Магистерская программа Гражданское право, семейное право, международное частное право
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Краснодар 2013


УДК 347.3

ББК 67.410.1

М 42

Рецензенты:

Трахов Асланбеч Асхадович, федральный судья

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея

Капица Вячеслав Станиславович, к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин НЧОУ ВПО Южный институт менеджмента

 

      Бушков Д.В. Волкова Е.А.

М 42 Медиация как досудебный порядок урегулирования споров. Конспект лекций для магистрантов направления подготовки 030900 – Юриспруденция, магистерской программы «Гражданское право, семейное право, международное частное право»: Учеб. пособие. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2013.– 74 с.

 

           Конспект лекций по дисциплине "Медиация как досудебный порядок урегулирования споров" подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "Магистр"), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

(протокол №7 от 05.03.2013)

 


УДК 347.3

ББК 67.410.1

М 42

 

©БушковД.В Волкова ЕА

 © Издательство ЮИМ



СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ В МЕДИАЦИЮ... 5

 

2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.. 8

 

3.ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕДИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 22

 

4. ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ.. 34

 

5.ЭТАПЫ МЕДИАЦИИ.. 44

 

6.ИНСТРУМЕНТЫ МЕДИАЦИИ.. 45

 

7.СТОРОНЫ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ, ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ.. 51

 

8.ТРЕБОВАНИЯ К СОГЛАШЕНИЮ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ 58

 

9.ВЫБОР И НАЗНАЧЕНИЕ МЕДИАТОРА.. 61

 

10.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ 65

11.ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 66

 

12.ОФОРМЛЕНИЕ МЕДИАТИВНОГО СОГЛАШЕНИЯ 67

 



ВВЕДЕНИЕ В МЕДИАЦИЮ

 

Медиация - это старинная форма разрешения спора, предполагающая участие нейтральной незаинтересованной стороны, авторитетной для всех участников - медиатора. Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать. Медиация, основными принципами которой являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности - это возможность для всех участников спора выйти из него победителями при отсутствии побежденных.

Медиация - это процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным специалистом-медиатором (посредником), который помогает им вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях существующих между ними различий интересов. Медиация - это междисциплинарная область, находящаяся на стыке юриспруденции, психологии, социологии, конфликтологии и других наук.

Давайте более подробно разберемся, какие причины привели к возникновению медиации. Прежде всего, это уже отмеченные особенности судебной системы, а также иные обстоятельства:

- в случае обращения в суд стороны предоставляют этому органу всю совокупность полномочий по разрешению спора. При этом, как отмечает немецкий исследователь Катарина Грефин фон Шлиффен, именно суд определяет, когда процесс начинается и когда закончится, каким образом он будет проведен, а также его результат;

- во многих странах (например, в США) одной из главных причин обращения к альтернативным способам разрешения конфликтов стала высокая стоимость участия в судебном процессе. В США гонорары адвокатов порой достигают астрономических величин;

- медленная процедура рассмотрения судебного спора, не позволяющая как можно скорее разрешить конфликтную ситуацию, что оказывает негативное воздействие на бизнес-процессы;

- комплексность основной массы конфликтов, которые не ограничиваются рамками одного судебного спора. Постепенно медиация стала играть серьезную роль в разрешении споров между предпринимателями на Западе. В частности, в 1996 г. по результатам опроса, проведенного консалтинговой фирмой Deloitte&Touche, почти 2/3 опрошенных фирм и адвокатских контор признали медиацию одной из предпочтительных форм разрешения споров. Важность посредничества была признана даже на международном уровне, что выразилось в принятии Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) типового закона ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре. Это произошло 24 июня 2002 года.

Рассмотрим основные особенности данного института, которые позволяют говорить о возникновении принципиально нового способа разрешения конфликтов.

1Целью процедуры медиации является приведение сторон к достижению согласия по ключевым моментам спора.

Процедура медиации не ставит своей целью рассудить стороны, определив, что один из участников конфликта прав, а другой — виноват. Совсем нет. В качестве наглядной иллюстрации можно проанализировать сложные конфликты, связанные, например, с перехватом корпоративного управления в акционерном обществе, когда происходит борьба между двумя акционерами. В подавляющем большинстве случаев определить, кто прав, а кто виноват в подобном конфликте, крайне затруднительно. При этом очень часто катализатором возникающего конфликта может стать нарушение не правовых, а моральных норм. За довольно небольшой промежуток времени ссора между партнерами может обрасти большим числом исков и заявлений, поданных в компетентные органы. Для разрешения конфликта будет необходимо довести до логического завершения каждое из этих обращений в суды и иные органы. Однако, даже после получения одной из сторон положительных судебных решений нет никакой гарантии, что проигравшая сторона не начнет противоборство либо в судебной, либо в иных плоскостях. В такой ситуации полностью разрешить конфликт можно лишь в том случае, если стороны придут к примирению, выработав общую позицию по ключевым моментам спора. Таким образом, данная особенность медиации одновременно говорит и о ее коренном отличии от иных способов разрешения конфликтов.

2. Необходимым условием проведения медиации является желание обеих сторон достичь компромисса.

Как уже отмечалось ранее, медиационная процедура не является судебной. Здесь нет выигравшей и проигравшей стороны. Поэтому если одна из сторон непременно хочет, чтобы ее противник по завершении примирительной процедуры остался ни с чем, это не приведет к успеху медиации. Точно так же медиация не будет иметь успеха, если один из конфликтующих не хочет завершения этой процедуры, постоянно затягивая процесс или иным образом препятствуя достижению консенсуса. Разумеется, если бы мы вели речь о судебном споре, то даже при подобном поведении одной из сторон суд мог бы вынести свое решение по делу. Однако здесь это невозможно в связи с коренным отличием сути происходящих процессов.

3. Процедура медиации осуществляется нейтральным посредником — медиатором.

Нейтральность — одна из ключевых характеристик лица, которое руководит процессом медиации. Медиатор (он же посредник) никоим образом не заинтересован в разрешении дела. Он не является предпринимателем, он не может получить выгоды от разрешения спора иначе как в связи с получением гонорара (хотя гонорары некоторых медиаторов и не связаны напрямую с результатом разрешения конфликта). Как правило, в качестве медиатора выступает профессионально обученное лицо, которое не только разбирается в сути возникшего конфликта, но и тонко чувствует настроение противоборствующих сторон. Более подробно о медиаторе будет рассказано в дальнейшем.

4. Разработка решений конфликта осуществляется сторонами самостоятельно.

Не отрицая ключевой роли медиатора (посредника) в разрешении конфликта, тем не менее, следует подчеркнуть, что стороны самостоятельно разрабатывают пути решения конфликта. Основная задача медиатора заключается в своеобразном погружении участников конфликта в «ситуацию». Медиатор тщательно выявляет интересы каждой стороны, осуществляет своеобразный мониторинг конфликтной ситуации. Он может всего лишь поделиться со спорящими своим видением проблемы, но он не разрабатывает за них решение конфликта.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 196.