1. Рабочие тетради по истории.
2. Карты на уроках истории.
3. Типологические и событийные картины на уроках истории.
4. Визуализация на уроках истории как реализация наглядного обучения в современных условиях: потенциал, способы реализации.
5. Средства и приемы формирования хронологических знаний и умений школьников.
6. Современный школьный учебник истории: исторический и методический аспекты (методические требования, варианты построения, многоуровневость методического аппарата).
7. Современный УМК по истории: структурные компоненты, тенденции развития.
8. Дискуссия о «едином учебнике» истории в СМИ: аргументы «за» и «против».
9. Художественная литература в обучении истории.
10. Аудио- и видеоматериалы на уроке истории XXI века.
Список литературы по проблеме «Информационно-образовательные ресурсы обучения истории (средства обучения)»
Алексашкина Л. Н. Изучение истории в старших классах: императив развития / Л. Н. Алексашкина // ПИОШ. 2013. № 4. С. 15–22.
Алексашкина Л. Н. О мировоззренческом и познавательном потенциале школьного курса всеобщей истории / Л. Н. Алексашкина // ПИШ. 2013. № 4. С. 16–22.
Алексашкина Л. Н. О типологии учебников истории для старшей школы / Л. Н. Алексашкина // ПИОШ. 2004. № 8. С. 25–31; № 9. С. 21–29.
Алексашкина Л. Н. Школьные учебники истории в период общественной трансформации: исторический и дидактический аспекты / Л. Н. Алексашкина // ПИШ. 2014. № 1. С. 10–13.
Абдулаев Э. Н. Использование визуальной информации в преподавании истории / Э. Н. Абдулаев // ПИШ. 2012. № 10. С. 7–16.
Аствацатуров Г. О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы / Г. О. Аствацатуров. Волгоград: Учитель, 2014. 112 с.
Аствацатуров Г. О., Кочегарова Л. В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. 176 с.
Авторы выделяют отдельное направление – мультимедийную дидактику, которую видят в качестве конструктора обучения в информационно-образовательной среде.
Блоки предварительного обобщения (БПО) // ПИШ. 2006. № 5–10; 2007. № 1–10; 2008. № 1–10.
Борзова Л. П. Историко-хронологические вертикали в изучении истории и при подготовке к ЕГЭ / Л. П. Борзова // ПИОШ. 2014. № 3. С. 27–32.
Бурякова В. И. О проекте концепции единого учебника истории / В. И. Бурякова // ПИОШ. 2014. № 1. С. 59–60.
Бычкова Л. В. Методические аспекты использования художественной литературы на уроках обществознания в V-VI классах для подготовки к ГИА // ПИШ 2016. № 5. С. 5–9.
Вагин А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. М.: Педагогика, 1972. 132 с.
Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
Вагин А. А. Художественная литература в преподавании новой истории (1640–1917): хрестоматия для учителя / А. А. Вагин. М.: Просвещение, 1978. 346 с.
Виноградова М. В. Интерактивная доска как инструмент формирования общеисторических понятий у учеников VI –VII классов / М. В. Виноградова // ПИШ. 2012. № 1. С. 48–54.
Волков Е. Площадь павших революционеров: Чехословацкий «мятеж» глазами советского художника. Челябинск, 2015.
Ворожейкина Н. И. Изучение отечественной истории в 6–7 классах: пособие для учителя / Н. И. Ворожейкина. М.: Просвещение, 2008. 112 с.
Ворожейкина Н. И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе / Н. И. Ворожейкина // ПИОШ. 2004. № 9. С. 30–35.
Ворожейкина Н. И. Использование электронных форм учебников в учебном процессе: по результатам анкетирования учителей истории и обществознания // ПИОШ. 2017. № 6. С. 27–32.
Воронкина Е. А. Использование контурных карт для организации контроля знаний / Е. А. Воронкина // ПИШ. 2004. № 8. С. 46–48.
Вяземский Е. Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е. Е. Вяземский // ПИШ. 2013. № 9. С. 3–10.
Вяземский Е. Е. Историческое образование в современной России: справ.-метод. пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова [и др.] М.: Рус слово,1997. 224 с.
Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: ВЛАДОС, 2000. 160 с.
