СТОРОНЫ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ, ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ о медиации «стороны – желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона» (статья 1 определяет предмет регулирования и сферу действия ФЗ о медиации).

Содержание названных положений позволяет сделать вывод о том, что сторонами в процедуре медиации, проводимой в соответствии с ФЗ о медиации, сегодня могут быть субъекты гражданских (в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности), а также трудовых и семейных правоотношений. Следует также отметить, что никаких особенностей в части того, кто может быть представителем стороны применительно к процедуре медиации, ФЗ о медиации не установил.

ФЗ о медиации создает самый благоприятный режим для сторон, желающих урегулировать спор с помощью процедуры медиации. ФЗ о медиации, определившим принципы медиации, установлены самые широкие полномочия сторон в проведении процедуры медиации. Практически все решения принимаются только на основе взаимного согласия сторон. В качестве исключения можно назвать прекращение процедуры медиации по инициативе медиатора или по инициативе одной из сторон.

Частью 3 статьи 5 ФЗ о медиации (помимо сторон, организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации и медиатора) названы и «другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации». При этом ФЗ о медиации установил, что такие лица, также как и стороны: «независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:

1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другойстороны об урегулировании спора».

В контексте приведенных норм можно сделать вывод о том, что ФЗ о медиации не ограничивает участие «иных лиц» в процедуре медиации, но обязывает их соблюдать установленный для них режим конфиденциальности.

Участие таких лиц, на наш взгляд может быть желательным для процедуры медиации в целом ряде случаев. Например, при разрешении какого-либо спора, в котором задействован несовершеннолетний, медиатор может прийти к выводу о необходимости проведения «семейной конференции», с участием родственников, соседей, педагогов, социальных работников, одноклассников, и т.д.

ФЗ о медиации, на наш взгляд, не препятствует проведению многосторонней медиации, а норма пункта 4 его статьи 14 об участии «одной, нескольких или всех торон» в процедуре медиации, прямо свидетельствует о такой возможности.

В практике применения процедуры медиации за рубежом медиаторам нередко приходится сталкиваться с попытками «первых лиц» делегировать свои полномочия подчиненным либо участвовать в процедурах медиации по телефону или с помощью иных средств связи. Представителем стороны может назначаться лицо, уполномоченное лишь на участие в процедуре медиации, но не обладающее полномочиями по выработке и принятию решений, которые могут иметь комплексный и компромиссный характер. Участие таких представителей, как правило, серьезно снижает шансы на успех медиации. Другая сторона обычно расценивает то, что оппонент не уделяет достаточно личного внимания разрешению спора как неуважение к себе. При этом стороны лишаются непосредственного контакта между собой, что может иметь ключевое значение в ходе медиации. Не присутствующие на переговорах лица лишаются доступа к важной информации, их личный вклад в процедуру и ее результат сильно ограничивается. В таком случае медиаторы пытаются все-таки привести за стол переговоров представителя с должным объемом полномочий, либо, что обычно более реалистично, добиваются расширения полномочий представителя стороны.

В этой связи вопрос о подтверждении полномочий представителя стороны желательно ставить в самом начале процедуры медиации. Если это возможно, следует отложить процедуру и дать участнику время на оформление необходимых полномочий, особенно если все стороны заинтересованы в скорейшем урегулировании спора. Медиатору следует разъяснять сторонам, что только наличие необходимых и достаточных полномочий у их представителей позволит разрешить спор и прийти к оптимальному соглашению.

Медиатор также может помочь представителю стороны получить необходимые полномочия, самостоятельно установив контакты с лицами, принимающими решения, и разъяснив им существо проблемы.

Если же проблему получения полномочий представителя стороны снять не удается, то это следует разъяснить другой стороне, с тем, чтобы у нее не возникли неоправданные или завышенные ожидания.

Вопрос об участии экспертов и юристов (адвокатов), привлекаемых сторонами вместе и каждой в отдельности, также важен. Считается, что такое вовлечение может иметь как плюсы, так минусы для процедуры медиации, причем ключевым становится вопрос об отношении таких лиц к целесообразности достижения взаимовыгодного для сторон решения по существу спора во внесудебном порядке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 ФЗ о медиации «организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий».

Каковы эти иные действия?

ФЗ о медиации установил, что организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации могут:

- утверждать правила проведения процедуры медиации, которые могут быть применены сторонами процедуры медиации, путем включения ссылки на такие правила в соглашение о процедуре медиации (часть 2 статьи 11 ФЗ о медиации);

- по просьбе одной из сторон направлять предложение об обращении к процедуре медиации другой стороне спора (часть 7 статьи 7 ФЗ о медиации);

- рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в такую организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации (часть 2 статьи 9 ФЗ о медиации);

- создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации, а также быть членами таких саморегулируемых организаций медиаторов (часть 2 статьи 16 ФЗ о медиации).

