Тематический блок «Общие проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

школьного исторического образования»

 

В этот разделы вынесены темы, которые волнуют методическое сообщество в течение длительного периода времени, например, структура школьного курса истории – какой она должна быть, или темы, приобретшие в современных условиях новое звучание. К таковым относятся, в частности, темы о воспитании на уроках истории и о кабинете истории в школе.

Разработка таких тем методической наукой имеет свою историю, и ее, конечно же, нужно проследить в курсовой работе. Это может стать одной из задач исследования. Основное внимание следует уделить современным представлениям по выбранной проблеме, выявить вопросы, обсуждаемые сегодня методистами и учителями-практиками, в том числе на страницах профессиональных журналов. Уместно, кроме работы с публикациями журналов, собрать информацию по данному вопросу (вопросам) у учителей истории конкретного города, поселка, школы. Для этого нужно обратиться к опыту устной истории, использовав ее методы и приемы.

Практическая (прикладная) глава работы может быть представлена несколькими вариантами: программой элективного курса по конкретной исторической теме, сценарием урока или подборкой дидактических материалов к нему, позволяющих решать воспитательные задачи или, говоря языком ФГОС, достигать определенных личностных результатов. Сценарий урока должен обязательно сопровождаться комментарием, показывающим, как реализуется на уроке воспитательный потенциал.

Вариантом прикладной части по темам воспитания может быть и тематическое планирование раздела, части школьного курса, в ходе которого прописываются воспитательные возможности этого раздела на уровне конкретных уроков. Тема 4 может быть представлена в прикладной части анализом «линейки» школьных учебников с 5 по 11 класс в контексте достоинств и недостатков структуры всего школьного курса. Тема 5 предполагает моделирование собственного варианта кабинета истории с обоснованием замысла.

Возможные темы курсовых работ

1. Элективные курсы в системе профильного обучения истории.

2. Воспитание на уроках истории: потенциал школьного курса (темы) истории (по выбору студента) и способы его реализации.

3. Воспитательный потенциал уроков истории: проектирование и способы реализации.

4. Варианты структуры школьного исторического образования: эволюция, достоинства и недостатки.

5.  Кабинет истории в современной школе.

 

Список литературы по названным общим проблемам

школьного исторического образования

 

Абдулаев Э. Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература [Электронный ресурс] / Э. Н. Абдулаев. URL: http://pish.ru/articles/articles2009/201 (дата обращения: 30.10.2014).

Алексашкина Л. Н. Изучение истории в старших классах: императив развития / Л. Н. Алексашкина // ПИОШ. 2013. № 4. С. 15–22.

Алексашкина Л. Н. Школьные курсы всеобщей истории: уроки толерантности / Л. Н. Алексашкина // ПИОШ. 2003. № 10. С. 24–29.

Аникина Г. А. Воспитание учащихся на этнокультурных традициях / Г. А. Аникина // ПИШ. 1999. № 8. С. 57–58.

Аппарович Н. И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории. М.: Просвещение, 1983. 95 с.

Аппарович Н. И. Кабинет истории и обществознания в средней школе: пособие для учителей / Н. И. Аппарович, Д. И. Полторак. М.: Просвещение, 1982. 223 с.

Артёмова Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л. К. Артёмова // Школьные технологии. 2003. № 4. С. 22–31.

Байбородова Л. В. Повышение воспитательных возможностей уроков истории / Л. В. Байбородова // ПИОШ. 2010. № 1. С. 27–32.

Воспитание в процессе обучения: сб. ст. / рук. авт. коллектива З. И. Равкин. М.: Учпедгиз, 1962. 244 с.

Ворожейкина Н. И. Роль курсов истории в духовно-нравственном воспитании школьников / Н. И. Ворожейкина // ПИОШ. 2013. № 5. С. 15–21.

Воронина Г. А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ / Г. А. Воронина // Школа. 2001. № 6. С. 84-85.

Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практ. руководство для учителя / Г. А. Воронина. М.: Айрис-Пресс, 2008. 128 с.

Вяземский Е. Е. Формирование гражданской идентичности школьников в поликультурном обществе / Е. Е.Вяземский // ПИШ. 2011. № 4. С. 3–7.

Гладкая И. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: учеб.-метод. пособие для учителей / И. В. Гладкая, С. П. Ильина, С. В. Ривкина. СПб.: КАРО, 2006. 125 с.

