Тематический блок «Школьный урок истории»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовые работы, написанные по тематике, связанной с характеристикой современного урока истории, его различных типов и форм, способов организации познавательной деятельности школьников, требуют обращения в первую очередь к работам классиков школьной методики обучения истории, написанным в советское время (Н. В. Андреевская, В. Н. Бернадский, А. А. Вагин, Н. Г. Дайри, А. В. Дружкова, М. А. Зиновьев, В. Г. Карцов, П. С. Лейбенгруб, П. В. Гора, С. А. Ежова и др.). Именно в тот период времени были заложены основы традиционных типов (урок изучения нового материала, комбинированный урок, или урок со всеми звеньями процесса обучения, повторительно-обобщающий урок и пр.) и форм урока (лекция, семинар и др.). Необходимо взять за основу принятую в методике преподавания истории терминологию, лежащую в основе классификации уроков, где тип урока определяется его дидактическими задачами, а форма – ведущим методом обучения.

Студенту нужно выяснить, какие изменения происходят с каждым конкретным типом урока или его формой в современных условиях, с чем связана их эволюция, как она скажется на результатах обучения в контексте задач, поставленных современными стандартами обучения. Следовательно, как и в предыдущем тематическом блоке, ФК ГОС 2004 г. и ФГОС должны привлекаться автором в качестве нормативно-правовых актов и составлять источниковую базу курсовой работы. При характеристике различных форм и типов урока не следует забывать и о связи их существенных черт с возрастными особенностями школьников. Акцент при написании курсовой работы по любой теме данного блока должен быть сделан на средствах и способах организации работы школьников на уроке того или иного типа или формы.

Практическая глава работ данной тематики может быть представлена собственным вариантом урока конкретного типа или формы по выбранной студентом исторической теме школьного курса истории. В качестве образца описания урока можно использовать следующую публикацию:

Крючкова Е. А. Урок-практикум по теме «П. А. Столыпин и Столыпинская аграрная реформа в оценке современников и историков» / Е. А. Крючкова // ПИОШ. 2013. № 7. С. 53–58.

 

Возможная тематика курсовых работ

1. Современный урок истории: особенности структуры и организации.

2. Лабораторный урок истории: дидактический потенциал, структура, модели организации познавательной деятельности школьников.

3. Особенности организации урока-экскурсии при изучении истории.

4. Нетрадиционные формы урока истории.

5. Повторительно-обобщающий урок: дидактический потенциал, структура, модели организации познавательной деятельности школьников.

6. Школьная лекция как одна из форм урока истории: дидактический потенциал, структура, модели организации познавательной деятельности школьников.

7. Уроки-семинары в обучении истории: дидактический потенциал, структура, модели организации познавательной деятельности школьников.

 

Список литературы по проблеме «Школьный урок истории»

Литература ко всему блоку:

Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2012. 192 с.

Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. М.: Просвещение, 2011. 190 с.

Крылова О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: метод. пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2014. 144 с.

Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие / А. В. Хуторской. М.: Изд-во Ин-та образования человека, 2012. 63 с.

Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. В. Чернобай. М.: Просвещение, 2012. 56 с.

Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р. Г.Чуракова. М.: Академкнига; Учебник, 2009. 112 с.

 

Литература к конкретным темам:

Алексашкина Л. Н. Учебные лекции по истории в основной школе / Л. Н. Алексашкина // ПИОШ. 2006. № 8. С. 15–22.

Анисимова С. Я. Урок «Искусство Древней Греции в V–IV вв. до н. э.» / С. Я. Анисимова // ПИШ. 1990. № 6. С. 94–100.

Асламова Т. А. Интерактивные методики: метод. пособие для учителей / Т. А. Асламова. М.: ЦГО, 2004. 40 с.

Баева Т. А. Итоговый урок по теме «Первая мировая война» / Т. А. Баева // ПИШ. 2004. № 6. С. 57–62.

