Сроки написания, порядок сдачи и оценивания курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовые работы по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки) согласно учебному плану пишутся бакалаврами направления «Педагогическое образование», профиля «История» в течение 5-го семестра (дневное отделение) и 8-го семестра (заочная форма обучения); профиля «История и мировая художественная культура» – в течение 6-го семестра. Сдается работа после допуска научного руководителя на кафедру отечественной истории НГПУ, где регистрируется и хранится в течение всего периода обучения студента. Форма контроля – экзамен, который проходит в виде защиты студентом своего курсового проекта.

Оценка курсовой работы базируется на следующих основаниях.

1) Логичность и целесообразность структуры работы, поставленных цели и задач.

2) Качество представленного текста с точки зрения его содержания и оформления (четкое определение замысла работы и его предъявление через постановку целей и задач).

3) Полнота круга изученных методических исследований по теме курсовой работы и глубина их осмысления.

4. Язык и стиль изложения материала.

Отметка удовлетворительно ставится, если студент может охарактеризовать (описать) один или несколько существующих (исходя из содержания темы) способов решения методической наукой проблемы обучения истории, актуализированной в курсовой работе, и представить результат в виде логично выстроенного (связного) текста с несколькими собственными примерами.

Отметка хорошо ставится, если студент может сравнить несколько точек зрения на выбранную методическую проблему, используя опубликованную литературу и интернет-ресурсы, и представить результат в виде логично выстроенного (связного) текста, сопровождаемого собственным вариантом методической разработки.

Отметка отлично будет заслуженной, если студент может оценить предлагаемый(е) методической наукой способ(ы) решения конкретной проблемы обучения истории, оспорить или поддержать уже высказанные в литературе оценки, высказать свое отличное от имеющихся в литературе мнение по поводу эффективности этого (этих) способа (способов) или его (их) актуальности в современной практике обучения истории, аргументировав это мнение; сделать заключение, общий вывод по рассматриваемой методической проблеме, исходя из поставленных задач. Практический продукт в отличной работе бывает представлен в виде не только методической разработки, но и ее методического сопровождения.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Исходя из содержания (темы) работы, можно выделить несколько тематических блоков, групп курсовых работ по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки), имеющих некоторую специфику. Конкретизируем указанные выше требования применительно к каждой группе курсовых работ и предложим список литературы, из которого студент может самостоятельно выбрать те публикации, которые подходят для раскрытия избранной им темы.

Следует иметь в виду, что списки составлены в алфавитном порядке и оформлены в соответствии с требованиями, и в этом смысле они являются образцом оформления списка литературы в курсовой работе. В списке литературы к каждому тематическому блоку есть труды теоретического характера (общедидактические и методические) и публикации из опыта работы учителей истории. Последние, при соответствующем пополнении списка самим студентом, предоставляют возможность увидеть степень практической значимости выбранной темы, ее актуальности для историко-методического сообщества, могут быть объектом критического анализа (выявления достоинств и слабых сторон описанного практического мероприятия, предложения собственных методических рекомендаций по усилению эффективности занятия или конкретного приема). Кроме того, данного рода публикации в лучших своих образцах показывают примеры описания конкретных педагогических действий (сценариев уроков истории, внеклассных мероприятий и т. д.).

Тематический блок

«Познавательные задания и задачи в обучении истории»

Принятые в последние годы документы, касающиеся школы – ФГОС, Стандарт педагога – предполагают умение учителя организовать процесс изучения истории таким образом, чтобы учащиеся смогли проявить свою заинтересованность и познавательную активность, выраженную в деятельностной форме. Стандарт педагога, например, прямо указывает на необходимость «ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей… сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания»[11].

Написание курсовой работы на тему «Познавательные задания и задачи в обучении истории» позволит студенту познакомиться с конкретными способами организации познавательной деятельности школьников на уроке истории. Поскольку тема организации деятельности школьников и управления ею актуализировалась в 1960–1970-е гг., следует обратиться в первую очередь к работам классиков методики преподавания истории (И. Я. Лернера, Н. Г. Дайри, П. В. Горы и др.). Одной из задач курсовой работы может стать выявление этапов в развитии идеи организации познавательной деятельности школьников, эволюции взглядов методистов на конкретные формы этой организации (например, на тесты или эссе). Акцент, однако, следует сделать на характеристике позиций, взглядов, рекомендаций современных методистов, ориентированных уже на сегодняшние задачи школьного исторического образования.

Структурирование содержания работы должно также следовать логике процесса обучения (от цели к результату). Например, если речь идет о логических заданиях, то следует ответить на следующие вопросы.

1) Каковы цели использования данного вида заданий (они могут быть различными в зависимости от характера задания, могут позволять решить как образовательные предметные, так и метапредметные задачи урока, а также его воспитательные задачи)?

2) Какое место в структуре урока могут занимать те или иные виды заданий?

3) Как задания могут быть классифицированы?

4) Какова методика их использования и критерии оценки? И т. д.

Практическая (прикладная) глава курсовой работы данного цикла может представлять собой, во-первых, серию заданий или задач (не менее 10) для двух-трех конкретных уроков истории и школьников конкретного возраста, снабженных методическими комментариями (зачем и как каждое из заданий может быть использовано на указанном уроке). Обязательным элементом пакета дидактических материалов является эталонный образец выполнения задания и критерии его оценивания.

Во-вторых, возможен также вариант написания развернутого сценария одного урока с применением серии заданий конкретного типа (может быть урок-практикум, например, когда ученики на протяжении всего урока решают различного рода задачи и выполняют задания), а также комплексный анализ пакета заданий подобного рода, используемых учителем или коллективом преподавателей в практике обучения.

 

Тематика курсовых работ

1. Задания в тестовой форме как средство проверки и оценки результатов изучения истории.
2. Логические и проблемные задания на уроках истории в школе.
3. Историческое эссе: дидактический потенциал и критерии оценивания.
4. Образные задания по истории: дидактический потенциал и критерии оценивания.
5. Олимпиадные задания по истории: типология, критерии оценивания.
6. ЕГЭ и ОГЭ по истории: задачи, структура экзаменационных работ, типология заданий, критерии оценивания.

Список литературы по проблеме

«Познавательные задания и задачи в обучении истории»

Литература ко всему блоку:

Боголюбов Л. Н. Многообразие форм и методов учебной работы / Л. Н. Боголюбов // ПИОШ. 2013. № 8. С. 9–17.

Ванина Э. В. Диагностика результатов обучения истории в школе / Э. В. Ванина // ПИОШ. 2001. № 4. С. 20–27.