Горфина М. Н. Воспитание гражданской идентичности школьников при изучении истории / М. Н. Горфина // ПИОШ. 2014. № 4. С. 46–52.

Господарик Ю. П. История России XV – начала ХХ в. в записках иностранцев, 10–11 классы: метод. пособие / Ю. П. Господарик. М.: Вентана-Граф, 2008. 144 с.

Григорьева Н. А. Элективные курсы по истории России, 10–11 классы: для профильного обучения / Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарёва. Саратов: Глобус, 2007. 208 с.

Гусакова В. О. Образ Родины в религиозном искусстве: к вопросу об актуализации нравственных основ истории в патриотическом воспитании / В. О. Гусакова // ПИШ. 2013. № 9. С. 31–36.

Гусакова В. О. Святыни в Отечественной войне 1812 г.: материалы к уроку / В. О. Гусакова // ПИШ. 2012. № 10. С. 19–22.

Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2011. 23 с.

Дербенёв Е. В. Гражданские войны в истории России: программа элективного курса профильной подготовки для учащихся XI классов / Е. В. Дербенёв // ПИШ. 2012. № 8. С. 14–18.

Добролюбова Л. Л. Учебный кабинет истории в школе: проект и его реализация / Л. Л. Добролюбова // Образование в истории, история в образовании. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 160–166.

Дорожкина Н. И. Элективные курсы по истории, 8–11 классы / Н. И. Дорожкина. М.: ВАКО, 2010. 224 с.

Дрёмова И. Н. Пакет правил и рекомендаций «Учимся учиться» для кабинета истории / И. Н. Дрёмова // ПИШ. 2002. № 7. С. 40–44.

Завадье А. С. Кабинет истории и обществоведения в школе / А. С. Завадье. М.: Просвещение, 1975. 207 с.

Егоров Е. В. Элективный курс «Историческое прошлое России в художественных кинофильмах» / Е. В. Егоров // ПИОШ. 2004. № 10. С. 33–40.

Ермаков Д. С. Элективные курсы: требования к разработке и оценке результатов обучения / Д. С. Ермаков, Т. И. Рыбкина // Профильная школа. 2004. № 3. С. 6–11.

Ермаков Д. С. Элективные учебные курсы для профильного обучения / Д. С. Ермаков, Г. Д. Петрова // Народное образование. 2004. № 2. С. 114–119.

Иоффе А. Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // ПИШ. 2015. №. 2. С. 3–10.
В статье рассматриваются виды идентичности, их иерархия. Особое внимание обращается на гражданскую идентичность. Показаны факторы и роль образования в процессе формирования идентичности.

Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сб. учеб.-метод. материалов / под ред. Е. Е. Вяземского. М.: Рус. слово. 2006. 264 с.

Историческое образование в современной России: справ.-метод. пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова [и др.]. М.: Рус. слово, 2002. 224 с.

Историческое образование в современной школе: альманах / гл. ред. Е. Е. Вяземский. М.: Рус. слово, 2004. № 4: воспитание историей / Е. И. Власова [и др.]. 135 с.

Иоффе А. Н. Патриотизм и его примеры в истории России / А. Н. Иоффе / ПИШ. 2012. № 5. С. 51–55.

Иоффе А. Н. Роль образования в гражданском становлении личности / А. Н. Иоффе // ПИОШ. 2011. № 8. С. 19–25.

Казанова Е. П. Уроки в старшей школе по теме «Распад Советского Союза и поиск новой российской идентичности» / Е. П. Казанова // ПИШ. 2011. № 4. С. 8–10.

Калуцкая Е. К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е. К. Калуцкая // ПИШ. 2008. № 3. С. 3–6.

Камахина В. Е. Урок по теме «Бородинская битва» / В. Е. Камахина // ПИОШ. 2012. № 2. С. 35–39.

Карачевцев И. А. Чему учит история?: О значении историко-антропологического подхода к преподаванию истории России в школе / И. А. Карачевцев // ПИОШ. 2014. № 3. С. 33 –35.

Кацва Л. А. «Линейка» или «концентры»: размышления на съезде и после съезда / Л. А. Кацва // ПИШ. 2011. № 5. С. 10–13.

Козленко С. И. О профильном обучении в средних общеобразовательных учреждениях / С. И. Козленко // ПИОШ. 2003. № 8. С. 44–47.

