Данный блок курсовых работ может включать самые различные вопросы, связанные с изучением отдельных аспектов истории, и студент может предложить свое направление «сюжетных» исследований. Алгоритм раскрытия темы принципиально не отличается от тем других циклов: определение основных понятий, выяснение опыта изучения данного вопроса, накопленного методической наукой и практикой в исторической динамике, характеристика средств и приемов изучения данного сюжета в условиях современной школы.
Отличительной особенностью курсовых работ данной тематики может быть обращение к анализу школьной практики, представленной в школьных учебниках. Предметами выяснения могут быть, например, следующие вопросы: какие исторические личности являются объектом внимания авторов школьной учебной литературы, какую информацию о данном персонаже учебники предлагают школьникам разных возрастных групп, какие средства предъявления информации используются ими, какие способы организации познавательной деятельности школьников предлагаются, и т. д. Объектом анализа могут быть также видеоуроки конкурса «Учитель года», методические разработки и рекомендации, опубликованные в журналах, отдельными изданиями или размещенные в Интернете.
Практическая глава может быть представлена сценарным планом урока, фрагментами нескольких уроков или дидактическими материалами к урокам по выбранному историческому сюжету.
Примеры тем курсовых работ данной тематики
1. Вопросы культуры в школьных курсах истории: особенности и методика изучения.
2. Исторические личности на уроках истории: методика изучения.
3. Методические приемы и средства изучения в школе истории повседневности.
4. Национально-региональный компонент изучения истории: теория и практика
5. «Спорные» вопросы истории: методика изучения в школе.
Список литературы по методике изучения некоторых сюжетов
Бекмурзаева С. А. Путешествие во времени: от древней Хазарии до Золотой Орды: (открытый урок по регионоведению) / С. А. Бекмурзаева // ПИШ. 2005. № 10. С. 38–44.
Бирюкова И. Г. Личность и эпоха: элементы социальной педагогики на уроках отечественной истории / И. Г. Бирюкова // ПИШ. 1999. № 5. С. 55–62.
Вагин А. А. Вопросы культуры в школьном курсе истории (VIII–X классы) / А. А. Вагин, Н. В. Сперанская. М.: Учпедгиз. 1959. 397 с.
Васильева В. М. Изучение вопросов культуры XI–XVIII вв. на уроках истории СССР: кн. для учителя / В. М. Васильева. М.: Просвещение, 1989. 94 с.
Владимиров В. И. Школьные музеи и преподавание регионального компонента / В. И. Владимиров // ПИОШ. 2000. № 2. С. 64–66.
Вяземский Е. Е. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: метод. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2014. 136 с.
Грибов В. С. Персоналии курса зарубежной Новой истории / В. С. Грибов // ПИОШ. 2005. № 6. С. 16–20.
Гугнина О. В. Изучение региональной истории в средней школе: (опыт Оренбургской области) / О. В. Гугнина // ПИШ. 2012. № 4. С. 8–9.
Гусакова В. О. Образ Родины в религиозном искусстве: к вопросу об актуализации нравственных основ истории в патриотическом воспитании / В. О. Гусакова // ПИШ. 2013. № 9. С. 31–36.
Дрёмова И. Н. Пакет правил и рекомендаций «Учимся учиться» для кабинета истории /И. Н. Дрёмова // ПИШ. 2002. № 7. С. 40–44.
Ерёмина Т. Ю. Особенности преподавания регионального компонента в образовательных учреждениях Кировской области / Т. Ю. Ерёмина // ПИОШ. 2014. № 6. С. 47–50.
Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // ПИОШ. 2002. № 3. С. 40–47.
Ерохина М. С. Историческая личность: современная методика изучения / М. С. Ерохина // ПИШ. 1996. № 7. С. 50–52.
Захаров В. Ю. Феномен Павла I / В. Ю. Захаров // ПИОШ. 2005. № 2. С. 10–18.
Идатчиков Н. Н. Проведение локального исторического исследования с использованием возможностей Интернета / Н. Н. Идатчиков, Л. И. Идатчикова // ПИШ. 2012. № 4. С. 14–16.
Изотов И. В. Изучение исторических персоналий на уроках отечественной истории / И. В. Изотов // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 315–317.
История для завтрашнего дня: (современная реформа школьного исторического образования в России): пособие для учителей и студентов / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, В. И. Уколова. М.: ЦГО, 2000. 186 с.
