ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕДИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как же обстоят дела с медиацией в России? Разумеется, в нашей стране причины обращения к медиации отличаются от западных. Прежде всего, следует отметить низкие официальные затраты сторон судебного разбирательства. Спорщикам не грозят высокие гонорары юристов и неподъемные суммы государственных пошлин. Хотя довольно часто сторонам конфликтов, особенно корпоративных, приходится в неформальном порядке тратить огромные суммы, пытаясь склонить чашу весов отечественного суда в свою пользу. Кроме того, причиной, по которой российские компании все чаще стали обращать внимание на медиацию, является конфиденциальность всей процедуры. Обращаясь же в суд, приходится смириться с осознанием необходимости раскрытия общественности многих нелицеприятных фактов из жизни членов органов управления и акционеров компании. Кроме того, отечественных бизнесменов привлекает и скорость, с которой может быть разрешен тот или иной конфликт. Что, конечно же, является немаловажным фактором.

В настоящее время благодаря усилиям группы энтузиастов отечественные предприниматели наконец-то получили возможность познакомиться с преимуществами медиации как способа разрешения споров. Помимо просветительской деятельности и первых опытов медиационного разрешения конфликтов в России были созданы Объединенная служба медиации (посредничества) при РСПП, а также Коллегия посредников-примирителей при ТПП России. Российский бизнес пока еще скептически смотрит на столь экзотическое явление, как медиация. Однако это не значит, что предпринимателям неинтересен новый способ разрешения конфликтов. Совсем наоборот. Другое дело, что они пока еще не убедились в том, что медиация - это как раз то, что им нужно.

Следует отметить, что без законодательной поддержки инициатива по распространению медиации могла так и остаться исключительно в теоретической плоскости. Взять хотя бы статус медиационного соглашения - документа, подписываемого конфликтующими сторонами по завершении процесса медиации. Кроме того, имелась масса иных вопросов.

Данная ситуация и заставила российские законодательные органы заинтересоваться проблемой, стоящей перед новым способом разрешения конфликтов. В частности, Совет Госдумы 15 марта 2010 года рекомендовал к первому чтению проект закона о примирительной процедуре с участием посредника - медиации. Согласно этому законопроекту обратиться к посреднику человек или компания могли самостоятельно или по рекомендации суда, если иск уже подан. Выбрать посредника можно из списка зарегистрированных арбитражным или районным судом медиаторов, которым может стать любой дееспособный гражданин, не имеющий судимости и не состоящий на госслужбе. Посредник путем строго конфиденциальных переговоров с обеими сторонами (процедура оговаривается компаниями либо отдается на усмотрение медиатора) помогает им заключить примирительное соглашение, которое будет иметь «обязательную силу», но в то же время исполняться добровольно. Прекратить примирительную процедуру конфликтующие стороны или посредник могут в любой момент, если посчитают, что дальнейшие переговоры бессмысленны и разрешить проблему сможет только суд.

С введением в действие с 1 января 2011 года законов № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" и 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" созданы правовые условия для развития в Российской Федерации альтернативных способов урегулирования споров при участии независимых лиц - медиаторов. Оба закона были приняты 27 июля 2010 г.

Основными задачами закона № 193-ФЗ являются:

1) определение понятия "процедура медиации" как способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения сторонами спора взаимоприемлемого решения. В этом смысле процедура медиации является альтернативой судебному или административному разбирательству;

2) определение сферы применения процедуры медиации;

3) установление юридических последствий использования сторонами спора процедуры медиации;

4) создание правовой базы для деятельности медиаторов.

Цель закона - предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, сэкономить судебные издержки. Закон направлен на регулирование процедуры медиации. Процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения.

Процедура медиации не носит характера тяжбы. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы  и  потребности,  найти  решение,  удовлетворяющее  всех участников конфликта. В этом заключается основная задача медиатора.

Необходимыми условиями проведения процедуры медиации являются добровольное участие в ней всех сторон спора, их готовность включиться в процесс поиска путей его урегулирования, а также отказ от обращения к другим (судебным, административным) способам разрешения споров на время проведения процедуры медиации.

Процедура медиации может применяться в различных сферах - для урегулирования как гражданских, семейных, трудовых споров, так и споров, выходящих за пределы чисто юридических коллизий (политических и социальных, например, так называемых соседских конфликтов). Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением их участниками предпринимательской деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений.