Вяземский Е. Е. О разработке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории / Е. Е. Вяземский // ПИОШ. 2014. № 1. С. 53–58.
Вяземский Е. Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2015. 78 с.
Вяземский Е. Е. Совещание по проблемам преподавания в школе истории XX–XXI вв. / Е. Е. Вяземский // ПИОШ. 2012. № 7. С. 53–64.
Вяземский Е. Е. Тенденции развития методического аппарата школьных учебников истории в современной России / Е. Е. Вяземский // ПИОШ. 2011. № 4. С. 38–43.
Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2012. 192 с.
Вяземский Е. Е. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2006. 143 с.
Вяземский Е. Е. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Рус. слово, 2014. 136 с.
Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира / Г. И. Годер. М.: Просвещение, 1988. 318 с.
Годер Г. И. Изучение истории Древнего мира в 5 классе: пособие для учителя / Г. И. Годер. М.: Просвещение, 1985. 319 с.
Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе / П. В. Гора. М.: Просвещение, 1971. 239 с.
Господарик Ю. П. Электронная хрестоматия в Интернете как средство поддержки школьного учебника истории / Ю. П. Господарик // ПИОШ. 2005. № 2. С. 19–27.
Грицай Л. А. Советские кинофильмы 1930–1950-х гг. в учебном процессе // ПИОШ. 2017. № 1. С. 48–50.
Гугнина О. В. «Оживление» картины в преподавании истории / О. В. Гугнина // ПИШ. 2013. № 6. С. 46–51.
Гудков А. Н. Работа с видеоматериалами на уроках истории / А. Н. Гудков, О. Н. Гудкова // ПИШ. 2002. № 8. С. 51–54.
Дорожкина Н. И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций, 5–11 классы / Н. И. Дорожкина. М.: ВАКО, 2009. 176 с.
Егоров О. Г. Элективный курс «Историческое прошлое России в художественных кинофильмах» / О. Г. Егоров // ПИОШ. 2004. № 10. С. 33–41.
Еремина Т. Ю. Анализ учебников по истории России на соответствие Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // ПИОШ. 2016. № 7. С. 41–47.
Ерёмина Т.Ю. Проблема выбора учебников по истории России и обществознанию при переходе на ФГОС общего образования // Проблемы культурного образования: Материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции. Вып. 12.
Жерлыгина С. П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории / С. П. Жерлыгина // ПИШ. 2002. № 8. С. 67–69.
Жуков Д. С. Визуализированные метафоры в преподавании истории и проблемы индивидуальной информационной безопасности / Д. С. Жуков, С. К. Лямин // ПИШ. 2012. № 10. С. 16–18.
Закиров О. А. Экран и история: методические проблемы использования киновидеозаписей в школьном историческом образовании / О. А. Закиров // ПИШ. 2014. № 3. С. 5–14.
Захожая Т. М. Формирование исторических понятий у школьников в условиях многонационального класса / Т. М. Захожая, Н. В. Фролова // ПИШ. 2013. № 2. С. 61–64.
Единый учебник истории: обсуждение в РАО // ПИОШ. 2013. № 8. С. 40–48.
История. Историческая география: [интернет-портал] [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist-geo.net (дата обращения: 10.10.2014).
Иоффе А. Н. Визуализация в истории и обществознании – способы и подходы / А. Н. Иоффе // ПИШ. 2012. № 10. С. 3–6.
Иоффе А. Н. Художественная литература в преподавании истории и обществознания // ПИШ. 2016. № 5. С. 3–13.
Камахина В. Е. Урок по теме «Бородинская битва» / В. Е. Камахина // ПИОШ. 2012. № 2. С. 35–39.
Карачевцев И. А. Чему учит история?: О значении историко-антропологического подхода к преподаванию истории России в школе / И. А. Карачевцев // ПИОШ. 2014. № 3. С. 33 –35.
Касьяненко О. В. Великие сражения великой войны, или Как уместить пять лет в пять часов / О. В. Касьяненко, С. А. Корнеев // ПИШ. 2012. № 3. С. 66–69.
Кацва Л. А. Рабочие тетради на уроках отечественной истории / Л. А. Кацва // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1997. № 6.