Калуцкая Е. К. Современные образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях / Е. К. Калуцкая // ПИОШ. 2013. № 8. С. 25–34.

 

Литература к конкретным темам:

Абдулаев Э. Н. Методические рекомендации к раздаточным заданиям по истории / Э. Н. Абдулаев // ПИШ. 2003. № 9. С. 53–71.

Абдулаев Э. Н. Алгоритмизация учебной деятельности при проведении творческих заданий // ПИШ. 2015. № 3. С. 15–20.
В статье затрагиваются вопросы организации и проведения творческих заданий в процессе изучения истории. Обращается внимание на необходимость четкой проработки учебных элементов творческого задания, приводятся конкретные примеры творческих заданий и их алгоритмизации.

Акиньшина О. Н. Из опыта проведения школьного тура Всероссийской олимпиады в Южном округе Москвы / О. Н. Акиньшина, И. А. Артасов // ПИШ. 2011. № 7. С. 16–25.

Алексашкина Л. Н. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность /  Л. Н. Алексашкина // ПИОШ. 2014. № 2. С. 15–24.

Алексашкина Л. Н. История: планируемые результаты: система заданий, 5–9 классы / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. М.: Просвещение, 2014. 128 с.

Артасов И. А. ЕГЭ по истории 2013: результаты и рекомендации / И. А. Артасов // ПИОШ. 2013. № 9. С. 20–30; № 10. С. 18–27.

Артасов И. А. Особенности оценивания выполнения заданий ГИА на проверку умения анализировать исторический текст / И. А. Артасов // ПИШ. 2012. № 3. С. 54–58.

Артасов И. А. Особенности оценивания выполнения заданий С4, С5 и С6 ЕГЭ по истории 2012 г. / И. А. Артасов // ПИШ. 2012. № 2 . С. 5–14.  

Бабий Н. А. Использование тестовых заданий при изучении истории / Н. А. Бабий // ПИОШ. 2002. № 4. С. 51–55.

Баранов П. А. Олимпиады по истории: петербургский опыт / П. А. Баранов. СПб.: СМИО пресс, 2006. 156 с.

Биберина А. В. Проверка уровня подготовки учащихся с помощью тестов / А. В. Биберина // ПИШ. 1999. № 2. С. 26–29.

Бородина С. Н. Интернет-олимпиады как эффективный способ межпредметной коммуникации / С. Н. Бородина, Н. С. Кучанов // ПИШ. 2013. № 7. С. 34–43.

Брандт М. Ю. Познавательные задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт // ПИОШ. 2005. № 3. С. 18–22.

Брандт М. Ю. Эссе на экзамене по обществознанию / М. Ю. Брандт // ПИОШ. 2004. № 1. С. 26–38.

Веряскина О. Г. История России с древнейших времен до конца XIX в.: олимпиады: школьный и муниципальный этапы, 6–8, 10 классы: учеб.-метод. пособие / О. Г. Веряскина. Ростов н/Д: Легион, 2010. 159 с.

Вяземский Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2000. 112 с.

Вяземский Е. Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2015. 78 с.

Вяземский Е. Е. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Рус. слово, 2014. 136 с.

Всероссийская олимпиада школьников по истории / науч. ред. Э. М. Никитин. М.: АПКиППРО, 2005. 156 с.

Всероссийская олимпиада школьников: история и современность. М.: Академия, 2005. 148 с.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2013 г.: первый тур // ПИОШ. 2013. № 9. С. 53–66.

 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2013 г.: второй тур // ПИОШ. 2013. № 10. С. 33–37.

Григоренко Т. Ф. Особенности использования творческих заданий и проектной деятельности школьников в курсе обществознания // ПИШ. 2015. № 3. С. 21–23.

Статья посвящена особенностям использования творческих заданий и проектной деятельности в курсе обществознания. Автор подчеркивает социальную и практическую направленности творческих заданий, их связь с проектированием.

Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П. В. Гора. М.: Просвещение, 1988. 208 с.

Горохова О. А. Использование творческих заданий на уроках практикующего учителя истории // ПИШ. 2015. № 3. С. 11–14.  

Автор статьи концентрирует свое внимание на творческом подходе в обучении истории. В статье рассматриваются игровые и логические задания творческого типа.

Готовимся к олимпиаде по истории: сборник заданий и ответов для 9–11 классов / сост. Н. Ю. Слободина. М.: АРКТИ, 2009. 224 с.

Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей / И. Ю. Гутник. СПб.: КАРО, 2005. 128 с.

Давыдова О. В. Разработка педагогических тестов по истории / О. В. Давыдова, Т. Г. Михалёва. М.: ВАКО, 2013. 192 с.

Даутова И. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении / И. Б. Даутова, О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.

Демиденко Р. И. Реализация личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся IX классов на уроках истории / Р. И. Демиденко // ПИШ. 2014. № 3. С. 43–46.

Егоров Е. В. Разработка тестов по истории с учетом принципов психодиагностики / Е. В. Егоров // ПИШ. 2005. № 2. С. 51–57.

ЕГЭ по истории: проектирование индивидуальных программ подготовки к экзамену / О. М. Хлытина, К. Е. Зверева [и др.]. Новосибирск: НГПУ, 2012. 203 с.

Ерохина М. С. Формирование исторической эмпатии на школьных уроках / М. С. Ерохина // ПИШ. 2004. № 5. С. 61–63.

Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. М.: Нац. образование, 2012. 416 с.

Ефремова Н. Ф. Тестирование: теория, разработка и использование в практике учителя: метод. пособие / Н. Ф. Ефремова. М.: Нац. образование, 2012. 224 с.

Ингекамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингекамп. М.: Педагогика, 1991. 238 с.

Искровская Л. В. Познавательные задачи и формирование знаний об особенностях мировосприятия в Средние века / Л. В. Искровская // ПИОШ. 2003. № 5. С. 32–39.

Кадневский В. М. Обучающие тесты в системе исторических знаний / В. М. Кадневский // ПИОШ. 2005. № 1. С. 29–35.

Князев А. А. Испытайте радость познания / А. А. Князев // ПИОШ. 2013. № 2. С. 49–51.

Князев А. А. Как пишут эссе по истории [Электронный ресурс]: примерный план эссе по истории, темы / А. А. Князев. URL: http://fb.ru/article/133464/kak-pishut-esse-po-istorii-primernyiy-plan-esse-po-istorii-temyi- (дата обращения: 30.10.2014).

Козленко С. И. История: всероссийские олимпиады / С. И. Козленко, И. В. Козленко. М.: Просвещение, 2008. Вып. 1. 175 с.

Козленко С. И. История: всероссийские олимпиады / С. И. Козленко, И. В. Козленко. М.: Просвещение, 2008. Вып. 2. 126 с.