Одной из задач закона является создание условий для формирования корпуса профессиональных медиаторов. В настоящее время во всем мире ведется активная работа, направленная на создание специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению процедуры медиации, и на объединение их в профессиональные ассоциации (союзы). Такие организации самостоятельно разрабатывают требования, предъявляемые к деятельности медиаторов, регламенты (правила) соответствующих процедур, осуществляют обучение медиаторов, проводят их аттестацию и обеспечивают контроль за качеством оказания услуг в сфере медиации. Закон о медиации будет способствовать развитию в Российской Федерации альтернативных процедур урегулирования споров и повышению уровня охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

Это новые для российской юридической практики термины, речь идет о повышении правовой культуры. Закон применим, например, тогда, когда возникает спор из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Применим данный закон и к трудовым (за исключением коллективных трудовых споров) и семейным спорам.

Законодатель дает такое понятие «процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения».

Медиатор или медиаторы  - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Согласно статье 3 названного закона процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

При проведении процедуры медиации с учетом действующих федеральных законов, если стороны не договорились об ином,  сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации. Процедура может быть платной, как правила каждая из сторон оплату производит в равных долях, если не договорится об ином. В случае если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию (статья 6 Федерального закона). В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства. При этом необходимо помнить, что наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд. Само проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.
В силу статьи 8 Федерального закона соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.

Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:
1) о предмете спора;
2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
3) о порядке проведения процедуры медиации;
4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
5) о сроках проведения процедуры медиации (как правило, на должен превышать 60 дней).
Самое главное при проведении процедуры медиации - медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Медиаторов «спорщики» выбирают сами по взаимному согласию.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать им кандидатуру медиатора, при согласии с кандидатурой это прописывается в  соглашении о проведении процедуры медиации, а порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением сторон  о проведении процедуры медиации.

Результатом процедуры медиации, работы медиаторов  должно стать -  медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме. Подробно все об этом документе изложено в статье 12 Федерального закона №193-ФЗ.

Следует запомнить главное: медиативное соглашение - это гражданско-правовая сделка, которая   заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
Медиативное соглашение не имеет силу исполнительного листа, оно подлежит исполнению исключительно на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Однако, защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Поскольку это сделка, то применяются правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда.

Если стороны в дальнейшем захотят гарантировать  исполнение медиативного соглашения, то по их требованию в соответствии с действующим процессуальным и иным  законодательством такое  соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Эта  деятельность не является предпринимательской деятельностью. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Быть профессиональными медиаторами могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Медиаторы также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности по гражданскому законодательству.

Профессиональная подготовка медиатора

Некоторые современные словари дают однозначный перевод слова «mediation» как «посредничество». Другие в качестве синонима приводят слово «conciliation», которое в юридическом смысле означает примирение сторон. Американские организации, занимающиеся вопросами медиации (например, U.S. Equal Employment Opportunity Commission), указывают на то, что медиатор только способствует сближению позиций спорящих сторон, но сам не предлагает готовые рецепты примирения. Некоторые российские специалисты, напротив, высказывают мнение, что медиатор должен вырабатывать собственную позицию и приводить к ней участников процесса. Но здесь ему уже не обойтись без высочайшего авторитета и высокой общественной репутации. Российское законодательство уже содержит институт посредничества. Значит, его надо развивать и вырабатывать собственное понимание медиации, влиять на выработку стандартов и обычаев медиативного рынка (ведь это такой же рынок услуг, как и все прочие).

 До недавнего времени не существовало каких-либо единых норм и правил, регулирующих порядок доступа к профессии медиатора. Например, в Германии людей, находящихся в поисках работы, отправляли на курсы медиации, после которых им не нужно было сдавать экзамен. Термин «медиатор» часто употребляли и немецкие адвокаты, советуя своим клиентам обратиться к процедуре медиации. Но при этом заведомо нарушался принцип нейтральности, и профессиональный подход становился невозможным. Медиация воспринималась как незначительная сфера деятельности, из которой сложно извлечь какую-либо пользу. Процедура, которую адвокаты ошибочно именовали «медиацией», часто представляет собой обычное урегулирование спора с использованием средств медиации.