Козырева О. Ф. Использование метапредметной технологии в формировании гражданской идентичности / О. Ф. Козырева // ПИШ. 2011. № 4. С. 11–14.

Колосков А. Г. Духовная жизнь в России XX в. / А. Г. Колосков, Л. И. Ларина, Е. А. Гевуркова // ПИОШ. 2005. № 10. С. 33–39.

Королёва М. В. Упражнения для уроков истории обществознания, внеурочных занятий на осознание личностной и социальной идентичности / М. В. Королёва // ПИШ. 2015. № 2. С. 11–13.       

Короткова М. В. Бытовая культура России IX–XX вв.: программа элективного курса / М. В. Короткова // ПИОШ. 2005. № 7. С. 47–49; № 8. С. 38–42.

Кружковая работа по истории и обществоведению / сост. М. П. Простов. М.: Просвещение, 1984. 192 с.

Крутова И. В. Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания / И. В. Крутова // ПИШ. 2009. № 4. С. 28–30.

Крючкова Е. А. Формирование оценочных умений в V-IX классах основной школы // ПИШ. 2015. № 3. С. 60–65.

Статья посвящена развитию умений учащихся V-IX кл. формулировать и аргументировать оценочные суждения о ключевых событиях отечественной и мировой истории.

Крылова О. Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: учеб.-метод. пособие для учителей / О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2005. 112 с.

Крючкова Е. А. Дидактические возможности реализации воспитательного потенциала учебных курсов по всеобщей истории в 5–6 классах / Е. А. Крючкова // ПИОШ. 2014. № 4. С. 25–35.

Кузнецов А. А. Базовые профильные курсы: цели, функции, содержание / А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 5. С. 30–33.

Кузьмин Ю. М. Проблема преемственности в преподавании Новейшей истории в основной, средней и высшей школе / Ю. М. Кузьмин // ПИШ. 2014. № 3. С. 55–58.

Лернер П. С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей / П. С. Лернер // Школьные технологии. 2002. № 6. С. 75–81.

Лернер П. С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П. С. Лернер // Профильная школа. 2004. № 3. С. 12–17.

Логинова А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся: мониторинг результатов, 4 класс: метод. пособие / А. А. Логинова, А. Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2013. 101 с.

Лукутин А. В. Учить ремеслу историка / А. В. Лукутин // ПИШ. 2005. № 1. С. 36–44.

Мостяева Л. В. Готовимся к профилизации школы: примерные критерии для проведения экспертизы элективных курсов / Л. В. Мостяева // Право в школе. 2005. № 2. С. 2–3.

Надеева Е. П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования / Е. П. Надеева // ПИОШ. 2005. № 5. С. 47–50.

Негрий А. А. Модель непрерывного нравственного образования в средней школе / А. А. Негрий // ПИОШ. 2014. № 2. С. 35–39.

Программы элективных курсов: история, 10–11 классы: профильное обучение / М. В. Пономарев, А. М. Родригес, Е. С. Галкина [и др.]. М.: Дрофа, 2007. 189 с.

Семёнов В. В. Планирование курсов истории: «линейка» и «концентры»: к истории вопроса / В. В. Семёнов // ПИШ. 2013. № 10. С. 49–51.

Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект / Л. П. Разбегаева, Д. В. Кириллов, И. В. Крутова [и др.]. М.: АПКиППРО, 2008. 144 с.

Стрелова О. Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности / О. Ю. Стрелова // ПИОШ. 2003. № 7. С. 66–70.

Стрелова О. Ю. Год российской истории и историческое образование / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский // ПИОШ. 2012. № 2. С. 25–35.

       Стрелова О. Ю. Столетие российской революции 1917 года и актуальные проблемы исторического образования школьников // ПИШ. 2017. № 10. С. 16–20.

       Поднимается проблема исторической памяти и ее формирования

Стрелова О. Ю. Учебник истории: старт в новый век / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. М.: Просвещение, 2006. 143 с.

Сязи Н. М. Элективный курс «История Севера Западной Сибири» / Н. М. Сязи // ПИОШ. 2014. № 1. С. 61–66.

Харитонова Л. А. Элективный курс «История предпринимательства в России» / Л. А. Харитонова // ПИОШ. 2011. № 1. С. 74–76.

Элективные курсы в профильном обучении / М-во образования РФ; Нац. фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. 144 с.