Деятельность таких организаций, осуществляется на платной основе (часть 1 статья 10 ФЗ о медиации). При этом такие организации, наряду с медиаторами, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством (статья 17 ФЗ о медиации).

Как это уже отмечалось выше, согласно части 3 статьи 9 медиатор, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом также и в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (в случае проведения процедуры медиации такой организацией). Формы и способы реагирования на возникновение такой ситуации будут, по всей видимости, определяться организацией самостоятельно, но очевидно, что в необходимых случаях это повлечет за собой прекращение процедуры медиации.

Согласно части 3 статьи 5 ФЗ о медиации организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации:

«независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:

1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора.

3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора».

В соответствии с частью 4 статьи 5 ФЗ о медиации истребование от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

Согласно части 3 статьи 11 ФЗ о медиации в правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны:

1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;

2) порядок выбора или назначения медиаторов;

3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОГЛАШЕНИЮ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ

 

Требования к соглашению о проведении процедуры медиации изложены в статье 8 ФЗ о медиации:

«1. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.

2. Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:

1) о предмете спора;

2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) о порядке проведения процедуры медиации;

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения процедуры медиации».

Таким образом, целый ряд вопросов, включая вопрос о выборе медиатора и его роли в процедуре медиации, следует решить уже на стадии заключения соглашения о проведении медиации. Такое соглашение, на наш взгляд, желательно разрабатывать с участием медиатора или с участием организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, а также юристов.

Представляется, что на стадии подготовки соглашения представитель организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, или медиатор должны разъяснить сторонам действующие нормы и правила в отношении режима конфиденциальности, установленного ФЗ о медиации. Это следует сделать еще до начала применения процедуры медиации, до того, как конфиденциальная информация будет раскрыта кем-либо. В случае необходимости стороны могут договориться об исключениях из режима конфиденциальности и его особенностях.

Следует обеспечить участие в процедуре медиации третьих лиц, чьи права и законные интересы будут затронуты или могут быть затронуты в ходе проведения процедуры медиации. Если это правило не будет соблюдено, то в соответствии с частью 5 статьи 1 ФЗ о медиации процедура медиации применяться не должна.

Отметим, что законодатель предусмотрел возможность проведения процедуры медиации не только одним, но и двумя и более медиаторами.

Участие медиатора или представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, тем более важно на этой стадии, поскольку требуется определить порядок проведения процедуры медиации, определиться в отношении подхода к содержанию процедуры медиации, стиля медиатора, для чего необходимо верно оценить предмет, характер и причины спора, взаимоотношения сторон, обстоятельства, ранее препятствовавшие диалогу между сторонами, цели предстоящей медиации. Например, если стороны предпочтут привлечь медиатора, использующего «оценивающий подход», то есть примут решение частично или полностью возложить бремя выработки предложений по разрешению спора на медиатора, то это необходимо зафиксировать в соглашении проведении процедуры медиации (частью 5 ст. 11 Федерального закона о медиации установлено, что «медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора)».

Предусмотренная ФЗ о медиации возможность самостоятельной разработки сторонами спора порядка проведении процедуры медиации, представляет собой нелегкую задачу, что может осложнить разработку и заключение соглашения о проведении процедуры медиации, даже если соответствующую помощь сторонам будут оказывать квалифицированные

юристы/адвокаты, а также медиаторы.

Однако ФЗ о медиации предлагает и более простые пути решения этой проблемы, так:

- согласно части 4 статьи 11 в соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать (если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон) на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора;

- как уже указывалось выше, согласно части 2 статьи 11 ФЗ о медиации порядок проведения процедуры медиации может также устанавливаться путем ссылки в соглашении на правила проведения процедуры медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Отметим, что закон различает понятия «правила проведения» и «порядок проведения» процедуры медиации, причем очевидно, что «порядок» является составной частью «правил» проведения процедуры медиации.

Следует также иметь в виду, что согласно пункту 7 статьи 19 ФЗ о медиации предполагается, что правила проведения процедуры медиации будут также разрабатываться саморегулируемыми организациями медиаторов.

Вероятно, что в простых и очевидных случаях можно будет использовать типовые формы соглашения о проведении процедуры медиации, но предпочтительным видится обращение сторон за помощью к организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, либо к медиатору, что упростит процесс заключения соглашения о проведении процедуры медиации.

Среди сведений, которые должны содержаться в соглашении о проведении процедуры медиации ФЗ о медиации названы сведения «о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации». Таким образом, в ходе заключения этого соглашения стороны должны определиться с выбором медиатора.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.