МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
(ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ):
КУРСОВАЯ РАБОТА
Утверждено Редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО «НГПУ» в качестве учебно-методического пособия
Новосибирск 2014
УДК 372.016:94(075.8)
ББК 74.263.1яч3-1
З 433
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «НГПУ»
Подготовлено и издано в рамках реализации Программы
стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012–2016 гг.
Научный редактор:
д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной истории
ФГБОУ ВПО «НГПУ»
В. А. Зверев
Рецензенты:
кафедра отечественной истории ФГБОУ ВПО «НГПУ»;
канд. ист. наук, доцент кафедры истории, обществознания, экономики
ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Ф. С. Кузнецова
З 433 Зверева, К. Е. Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки): курсовая работа: учебно-методическое пособие / К. Е. Зверева, О. М. Хлытина; науч. ред. В. А. Зверев; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2014. – ?? с.
Пособие содержит тематику и методические материалы для написания студентами курсовых работ по предмету «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)». Тематика курсовых работ ориентирует студентов на освоение основных вопросов методики изучения истории в школе в условиях информационного общества, современных технологий обучения истории, актуальных в условиях перехода школы на стандарты нового поколения (ИКС и ФГОС). Рекомендованные списки литературы и методические рекомендации помогут студентам познакомиться с опытом, накопленным методикой обучения истории, понять направление эволюции процесса обучения истории и оценить эффективность происходящих изменений. Пособие содержит образцы оформления отдельных элементов курсовой работы, материалы для самопроверки.
Адресовано студентам дневной и заочной форм обучения, обучающимся по направлению «Педагогическое образование», профили «История» и «История и мировая художественная культура».
УДК 372.016:94(075.8)
ББК 74.263.1яч3-1
© К. Е. Зверева, 2014
© О. М. Хлытина, 2014
© ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Место курсовой работы по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки) в системе профессиональной подготовки студента
2. Общие требования к курсовой работе по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки)
3. Структурные элементы курсовой работы
4. Этапы выполнения курсовой работы
5. Сроки написания, порядок сдачи и критерии оценивания курсовой работы
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Тематический блок «Познавательные задания и задачи в обучении истории»
2. Тематический блок «Педагогические технологии в обучении истории»
3. Тематический блок «Исторические источники при изучении истории»
4. Тематический блок «Школьный урок истории»
5. Тематический блок «Информационно-образовательные ресурсы обучения истории»
6. Тематический блок «Внеклассная и внеурочная работа по истории»
7. Тематический блок «Методика изучения отдельных исторических сюжетов»
8. Тематический блок «Образы (репрезентации) прошлого в школьных учебниках истории»
9. Тематический блок «Общие проблемы школьного исторического образования»
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Сводная таблица «Требования к курсовой работе по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки)»
2. Образец оформления титульного листа курсовой работы
3. Образец оформления оглавления курсовой работы
4. Образец оформления списка литературы и источников
5. Образец оформления ссылок (сносок) на источники цитирования
ВВЕДЕНИЕ
1. Место курсовой работы по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки) в системе профессиональной подготовки студента
В настоящее время основные требования к квалификации педагога определяет профессиональный стандарт[1], разработанный в соответствии с принятой в Российской Федерации Национальной рамкой квалификаций (далее – НРК РФ)[2]. Согласно этим документам, профессиональная деятельность учителя соответствует шестому квалификационному уровню, который предъявляет следующие требования к профессиональным знаниям и умениям: разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений; применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных; самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Предполагается, что сотрудник, чья профессиональная деятельность соответствует данному квалификационному уровню, осуществляет самостоятельную деятельность, определяя задачи собственной работы и / или подчиненных по достижению цели[3].
Профессиональный стандарт педагога четко указывает, что современный учитель должен быть способен проектировать и реализовывать образовательный процесс и основные образовательные программы с опорой на системные знания в области преподаваемого предмета и методики организации его изучения различными категориями обучающихся (одаренными детьми, учениками, имеющими проблемы в развитии, социально запущенными учащимися и др.) на различных ступенях общего образования.
Данные требования к профессиональным компетенциям учителя конкретизированы в стандартах высшего образования[4]. Так, выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в области педагогической деятельности должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
– готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
– способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
– способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
– способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4);
– способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
– готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
– способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).
При обучении по программам прикладного бакалавриата выпускник должен освоить следующие профессионально-прикладные компетенции в области педагогической деятельности:
– готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ППК-1);
– способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ППК-2);
– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ППК-3);
– способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ППК-4);
– готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ППК-5);
– способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ППК-6).