На рынке действовали частные учебные заведения, которые предлагали обучение по специальностям «коммерческий медиатор» и «семейный медиатор». Условием для приема в подобные учебные заведения часто являлось наличие специальности в таких областях, как юриспруденция, психология или социальная педагогика при соответствующем опыте работы. Правда, для приема в некоторые образовательные учреждения такого рода было достаточно любой профессиональной квалификации. После завершения учебы в специализированном учреждении или вступлении в крупную профессиональную организацию медиаторы могли подтвердить свою квалификацию и предъявлять лицам, обращающимся за помощью, надежное свидетельство своего профессионализма. Кроме того, профессиональным медиаторам присваивается соответствующее звание, например, медиатор/BAMF (Федеральное объединение по семейной медиации).

В России существует возможность обучиться и стать медиатором. В настоящее время приказом Министерства образования и науки РФ 14 февраля 2011 г. утверждена программа подготовки медиаторов. Это послевузовское дополнительное образование. программа повышения квалификации состоит из трех частей:

1.«Медиация. Базовый курс».

2.«Медиация. Особенности применения медиации».

3.«Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов».

Сейчас ведется работа над тем, чтобы создать условия и стандарты аттестации и сертификации медиаторов. Эта работа ведется в рамках Объединенной комиссии, которая была создана по инициативе РСПП, и которую удалось сделать действительно объединенной, поскольку в ней участвует и Торгово-промышленная палата, и представители Высшего арбитражного суда, и представители Ассоциации юристов. Как видно из опыта большинства стран, несмотря на наличие законодательной базы, медиация все равно требует и саморегулирования. Поэтому в настоящее время идет работа по созданию необходимой основы и выработки хотя бы ориентировочных стандартов для того, чтобы человек, обращаясь к медиации, имел критерии выбора медиатора.

Медиатором может быть любой специалист, независимо от уровня юридических знаний. Решение о том, кто может пройти соответствующее обучение, а кто не подходит для работы медиатора, следует предоставить на усмотрение комиссии и преподавателей. Педагогические знания и причастность к общественным наукам, равно как и юридические знания, совсем необязательны, и как показывает практика (Австралия, Центры социальной справедливости), даже являются помехой. Распространенное заблуждение, что адвокаты имеют полное право предлагать свои услуги в качестве медиатора, в корне неверно. В тех странах, в которых медиация осуществляется на профессиональной основе, от подобного заблуждения избавились еще 10-15 лет назад. Однако при медиации семейно-правовых конфликтов (например, связанных с выплатой алиментов или воспитанием детей) присутствие адвоката весьма приветствуется с тем, чтобы исключить достижения всякого рода компромиссных решений, результатом которых явилось бы существенное ущемление интересов одной стороны, когда в соответствии с действующим законодательством эта сторона могла бы добиться для себя больших выгод.

К медиатору предъявляются очень высокие требования, поскольку он должен обладать высочайшей профессиональной этикой, и здесь, наверное, медиаторов можно даже ставить на одну ступень с судьями. Медиатор должен быть человеком, который владеет навыками, это само собой, но наряду с этим он должен обладать определенными личностными качествами. Мы уже с вами касались вопроса конфиденциальности. То есть это должен быть человек, абсолютно нейтральный и беспристрастный, и он должен уметь сохранять нейтральность и беспристрастность на протяжении всей процедуры медиации. В роли медиатора может выступать лишь высокопорядочный и честный человек. Даже затрагивая вопрос нейтральности и беспристрастности медиатора, мы понимаем степень его профессиональной ответственности. Ведь медиатор обязан, даже если он чувствует, что есть хотя бы косвенные возможности или предпосылки, препятствующие его беспристрастной позиции в данной процедуре в отношении кого-то из участников, об этом сказать. Это не значит, что он должен отказаться от ведения процедуры, но предоставить это решать сторонам. Но если это его внутреннее убеждение, то, конечно, он должен отказаться.

 

 











ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ

 

Медиация —технология альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Процедура медиации следует определенным условиям и правилам ведения и основывается на следующих принципах:

· добровольность,

· конфиденциальность,

· взаимоуважение,

· равноправие сторон,

· нейтральность и беспристрастность медиатора,

· прозрачность процедуры.

Данные принципы перечислены в Федеральном законе об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), принятом Государственной Думой 7 июля 2010 года и одобренным Советом Федерации 14 июля 2010 года. Список основных принципов может быть расширен – что делает основы проведения медиации более понятными и формализованными.