Козленко С. И. История: всероссийские олимпиады / С. И. Козленко, И. В. Козленко. М.: Просвещение, 2012. Вып. 3. 112 с.

Колосков А. Г. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX в.: кн. для учителя / А. Г. Колосков, Е. А. Гевуркова. М.: Просвещение, 1996. 224 с.

Короткова М. В. Формирование образных представлений учащихся о рабовладельческом государстве в курсе истории Древнего мира / М. В. Короткова // ПИШ. 1990. № 5. С. 96–102.

Короткова М. В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории // ПИШ. 2015. № 3. С. 3–10.
Статья посвящена разработке разноплановых творческих заданий по истории для школьников. Автор предлагает современную классификацию заданий и приводит примеры.

Краснова М. А. Олимпиады по истории: опыт и уроки / М. А. Краснова, А. А. Прохоров // ПИШ. 2000. № 10. С. 61–63.

Кузьмина Э. М. Из опыта тестовой проверки знаний / Э. М. Кузьмина, О. В. Набатова // ПИШ. 1998. С. 34–36.

Кунаш М. А. Формирование и развитие познавательной компетентности учащихся, 7–11 классы: диагност. инструментарий / М. А. Кунаш. Волгоград: Учитель, 2015. 156 с.

Кузнецова М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя / М. И. Кузнецова. М.: Вентана-Граф, 2014. 432 с.

Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1968. 94 с.

Лебедева И. М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6–9 классах: из опыта работы / И. М. Лебедева. М.: Просвещение, 1990. 95 с.

Марсова О. П. Как правильно написать эссе по истории [Электронный ресурс] / О. П. Марсова. URL: http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/01/15/kak-pravilno-napisat-esse-po-istorii (дата обращения: 30.10. 2014).

Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для промежуточной аттестации, 5 класс: пособие для учителя (в комплекте с электрон. прил.) / под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2014. 160 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для промежуточной аттестации, 6 класс: пособие для учителя (в комплекте с электрон. прил.) / под ред. Г. С. Ковалёвой. М.; СПб.: Просвещение, 2014. 151с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Митрофанов К. Г. Как правильно написать реферат и эссе по истории: пособие для старшеклассников и студентов / К. Г. Митрофанов, В. В. Шаповал. М.: Нов. учебник, 2006. 64 с.

Олимпиада школьников Новосибирской области: вопросы и задания по истории / авт.-сост.: О. М. Хлытина, К. Е. Зверева, О. Н. Сидорчук. Новосибирск: НГПУ, 2006. 155 с.

Пазин Р. В. Критический анализ рекомендаций ФИПИ экспертам по проверке части С ЕГЭ по истории 2013 г. / Р. В. Пазин // ПИШ. 2013. № 4. С. 50–57.

Пазин Р. В. Нужны ли задания на анализ статистической информации в ЕГЭ и ГИА по истории / Р. В. Пазин // ПИШ. 2012. № 10. С. 45–57.

Пазин Р. В. Что делать с заданием С6 ЕГЭ по истории? / Р. В. Пазин // ПИШ. 2013. № 3. С. 58–63.

Петропавловская Е. М. КИМы ЕГЭ по истории: противоречия и проблемы / Е. М. Петропавловская // ПИШ. 2013. № 2. С. 65–69.

Пинская М. А. Новые формы оценивания: начальная школа / М. А. Пинская, И. М. Улановская. М.: Просвещение, 2014. 80 с.

Пискарёв В. И. Олимпиадные задания по истории России: в зерцалах времени былого…, 9–11 классы / В. И. Пискарёв, И. В. Сафронов, И. М. Фокеева. М.: ООО ТИД Рус. слово – РС», 2006. 104 с.

Плоткин Г. М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений / Г. М. Плоткин. М.: Просвещение: 1996. 252 с.

Покотилова Т. Е. Достижение метапредметных результатов в ходе подготовки к ЕГЭ по истории / Т. Е. Покотилова, И. В. Нахаева // ПИОШ. 2012. № 2. С. 45–47.

Пучков А. Пишем эссе по истории: как писать? [Электронный ресурс]: видео / А. Пучков. URL: http://ege59.ru/2012/11/21/istoriya-ege-onlajn-kak-pisat-esse-po-istorii-prodolzhenie (дата обращения: 30.10.2014).

Стрелова О. Ю. К олимпиаде вместе с «Историей» (9–11 классы) / О. Ю. Стрелова // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2012. № 11. С. 50–55.

Стрелова О. Ю. Ключи к историческому Олимпу: подготовка к олимпиаде (5–11 классы) / О. Ю. Стрелова // История: прил. к газ. «Первое сентября». 2012. № 1. С. 50–56.

Стрелова О. Ю. Олимпиада 2010 г.: в чем смысл заданий, направленных на работу с документами? / О. Ю. Стрелова // ПИОШ. 2011. № 4. С. 63–67.

Соловьёв Я. В. Анализ материалов для экспертов ЕГЭ: письмо в редакцию / Я. В. Соловьёв // ПИШ. 2013. № 4. С. 58–59.

Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы / под ред. Э. Н. Гарсиа. М.: АРКТИ, 2010. 96 с.

Уткина Э. В. Подготовка к олимпиадам по истории, 8–11 классы / Э. В. Уткина. М,: Айрис-пресс, 2009. 192 с.

Уткина Э. В. Школьные олимпиады: история, 5–9 класс / Э. В. Уткина. М.: Айрис-пресс, 2004. 224 с.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

Харьковская Н. И. Предметная неделя истории в школе: конкурсы, викторины, олимпиады / Н. И. Харьковская. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 208 с.

Хитров Д. А. Использование исторических источников в олимпиадных задачах / Д. А. Хитров // ПИШ. 2011. № 7. С. 6–14.

Хитров Д. А. Олимпиадные задачи по истории / Д. А. Хитров // ПИШ. 2010. № 9. С. 54–60.

Хлытина О. М. О работе секции «Современные инструменты оценки качества школьного исторического образования»: каким быть ЕГЭ по истории / О. М. Хлытина // ПИОШ. 2013. № 4. С. 33–35.

Хлытина О. М. Современные средства оценивания результатов обучения школьников: модуль «Единый государственный экзамен по истории России» / О. М. Хлытина. Новосибирск: НГПУ, 2010. 161 с.

Юдовская А. Я. Как использовать тесты? / А. Я. Юдовская // ПИОШ. 2004. № 8. С. 56–60.