Ямбург Е. А. Воспитание историей / Е. А. Ямбург. М.: Знание. 1989. 78 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

1. Сводная таблица «Требования к курсовой работе по методике обучения и воспитания (по профилю обучения)»

 

Структурные элементы текста курсовой работы по теории и методике обучения истории и показатели их оценки Балл Примечания и (или) рекомендации по доработке
1 Титульный лист 0 1 2 3 4
Титульный лист ВКР оформлен в соответствии с требованиями СТО НГПУ 7.5.3-02/01-2011 «Курсовая работа. Курсовой проект. Требования» 0 1 2  
Тема курсовой работы соответствует приказу о распределении студентов на курсовые работы 0 1 2
2 Оглавление 0 1 2 3 4 5 6
  Оглавление отражает структуру курсовой работы и содержит указание страниц начала соответствующих разделов работы Названия глав позволяют читателю понять, на каком учебном историческом материале будут решаться прикладные задачи КР 0 1 2  
  Название теоретической главы отражает один из актуальных вопросов теории и (или) практики обучения истории в современной школе 0 1 2  
  Название практической (прикладной) главы включает указание: – вида предлагаемой методической разработки; – исторического материала, при изучении которого она может быть востребована; – актуальной проблемы теории и (или) практики обучения истории в современной школе, на решение которой ориентирована предлагаемая методическая разработка 0 1 2    
3 Введение 0 1 2 3 4 5 6 7 8
  Обоснована актуальность темы курсовой работы для: – современного общества в целом и школьников, в частности; – современной российской школы (с учетом требований нормативных документов); – школьного исторического образования в целом и (или) конкретного школьного курса истории, а также личностно-значимая актуальность 0 1 2    
  Представлен краткий обзор литературы по теме курсовой работы 0 1 2  
  Сформулированы цель и задачи курсовой работы, отражающие ее замысел; формулировки целей и задач позволяют при прочтении работы оценить степень их достижения 0 1 2  
  Названия глав курсовой работы согласуются с ее целями и задачами, сформулированными во «Введении» 0 1 2  
4 Основная часть
4.1 Теоретический раздел (глава или параграф) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Автор курсовой работы демонстрирует: – знание современной нормативно-методической документации, регламентирующей процесс преподавании истории в школе 0 1 2  
  – знание истории решения методической наукой проблемы обучения истории, актуализированной в курсовой работе, и (или) обобщает опыт ее решения в существующей практике обучения истории 0 1 2  
  При написании главы использовано не менее 5–10 методических исследований и публикаций, в том числе изданных в последние 5 лет 0 1 2  
  На основе методической литературы охарактеризованы основные факторы процесса обучения истории применительно к выбранной актуальной проблеме теории и (или) практики обучения истории в современной школе 0 1 2  
  Выводы автора обоснованы и согласуются с предшествующим изложением 0 1 2  
4.2 Прикладная (практическая) глава 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Структура главы подчинена логике раскрытия основных факторов процесса обучения 0 1 2  
  Прокомментирован замысел предлагаемой методической разработки; педагогическое целеполагание осуществлено с опорой на действующие образовательные стандарты 0 1 2  
  Отбор и композиция исторического материала, предлагаемого школьникам для изучения, осуществлены с ориентацией на решение сформулированных автором целей и задач 0 1 2  
  Образовательные ресурсы и методические материалы, представленные в главе, достаточны для проведения методической разработки учителем, не являющимся автором данной курсовой работы 0 1 2  
  Вопросы и задания, предлагаемые школьникам, позволяют организовать активную историко-познавательную деятельность школьников 0 1 2  
5 Заключение 0 1 2
  В заключении представлен анализ степени достижения цели и задач курсовой работы, поставленных во «Введении»; выводы текстуально не дублируют выводы теоретической и прикладной глав курсовой работы 0 1 2  
6 Список литературы и источников 0 1 2 3 4
  Список литературы содержит сведения обо всех методических исследованиях и публикациях, привлеченных при написании курсовой работы 0 1 2  
  Список литературы оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 0 1 2  
7 Приложение 0 1 2    
  При наличии приложений соблюдены правила их оформления. В основном тексте сделаны  ссылки на соответствующее приложение.    
8 Оформление текста курсовой работы 0 1 2 3 4
  Текст ВКР набран, распечатан и переплетен в соответствии с СТО НГПУ 7.5.3-02/01-2011 «Курсовая работа. Курсовой проект. Требования» 0 1 2  
  В тексте курсовой работы корректно оформлены ссылки и цитаты 0 1 2  