Калуцкая Е. К. Отечественная война 1812 г.: интегрированный урок по теме «Роль личности в истории» / Е. К. Калуцкая, Д. О. Антонников // ПИОШ. 2013. № 5. С. 31–33.
Карачевцев И. А. Чему учит история?: О значении историко-антропологического подхода к преподаванию истории России в школе / И. А. Карачевцев // ПИОШ, 2014. № 3. С. 33–35.
Карпов Г. М. Некоторые вопросы культуры и школьный курс истории СССР / Г. М. Карпов // ПИШ. 1991. № 3. С. 3–17.
Козлова А. А. Российское дворянство в XVIII в. / А. А. Козлова // ПИОШ. 2004. № 7. С. 41–45.
Короткова М. В. Бытовая культура России IX–XX вв.: программа элективного курса / М. В. Короткова // ПИОШ. 2005. № 7. С. 47–49; № 8. С. 38–42.
Короткова М. В. Влияние Отечественной войны 1812 г. на быт и повседневную жизнь русского общества: материалы к урокам / М. В. Короткова // ПИШ. 2012. № 6. С. 8–13.
Короткова М. В. Повседневность на уроках истории / М. В. Короткова // ПИОШ. 2004. № 5. С. 17–24.
Короткова М. В. Историко культурный стандарт и преподавание культуры в школьных курсах Отечественной истории // ПИОШ. 2018. № 4. С. 11–14.
Описаны три подхода к изучению вопросов культуры (аксиологический, антропологический, символический), показано, как они отражены в ИКС.
Косова Г. Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР, 7–10 классы / Г. Р. Косова. М.: Просвещение, 1987. 191 с.
Крицкая Н. Ф. «Повседневная жизнь в Росии в 1990-е годы»: факультативное занятие для учащихся IX (XI) классов / Н. Ф. Крицкая // ПИШ. 2013. № 1. С. 46–50.
Крицкая Н. Ф. Русская культура в XVII в.: (урок истории в 10 классе) / Н. Ф. Крицкая // ПИШ. 2012. № 1. С. 14–19.
Крючкова Е. А. Формирование оценочных умений в V-IX классах основной школы // ПИШ. 2015. № 3. С. 60–65.
Статья посвящена развитию умений учащихся V-IX кл. формулировать и аргументировать оценочные суждения о ключевых событиях отечественной и мировой истории.
Кузнецова Ф. С. История Сибири: дидактические материалы: учеб.-метод. пособие для 5–9 классов общеобразоват. учреждений / Ф. С. Кузнецова. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2003. 152 с.
Кузнецова Ф. С. Программно-методические материалы для общеобразоват. учреждений: история Сибири: региональный компонент / Ф. С. Кузнецова, В. А. Зверев. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. 64 с.
Кузнецова Ф. С. Роль национально-регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся / Ф. С. Кузнецова // ПИОШ. 2006. № 5. С. 52–56; № 6. С. 46–50.
Лернер И. Я. О роли человека в истории / И. Я. Лернер // ПИШ. 1990. № 2. С. 135–140.
Лёмина Г. Л. Урок по теме «Деятели революций XVII–XIX вв.: политические портреты» / Г. Л. Лёмина // ПИОШ. 2007. № 8. С. 41–45.
Маловичко С. Тенденции и перспективы интеграции региональных исторических исследований [Электронный ресурс] / С. Маловичко, М. Мохначёва. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/29579/03-Malovichko.pdf?sequence=1 (дата обращения: 30.10. 2014).
Маслова И. В. Изучение темы «Повседневность российского уездного купечества XIX в.» / И. В. Маслова // ПИОШ. 2013. № 4. С. 28–32.
Маслова И. В. Изучение темы «Социокультурная среда: российский провинциальный город второй половины XIX – начала XX в.» / И. В. Маслова // ПИОШ. 2013. № 7. С. 27–33.
Методика изучения истории повседневной культуры в школе: сб. учеб.-метод. материалов / под ред. М. В. Коротковой. М.: ООО ТИД «Рус. слово – РС», 2006. 152 с.
Миловидова Н. В. Нэповская Россия: человек в повседневности: (материалы к уроку) / Н. В.Миловидова // ПИШ. 2004. № 4. С. 31–35.
