КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Блинова Екатерина Николаевна

                                 

ОБРАЗ ВРАЧА В СОЗНАНИИ ПАЦИЕНТОВ

Курсовая работа по общей психологии

 

 

Заведующий кафедрой                                          Научный руководитель

профессор, д-р психол. наук                                доцент, канд. психол. наук

В.Л. Ситников                                              Н.Б. Казначеева

______________________                          _____________________

 

 

Санкт – Петербург

2014

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Психологические особенности образа врача в сознании пациентов.. 7

1.1. Понятие образа человека в психологии. 7

1.2. Психологические особенности восприятия медицинского работника. 11

1.3. Образ «Я-пациента» в сознании человека. 13

1.4. Формирование картины здоровья. 18

Глава 2. Отражение образов врача в сознании взрослых пациентов 22

2.1. Организация и методика изучения образов идеального и реального врачей, а также образа «Я-пациента» в сознании взрослых людей. 22

2.2.Анализ данных предварительного анкетирования. 23

2.3. Анализ образов идеального и реального врача в сознании взрослых пациентов 23

2.4. Анализ Я-образа и образа Я-пациента в сознании взрослых людей. 26

2.5. Анализ образов реального и идеального врача, Я-образа и образа Я-пациента в сознании взрослых. 29

Выводы по второй главе. 32

Заключение.. 34

Литература: 35

 



Введение

Актуальность исследования:

В современном обществе, обладающем широким выбором возможностей в сфере медицинских услуг, каждый человек на своем жизненном пути сталкивается с необходимостью обратиться за помощью к специалистам. Отношения между пациентом и медицинским работником являются одним из важнейших моментов в процессе сохранения и поддержания здоровья первого. Ключевую роль в развитии этих отношений играет представление пациента о своем враче – его образ. Структура образа медицинского работника может быть разнообразна и неоднозначна по своему содержанию, но именно она является фактором, определяющим то, обратиться ли человек за помощью к врачу и насколько активно будет готов с ним взаимодействовать. 

В настоящее время, к сожалению, не подведена точная статистика относительно количества смертей по причине нежелания пациента взаимодействовать с врачом (самолечения). Тем не менее, по данным различных средств массовой информации несложно сделать вывод о том, что их количество не так уж мало. Фактом, вызывающим во многих противоречивые чувства в данной ситуации является также и то, что процент людей, лишившихся жизни в результате врачебной ошибки, увы, тоже не мал. Разумеется, что в рамках сложившихся обстоятельств пациента настигают сомнения: стоит ли в случае болезни идти за помощью в больницу или же разумнее взять ситуацию в свои руки?

В результате исследований, проведенных компанией MAR Consult [14] выяснилось, что только 15% из числа опрошенной ими аудитории обращаются за помощью к врачу каждый раз в случае заболевания. Медицинские заведения посещаются большинством этих людей 1-2 раза в год. Очевидным остается тот факт, что в рамках жизни в современном обществе, человеку, стремящемуся поддерживать свое здоровье на достойном уровне консультации врача (не только относительно заболеваний) необходимы гораздо чаще. Среди наиболее популярных причин, по которым люди не хотят ходить в больницы и поликлиники являются:

1. Низкий уровень обслуживания в медицинских учреждениях

2. Некомпетентность врачей

3. Сложности в получении врачебной консультации (большие очереди, проблемы с записью и т п.).

По данным исследования компании Profi Online Research [18] 7% опрошенных Россиян вовсе не обращаются за врачебной помощью. Причина этого также довольно проста – неудовлетворенность качеством оказываемых услуг.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать выводы о том, что далеко не всегда люди открыты к взаимодействию с медицинскими работниками, и их оценка качества оказываемых им услуг может быть весьма различна, но зачастую она тесно связана с представлением о самом враче. Именно поэтому вопрос изучения структуры образа медицинского работника в сознании пациентов является важнейшим в рамках изучения отношений между этими двумя группами людей.

Цель исследования: изучить структуру образов медицинского работника («реального» и «идеального») и образа «Я-пациента» в сознании взрослых людей.

Объект исследования: 15 человек, в возрасте 23-48 лет. Среди них 10 женщин и 5 мужчин, представители разных социальных классов и видов деятельности.

Предмет исследования: образ врача и образ себя в роли пациента в сознании взрослых людей.

Гипотеза исследования: образ медицинского работника не одинаков в сознании разных людей, это связано с тем, что представление человека о себе в роли пациента (образ «я-пациент») также крайне индивидуально. Между этими образами существуют значимые взаимосвязи.

Задачи исследования:

1. Изучить материал, существующий на данный момент по данной проблеме.

2. Изучить структуру и содержание образа медицинского работника у представителей выборки.

3. Изучить структуру и содержание образа «Я-пациента» у представителей выборки.

4. Сделать выводы о взаимосвязи изученных образов и отношении к медицинским работникам у представителей данной выборки.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.