 



Тематический блок

«Педагогические технологии в обучении истории»

Понятие «технология» применительно к учебному процессу появилось в отечественной методике лишь на рубеже XX–XXI вв., до этого времени российская педагогическая наука оперировала понятием «методика». Сам термин «технология» пришел из зарубежной педагогики, где возник еще в 1940-х гг. в связи с технологизацией общества. Сегодня это понятие применяется достаточно широко и успешно сосуществует с понятием «методика преподавания (обучения)».

Студенту, выбравшему одну из тем, связанных с педагогической технологией, прежде всего, нужно разобраться с сущностью понятия «педагогическая технология», понять саму идею технологического подхода в обучении, сравнить понятие «технология» с понятием «методика», познакомиться с существующими в дидактике классификациями педагогических технологий (В. П. Беспалько, Г. К. Селевко и др.), попытаться «вписать» (соотнести) выбранную для характеристики технологию обучения истории в одну из выбранных классификаций. Выяснение этих вопросов может стать одной из первых задач курсовой работы.

Стоит иметь в виду, что в методической науке принято делить технологии на традиционные, активные и интерактивные. Предлагаемая тематика курсовых работ нацелена в первую очередь на «знакомство» студента с активными и интерактивными технологиями и освоение их. Характеристика выбранной технологии (например, метода проектов) может быть следующей задачей курсовой работы.

Характеризовать технологию целесообразно, также следуя логике образовательного процесса, акцентируя при этом внимание на тех ее особенностях, которые придают данной технологии активный или интерактивный характер:

1) задачи современного исторического образования, которые данная технология позволяет решить, т. е. ее педагогический потенциал;

2) границы применения технологии, т. е. при изучении какого исторического содержания наиболее полно реализуется ее потенциал, применима ли она для изучения всех сюжетов школьного курса истории и т. д.;

3) процедурные элементы технологии – какие средства и приемы обучения используются, в каком сочетании и последовательности;

4) приемы диагностики, используемые в рамках данной технологии, т. е. как происходит отслеживание результата и его оценка.

Прикладная глава (параграф) курсовой работы данной тематики может быть представлена в виде сценарного плана урока, смоделированного в данной технологии, описания реализованного на практике в школе проекта, либо пакета дидактических материалов (содержимого кейса, например, или материалов для «запуска» и организации проектной деятельности, собранного документально-методического комплекса или ридера по одной-двум конкретным темам школьного курса истории), снабженного методическим сопровождением. В каждом конкретном случае содержание практической главы (параграфа) согласовывается с научным руководителем.

Возможен и другой вариант содержания практической (прикладной) главы – анализ современной практики использования описываемой технологии, который может быть осуществлен в школе на педагогической практике, на основе работы с видеоуроками и методическими разработками учителей, выставленными в Интернет, опубликованными в профессиональных журналах или специальных сборниках. Студенту можно в курсовой работе «собрать» варианты использования различных приемов описанной технологии, и после анализа каждого конкретного случая их использования сделать обобщение о том, насколько востребована данная технология в практике преподавания. Высказать свои суждения о степени эффективности использования приема (технологии в целом) в том или ином случае, в целом о готовности учителей к работе по данной технологии и т. д. Обобщения теоретического характера, например, о способах создания проблемной ситуации, могут стать определенным вкладом в современную методическую науку.

Тематика курсовых работ

1. Технология развития критического мышления на школьных уроках истории.

2. Технология дебатов на школьном уроке истории.  

3. Кейс-метод в обучении истории.

4. Метод проектов в обучении истории.

5. Игры в обучении истории.

6. Технология изучения истории на основе документально-методических (документально-историографических) комплексов, ридеров.

7. Учебная дискуссия при изучении истории в старших классах.

8. Проблемное обучение на уроках истории.

9. Технология использования опорных конспектов (сигналов) на уроках истории: опыт С. Ф. Шаталова, С. И. Шевченко, С. В. Селеменева и др.

10. Использование ИКТ при изучении истории.

Список литературы по модулю «Педагогические технологии в обучении истории»

Литература ко всему блоку:

Даутова И. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении / И. Б. Даутова, О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.

Мачехина О. Н. Технология образовательного процесса – ресурс развития школы / О. Н. Мачехина // ПИШ. 2013. № 1. С. 5–7.

Селевко К. Г. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / К. Г. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. 256 с.

Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания / Н. И. Шевченко. М.: ООО ТИД «Рус. слово – РС, 2009. 208 с.

 

Литература к конкретным темам:

Алексеева Н. М. Игры на уроках / Н. М. Алексеева // ПИШ. 1991. № 5. С. 114–115.

Алексашкина Л. Н. История: планируемые результаты: система заданий, 5–9 классы / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. М.: Просвещение, 2014. 128 с.

Алексашкина Л. Н. Учебные проекты по истории в основной школе / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // ПИОШ. 2012. № 10. С. 23–29.

Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей / Б. Е. Андюсев // Директор школы. 2010. № 4. С. 61–69.

Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории Древнего мира / Б. Е. Андюсев. М.: Владос, 1998. 96 с.

Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории Средних веков. М.: Владос-пресс, 2001. 96 с.

Арапова Г. З. Игровое обучение на уроках истории и обществознания / Б. Е. Андюсев // ПИШ. 2014. № 2. С. 16–20.

Асламова Т. А. Интерактивные методики: метод. пособие для учителей / Т. А. Асламова. М.: ЦГО, 2004. 40 с.

Астапенко М. В. Дискуссионные методы работы для развития исторического мышления обучающихся 6–9 классов в процессе преподавания истории [Электронный ресурс]: метод. рекомендации для учителей истории / М. В. Астапенко. URL: http://astapenkomarina.ucoz.ru/load/diskussionnye_metody_raboty_dlja_razvitija_istoricheskogo_myshlenija_obuchajushhikhsja_6_9_klassov_v_processe_prepodavanija_istorii/1-1-0-13 (дата обращения: 30.10.2014).

Бартенева Н. В. Результаты ЕГЭ по истории и проблема умения учащихся анализировать источники // Н. В. Бартенева, О. Л. Дворникова // ПИШ. 2004. № 3. С. 45–55.

Байбородова Л. В. Повышение воспитательных возможностей уроков истории / Л. В. Байбородова // ПИШ. 2010. № 1. С. 27–32.

Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренникова. М.: Просвещение, 2013. 175 с.

Бардакова О. П. Урок-игра по теме «Политическая раздробленность на Руси» / О. П. Бардакова // ПИШ. 2004. № 4. С. 39–42.

Барыкина Т. А. Игровая технология как эффективное средство формирования предметных компетенций в процессе изучения курса «История России» в X классе / Т. А. Барыкина, М. А. Десятникова // ПИШ. 2012. № 10. С. 36–44.

Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках истории / К. А. Баханов // ПИШ. 1990. № 4. С. 91–100.

Белоглазова Е. В. Применение методики «Дебаты» в урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений г. Тольятти / Е. В. Белоглазова, Т. Ю. Крамарова. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование». 1998. 130 с.

Бехтенова Е. Ф. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории: метод. пособие / Е. Ф. Бехтенова, К. Е. Зверева, О. М. Хлытина. Новосибирск: НГПУ, 2004. 52 с.

Боголюбов В. И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий / В. И. Боголюбов. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. 188 с.

Борзова Л. П. Игры на уроке истории / Л. П. Борзова. М.: ВЛАДОС, 2001. 160 с.

Бородина С. Н. Интернет-олимпиады как эффективный способ межпредметной коммуникации / С. Н. Бородина, И. С. Кучанов // ПИШ. 2013. № 7. С. 53–58.

Вахрушева Л. Н. Технология подготовки и проведения дебатов [Электронный ресурс] / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова. URL: http://www.menobr.ru/materials/370/5593 (дата обращения: 24.10.2014).

Великанова А. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо: дебаты: портфолио / А. В. Великанова. Самара: Профи. 2002. 92 с.

Вихрев В. В. Компакт-диск по истории Древнего мира / В. В. Вихрев // ПИОШ. 2001. № 6. С. 43–45.

Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 315 с.

Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: ВЛАДОС, 2000. 160 с.

Вяземский Е. Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2015. 78 с. 

Вяземский Е. Е. Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала школьного исторического образования / Е. Е. Вяземский, И. Ю. Синельников // ПИШ. 2014. № 7. С. 30–36.

Вяземский Е. Е. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: метод. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2014. 136 с.

Гараева Ф. Я. Образовательная технология «Дебаты» в курсе истории основной школы [Электронный ресурс] / Ф. Я. Гараева. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/11/07/obrazovatelnaya-tekhnologiya-debaty-v-kurse-istorii-osnovnoy (дата обращения: 34.10.2014).

Глазунов С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся / С. Н. Глазунов // ПИШ. 2010. № 6. С. 52–54.

Гончарова А. И. Диспут на уроке истории / А. И. Гончарова // ПИШ. 1998. № 5. С. 36–38.

Господарик Ю. П. Возможности дистанционного обучения истории на профильном уровне / Ю. П. Господарик // ПИШ. 2005. № 10. С. 39–45.

Господарик Ю. П. Проблемы использования интернет-ресурсов в обучении истории / Ю. П. Господарик // ПИОШ. 2014. № 8. С. 17–23.

Господарик Ю. П. Электронная хрестоматия в Интернете как средство поддержки школьного учебника истории / Ю. П. Господарик // ПИОШ. 2005. № 2. С. 19–27.

Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П. В. Гора. М.: Просвещение, 1988. 208 с.

Горьковская З. П. Ресурс компаративной стратегии в практике школьного исторического образования (на примере темы «Россия в первой четверти XVIII в.» / З. П. Горьковская, Е. К. Лейбова // Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исследовательские подходы. Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 65–83.

Грандова С. И. Развитие общеучебных умений школьников при изучении истории в школе / С. И. Грандова // ПИШ. 2012. № 10. С. 34–35.

Гудкова Т. В. Образная реконструкция исторического прошлого в рамках ученического проекта «Смольный институт» на уроках истории в VII классе / Т. В. Гудкова // ПИШ. 2014. № 7. С. 14–17.

Гулин А. С. Электронный учебник: предъявление содержания и организация учебной деятельности / А. С. Гулин // ПИШ. 2014. № 8. С. 3–8.

Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории / Н. Г. Дайри. М.: Просвещение, 1969. 128 с.

Дайри Н. Г. Современные требования к уроку истории / Н. Г. Дайри. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

Даутова И. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении / И. Б. Даутова, О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.

Десятникова М. А. Развитие историко-познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории / М. А. Десятникова // ПИШ. 2013. № 6. С. 18–24.

Дорожкина Н. И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций, 5–11 классы / Н. И. Дорожкина. М.: ВАКО, 2009. 176 с.

Жерлыгина С. П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории / С. П. Жерлыгина // ПИШ. 2002. № 8. С. 67–69.

Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011. 223 с.

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / И. Г. Захарова. М.: Академия, 2013. 203 с.

Ермакова С. Н. « П. А. Столыпин – герой или злодей»: урок для XI класса на основе технологии «развития критического мышления» / С. Н. Ермакова // ПИШ. 2013. № 1. С. 20–25.

Игошева Н. А. Мир в XIX в.: урок истории в 10 классе / Н. А. Игошева // ПИШ. 2013. № 8. С. 47–49.

Иванова О. В. Проблемное обучение в курсе истории / О. В. Иванова // ПИШ. 1999. № 8. С. 16–20.

Игры и занимательные задания по истории / авт.-сост.: М. А. Субботина, И. Б. Горячева, Л. М. Добролюбова [и др.] М.: Дрофа, 2003. 336 с.

Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: UFO-принт, 2003. 296 с.

Иоффе А. Н. Игровые методики в преподавании. «Политическая пропаганда» (пример использования игры в учебном процессе) / А. Н. Иоффе // ПИШ. 2010. № 2. С. 3–7.

Иоффе А. Н. Основные стратегии преподавания истории в школе / А. Н. Иоффе // ПИШ. 2005. № 7. С. 25–30.

Иоффе А. Н. Проекты в образовании и учебные проекты по истории / А. Н. Иоффе // ПИШ. 2013. № 6. С. 3–13.

Иоффе А. Н., Китаева М. В. Проектирование в современном образовании: возможности и проблемные зоны социальных проектов / А. Н. Иоффе, М. В.  Китаева // ПИШ. 2018. № 3. С. 3–11.

Понятия проект, проектная деятельность, вся теория метода проектов. Пример описания проекта уже после его проведения

Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории / Е. Г. Калинкина. М.: РОССПЭН, 2002. 221 с.

Калуцкая Е. К. Современные образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях / Е. К. Калуцкая // ПИОШ. 2013. № 8. С. 25–34.

Камахина В. Е. Урок по теме «Бородинская битва» / В. Е. Камахина // ПИОШ. 2012. № 2. С. 35–39.

Карма А. Е. Проектная деятельность на уроках истории: от целеполагания до реализации / А. Е. Карма // ПИШ. 2013. № 1. С. 7–8.

Кеймах Г. Б. Игра-путешествие «Прощай, двадцатый век» // Г. Б. Кеймах, Н. С. Федотов, Д. С. Туба // ПИШ. 2001. № 6. С. 38–40.