 

0 – не соответствует требованиям

1 – частично соответствует требованиям

2 – полностью соответствует требованиям

 

 

2. Образец оформления титульного листа

 

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ _____________/ ФАКУЛЬТЕТ_____________

                                           (наименование)                          (наименование)

КАФЕДРА ____________________________________

          (полное наименование кафедры)

 

 

НАЗВАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа (проект) по дисциплине: _____________________________________________________________

(наименование дисциплины)

 

Выполнил студент группы __________

(номер группы)

______________________ ___________

(И.О.Фамилия)                (подпись, дата)

Специальность / направление подготовки ____________________________________

(шифр и наименование специальности)

Специализация / профиль _________________________________

Форма обучения _____________________

 

Научный руководитель

__________________________ 

 (ученая степень, должность, И.О.Фамилия)   

______________

 (подпись)

_____________

 (оценка)

«___» ________ 20__г.

 

Новосибирск 20__

 

 

3. Образец оформления оглавления курсовой работы

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3                                                                                           

ГЛАВА 1. (НАЗВАНИЕ) ………………………………………………. 10                                                                                                 

1.1. (Название) ………………………………………………………….. 11                                                                                                            

1.2. (и т. д.) ……………………………………………………………....                                                                                                         

ГЛАВА 2. (НАЗВАНИЕ) …………………………………………..…… 20

2.1. (Название) …………………………………………………………... 20

2.1. (и т. д.) ……………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 28

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...…. 30

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………. 32

 

 

4. Образец оформления списка источников и литературы

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Алексеева М. Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории / М. Я. Алексеева // Преподавание истории и обществознания в школе (далее – ПИОШ). 2003. № 4. С. 43–48.

Артёмов Е. Г. Музейно-педагогические технологии / Е. Г. Артёмов. СПб.: ГМ ПИР, 1999. 23 с.

Бартенева Н. П. Научно-исследовательская работа учащихся / Н. П. Бартенева, О. Л. Дворникова // Преподавание истории в школе (далее – ПИШ). 2005. № 3. С. 31–39.

Баулина Н. А. Исследовательская работа учащихся – раскрытие творческого и интеллектуального потенциала юного гражданина // ПИШ. 2013. № 6. С. 25–27.

Беридзе Е. А. Педагогические принципы организации внеклассной воспитательной работы в школе [Электронный ресурс] / Е. А. Беридзе. URL: http://www.rusnauka.com/NIO/Pedagogica/beridze%20e.a.doc.htm (дата обращения: 30.10.2014).

Митрофанов К. Г. Об организации междисциплинарного гуманитарного исследования как образовательного действия: рекомендации детям и взрослым / К. Г Митрофанов, В. В. Шаповал // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 341 с.

Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект / Л. П. Разбегаева, Д. В. Кириллов, И. В. Крутова [и др.]. М.: АПКиППРО, 2008. 144 с.

 

5. Образец оформления постраничных библиографических ссылок (сносок)

[1] Анциферов Н. П. Теория и практика экскурсий по обществоведению. М., 1926; Герд В. А. Экскурсионное дело. М.; Л., 1928; Райков Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М., 1960.

2 Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М., 2007; Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. М., 2008.

3 Зверева К. Е., Хлытина О. М. История вокруг нас: исследовательская деятельность старшеклассников в пространстве урока-экскурсии // Образование в истории, история в образовании. Новосибирск, 2011. С. 119–125.

5 Зверев В. А. А впереди – только будущее [Электронный ресурс]: из нового учебного пособия по истории Сибири // Интерактивное образование: электронная газета. 2014. № 54/55. URL: http://io.nios.ru/articles2/55/15/vperedi-tolko-budushchee-iz-novogo-uchebnogo-posobiya-po-istorii-sibiri (дата обращения: 30.10.2014).

6 Короткова М. В. Музейная педагогика: понятие, история, технологии и перспективы развития // Преподавание истории в школе. 2014. № 4. С. 3–9.

7 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 20.05.2014).

8 Зверева К. Е., Хлытина О. М. Указ. соч. С. 121.

9 Там же. С. 124.

 

 

Учебное издание

 

Зверева Капитолина Емельяновна

Хлытина Ольга Михайловна

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 223.