Принцип добровольности.

Принцип добровольности понятен. Он присутствует от начала процесса (с момента принятия сторонами решения о проведении такой процедуры) до его завершения. В вышеуказанном законе говорится (Статья 9):

«1. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

2. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации».

Если стороны не намерены привлекать для урегулирования разногласий третьих лиц, то никто не вправе их заставить участвовать в процедуре медиации. Они сами приглашают медиатора или совместно обращаются в организацию для предоставления им специалиста-медиатора. Никто не может сделать это за них. Стороны делают это «по взаимному согласию» и «стороны направляют соответствующее обращение» в организацию, предоставляющую медиативные услуги совместно. Если заинтересованность в процессе медиации проявляет только одна сторона, то ее выбор медиатора или обращение в организацию с целью назначения медиатора для разрешения спора не является правомерным, поскольку нарушается принцип добровольности по отношению ко второй стороне спора.

Процедура медиации является сугубо добровольной. Стороны никто не может заставить воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация - добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения.

Добровольность выражается также в том, что:

· Ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации.

· Выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию личное дело каждого участника.

· Согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно.

· Стороны сами контролируют свое будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры, которые, конечно, не обладают полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплеке сторон и спора.

· Услуги того или иного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно.

Возможен вариант, когда стороны готовы вести конструктивный диалог, и привлечение медиатора не является очевидной необходимостью. Кто-либо из друзей или родственников могут посоветовать обратиться к медиатору. Не будучи необходимой, медиация в подобной ситуации может стать полезной – участие опытного медиатора может привести к разрешению конфликта быстрее и основы договоренностей могут оказаться более адекватными, чем при самостоятельном разрешении спора сторонами. Однако, может в процессе медиации может возникнуть ситуация, когда сторонам становится очевидным, что они способны разрешить спор самостоятельно. Процесс медиации может быть прекращен в соответствии в принципом добровольности. Поэтому в интересах медиатора еще до начала процесса совместно со сторонами спора рассмотреть необходимость и целесообразность начала медиативного процесса. Осознание необходимости участия посредника в разрешении конфликта, таким образом, является как бы дополнительным принципом к принципу добровольности участия в процессе медиации.

Если соглашением сторон предусмотрена обязательная процедура медиации - это не предполагает обязательства примириться. От стороны в данном случае требуется только добросовестно рассмотреть варианты примирения и воздержаться от судебного разбирательства данного спора в течение определенного срока.

Стороны свободны в определении условий медиативного соглашения. Стороны могут выдвигать любые предложения и отвергать предложения другой стороны без объяснения причин. В медиативное соглашение могут быть включены только те условия, которые стали результатом взаимного согласия сторон. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Принцип конфиденциальности

Медиатор должен обеспечить разумные ожидания сторон в отношении конфиденциальности.

Конфиденциальность зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не требует Закон.

По отношению к конфиденциальности стороны могут разработать свои правила, или заранее договориться с медиатором, или офис может предложить уже имеющиеся определенные правила. Так как гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить ее с конфликтующими сторонами.

Если медиатор проводит приватные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с точки зрения конфиденциальности, должно быть обсуждено со всеми сторонами предварительно. Настоящий момент имеет непосредственное отношение к принципу прозрачности процесса медиации. Если одна из сторон не знает о встречах медиатора со второй стороной – это возбуждает недоверие и подозрения в необъективности медиатора.

В целях защиты целостности процесса медиации, медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях.

Если стороны договорились, что вся или часть выявленной информации во время процесса медиации является конфиденциальной, такое соглашение сторон должно являться для медиатора обязательным.

Конфиденциальность не может быть истолкована как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации ответственными людьми. При соответствующих обстоятельствах, научным работникам может быть разрешен доступ к статистическим данным и, с разрешения сторон, к зарегистрированным делам, присутствие на процессе медиации, интервью участников медиации. Такие возможности, впрочем, должны быть оговорены и согласованы со сторонами до начала процесса медиации. Желательно правила медиативного процесса согласовать со сторонами и зафиксировать в письменном виде.