Очевидно, что овладение данными компетенциями возможно лишь при гармоничном сочетании теоретической и прикладной составляющих профессиональной подготовки студента. Одной из форм учебной деятельности студентов, ориентированных одновременно на обогащение их теоретических знаний в единстве с применением в образовательной деятельности, выступает курсовая работа по дисциплине «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)». Такая курсовая работа является обязательной для всех студентов Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профили «История» и «История и мировая художественная культура».
Общие требования к подготовке и защите курсовой работы определены СТО НГПУ 7.5.3-02/01-2011 «Курсовая работа. Курсовой проект. Требования»[5]. В документе подчеркивается, что курсовая работа является «одним из основных видов учебной самостоятельной деятельности студентов»[6].
Целью курсовой работы по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки) является освоение студентами позиций «методист-теоретик» и «учитель-практик», т. е. приращение и систематизация знаний по теоретическим и прикладным вопросам методики преподавания истории в школе как научной дисциплины, применение полученных знаний для моделирования практической деятельности учителя истории. В процессе выполнения курсовой работы происходит овладение умениями работы со специальной методической и психолого-педагогической литературой, в том числе и размещенной на современных электронных носителях, развиваются умения поиска, обработки, использования и предъявления научной методической и психолого-педагогической информации в условиях современного информационного общества, а также умения применять теоретические знания в практических ситуациях урока истории или других форм профессиональной деятельности со школьниками на уровне их моделирования.
Названный вид работы способствует подготовке студентов к участию в научно-практических конференциях и написанию ВКР.
В данном пособии мы преследовали цель помочь студенту выбрать тему, имеющую не только личную актуальность, но и особую значимость в современных условиях: на это «работают» разделы «Тематика курсовых работ». Хотелось бы также, чтобы студент осознанно освоил технологию работы над темой: для этого в пособие включены разделы «Общие требования…», «Структурные элементы…» и «Этапы работы…».
Темы курсовых работ сгруппированы по блокам, в логике основных компонентов процесса обучения. В каждом блоке есть небольшой вводный раздел, где дана краткая характеристика особенностей тематики и высказаны методические рекомендации по выполнению работы. Они помогут студенту определить цель и задачи работы, выстроить ее логику. Перечень тем курсовых работ может быть расширен с учетом личных интересов студента.
Списки литературы сформированы по тематическому блоку в целом и содержат лишь необходимый минимум. Из предлагаемого списка студент может выбрать те исследования, которые касаются именно его темы, а затем самостоятельно расширить и дополнить круг литературы. В списки не включены учебники по методике преподавания (обучения) истории и школьная учебная литература. Исследования, значимые для любой темы блока, названы во введении к нему.
В приложении 1 дана сводная таблица требований к курсовой работе по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки), которая поможет студенту не только правильно выстроить свою деятельность, но и осуществить самопроверку и самооценку своей курсовой работы.
2. Общие требования к курсовой работе по методике обучения
и воспитания (по профилю подготовки)
Курсовая работа по методике обучения и воспитания истории должна соответствовать следующим требованиям (предъявляемым к любому курсовому проекту и указанным СТО НГПУ 7.5.3-02/01-2011 «Курсовая работа. Курсовой проект. Требования»).
1) Тема работы должна быть актуальной для практики современного школьного исторического образования, иметь историю изучения методической наукой.
2) В работе должна быть использована, наряду с уже ставшей классической, современная методическая литература, в том числе статьи из профессиональных журналов и сборников, а также интернет-ресурсы. Может также привлекаться литература общепедагогического и психологического характера, но она не должна доминировать, составляя примерно одну треть от использованных источников информации.
3) Содержание работы должно соответствовать ее названию, а структура – позволять решить поставленные автором задачи.
4) Работа должна иметь внутреннюю логику, научный язык изложения с использованием принятой методической терминологии. Из текста работы должно быть понятно, какие теоретические суждения и выводы почерпнуты автором из литературы, а какие сделаны им самостоятельно на основе критического анализа позиций методистов (педагогов, психологов), представленной в их текстах, или осмысления собственного педагогического опыта.
5) Работа оформляется в соответствии с требованиями СТО НГПУ и с учетом рекомендаций, разработанных на кафедре отечественной истории НГПУ. Основные принципы этих требований и рекомендаций соответствуют правилам, изложенным в государственных стандартах: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила оформления»[7], ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»[8], ГОСТ Р 7.0.7-2009 «Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление»[9].
6) Текст работы должен быть выполнен способом компьютерного набора с последующей распечаткой на бумаге стандарта А4.
Объем работы может варьироваться в пределах от 20 до 32 страниц (без учета объема приложений).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 458.