Анализ образов реального и идеального врача, Я-образа и образа Я-пациента в сознании взрослых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того чтобы сравнить все 4 образа сразу, нами была составлена диаграмма (диаграмма – это круглая, а это график J) (Рисунок 1), отражающая соотношение компонентов структуры изучаемых образов, которая позволяет наглядно оценить их качественное содержание.

Условные обозначения компонентов образа: с- социальный; э – эмоциональный, ис – социальный интеллект; и – интеллектуальный; в – волевой; т- телесный; п – поведенческий;д – деятельностный; м – метафоры; к – конвенциональный;мат-материальный.

Рисунок 1.Соотношение компонентов структуры образов реального и идеального врача, Я-образа и образа Я-пациента

Сопоставив данные по компонентам всех исследуемых нами образов мы можем отметить, что образ Я и Я-пациента в целом достаточно сходны по характеру приписываемых качеств. Образ реального и идеального врача одинаково ярко характеризуется с помощью эмоциональных и социальных характеристик, но в образе реального врача куда меньше внимания уделяется интеллектуальным качествам, а в образе идеального – телесно-физическим.

Среди всех изученных образ идеального-врача характеризуется как самый интеллектуальный. Только в случае с образом Я испытуемыми были отмечены конвенциональные качества, что говорит о том, что в других случаях отнесение человека к какое-либо группе оказалось неуместным. Говоря о себе, люди склонны отмечать эмоциональные качества личности куда больше, чем говоря о враче (своем или идеализированном). Но в то же время на свои поведенческие черты респонденты указывали напротив, гораздо реже.

Оценивая модальность изученных нами образов (Рисунок 2) мы можем сделать вывод о том, что идеальному медицинскому сотруднику опрошенные были склонны приписывать преимущественно положительные качества, стремясь всячески исключить из его образа отрицательные.  

 

Рисунок 2.Модальность образов реального и идеального врача, образов Я и Я-пациента

 Также стоит отметить, что самостоятельный Я-образ несет в своей структуре гораздо больше характеристик, отнесенных к категории положительных или нейтральных, чем образ Я-пациента. Это позволяет сделать вывод о том, что в случае болезни человек оценивает себя и свои качества куда более отрицательно. В соответствии с данными, указанными нами ранее (Рисунок 1), мы можем говорить о том, что это связано в первую очередь с эмоциональным состоянием респондентов на момент обращения к врачу.

По результатам психогеометрического теста (Таблица 5), нами отмечено, что говоря об образе Я, исследуемые чаще всего предпочитали треугольник – символ целеустремленности. В случае с образами идеального врача, и Я-пациента предпочтение чаще отдавалось зигзагу, что говорит о творческом начале, отмеченном испытуемыми в данных образах. Идеальный врач чаще всего отмечался квадратом, что весьма справедливо для данного образа, т.к. квадрат является символом стабильности. При этом в реальном враче респонденты чаще всего отмечали такое качество, как общительность, на что указывает круг, приписываемый большинством данному образу.

Таблица 5.Количество предпочитаемых психогеометрических фигур для образов реального и идеального врача, Я-образа и образа Я-пациента

Фигуры Образы      
Я-образ (n=15) 27% 40% 0 % 27% 7%
Образ идеального врача (n=15) 33% 20% 7% 7% 33%
Образ реального врача(n=15) 20% 13% 13% 53% 0%
Образ Я-пациента (n=15) 13% 13% 13% 13% 47%

 

Сопоставив данные психогеометрического теста (Таблица 6), полученные для каждого образа мы можем отметить, что образ Я и образ идеального врача совпадают более, чем на половину, так же как и образ Я-пациента совпадает с образом реального врача. В тоже время образ реального врача четко противопоставляется образу идеального, а образы Я и Я-пациента вовсе не имеют четкого противопоставления или же совпадения.