Безусловно, если в ходе переговоров появляется информация о готовящемся или совершенном преступлении, принцип конфиденциальности не будет работать, об этом перед началом процесса переговоров медиатор сообщает сторонам. В случае конфликта с законодательством медиатор оказывается в сложном положении. Если он сообщает сторонам перед началом процесса медиации, что если он будет вызван в суд в качестве свидетеля, то сообщать суду сведения, полученные в ходе медиации, он не будет, то подобное замечание будет противоречить действующему законодательству (ст. 73 и 74 УПК РСФСР) и может повлечь за собой определенные санкции, предусмотренные законом (ст. 308 УК РФ). Нарушения законодательства не будет только в случае, если медиатор является адвокатом одной из сторон, но тогда может возникнуть сомнение в его нейтральности. В некоторых странах, например в США, закон защищает медиатора и позволяет не сообщать суду информацию, ставшую известную ему в процессе медиации как принцип медиации.

 Принцип нейтральности и беспристрастности медиатора.

У медиаторов есть такое правило: при проведении медиации посредник должен быть внутренне "пустым", никакого личного отношения к сторонам у него быть не должно. В противном случае невозможно обеспечить сторонам равное право на участие в переговорах и принятии решения. Этот принцип неразрывно связан с принципом равноправия сторон. Бели только одной из сторон переговоров покажется, что медиатор симпатизирует другой стороне, процесс медиации будет сорван, и медиатор может быть обвинен в сговоре со второй стороной. В то же время опытные медиаторы советуют, что если все же медиатору не удалось сохранить нейтральность по отношению к сторонам, то в этом случае он обязан прекратить проведение медиации и предложить сторонам выбрать себе другого медиатора.

Медиатор должен проводить медиацию беспристрастно и справедливо. Медиатор должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере или стороны высказали сомнение в этом (особенно, когда медиатор дал основания для этого, и ему не удалось их переубедить), он обязан прекратить медиацию.

Медиатор должен избегать такого поведения, которое давало бы повод почувствовать пристрастность по отношению к другой стороне. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора. Медиатор должен остерегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации.

Медиатор должен раскрыть все имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте, в той или иной степени известные ему. После обнаружения таковых, медиатор должен отказаться от медиации, или же получить согласие сторон на проведение медиации. Необходимость защиты от пристрастности медиатора в конфликте может влиять также на поведение сторон во время и после медиации.

Медиатор несет ответственность за обнародование всех имеющихся или потенциальных конфликтов, которые в той или иной мере ему знакомы и которые могут породить вопрос о беспристрастности. Если все стороны согласятся на медиацию после того, как были проинформированы о конфликте, медиатор может продолжить медиацию. Однако, если интерес в конфликте порождает ряд сомнений целостности процесса, медиатор должен отказаться от процесса.

Медиатор должен избегать проявления заинтересованности в конфликте как во время, так и после медиации. Без согласия всех сторон, медиатор не должен впоследствии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или не касающемуся делу при условии, если это может вызвать законные вопросы целостности процесса медиации.

Принцип сотрудничества и равноправия сторон.

Стороны равноправны. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения.

Медиации применяется только к тем отношениям, в которых стороны равны. Правовое положение сторон одинаково и ни одна их них не может принуждать другую к каким-либо действиям. Стороны равны и рассчитывают найти решение, которое будет выгодно для них обеих.

Медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Иногда медиацию упрекают в том, что более слабая сторона, а в бракоразводных процессах это, как правило, женщина, «затирается». Это не совсем верно. Действительно, красноречивые партнеры имеют некоторое преимущество в этом процессе, который в большой степени опирается на словесный уровень общения. Но у медиаторов разработан широкий репертуар техник и методов, уравновешивающих подобные различия. Например, Эд Ватцке описывает метод медиации, во время которой пара медиаторов, в разговоре друг с другом в присутствии пары клиентов обобщают достигнутое, а в индивидуальных беседах с клиентами рассказывают, каким образом можно создать определенное равновесие (см. о «рефлексирующей команде» в статье «Комбинаторика пар» Ed Watzke). Если одна из сторон не может легко и точно сформулировать мысль, или кто-то забыл нечто важное, то это может в подходящий момент прямо и открыто сделать медиатор. В статье Мартины Мёссмер представлены методы, которые поддерживают более слабого в его умении высказываться, не нарушая при этом принцип нейтральности по отношению к участникам медиации.