Клетогонов А. Произведения древнерусской литературы на уроках истории / А. Клетогонов // ПИШ. l994. № 8. С. 23–28.
Коваль Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками / Т. В. Коваль // ПИОШ. 2006. № 10. С. 22–27.
Ковешникова О. Т., Ермакова Е. А. Методические пути формирования картографических умений на уроках истории России в VII классе // ПИШ. 2015. № 9 . С. 40–45.
Королева Г. Э. Электронная форма учебника и применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении экономике // ПИОШ. 2017. № 6. С. 33–38.
Короткова М. В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории / М. В. Короткова // ПИШ. 2008. № 1. С. 3–8.
Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 1999. 192 с.
Короткова М. В. Методические возможности учебных презентаций при изучении русской культуры в школе и в вузе / М. В. Короткова // ПИОШ. 2012. № 2. С. 21–24.
Короткова М. В. Наглядность на уроках истории / М. В. Короткова. М.: ВЛАДОС, 2000. 160 с.
Короткова М. В. Наследие П. В. Горы и методика преподавания истории в век Интернета и новых педагогических технологий / М. В. Короткова // ПИШ. 2014. № 1. С. 3–6.
Короткова М. В. Новый образ методики преподавания истории в условиях информационных и визуальных вызовов XXI в. // ПИШ. 2018. № 1. С. 9–12.
Короткова М. В. Рабочие тетради на уроке истории / М. В. Короткова // ПИОШ. 2002. № 2. С. 26–30.
Кочегаров К. А. Страсти по единому учебнику истории / К. А. Кочегаров // ПИОШ. 2013. № 8. С. 49–52.
Кучерук И. В. Древнерусская литература в преподавании методики обучения истории в школе: к развитию вопроса о культуроцентричности современного образования / И. В. Кучерук // ПИШ. 2013. № 7. С. 48–52.
Кучерук И. В. Поэтические викторины на уроках истории / И. В. Кучерук // ПИШ. 2006. № 1. С. 50–54.
Лебедков А. М. Педагогическая оценка средств обучения социальным дисциплинам (на примере педагогической экспертизы учебников истории) / А. М. Лебедков // ПИОШ. 2014. № 2. С. 55–66.
Линко Г. Н. Работа с исторической картой в восьмилетней школе: пособие для учителей / Г. М. Линко. М.: Учпедгиз, 1962. 60 с.
Линко Г. М. Работа с хронологией в школе: пособие для учителя / Г. М. Линко, Е. В. Петрова. Л.: Учпедгиз, 1960. 83 с.
Личман Б. В. Толерантность идеологического многообразия в государственном учебнике по истории России / Б. В. Личман // ПИШ. 2014. № 4. С. 33–37.
Лобанов И. А. Влияние массмедиа на подростковые группы: факторы, риски, поиск решений / И. А. Лобанов // ПИОШ. 2014. № 5. С. 33–39.
Лобанов И. А. Как интернет-среда влияет на представления учащихся о политической сфере общественной жизни // ПИОШ. 20117. № 6. С. 50–55.
Лукутин А. В. О концепции и единых учебниках по истории России / А. В. Лукутин // ПИШ. 2013. № 9. С. 11–13.
Лямин С. К. Визуализированные метафоры как средство образовательной коммуникации на уроках истории и обществознания / С. К. Лямин, Д. С. Жуков // ПИШ. 2008. № 7. С. 49–53.
Малахов Н. В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний учащихся / Н. В. Малахов. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
Методика обучения истории в средней школе: пособие для учителей / отв. ред. Ф. П. Коровкин. М.: Просвещение, 1978. Ч. 1. 288 с.
Миницкий Н. И. К созданию учебно-методических комплексов по истории / Н. И. Миницкий // ПИШ. 2005. № 5. С. 54–58.
Молотов К. С. Роль кинофильмов в организации познавательной деятельности учащихся IX классов на уроках отечественной истории разных форм / К. С. Молотов // ПИШ. 2014. № 8. С. 32–35.
Несмелова М. Л. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории / М. Л. Несмелова // ПИШ. 2002. № 9. С. 51–62.
Никифиров Д. Н. Наглядность в преподавании истории и обществознания / Д. Н. Никифиров, С. Ф. Скляренко. М.: Просвещение, 1978. 319 с.