Киселёв Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учеб. по направлению «Педагогическое образование» / Г. М. Киселёв, Р. В. Бочкова. М.: Дашков и Ко, 2012. 308 с.

Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. 176 с.

Кларин М. Инновации в мировой педагогике: формирование научно-исследовательских процедур, развитие нового проблемного видения / М. В. Кларин // Лицейское и гимназическое образование. 1997. Пилот. номер. С. 111–123.

Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена,1994. 222 с.

Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся / А. В. Клименко, О. А. Подколзина // ПИОШ. 2002. № 9. С. 69–75.

Климова Т. Н. Дети пишут учебник / Т. Н. Климова // ПИШ. 1998. № 5. С. 49–53.

Коноплёва И. А. Информационные технологии: учеб. пособ. для вузов по специальности «Прикладная информатика (по областям)» / И. А. Коноплёва, О. А. Хохлова, А. В. Денисов. М.: Проспект, 2008. 304 с.

Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС. 1999. 192 с.

Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М. В. Короткова. М.: ВЛАДОС-пресс, 2001. 256 с.

Короткова М. В. Наследие П. В. Горы и методика преподавания истории в век Интернета и новых педагогических технологий / М. В. Короткова // ПИШ. 2014. № 1. С. 3–6.

Короткова М. В. Нетрадиционные формы урока истории / М. В. Короткова // ПИОШ. 2002. № 7. С. 28–36.

Короткова М. В. Нетрадиционные формы урока истории: игры и дискуссии [Электронный ресурс] / М. В. Короткова. URL: http://www.portal-slovo.ru/history/35704.php?ELEMENT_ID=35704&PAGEN_1=4 (дата обращения: 10.10.2014).

Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / М. Коул // Социально-исторический подход в психологии обучения. М.: Педагогика, 1989. С. 115–126.

Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. о-во России, 2000. 224 с.

Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: история, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. 80 с.

Кузнецова О. В. Брейн-ринг на уроке истории / О. В. Кузнецова // ПИШ. 2005. № 10. С. 47–49.

Кулагина Г. А. Сто игр по истории: пособие для учителя / Г. А. Кулагина. М.: Просвещение, 1983. 232 с.

Крутова И. В. Деятельностный подход в школьной практике обучения истории: взгляд методиста / И. В. Крутова, Л. П. Разбегаева // ПИШ. 2013. № 3. С. 30–33.

Кучерук И. В. Поэтические викторины на уроках истории / И. В. Кучерук // ПИШ. 2006. № 1. С. 50–54.

Кучерук И. В. Технология игрового обучения истории в школе: на материале истории Отечества / И. В. Кучерук. М.: Феникс, 2010. 158 с.

Кучерук И. В. Учебные игры на уроках истории / И. В. Кучерук // ПИШ. 1989. № 4. С. 91–99.

Лейбова Е. К. Особенности использования интерактивных карт на уроках истории / Е. К. Лейбова // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы. Барнаул: АлтГПА, 2010. С. 68–72.

Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников, 5–11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев. М.: ВАКО, 2014. 160 с.

Лернер И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Просвещение,1974. 274 с.

Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982. 191 с.

Лосева О. И. Особенности использования индивидуально ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] / О. И. Лосева. URL: http://festival.1september.ru/articles/605449 (дата обращения: 05.11.2014).

Лукин А. И. Аудитория. Музей. Театр / А. И. Лукин. Новосибирск: [б. и.], 1992. 232 с.

Лупиков К. В. Игры на уроках истории, 10–11 класс / К. В. Лупиков. М.: Рус. слово, 2003. 45 с.

Лушина В. Д. Методическая разработка урока по теме «Внешняя политика СССР в 1920-е гг. (IX класс) / В. Д. Лушина // ПИШ. 2013. № 5. С. 73–75.

Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании: учеб. для студентов высш. проф. образования / И. А. Никольская. М.: Академия, 2011. 144 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2009. 270 с.

Малышева Т. В. Дидактические игры на уроках истории: метод. пособие для учителя истории / Т. В. Малышева. Екатеринбург: Изд-во Т. И. Возяковой, 2005. 116 с.

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. 168 с.

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. 240 с.

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / сост.: Л. В. Женина, А. А. Маткин. Пермь: ПРИПИТ, 2004. 14 с.

Мирошниченко Н. П. Преподавание истории Древнего мира по системе В. Ф. Шаталова / Н. П. Мирошниченко // ПИШ. 1990. № 4. С. 76–91.

Митькина А. Е. Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории: от простого к сложному: урок для V класса «Военные походы фараонов» / А. Е. Митькина, Н. В. Куталиди, М. В. Левинская // ПИШ. 2013. № 1. С. 26–30.

Молдаван Е. В. Коричневая чума XX столетия: (семинар-дискуссия в IX классе) / Е. В. Молдаван // ПИШ. 2005. № 7. С. 42–45.

Николаев Д. А. Военно-историческая реконструкция как форма изучения реальных событий военных истории: нижегородский опыт / Д. А. Николаев // ПИШ. 2014. № 1. С. 38–39.

Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории / В. Я. Оберман // ПИШ. 1996. № 3. С. 24–32.

Полнер Е. Д. Еще раз об опорных конспектах / Е. Д. Полнер // ПИШ. 1991. № 3. С. 120–123.

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов / Н. Ю. Пахомова. М.: АРКТИ, 2003. 112 с.

 Переход к Открытому образовательному пространству / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. Ч. 1: феноменология образоват. инноваций. 484 c.

Петренко О. Л. Технология дебатов на уроках истории / О. Л. Петренко // ПИШ. 2013. № 1. С. 15–19.

Петренко О. Л. «Шумим, братец, шумим…» [Электронный ресурс]: заочные курсы повышения квалификации: занятие 2: «Дебаты» / О. Л. Петренко // Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/method_article/178 (дата обращения: 10.10.2014).

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. Ю. Моисеева [и др.]. М.: Академия, 2001. 272 с.

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2011. 192 с.

Полякова О. Б. Учебная дискуссия на уроке истории / О. Б. Полякова // ПИОШ. 2004. № 10. С. 51–53.

Проведение уроков истории в игровой форме / Н. Г. Юринова, Г. В. Партицкая, Н. И. Ермекова, М. Н. Горфина, В. Ю. Ваганов // ПИОШ. 2005. № 10. С. 20–32.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2010. 176 с.

Пуйман С. А. Практикум по педагогике: пособие для студентов вузов пед. специальностей / С. А. Пуйман, В. В. Чечет. Минск: ТетраСистемс, 2003. 175 с.