Основополагающие принципы обозначают основные предпосылки и границы медиативного процесса. В медиации, с момента ее распространения, вводились строгие предварительные условия, без соблюдения которых медиация недопустима:

· добровольность участия всех сторон, готовность включиться в процесс поисков решения конфликта;

· исключение других сфер урегулирования конфликта, как, например, судебное рассмотрение дела;

· способность каждого участника конфликта воспринимать свои интересы, озвучивать и представлять их;

· эскалация конфликта не должна доходить до стадии применения физического насилия, угрозы его применения или страха перед таковым;

· честность и открытость относительно всего содержания, с которым идет работа в медиации.

Медиаторы не выполняют функцию адвокатов. Они не дают юридических советов и не представляют ни одну из сторон в суде. Они не поддерживают стороны и при обсуждении юридически важных аспектов дела.

Приверженности какой-либо одной стороне (партии) недопустима. «Беспартийность» медиатора означает принадлежность, приверженность интересам всех партий, по отношению ко всем участникам конфликта. Но обязательна их критичность, они выясняют: можно ли будет выполнить принятое решение в повседневной жизни? Насколько оно соответствует юридическим, процессуально-правовым, этическим нормам и общественно приемлемо?

От судей ожидают принятия решения или приговора. Они наделены авторитарной властью принимать решения; приговоры выносятся от «имени народа». Судьи ведут процесс и приходят к результату в строго установленном порядке. Полученные в процессе разбирательства и предоставленные обоснования (свидетельства специалистов, высказывания свидетелей и т.п.) нужны судьям, а не участвующим сторонам.

Адвокаты, используя юридическую аргументацию, в соответствии с нормами судопроизводства продвигают интересы одной из сторон, своего клиента, а не работают активно над поиском решения.

В медиации участники самостоятельно вырабатывают и принимают решение, договариваются об урегулировании конфликта, могут также влиять на процедуру медиации. Делается все возможное, чтобы в полном объеме воплотить интересы сторон, сохранить личные мнения. Кроме того, в медиации существует возможность обратиться к темам и вопросам, которые вначале были не подняты. Это, скорее всего, не совсем ясно сформулированные, не до конца осознанные, то есть, более глубоко лежащие темы внутреннего содержания конфликта. Они не всегда с правовой точки зрения нужны в судебных разбирательствах, но именно в них может быть личная заинтересованность участников конфликта. Внутреннее содержание и интересы становятся в медиации более внятными и ясными, таким образом, и соглашения начинают обретать форму конкретных действий. Поэтому в медиации больше шансов обрести взаимопонимание конфликтующими сторонами, а, значит, и больше шансов устранить причины и минимизировать негативные последствия конфликта.

Сравнивая медиацию с третейским судом, становится видно: третейский судья часто предлагает соглашение, которое либо принимается, либо отклоняется участниками конфликта. В медиации решения вырабатывают и принимают заинтересованные стороны (медиатор отвечает лишь за процедуру). Причем, решения проверяются на реалистичность их выполнения и практические последствия не только участниками медиации. Все, на ком может отразиться результат договоренностей, участвуют в экспертизе таких решений. Отсюда «вес» решения в медиации становится намного больше.

 

ЭТАПЫ МЕДИАЦИИ

 

Как известно, медиации – это четко организованный алгоритм переговоров, или последовательность этапов, которые обязательны для успешности всего процесса. Традиционно медиация состоит из следующих этапов.

· Введение в процесс медиации.

· Презентация сторон – рассказ каждой стороны, в чем суть их спора, разногласий, конфликта.

· Дискуссия по выработке вопросов для обсуждения и переговоров.

· Кокус - индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон.

· Дискуссия по выработке возможных предложений для урегулированияконфликта

· Подготовка проекта соглашения

· Выход из медиации

Каждая стадия медиации имеет свои конкретные цели и задачи, и пока не будут достигнуты эти цели, не следует переходить к следующей стадии. Поэтому медиатор должен все время себя внутренне проверять – действительно ли задачи, стоящие перед ним на данном этапе выполнены и поставленная цель достигнута. Только при полной уверенности, что все задачи решены, можно переходить к следующему этапу.