Байкалов В. В. Урок по теме «Начало Руси: истоки» / В. В. Байкалов // ПИШ. 2012. № 1. С. 48–49.

Бартенева Н. В. Результаты ЕГЭ по истории и проблема умения учащихся анализировать источники / Н. В. Бартенева, О. Л. Дворникова // ПИШ. 2004. № 3. С. 45–55.

Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках истории / К. А. Баханов // ПИШ. 1990. № 4. С. 91–100.

Берельковский И. В. Методика преподавания истории в школе / И. В. Берельковский, Л. С. Павлов. М.: Поматур, 2001. 336 с.

Боголюбов Л. Н. Многообразие форм и методов учебной работы / Л. Н. Боголюбов // ПИОШ. 2013. № 7. С. 12–22; № 8. С. 9–17.

Вагин А. А. Методика преподавания истории в школе / А. А. Вагин. М.: Просвещение, 1968. 431 с.

Вяземский Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2000. 112 с.

Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2012. 192 с.

Ганюченко М. Г. Лекция как один из приемов формирования умений старшеклассников на уроках истории [Электронный ресурс] / М. Г. Ганюченко. URL: http://www.port-olympia.ru/publicacii_ganychenko1.htm (дата обращения: 30.10.2014).

Гольденберг М. Л. Радиоклуб по истории как средство активизации познавательного интереса школьников / М. Л. Гольденберг // ПИШ. 2003. № 10. С. 24–26.

Гончарова А. И. Диспут на уроке истории / А. И. Гончарова // ПИШ. 1998. № 5. С. 36–38.

Гугнина О. В. «Учебный мозговой штурм» в преподавании истории / О. В. Гугнина // ПИШ. 2014. № 2. С. 51–55.

Демиденко Р. И. Реализация личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся IX классов на уроках истории / Р. И. Демиденко // ПИШ. 2014. № 3. С. 43–46.

Дорожкина Н. И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций, 5–11 классы / Н. И. Дорожкина. М.: ВАКО, 2009. 176 с.

Драхлер А. Б. Кроссворды на уроках истории / А. Б. Драхлер // ПИШ. 2004. № 7. С. 33–41.

Забрыгина Т. Г. Урок-дискуссия «Политический портрет М. С. Горбачёва» / Т. Г. Забрыгина // ПИШ. 2000. № 1. С. 39–43.

Зверева К. Е. «История вокруг нас»: исследовательская деятельность старшеклассников в пространстве урока-экскурсии / К. Е. Зверева, О. М. Хлытина // Образование в истории, история в образовании. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 119–126.

Зверева К. Е. Экспонаты краеведческих музеев как основа историко-познавательной деятельности школьников / К. Е. Зверева, Е. Ф. Бехтенова, О. М. Хлытина // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 231–248.

Иванова А. Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках / А. Ф. Иванова // ПИШ. 1994. № 8. С. 30–32.

Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. М.: Просвещение, 2011. 190 с.

Игошева Н. А. Россия нэповская: урок-лекция в IX классе / Н. А. Игошева // ПИШ. 2000. № 1. С. 25–30.

Иоффе А. Н. Оценивание занятия: критерии и показатели / А. Н. Иоффе // ПИШ. 2014. № 4. С. 42–48.

Иоффе А. Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся / А. Н. Иоффе // ПИШ. 2012. № 1. С. 7–13.

История, 5–11 класс: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е. В. Тайкова [и др.] Волгоград: Учитель, 2010. 300 с.

Клименко А. В. Лекции и семинары в преподавании истории и права / А. В. Клименко // ПИШ. 1998. № 3. С. 23–26.

Клименко А. В. Уроки-суды / А. В. Клименко, В. В. Румынина // ПИШ. 1998. № 3. С. 58–65.

Колмаков А. И. Урок-игра, урок-соревнование / А. И. Колмаков // ПИШ. 1998. № 5. С. 38–41.

Колосков А. Г. Дидактические материалы к урокам истории по теме «СССР в середине 60-х – начале 80-х гг.» / А. Г. Колосков // ПИОШ. 2004. № 7. С. 27–37.