Здесь хорошо бы добавить рассуждение о том, с чем это может быть связанно (я про результаты по невербальной части)

Таблица 6.Сопоставление невербальных образов реального и идеального врача, Я-образа и образа Я-пациента

Образы Сопоставление Реальный врач-Идеальный врач Я – Я-пациент Я - Идеальный врач Я-пациент – Реальный врач
Совпадение 13% 40% 53% 53%
Противопоставление 53% 33% 20% 20%

 

Выводы по второй главе

· Структура образов реального и идеального (все-таки состояние болезни мы здесь не рассматриваем, поэтому лучше об этом и не говорить)  врача и образа Я-пациента в первую очередь характеризуется большим количеством выделяемых социальных качеств. Это позволяет говорить о том, что большинство людей в личности врача отмечают первостепенно не его профессиональные качества, а способность к социальным контактам.

· Образы Я и Я-пациента отмечаются насыщенностью эмоциональными качествами. Это говорит о том, что в случае болезни человек в первую очередь обращает внимание на свое эмоциональное состояние и только потом – на физическое.

· Образы врачей отмечаются большим количеством интеллектуальных и деятельных характеристик. Из этого следует вывод, что уровень притязаний к профессиональной деятельности врача оказывается, как правило, на порядок выше, чем к своей собственной.

· Образы реального врача и Я-пациента отмечены куда более отрицательной модальностью, чем образы идеального врача и Я-образ. Следовательно, исследуемые склонны ожидать от идеального врача столько же положительных качеств, сколько они видят в себе, но по факту получают их столько же, сколько способны проявить в состоянии дурного самочувствия.

· Невербально Я-образ оценивается схоже с образом идеального врача, а образ Я-пациента – с образом реального. Это еще раз подтверждает предположение о том, что мы склонны приписывать идеальному врачу характеристики актуальные для нас самих, в то время как образ реального врача коррелирует с куда менее положительным образом пациента.

 

 

Заключение

Между изученными нами образами существует тесная взаимосвязь. Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что во многом мы склонны приписывать идеальному врачу элементы наших собственных образов, причем преимущественно положительные. В то же время, оценивая образ Я-пациента как куда более отрицательный, тревожный и неспокойный, его мы склонны связывать с образом врача реального, который непосредственно и принимает нас в описанном состоянии. Важнейшим элементом продуктивного взаимодействия врача и пациента является их социальный контакт, о чем говорят нам многочисленные социальные структурные компоненты всех четырех образов. Со стороны пациента продуктивность взаимодействия со специалистом определяется эмоциональным настроем. В личности специалиста немалое значение отдается его интеллектуальным и профессиональным качествам, но преимущественным остается так или иначе именно человеческий фактор.

Полученные результаты могут быть полезны для более глубокого изучения взаимодействия врачей и пациентов в различных условиях и являются хорошей теоретической базой для размышления над более конкретными аспектами психологических элементов в медицине.

 

Литература:

1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Минск: Попурри, 2012г. – 528 с.

2. Кехо Дж. Подсознание может всё. Минск: Попурри, 2011г. – 160 с.

3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самопознание. М.: Политиздат, 1984г. – 336 с.

4. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978г. – 368 с.

5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006г. – 944 с.

6. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2006г. – 240 с.

7. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2003г. – 607 с.

8. Ситников В.Л. Образ ребёнка в сознании детей и взрослых. СПб.:Химиздат, 2001г. – 288 с.

9. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2003г. – 304 с.

10. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2011г. – 592 с.

11. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Академический проект, 2007г. – 288 с.

Интернет-ресурсы:

12. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: создание положительных взаимоотношений и взаимопонимания с пациентом.

http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_4_9/nomer/nomer11.php

13. Загулин К. А. Проблема бессознательного в философии

http://www.psy.crimea.ua/content/view/147/119

14. Исследование mar consult: как часто болеют россияне и почему они при этом не посещают врачей

http://gtmarket.ru/news/state/2010/02/26/2530

15. Конева Е.В., Солондаев В.К. Психологический анализ взаимодействия «врач-пациент» в педиатрии

http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_6_23/nomer/nomer08.php

16. Общение и межличностные отношения между медицинскими работниками и больными

http://www.univer5.ru/psihologiya/psihologiya-obscheniya-i-mezhlichnostnyih-otnosheniy/Page-211.html

Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.