Репкина С. Г. Использование технологии «Дебаты» на уроках психологии / С. Г. Репкина // Одаренный ребенок. 2012. № 2 (март-апрель). С. 110–113.

Румянцев В. Б. Всемирная история в Интернете / В. Б. Румянцев // ПИШ. 2002. № 8. С. 75–77.

Рыжкова Н. Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории / Н. Г. Рыжкова // ПИОШ. 2000. № 3. С. 52.

Сборник проектных задач: начальная школа: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под. ред. А. Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011. Вып. 1. 280 с.

Сборник проектных задач: начальная школа: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под. ред. А. Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2012. Вып. 2. 144 с.

Селеменев С. В. Графическое пространство мысли / С. В. Селеменев // Школьные технологии. 2005. № 2. С. 189–198.

Селеменев С. В. Информационный дизайн в школе [Электронный ресурс] / С. В. Селеменев. URL: http://copy.yandex.net/?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.ok-sv.ru%2Ftexts%2F (дата обращения: 30.10.2014).

 Селеменев С. В. Информационные технологии в школе: проблемы и решения / С. В. Селеменев // Информатика и образование. 2005. № 5. С. 97–100.

Селеменев С. В. История: создаем учебники нового поколения / С. В. Селеменев // Школьные технологии. 2009. № 3. С. 85–87.

Селеменев С. В. Каким должен быть электронный учебник? / С. В. Селеменев // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 40–44.

Селеменев С. В. Опорные конспекты в изучении истории / С. В. Селеменев // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1994. № 37.

Селеменев С. В. Опорные конспекты по истории России [Электронный ресурс] / С. В. Селеменев. URL: http://www.proshkolu.ru/user/ssomowa/folder/229322/page/2 (дата обращения: 30.10.2014).

Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И. С. Сергеев // ПИОШ. 2004. № 3. С. 29–39.

Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения [Электронный ресурс] / В. А. Ситаров. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/1/Sitarov/26.pdf (дата обращения: 30.10.2014).

Смолянинова О. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Электронный ресурс] / О. Смолянинова. URL: http://www.lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASESTUDY/articles/Didacti (дата обращения: 30.10.2014).

Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода case study / О. Смолянинова // Инновации в российском образовании. М.: ВПО, 2000. С. 103–111.

Современные методы в современном преподавании: (тез. докл. науч.-практ. конф.) // ПИШ. 2003. № 9. С. 35–50.

Сорокина Е. Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ в., 10–11 классы / Е. Н. Сорокина. М.: ВАКО, 2014. 256 с.

Стрелова О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе / О. Ю. Стрелова // ПИОШ. 2013. № 10. С. 9–17.

Стрелова О. Ю. Учебник истории: старт в новый век / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. М.: Просвещение, 2006. 143 с.

Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 2007. 227 с.

Ступакова Ю. В. Основные положения реформы 1861 г.: (урок проблемного обучения) / Ю. В. Ступакова // ПИШ. 2004. № 3. С. 68–71.

Субботина В. В. Интеграция и компьютеризация на уроках истории / В. В. Субботина // ПИШ. 2006. № 4. С. 21–31.

Суволокина И. В. Обобщение: Россия в XVII в.: проектный урок в VII классе / И. В. Суволокина, В. М. Соснова // ПИШ. 2013. № 1. С. 31–33.

Сун Лэй. Дебаты как инновационная образовательная технология / Сун Лэй // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 145–146.

Тарасова Н. В. Проектная работа по истории / Н. В. Тарасова // ПИОШ. 2004. № 3. С. 40–45.

Троицкий Ю. Л. Дети пишут историю: (инновационная технология исторического образования) / Ю. Л. Троицкий // ПИШ. 1999. № 1. С. 28–42.

Троицкий Ю. Л. Новая технология исторического образования / Ю. Л. Троицкий // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1994. № 45.

Троицкий Ю. Л. Нужен ли школе учебник истории? / Ю. Л. Троицкий // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1997. № 25.

Троицкий Ю. Л. Эгоистория как инновационная технология / Ю. Л. Троицкий // Преподавание истории в современной России: тенденции и перспективы. Тель-Авив, 1999. С. 71–93.

Троицкий Ю. Л. Self-historiy, или Историю пишут дети / Ю. Л. Троицкий // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания». Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. С. 20–32.

Туманов М. А. Возможности применения виртуальных интерактивных экскурсий при изучении истории Русской Америки / М. А. Туманов, М. В. Гузакова, А. В. Жиборкина // ПИШ. 2013. № 9. С. 53–58.

Федорчук И. А. Интеллектуальные игры для школьников: история / И. А. Федорчук. Ярославль: Акад. развития; Академия Кº, 1998. 176 с.

Фельдт А. Компьютерные игры: обучение или развлечение? / А. Фельдт // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2003. № 43. С. 25–29.

Формирование ИКТ-компетенции младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов, Е. Н. Хохлова. М.: Просвещение, 2012. 128 с.

Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1987. 224 с.

Хлистунова Н. В. Реализация учебного проекта по отечественной истории в старших классах / Н. В. Хлистунова // ПИОШ. 2014. № 3. С. 40–46.

Цветкова О. Н. Исследовательский проект как способ повышения мотивации учащихся к изучению событий Сталинградской битвы / О. Н. Цветкова // ПИШ. 2013. № 9. С. 49–52.

Чекменёва Е. А. Битва за Москву: урок в VIII классе / Е. А. Чекменёва // ПИШ. 2013. № 4. С. 33 –37.

Чернов А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / А. В. Чернов // ПИШ. 2001. № 8. С. 40–46.

Шаталов В. Ф. Точка опоры / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1987. 158 с.

Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1989. 336 с.

Шабуневич Н. А. Использование видеоматериалов при изучении истории / Н. А. Шабуневич / ПИОШ. 2001. № 5. С. 57–62.

Шевченко Н. И. Нетрадиционные методы преподавания истории в школе / Н. И. Шевченко // ПИШ. 2002. № 9. С. 46–50.

Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого / С. Д. Шевченко. М.: Просвещение, 1991. 175 с.

Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В. В. Шоган. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 475 с.

Южакова Н. А. Использование деловых игр на уроках истории и права // ПИШ. 2015. № 3. С. 66–69.
В материале представлена авторская методическая разработка по использованию деловых игр на уроках истории и права

Юдовская А. Я. Возможно ли личностное отношение ученика к истории? / А. Я. Юдовская // ПИОШ. 2004. № 3. С. 64–67.

Юдовская А. Я. Использование игровых методов в элективном курсе / А. Я. Юдовская // ПИОШ. 2006. № 4. С. 43–51.