Оджо А. А. Методические возможности организации визуализированного обучения отечественной истории в VIII классе на материале культуры XIX века // ПИШ. 2018. № 1. С. 13–16.
Озерский И. З. Начинающему учителю истории: из опыта работы / И. З.Озерский. М.: Просвещение, 1989. 208 с.
Озерский И. З. Руководство внеклассным чтением по истории / И. З. Озерский. М.: Просвещение, 1979. 80 с.
Пазин Р. В. ФГОС: концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурный стандарт: проблемы реализации в заданных условиях / Р. В. Пазин, Л. В. Искровская // ПИШ. 2014. № 7. С. 49–54.
Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории / П. Паршаченко // ПИШ. 1992. № 5/6. С. 37–47.
Привалова Е. А. Технология формирования исторического мышления школьников на основе рабочих тетрадей / Е. А. Привалова // Между прошлым и будущим: вопросы истории и исторического образования. Новосибирск: НГПУ, 2000. С. 196–205.
Привалова Е. А. Рабочие тетради: потенциал нового жанра / Е. А. Привалова // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1995. № 33.
Родигина Н. Н. Художественная литература как источник изучения отечественной истории второй половины XIX в. / Н. Н. Родигина // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 102 –117.
Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир. М., 2016.
Рябцев Ю. С. Новый учебник истории – каким ему быть / Ю. С. Рябцев // ПИОШ. 2013. № 10. С. 60–63.
Рябцев Ю. С. О критериях качества школьного учебника истории // ПИОШ. 2017. № 7. С. 37–41.
Салимова Н. С. Начало присоединения Западной Сибири к России (конец XVI в.): разработка урока для VI класса, посвященного походу Ермака в Сибирь / Н. С. Салимова // ПИШ. 2013. № 2. С. 54–57.
Семшова Г. В. Материалы к уроку, посвященному 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г. / Г. В. Семшова // ПИОШ. 2012. № 2. С. 39–44.
Слуцкий А. Г. Какой учебник нам нужен?: (Из истории становления предмета) / А. Г. Слуцкий // ПИОШ. 2010. № 2. С. 53–57.
Современные методы в современном преподавании (тез. докл. науч.-практ. конф.) // ПИШ. 2003. № 9. С. 35–50.
Соколов А. Б. Учебник истории в США (XIX – начало XX в.) / А. Б. Соколов // ПИОШ. 2011. № 1. С. 54–61.
Стрелова О. Ю. Всегда ли «работает» рабочая тетрадь? / О. Ю. Стрелова // ПИОШ. 2002. № 2. С. 30–33.
Стрелова О. Ю. Исторические карты как образ «своего» и «чужого» / О. Ю. Стрелова // ПИОШ. 2002. № 7. С. 51–56.
Стрелова О. Ю. Новая жизнь учебных иллюстраций / О. Ю. Стрелова // ПИОШ. 2005. № 1. С. 9–18.
Стрелова О. Ю. Столетие российской революции 1917 года и актуальные проблемы исторического образования школьников (2-я часть) // ПИШ. 2018. № 1. С. 17–21.
Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 2007. 227 с.
Студеникин М. Т. Современные тенденции методики преподавания истории / М. Т. Студеникин // ПИШ. 2014. № 1. С. 7–9.
Талызина А.А., Камараули Е.В., Хитров Д.А. Методика подготовки к выполнению заданий по географическим и историческим картам на Всероссийской олимпиаде школьников по истории // ПИШ. 2015. № 6. С. 29–38.
Троицкий Ю. Л. Рабочие тетради по истории / Ю. Л. Троицкий // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1997. № 47.
Трунова Т. А. Школьные учебники истории: итальянская модель / Т. А. Трунова // ПИОШ. 2010. № 1. С. 57–60.
Туманов М. А. Возможности применения виртуальных интерактивных экскурсий при изучении истории Русской Америки / М. А. Туманов, М. В. Гузакова, А. В. Жиборкина // ПИШ. 2013. № 9. С. 53–58.
Французова О. А. Классический школьный учебник в современной информационно-компьютерной среде: опыт Германии / О. А. Французова // ПИОШ. 2014. № 4. С. 67–72.