Митькин А. С. Возможности технологии «Дидактический цикл» при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ на примере задания С6 «Исторический портрет»: урок для X класса по теме «Российская империя в период правления Павла I» / А. С. Митькин // ПИШ. 2013. № 1. С. 56–60.
Мохначёва М. Регионалистика и историческое краеведение в России в 1991–2005 гг.: некоторые итоги и перспективы развития [Электронный ресурс] / М. Мохначёва // Гефтер. 2014. 20 окт. URL: http://gefter.ru/archive/13345 (дата обращения: 23.10.2014).
Мусихина Е. С. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в обучении истории как условие реализации ФГОС / Е. С. Мусихина // ПИШ. 2014. № 5. С. 54–58.
Мыскин В. А. Изучение личности исторического деятеля / В. А. Мыскин // ПИШ. 1991. № 4. С. 145–147.
Петряева Е. Ю. Курс национально-региональной истории в основной школе / Е. Ю. Петряева // ПИОШ. 2005. № 2. С. 28–33.
Предтеченская Л. М. Изучение художественной культуры в курсах Новой и Новейшей истории / Л. М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1978. 167 с.
Овчинникова Н. П. Урок по теме «Иван Грозный глазами современников и потомков» / Н. П. Овчинникова // ПИШ. 2005. № 6. С. 23 –28.
Региональная история в школе и вузе: материалы республик. конф. // ПИОШ. 2001. № 5. С. 43–47.
Сапрыкина Н. Ю. Изучение исторических персоналий на уроках истории [Электронный ресурс] / Н. Ю. Сапрыкина. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/07/05/izuchenie-istoricheskikh-personaliy-na-urokakh-istorii (дата обращения: 30.10.2014).
Следзевский И. В. Поликультурное образование в российской школе – императив времени / И. В. Следзевский // ПИОШ. 2013. № 7. С. 3–8.
Сорокина Е. Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ в., 10–11 классы / Е. Н. Сорокина. М.: ВАКО, 2014. 256 с.
Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений / А. Т. Степанищев. М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. 1. 304 с.
Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений / А. Т. Степанищев. М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. 2. 208 с.
Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории / А. Т. Степанищев. М.: ВЛАДОС, 1998. 85 с.
Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта школьного исторического образования: вопросы теории и практики / О. Ю. Стрелова. М.: АПКиПРО, 2001. 40 с.
Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: каким он видится на местах / О. Ю. Стрелова // ПИОШ. 2001. № 5. С. 34–42.
Теоретико-методологические проблемы разработки содержания национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего среднего образования / под ред. Л. А. Степашко. М.: Нац. центр СТ и мониторинга образования, 2000. 83 с.
Теория и методика обучения истории: словарь-справочник / Э. В. Ванина, Л. К. Ермолаева, О. Н. Журавлёва [и др.] М.: Высш. школа, 2007. 352 с.
Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX в., 10–11 классы: элективный курс / сост. Е. Н. Сорокина. Волгоград: Учитель, 2006. 169 с.
Фокеева И. М. Национально-региональный компонент в историческом образовании: опыт Татарстана / И. М. Фокеева // ПИОШ. 2005. № 8. С. 24–27.
Чернова М. Н. Итальянское искусство эпохи Возрождения: (разработка учебной темы) / М. Н. Чернова // ПИШ. 2004. № 7. С. 59–65.
Цепляева Н. С. Урок по теме «90-летие освобождения Северо-Востока России от иностранных интервентов и окончание Гражданской войны в этом регионе» / Н. С. Цепляева, Н. Л. Карпова, В. Ф. Мазур // ПИШ. 2014. № 7. С. 59–63.
Цыренова М. Г. Реализация национально-регионального компонента исторического образования в условиях международных образовательных экспедиций / М. Г. Цыренова // ПИШ. 2013. № 5. С. 69–72.
Шабельникова М. А. Вопросы русской культуры в школьных учебниках ХХ – начала XXI столетия [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. ист. наук / М. А. Шабельникова. М., 2007. URL: http://cheloveknauka.com/voprosy-russkoy-kultury-v-shkolnyh-uchebnikah-xx-nachala-xxi-stoletiya (дата обращения: 30.10.2014).
Шмидт С. О. Краеведение и региональная история в современной России / С. О. Шмидт // Методология региональных исторических исследований. СПб.: Нотабене, 2000. С. 11–15.
8. Тематический блок «Образы (репрезентации) прошлого
Дата: 2019-03-05, просмотров: 374.