Посредник должен обеспечить эффективную коммуникацию между сторонами. На первый взгляд, в этом нет никаких сложностей. Люди часто помогают другим разобраться в тех или иных проблемах, давая оценки мнениям и позициям других людей. Со стороны часто виднее: кто прав, а кто виноват. Но медиатор как раз не имеет права давать каких-либо оценок, а тем более определять, кто из сторон более прав или виноват. Ведь он должен в процессе всей медиации оставаться нейтральным и беспристрастным. Медиатор исходит из позиции: у участников конфликта есть проблема, которая мешает им взаимодействовать конструктивно и неконфликтно. Посредник должен помочь им понять, что случившееся уже в прошлом. Важно, чтобы они не спорили о прошлом, а осознали, что для них важно в будущем, что они готовы для этого сделать и что хотят попросить сделать другую сторону для этого. Медиатор, выполняя свою роль, должен уметь осуществлять ряд специальных функций, которые, как правило, не даны нам в процессе какого-либо обучения или социализации. Владение ими возможно только при специальном обучении.

 

ИНСТРУМЕНТЫ МЕДИАЦИИ

 

Как организатор процесса медиации медиатор обеспечивает последовательное и конструктивное ведение переговоров и, в первую очередь, должен очень внимательно слушать собеседника. Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно - успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание. В этом случае важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции».

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

В ходе медиации в каждой фазе могут возникать ситуации, в которых проявляются особые проблемы. Большой помощью при этом будет, если медиаторы умеют пользоваться приемами, которые пригодны для обработки этих проблем. Эти приемы следует назвать здесь «инструментарием»: как у ремесленников есть свои инструменты и они используют каждый инструмент для определенной цели, так и медиаторы всегда должны «иметь при себе» свои инструменты, владеть ими и использовать их правильным образом. Хотя специального «инструмента медиации» не существует, можно использовать приемы из многих других областей (терапия, групповая динамика, модерация, консультирование, тренинги, педагогика для взрослых и т.д.). Некоторые приемы в любом случае должен знать и уметь использовать каждый медиатор. В ходе медиации следует ознакомить с ними и конфликтующие стороны.

Если кто-то хочет сообщить о своем мнении или собственных чувствах, он должен говорить от первого лица. Формулировки типа «делают» или «мы» без спросу втягивают других и прикрывают собственные намерения щитом обобщения. Для разрешения конфликта более полезна «незащищенная» формулировка, так называемое «Я» - послание. Оно состоит из эмоциональной части и фактической (эмоции и информация): собственные чувства выражаются в форме «Я». То, что вызвало эти чувства, сообщается в деловой, информационной части послания:

Например: «Я разочарован тем, что ты не сдержал своего обещания!»

Чувства нельзя аргументировать, они существуют и их нужно принимать. Выраженные от первого лица, они не превращаются в оскорбительную критику другого человека, как это часто имеет место, когда употребляются «послания «Ты» (например, «Ты лжец!»)

Приемы активного слушания

Можно выделить следующие приемы активного слушания.

1. Поощрение.

2. Молчание.

3. Отражение или «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.

4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

5. Обобщение (резюмирование).

6. Уточняющие и наводящие вопросы.

7. Побуждение – призыв к высказыванию или реагированию.

8. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.

9. Обостряющее слушание.

10. Конкретизация (логическое следствие)

Рассмотрим подробнее некоторые из этих приемов.

1. Поощрение

Продемонстрировать заинтересованность. Поддерживать у собеседника стремление к рассказу. Не надо соглашаться или не соглашаться с тем, что вы слышите. Используйте благожелательный тон и уклончивые слова:

— я понимаю...

— Угу....

— это интересно...

— пожалуйста, продолжайте....

2.Молчание

Если ответы или утверждения, очевидно, преувеличены, «ощутимое» молчание лица, к кому они направлены, может помочь осознать Вашу ошибку и побудить скорректировать ее.

3.Отражение или «парафраз»

«Отражение» или «парафраз» означает краткий пересказ своими словами того, что сказал другой человек. Отражение является самым важным средством, чтобы дать собеседнику понять, что Вы интенсивно слушаете, и чтобы проверить, действительно ли все правильно

понято. Благодаря этому можно избежать многих недоразумений.

4. «Зеркало» - изменение формулировок высказываний

Враждебно сформулированное высказывание ведет к тому, что тот, к кому оно обращено, хочет защитить себя или переходит к «контратаке». При этом собственно основное содержание послания тонет. В споре такой вид деструктивной коммуникации встречается часто. Медиаторы могут вмешиваться, изменяя формулировку оценивающих, оскорбительных или провоцирующих высказываний, придавая им нейтральную, приемлемую форму.

