ВНИМАНИЕ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ от 08 февраля 2019, 20:43
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

8 февраля 2019 года члены Научно-методического совета по учебникам при Министерстве просвещения Российской Федерации направили на дополнительную экспертизу 490 новых поступивших учебников. В числе 490 учебников, направленных на дополнительную экспертизу, – 156 учебников для младших классов, 235 – для средних и 99 – для старших. По итогам проведения экспертизы учебники с положительными отзывами, возможно, смогут попасть в федеральный перечень.

Какими учебниками и учебными пособиями можно пользоваться в образовательной деятельности?

Согласно ст. 18 и ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" школа самостоятельно формирует список учебников и учебных пособий в соответствии со своей образовательной программой. В данный список могут быть включены только учебники, входящие в ФПУ и учебные пособия, изданные организациями, входящими в перечень организаций, утвержденный приказами Минобрнауки России, регламентирующие деятельность организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий:

1.  Приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2015 г. № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

2. Приказ Минобрнауки России от 09 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

     С более детальной информацией об организациях и их участии в формировании перечня учебников 2019-2020 год можно ознакомиться на рисунке ниже.

Норма обеспеченности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося?

Согласно ФГОС ОО (п. 27) норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

-не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, что достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования;

 - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

О возможностях приобретения электронных форм учебников говорится в письме Министерства образования и науки РФ от 2 февраля 2015 года № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»:

1) «…использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений»;

2) «…одновременно с учебником в бумажной форме может быть приобретена электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника».

Электронная форма учебника может использоваться только при наличии в общеобразовательной организации соответствующих электронных устройств.

Вопросы обеспечения учебниками и учебными пособиями регламентируется ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 8. (п. 3, п. 6, п. 10), статья 18 (п. 1; п. 2; п. 4 ч.1, 2), статья 28 (п. 3 ч. 9), статья 35 (п. 1, п. 2), Статья 47 (п

 В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Вопросы обеспечения учебниками и учебными пособиями находится в ведении субъектов РФ. Согласно ст.8 273-ФЗ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Субъект – организует обеспечение всех общеобразовательных организаций, реализующих аккредитованные образовательные программы, которые действуют на территории субъекта учебниками и учебными пособиями. А муниципальные и государственные образовательные организации участвуют финансово. Частные образовательные организации организуют обеспечение учебниками своих школ самостоятельно за те деньги, которые через субсидии приходят из региона.

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

 

ВНИМАНИЕ!!!

Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие»] нормирует понятие учебное пособие следующим образом: учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

Ключевые установки

1. Не нужно торопиться. Мы вправе ожидать возвращения некоторых линий учебников после небольшой доработки – особенно если эти линии фактически не имеют аналогов. Срок использования учебников, выпавших из перечня, сократился с пяти до трех лет, но и три года – достаточный срок, чтобы вы не совершали резких движений и продолжали заниматься по тем же учебникам которые уже имеются в ОУ.

2. Переход на новую линию учебников – это крайняя мера. Даже если учебники заявлены как преемственные, переход сложен и для вас, и для учеников. Иногда учебники одного и того же автора имеют между собой меньше общего, чем учебники разных авторов, но выпущенные одним и тем же издательством. Самый сложный вопрос-это переход на другие линии учебников и приобретение новых. В целях сохранения преемственности в обучении все издательства подготовили рекомендации по выбору соответствующих учебников для продолжения изучения учебных курсов, ранее осуществляющегося с использованием иных учебников, не вошедших в Федеральный перечень. Альтернативная замена, предложенная издательствами, носит рекомендательный характер.

3. Если переход неизбежен – советуем не осуществлять его вслепую, а воспользоваться поддержкой и советом методистов издательств.

Подробно об альтернативе учебникам, не включённым в ФПУ и по всем возникающиим вопросам можно узнать на сайтах издательств:

Просвещение fpu@prosv.ru  

Российский учебник https://rosuchebnik.ru/ 

Русское слово http://русское-слово.рф/  

Бином http://www.lbz.ru/   

Ассоциация XXI век http://a21vek.ru/about  

Мнемозина http://www.mnemozina.ru / 

Академкнига http://akademkniga.ru /  

Баласс http://www.mtu-net.ru/balass

Развивающее обучение http://oiro.org / 

4. Если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в новый федеральный перечень учебников, необходимо обеспечить учащимся право завершить обучение по выбранным ранее учебникам, тем самым обеспечив достижение учащимися планируемых результатов, обозначенных ФГОС ОО. Издатели утверждают, что учащиеся могут доучиться по тем комплектам, которые запущены до 2019 года. Учебники, приобретенные ранее, образовательная организация вправе использовать в течение трех лет.

 

 

 


Обрывалина И.М., методист кафедры

 управления развитием общего образования

Рекомендации обиспользованию федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации основных образовательных программ начального общего образования 2019-2020 уч. год

 

Приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее – Приказ) утверждён новый Федеральный перечень учебников.

Приказ опубликован на портале Минпросвещения РФ 29 декабря 2018 года (https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/)

Приказ вступает в силу и используется для комплектования школьных библиотек при подготовке к новому учебному году.

Итоговый перечень составили вариативным, чтобы представители школ смогли выбрать оптимальные учебники для своих учеников. Для каждого предмета представлено до 16 линеек учебно-методического комплекса.

Издательство «Просвещение» занимает значительное место в структуре федерального перечня издательств и предлагает большую часть альтернативы учебникам, не включенным в ФПУ

Начальное общее образование

1. В Федеральный перечень учебников не вошли УМК:

 - система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- УМК «Школа 2100» издательства «Баласс»;

- УМК «Планета знаний» издательства «ООО Дрофа, ООО Астрель» (кроме учебников «Математика» (1-4 класс) авторы Башмаков М.И., Нефёдова М.Г., «Технология» (1-4 класс) авторы Узорова О.В., Нефёдова Е.А., «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс) авторы Саплина Е.В., Саплин А.И.

- учебник Петерсон Л.Г. «Математика» (1-4 класс) издательства «Ювента»;

- учебник Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. «Русский язык» (1-4 класс) издательства «Просвещение»;

Ученики, не вошедшие в федеральный перечень, могут быть заменены на альтернативные варианты учебников УМК.* [1]

     Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, необходимо обеспечить учащимся право на возможность завершения изучения предметов по выбранным ранее учебникам, тем самым обеспечив достижение учащимися планируемых результатов ФГОС НОО. Учащиеся должны доучиться по тем комплектам, которые запущены до 2018 года. Учебники, приобретенные ранее, образовательная организация вправе использовать в течение трех лет.

     Если учебников НЕ ХВАТАЕТ по тем УМК, которые не включены приказом № 345 в ФП (федеральный перечень):

- школы могут докупать как учебное пособие;

- использовать возможности муниципального и областного обменного фонда (фонды библиотек других школ);

- использовать иные средства для покупки недостающих учебников;

- использовать помощь муниципалитета для обеспечения учебниками учащихся из малоимущих семей.

Рассмотрим подробно учебники, вошедшие в федеральный перечень и учебники (таблица 2), рекомендуемые в качестве замены линиям, выпавшим из ФПУ. Такие учебники есть у целого ряда издательств (таблица 1).


Таблица 1

 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 338.