Фурен П. Е. «Высокомерный дух смирился…» / П. Е. Фурен, Ю. М. Крайнова, А. И. Шилин // ПИШ. 2012. № 9. С. 38–43.
Харитонов А. Л. Инновационный учебно-методический комплекс «История России: XIX в.» / А. Л. Харитонов, Т. С. Антонова // ПИШ. 2013. № 3. С. 48–54.
Шабуневич Н. А. Использование видеоматериалов при изучении истории / Н. А. Шабуневич // ПИОШ. 2001. № 5. С. 57–62.
Шалыгина И. В. Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в море технологий [Электронный ресурс]: практико-ориентир. моногр.: науч. электрон. изд. / И. В. Шалыгина. М.: ИД «Садовое кольцо», 2006. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Шапарина О. Н. Проблема единого учебника истории: краткий обзор совещания ученых, деятелей образования, учителей истории в РАО / О. Н. Шапарина // ПИШ. 2013. № 9. С. 14–15.
Шапарина О. Н. Электронные приложения к современным учебникам истории / О. Н. Шапарина // ПИШ. 2014. № 1. С. 19 –22.
Шевченко Н. И. О действующих и «едином» учебниках истории / Н. И. Шевченко // ПИОШ. 2013. № 8. С. 53–57.
Щуринова И. А., Белянкова Е. И. Изобразительные средства на уроках истории и обществознания: функции, методические аспкеты использования и отбора // ПИШ. 2016 .№ 7. С. 48–52.
Юдовская А. Я. Ролевые задания на уроках истории / А. Я. Юдовская // ПИОШ. 2004. № 5. С. 43–46.
Юдовская А. Я. Выбираем учебник / А. Я. Юдовская // ПИОШ. 2004. № 1. С. 41–42.
Тематический блок
«Внеклассная и внеурочная работа по истории»
Тематика, связанная с внеурочной работой по истории, на современном этапе школьного исторического образования приобретает особую актуальность в связи с переходом на новый образовательный стандарт (ФГОС), который представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования…». Стандарт констатирует, что ООП «реализуется через урочную и внеурочную деятельность»[13]. Таким образом, внеурочная деятельность из эпизодической должна превратиться в систематическую, органически продолжающую то, что происходит на уроках. Конечный результат обучения будет зависеть в равной степени и от ее эффективной организации.
При написании курсовой работы по любому аспекту данного тематического блока следует иметь в виду, что методической наукой и практикой обучения истории накоплен достаточно большой опыт организации внеурочной и внеклассной работы школьников, ведь некоторые ее формы появились уже на рубеже XVIII–XIX вв. (исторические спектакли, например).
Первоначально студенту нужно разобраться с понятийным аппаратом темы: внеклассная и внеурочная работа – это синонимы? Что по этому поводу думают методисты и дидакты. Далее так же, как и при работе над любой темой, следует обратиться к работам классиков в этом вопросе (В. Н. Бернадский, А. А. Вагин, Т. И. Гончарова, Г. А. Кулагина, И. М. Лебедева, И. З. Озерский, А. Ф. Родин, Ю. Е. Соколовский и др.), а затем к работам современных исследователей. В теоретическом разделе работы можно дать характеристику не только целям и задачам внеклассной работы в понимании разными учеными и практиками, но и различным формам этой деятельности в их исторической динамике. Важно показать, какие формы внеклассной (внеурочной) деятельности актуальны для современных школьников, почему это произошло, и как они могут быть организованы.
Практическая часть курсовой работы должна являть собой реализацию высказанных студентом в теоретической части идей. Она может быть представлена сценарием внеклассного мероприятия по истории, планом работы исторического (краеведческого) кружка или музея, моделью проектной деятельности по конкретной исторической теме и т. д. При этом важно показать, как предлагаемая внеклассная деятельность связана с урочной, какие сюжеты, идеи, проблемы школьного курса истории она продолжает / развивает, в каком направлении, на достижение каких результатов направлена. Следует обратить внимание на диагностическую функцию внеклассной работы. Именно она в большей степени, чем урочная, может показать личностные результаты обучения, в достижении которых она иногда бывает более эффективной, чем работа на уроке.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 365.