Пример: «Я был бы готов на уступки, если бы он не настаивал на этом пункте так прямо!»

Можно переформулировать таким образом: «Итак, Вы были бы готовы на уступки, если бы с ним можно было разговаривать по этому пункту».

5. Обобщение (резюмирование)

Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, суть которого в повторении каждой мысли собеседника своими словами. При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль. Обычно она предваряется фразами типа: «Таким образом, вы считаете...», «Итак, вы предлагаете...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то...», «Ваша основная идея, как я понял, состоит в том, что...».

Медиаторы должны время от времени обобщать сказанное, упорядочивая и структурируя его. При этом они могут самостоятельно отсортировать неважное, а важное заострить. Этим они помогают соперникам снова найти красную нить беседы и внести ясность в собственный мир мыслей и чувств. Обобщения показывают, как и отражения, что сказанное принято и понято. Обобщения дают медиаторам возможность вмешиваться в происходящее, упорядочивая его, завершать отдельные фазы беседы и переключать внимание на новую тему.

6. Вопросы

- «Простые» вопросы следует применять по возможности экономно, в противном случае у спрашиваемого может возникнуть чувство, что его выспрашивают или как будто он на допросе. Следует использовать по возможности открытые вопросы. Открытые опросы - это вопросы, которые не предписывают категорию ответа.

- Следует избегать вопросов, при помощи которых проверяется собственное предположение. В противном случае имеется опасность, что начинаются ужасные размышления и попытки дать «правильный» ответ.

Примеры хороших вопросов:

«Что Вы переживаете сейчас (когда Вы слышите это?»)

«Каковы скрытые причины того, что Вы так ясно говорите: «Нет, я не хочу этого!?»

« Чего Вы хотели бы сейчас? Вы говорите: «Об этом не может быть и речи!» Не могли бы Вы сказать об этом немного больше? Вы говорите, что Вы никогда не сделали бы этого, - можете Вы сказать, что препятствует Вам в этом?»

«Вы говорите: «Ну, это вообще никуда не годится!» Что Вас больше всего здесь не устраивает?»

Побуждение

7. Побуждение. Призыв к высказыванию

Начать разговор могут помочь вопросы или призывы следующего рода:

«Не могли бы Вы рассказать немного о том, что привело Вас к тому, что Вы сейчас сидите здесь вместе с Вашим мужем?» Или позднее: «Что приводит Вас в такое отчаяние? Что вызывает слезы?»

Как раз в трудных ситуациях противники должны учиться облекать в слова и высказывать все, что по их мнению может прояснить ситуацию.

Призыв к реагированию

«Как Вы на это реагируете?» «Что это вызывает в Вас?» «Вы уже знали об этом?» «Что Вы на это скажете?» «Это для Вас новость? Или это известно?»

8. «Эхо-реакция»

Слово или предложение говорящего повторяется, чтобы ненавязчиво обратить его внимание на то, что еще кажется неясным. Эхо-ответы позволяют управлять ходом беседы, не прерывая ее грубо.

Пример: «Собаки у него огромные, страшные и целый день лают...»

«Страшные».

«Да, они подбегают к человеку, и я боюсь, что они покусают детей или меня...»

9. Обостряющее слушание

Обостряющее слушание представляет собой разновидность активного слушания.

Например, высказывание: «Мне иногда мешает то, что мой партнер еле двигается» отражается как: «Когда Ваш партнер еле двигается, а Вам приходится ждать, Вы постепенно внутренне закипаете. Вы чувствуете, что Вас не принимают всерьез».

«Мне это иногда мешает» превратилось в «закипаете».

Этим выражается, что агрессия должна восприниматься и приниматься всерьез.

10. Конкретизация (логическое следствие)

При расплывчатых или непрямых высказываниях, которые не дают «возможности для нападения», медиаторы должны побудить к конкретизации, например, при помощи прямых вопросов:

«Вы можете привести пример? Вы можете сказанное конкретизировать?»

Если призыв к конкретизации не помогает или даже вызывает сопротивление, может помочь метод «вздорного предположения»:

Пример. Общее высказывание: «Иногда его поведение мне не по нутру» можно конкретизировать вздорным образом: «Например, Вам не по нутру, когда его носки лежат на обеденном столе». На это последует корректировка, причем будет назван соответствующий пример.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.