Комиссаров В. И. Проблемная школьная лекция / В. И. Комиссаров // ПИШ. 2000. № 1. С. 36–38.

Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 1999. 192 с.

Короткова М. В. Нетрадиционные формы урока истории: игры и дискуссии [Электронный ресурс] / М. В. Короткова. URL: http://www.portal-slovo.ru/history/35704.php?ELEMENT_ID=35704&PAGEN_1=4 (дата обращения: 10.10.2014).

Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков / М. В. Короткова // ПИОШ. 2002. № 7. С. 28–36.

Крылова О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: метод. пособие / О. Н. Крылова, И. В Муштавинская. СПб.: КАРО, 2014. 144 с.

Кущенко Г. В. Уроки-путешествия / Г. В. Кущенко // ПИШ. 2003. № 3. С. 28–34.

Лейбенгруб П. С. Дидактические требования к уроку истории в средней школе / П. С. Лейбенгруб. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 215 с.

Лукин А. И. Аудитория. Музей. Театр / А. И. Лукин. Новосибирск: [б. и.], 1992. 232 c.

Методика преподавания истории в средней школе: учеб. пособие для студентов пединститутов / С. А. Ежова, И. М. Лебедева, А. В. Дружкова [и др.]. М.: Просвещение, 1986. 272 с.

Методика организации музейных занятий по истории для учащихся V–VI классов основной школы // ПИШ. 2014. № 4. С. 9–15.

Митькин А. С. Квест как форма организации обобщающего урока / А. С. Митькин // ПИШ. 2014. № 5. С. 47–49.

Молотов К. С. Роль кинофильмов в организации познавательной деятельности учащихся IX классов на уроках отечественной истории разных форм / К. С. Молотов // ПИШ. 2014. № 8. С. 32–35.

Мусихина Е. С. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в обучении истории как условие реализации ФГОС / Е. С. Мусихина // ПИШ. 2014. № 5. С. 54–58.

Патрикеева С. Р. Урок – устный журнал «Средневековый университет» / С. Р. Патрикеева // ПИШ. 2012. № 1. С. 45–47.

Петрова Л. В. Нетрадиционные формы уроков / Л. В. Петрова // ПИШ. 1987. № 4. С. 90–96.

Саплина Е. В. Как сделать эффективным урок истории / Е. В. Саплина // ПИОШ. 2002. № 7. С. 36–39.

Современные методы в современном преподавании: (тез. докл. науч.-практ. конф.) // ПИШ. 2003. № 9. С. 35–50.

Стрелова О. Ю. Современный урок истории / О. Ю. Стрелова // ПИОШ. 2009. № 1. С. 48–53.

Суволокина И. В. Обобщение: Россия в XVII в.: проектный урок в VII классе / И. В. Суволокина, В. М. Соснова // ПИШ. 2013. № 1. С. 31–33.

Тараканов Д. В. Методическая разработка урока «Коллективизация сельского хозяйства и ее результаты. Цена рывка» / Д. В. Тараканов // ПИОШ. 2005. № 7. С. 19–30.

Тема номера: современные формы урока // ПИОШ. 2002. № 7. С. 28–50.

Ткаченко В. А. Повышение эффективности уроков-лекций / В. А. Ткаченко // ПИШ. 1990. № 1. С. 45.

Тирская Е. А. О семинарских занятиях и групповой форме работы / Е. А. Тирская // ПИШ. 1991. № 3. С. 115–116.

Трофимова О. В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся / О. В. Трофимова // ПИОШ. 2003. № 1. С. 16–22.

Христенко Л. М. Использование нетрадиционных форм работы / Л. М. Христенко // ПИШ. 2001. № 6. С. 52–56.

Фирсова О. Г. Использование источников при изучении темы «Хозяйственная этика крупных землевладельцев XVII–XVIII вв.» / О. Г. Фирсова // ПИОШ. 2004. № 7. С. 37–40.

