,2). По таблице 9 интерполяцией определяем  КF V =1,301 (при V = 3,118 м/с,  8-й степени точности изготовления передачи).

Тогда, коэффициент нагрузки при расчете на изгиб:

KF = 1 · 1,12 · 1,301 = 1,457

Окружная сила в зубчатом зацеплении равна (рисунок 3):

Ft2 = F t1 = Т3 · (u+1)/ (a · u) = 159500 · (5+1) /(125 · 5) =1531,2 Н.

Тогда получим σ F 2 = 3,6 ·1531,2· 1·1,457/ (50 · 2) = 80,3 МПа, что меньше [σF2] = 255 МПа.

Таким образом, условие прочности на изгиб выполняется.

Проверяем зубчатую передачу на кратковременные перегрузки по напряжениям изгиба

σFmax 2 = σF · Кп= 80,3 · 1,8 = 144,54 МПа < [σF max2] = 671 МПа.

Определим другие геометрические размеры колес, показанные на рисунке 4. Делительные диаметры равны:

     , .                

Диаметры вершин зубьев равны:

, .

Диаметры впадин зубьев равны:

                      ,                      

            .

Проверим межосевое расстояние зубчатых колес:

        а = (d1 + d2) / 2 = (42 + 208) / 2 = 125 мм.                        (38)

В прямозубой цилиндрической передаче при работе возникают силы в зацеплении зубьев, показанные на рисунке 4.

1– шестерня; 2– колесо

Рисунок 4 – Схема сил в зацеплении цилиндрических прямозубых зубчатых колес

Радиальные силы определяем по зависимости:

                                     (39)

где a = 200– угол зацепления.

Нормальная сила является равнодействующей окружной и радиаль- ной сил в зацеплении и определяется по формуле:

                                             (40)

Конструктивные размеры зубчатого колеса показаны на рисунке  4 и приведены в таблице 10.

 

Рисунок 5– Цилиндрическое зубчатое колесо

В качестве исходного размера используется диаметр посадочной поверхности вала  d К под колесо, который будет получен в разделе 12.


Таблица 10 – Размеры зубчатого колеса, мм

Параметр (рисунок 5) Формула Расчет
Диаметр ступицы dc т = 1,6 × dК dc т = 1,6 × 45 = 72
Длина ступицы L ст = b 2 … 1,5 × d К L ст = 45… 1,5 × 45 = = 45… 67,5. L ст = 55 мм
Толщина обода d о = (2,5 4,0) × m d о = (2,5…4,0) × 2 = 5…8
Диаметр обода D о = d а2 2 × d о– 4,5 × m D о=212–2 × 6– 4,5 × 2=191
Толщина диска c = (0,2…0,3) × b 2 с =(0,2…0,3) × 45 = 9…13
Диаметр центров отверстий в диске Dотв = 0,5 × (Dо+ dc т) Dотв= 0,5×(191+72) = =131,5
Диаметр отверстий dо тв = (Dо – dc т) / 4 dо тв = (191 – 72) / 4 = =29,75
Фаски n = 0,5 × m  n= 0,5 × 2 = 1

Расчет цепной передачи

        

Второй ступенью механического привода в заданной схеме привода (рисунок 2) является цепная передача, представленная на рисунке 6.

Исходными данными для расчета цепной передачи являются следующие параметры (из раздела 7 учебно-методического пособия):

    – вращающий момент на валу ведущей звездочки (он равен моменту на третьем валу привода) Т3 = 159500 Н × мм;

     – частота вращения ведущей звездочки (или частота вращения третьего вала привода) n 1 = 286,4 мин–1;

    – передаточное число цепной передачи  u = u цп = 3,182.

Рисунок 6 – Геометрические и силовые параметры цепной передачи

Методику расчета цепной передачи с приводной однорядной ролико- вой цепью проследим на рассматриваемом примере.

    Важнейшим параметром цепной передачи является предварительное значение шага цепи Рц, которое рассчитывается по допускаемому давле-нию в шарнире цепи по зависимости [4, с.92]:

                                   ,                                             (41)

где КЭ – коэффициент эксплуатации, который представляет собой произве–                       дение пяти поправочных коэффициентов, учитывающих различные усло- вия работы реальной передачи (таблица 11) [4, с. 92]:

                         .                                      (42)

Таблица 11 – Значения поправочных коэффициентов К

 

Условия работы передачи

Коэффициент

Обозначение Значение Динамичность нагрузки Равномерная Переменная КД 1 от 1,2 до 1,5 Регулировка натяжения цепи Опорами Натяжными звездочками Нерегулируемые   КРЕГ 1 0,8 1,25 Положение передачи Наклон линии центров звездочек к горизонту: угол Q £ 600 угол Q > 600   К Q     1 1,25 Способ смазывания Непрерывный Капельный Периодический   КС 0,8 1 1,5 Режим работы Односменная Двухсменная Трехсменная   КР 1 1,25 1,5

 

Выбрав в таблице 11 коэффициенты для условий работы  рассчиты-ваемой передачи, рассчитаем коэффициент КЭ :

                               .

    Определим – предварительное число зубьев ведущей звездочки

                                   (43)

    Полученное предварительное значение Z / 1 округляют до целого не-четного числа, что в сочетании с нечетным числом зубьев ведомой вездоч- ки Z 2 и четным числом звеньев цепи Lt обеспечит более равномерное изна- шивание зубьев. Принимаем Z 1 = 23. Тогда  Z 2 = Z 1 × u = 23 × 3,182 = 73,186. Принимаем Z2  = 73 (нечетное число).

Уточним передаточное число цепной передачи

                     = Z2 / Z1 = 73 / 23 = 3,174.                                    (44)

    Допускается отклонение от расчетного значения  не более ± 4 % .

                .      (45)         

Допускаемое   давление в шарнире цепи [p0], Н/мм2 , определятся по таблице 12 [4, с.94].

Таблица 12 –Зависимость допускаемого давления от скорости в цепи

 

, м/с 0,1 0,4 1 2 4 6 8 10
[p 0], Н/мм2 32 28 25 21 17 14 12 10

 

Если не известны дополнительные данные, то задаются предвари -тельным значением  скорости  от 2 м/с до 3 м/с. Примем  = 2,5 м/с, тогда интерполированием получаем [p0] = 20 Н/мм2.

     Рассчитаем по зависимости (41) шаг цепи

                            .                                     

    Полученное значение шага округляется до ближайшего большего стандартного значения по таблице Б.1  Рц  = 25,4 мм.

     Определим фактическую скорость цепи

                                 (46)

Этой скорости цепи в соответствии с вышеприведенным рядом соответствует допускаемое давление [p 0] = 19,12 Н/мм2.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 420.