 


Тематический блок

«Исторические источники при изучении истории»

Использование исторических источников в обучении истории – один из ключевых сюжетов («вечных вопросов») методики преподавания. Эта тема стала объектом внимания методистов с момента возникновения методики истории как науки и продолжает оставаться центральной по настоящее время. Прежде всего, студенту следует разобраться с самим понятием «исторический источник», не отождествляя его с более широким понятием «источник исторической информации». Опираясь на классификации исторических источников, существующие в исторической науке, выяснить специфику их группировки в методике преподавания истории и высказать свои суждения по поводу этого соотношения. Понятийный аппарат может быть представлен во введении, либо в одном из параграфов теоретической главы.

Учитывая описанные в методической литературе две стратегии использования исторических источников – в рассказе учителя (пассивная) и в качестве средства организации деятельности школьников (активная)[12], акцент при их характеристике делается на активной стратегии. Следует иметь в виду, что идеи самостоятельного «добывания знаний» школьниками из исторического источника не новы, они появились еще в конце XIX в., как и методики организации такого рода работы (например, лабораторный метод, обоснованный Н. А. Рожковым, С. Ф. Фарфоровским). В своем развитии эти идеи прошли несколько этапов, прежде чем оформиться в сегодняшние методики и технологии. Для выяснения этих этапов логичным будет при написании курсовой работы обращение автора первоначально к ставшим уже классическими работам методистов по этому вопросу (А. А. Введенский, А. В. Предтеченский, А. А. Вагин, М. А. Зиновьев, Л. Н. Боголюбов, А. Т. Кинкулькин, А. Г. Колосков, И. П. Рахманова и др.).

Тематика предлагаемых курсовых работ данного цикла, однако, ориентирована в первую очередь на освоение студентом современных подходов к использованию исторических источников, связанных с изменением их роли в процессе обучения – от источника получения знаний к средству овладения приемами, способами, методиками работы с ними (информационная функция уступает место предметно-деятельностной). Освоение приемов работы с разнообразными как по форме, так и по содержанию (типами и видами, говоря языком исторической науки) историческими источниками составляет, согласно последнему Стандарту образования, основу предметных результатов обучения школьников.

В качестве тем курсовых работ в данный блок вынесены вопросы, связанные или с относительно «новыми» для практики школьного изучения истории видами исторических источников (песни, устные источники, историографические материалы, СМИ и т. д.), или с изменением функциональной роли некоторых видов «традиционно» использовавшихся источников (карикатуры, плакаты, вещественные источники).

По любой теме данной проблематики, обращаясь к методическим исследованиям и публикациям разных лет, студенту важно проследить эволюцию представлений методической науки о роли исторических источников, как таковых, на школьном уроке, обобщить выводы методистов-историков о принципах их отбора для урока, о приемах работы с ними, определить значимость этих выводов для современной российской школы, обращая при этом особое внимание на «свой» вид источника (был ли он в поле зрения методистов). Это может стать одной из задач курсовой работы.

Для выяснения роли исторических источников в современных условиях перехода школы на ФГОС необходимо использование этого документа как нормативно-правового акта в сопоставлении с другим законодательным источником – ФК ГОС 2004 г., выявление различий по вопросу о роли исторического источника в процессе школьного исторического образования в нормативно-правовом контексте.

Естественно, что исторические источники каждого типа (письменные, устные, вещественные, визуальные) имеют свою специфику использования на уроке, для работы с ними школьникам требуется применять различные приемы. Выявление особенностей организации работы учеников с тем или иным типом источников и раскрытие конкретных приемов работы с ними, с опорой на методическую литературу последних лет, и должны стать особым предметом внимания автора курсовой работы, его главной задачей.

Работа над темой «Историографические материалы как средство обучения истории: дидактический потенциал, стратегии познавательной деятельности школьников» требует выяснения вопроса о целесообразности, месте и способах знакомства школьников с концепциями и теоретическими подходами к описанию истории.

Еще одной составляющей курсовой работы по данному тематическому блоку может стать характеристика современной практики использования на уроках того или иного вида исторических источников. В качестве объектов анализа этой практики могут быть использованы опубликованные или размещенные в Интернете сценарные планы уроков учителей, видеозаписи уроков различных конкурсов (например, «Учитель года»), наконец, школьные учебники.

Определяя педагогический потенциал и границы применения конкретного типа или вида исторических источников, можно, по согласованию с научным руководителем, идти разными путями. Во-первых, охарактеризовать этот потенциал и указать возможные темы, при изучении которых целесообразно обратиться к данному типу источников (естественно, объяснив свой выбор), опираясь на содержание школьного курса истории в целом. А можно взять за основу один из школьных курсов (историю Древнего мира, историю России в 6 классе и т. д.) или даже одну из тем выбранного курса истории и выявить всю «удобную» для работы школьников с данным типом источников тематику, оформив результат в форме такой таблицы:

 

Тема урока Исторический источник (источники) Прием (приемы) работы
     

 

Таблица может быть помещена в приложениях к курсовой работе и явиться основой для написания практической главы.

Практический (прикладной) раздел работы, соответственно, также может быть построен по-разному. Основу его могут составлять:

1) серия фрагментов уроков по различным темам, указанным в таблице, с комментарием (место данного фрагмента в структуре урока, задачи использования исторического источника, методические рекомендации учителю и т. д.);

2) сценарный план урока с использованием приемов работы с историческими источниками данного типа. В этом случае урок сопровождается методическим комментарием, в котором объясняется, для решения каких задач урока привлекаются именно эти источники, почему выбраны такие приемы и формы работы учеников с ними;

3) мини-хрестоматия, ридер, если источники устные, видеоколлекция, если работа посвящена визуальным или вещественным источникам. В этом случае также требуется методическое сопровождение (комментарий), позволяющий понять, на выявление какого потенциала данных источников нацелены вопросы и при изучении каких тем этот потенциал может быть реализован;

4) задания в формате ЕГЭ, снабженные системой вопросов и заданий;

5) характеристика школьного учебника (учебников) в контексте выбранной темы, т. е. выяснение степени вовлеченности в учебный процесс исторических источников того или иного типа по замыслу автора учебника (наличие источников данного типа, например, источников личного происхождения, для изучения каких вопросов они подобраны, снабжены ли вопросами и заданиями, если да, то каков их характер и т. д.). Анализ учебника сопровождается комментарием автора курсовой работы, в котором отражается его оценка подбора источников и предполагаемой методики работы с ними. Далее должны следовать предложения и рекомендации: какими источниками, при изучении каких сюжетов можно дополнить учебник, как можно изменить характер вопросов или какие вопросы включить дополнительно, и т. д.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 322.