Фурен П. Е. «Высокомерный дух смирился…» / П. Е. Фурен, Ю. М. Крайнова, А. И. Шилин // ПИШ. 2012. № 9. С. 38–43.

Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде / Е. В. Чернобай. М.: Просвещение, 2012. 56 с.

Шевченко Н. И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе / Н. И. Шевченко // ПИШ. 2002. № 9. С. 46–50.

Шибанов А. В. Опыт проведения интегрированных уроков / А. В. Шибанов // ПИШ. 2012. № 3. С. 49–51.

Шибанов А. В. Интегрированный урок истории и физики в XI классе / А. В. Шибанов // ПИШ. 2013. № 8. С. 40–46.

 

5. Тематический блок «Информационно-образовательные ресурсы обучения истории (средства обучения)»

 

Термины «информационно-образовательные ресурсы», «образовательная среда» появились в педагогике и методиках в последние годы, во многом заменив традиционное понятие «средства обучения». В классической методической науке под средствами обучения принято было понимать те источники исторических знаний, которые составляли информационную основу процесса обучения истории. В современном информационном обществе границы средств обучения раздвинулись, действительно превратив их в информационно-образовательную среду. В данный тематический блок курсовых работ не включены темы, связанные с историческими источниками, поскольку они вынесены в самостоятельный раздел.

При написании курсовой работы по любой теме данного цикла следует обратить внимание на характеристику приемов работы с тем информационным ресурсом, который стал предметом изучения. Часть средств обучения имеет богатые традиции использования в процессе преподавания истории (карты, учебники и пр.), и в этом случае знакомство с особенностями их применения следует начинать с методических работ, уже ставших классическими (А. А. Вагин, Н. Г. Дайри, П. В. Гора, Ф. П. Коровкин, Г. М. Донской, Н. И. Аппарович, Д. Н. Никифоров, Д. И. Полторак, А. И. Стражев и др.), чтобы затем, обратившись к исследованиям современных методистов, показать изменения, произошедшие в способах работы с ними, сделать акцент на особенностях обращения к данным средствам обучения в современных условиях информационного общества. Следует иметь в виду, что некоторые средства обучения вошли в практику в 90-х гг. XX в., например, рабочие тетради, хотя и они прошли определенную эволюцию: рабочие тетради сегодняшнего дня мало похожи на своих прародителей. Задача студента в этом случае заключается в том, чтобы увидеть разные типы рабочих тетрадей, понять различия между ними, объяснить причины происходящих изменений, выяснить возможные стратегии и варианты работы школьников с рабочими тетрадями разных типов.

Современная информационная стадия развития российского общества, визуализация восприятия информации создали условия и потребности для появления новых средств обучения, связанных с интернет-технологиями, аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами.

При написании курсовой работы на любую тему данного цикла, как уже было отмечено, нужно, опираясь на публикации методистов и учителей, выяснить образовательный потенциал того или иного средства обучения, возможные приемы работы с ним на уроках истории. Логика раскрытия темы здесь та же, что и в темах предыдущих блоков – от цели к результатам. Обязательным элементом работы является характеристика конкретных приемов обучения при использовании описываемого средства, т. е. способов работы учителя и способов познавательной деятельности школьников в их органическом единстве.

Практическая (прикладная) глава может быть построена на материале одного из школьных курсов истории (возможно, конкретных тем курса) и должна показать, что студент умеет отобрать средства обучения для конкретного урока (если практический раздел представлен как сценарий урока с соответствующим методическим комментарием) и умеет спланировать работу школьников с данным средством обучения. Эти умения можно продемонстрировать и на материале различных тем, тогда практическая глава будет состоять из фрагментов ряда уроков или пакетов дидактических материалов, подготовленных к ним.

В этом случае также необходимо сопроводить подготовленные материалы собственным комментарием (замысел, границы применения, рекомендации использования, предполагаемый результат и т. д.).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 364.