Образ «Я-пациента» в сознании человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Также одной из «наиболее таинственно выглядящих проблем психологии» является вопрос о структуре сознания. В рассуждениях различных философов и психологов этот элемент человеческой психики имеет различные определения и структуру.

Существование сознания отмечалось еще античными мыслителями, хотя тогда оно и не было названо именно так. Платон описывал переживания, которые испытывает душа в процессе познания. Аристотель в учении об общем чувстве отмечает, что с его помощью мы не только знаем что-либо об объектах, но и знаем, что мы ощущаем, мыслим, и т. д., то есть сознаем себя знающими.

Позже Августином Аврелием была выдвинута идея о сознании, как «достоверном знании». Он рассуждал следующим образом: «Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю.. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю.. Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живёшь, знаешь, что познаёшь; я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил».

Однако впервые сознание как элемент психики было четко обозначено Р.Декартом. По его словам «первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание». Также Р.Декарт выделил в структуре сознания два основных элемента: фокус (центральная часть, объекты ясны и понятны) и периферию (смутное, нечеткое представление об объектах) сознания, все детали которых находятся в непрерывном движении. Именно с работ Декарта началось изучение сознания методом интроспекции – внутреннего самонаблюдения.

Идею о селективном значении сознания продолжил функционалист У.Джеймс, определивший в свою очередь сознание как «приспособительный акт, созданный природой для выживания в меняющихся условиях». Сознание, по У. Джеймсу, не плоскостная картинка, а некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.

Дж.Локк в своих трудах обозначил сознание как «чистую доску или лист бумаги, готовый с момента своего создания получать ощущения из внешнего мира и внутренние впечатления. Таковы материалы, из которых образуется единственное доступное нам знание. Сознание, вооруженное данными чувственного опыта и рефлексии, способно к их анализу и упорядочению».

В. Вундт занимался изучением сознания методом экспериментального наблюдения и в своих учениях отождествлял сознание с психикой, отрицая существование психических бессознательных процессов. Согласно его теории, сознание состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. К основным элементам сознания он относит также чувств. Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения.

Представитель гештальтпсихологии М.Вертгеймер, изучая структуру сознания, сделал вывод о том, что оно не однородно, а строится из отдельных целостных образов (гештальтов), неразложимых на отдельные сенсорные элементы.

Психоаналитическая школа не пришла к единому пониманию термина сознание. К.Г.Юнг [11] определял сознание как собственно функцию или активность, которая поддерживает связь психических содержаний с Эго; так он концептуально отличал его от понятия психического, относимого как к сознанию, так и к бессознательному. З.Фрейд же подчеркивал, что сознание - лишь малая, поверхностная часть психического аппарата.

Русские психологи также не мало внимания уделили проблеме сознания. Так, по мнению Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание». По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности.

Выготский рассматривал сознание, как главный фактор, регулирующий человеческую деятельность. Закономерность, объясняющая это явление (согласно его мнению) такова: «все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания».

Согласно А.Н.Леонтьеву «сознание в своей неопосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния». Он выделял три основных элемента в структуре человеческого сознания: чувственную ткань сознания (то, благодаря чему «мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное "поле" и объект его деятельности»); значения («образующие», создающие означенность чувственных образов); личностный смысл (который «оценивает" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, хотя и прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением).

Несмотря на то, что в суждениях представителей различных школ психологии имеются детальные различная в определении сознания как такового, на базе имеющихся знаний мы можем сделать следующие выводы о структуре и значении сознания:

· Сознание является психическим процессом, создающим возможность отражения окружающей действительности с помощью человеческой психики.

· Сознание неоднородно, оно состоит из множества образов, формирующихся на базе индивидуальных представлений, чувств и ощущений.

· Сознание имеет наиболее и наименее значимые для индивида элементы.

· Сознание выполняет ряд функций, среди которых отражающая, оценочная, интегрирующая, преобразующая, порождающая и, наиболее важная для нас – рефлексивная, или функция самосознания.

Самосознание - осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

    «Я-образы» также многочисленны и неоднородны, своей совокупностью они образуют единую «Я-концепцию» - комплекс всех представлений человека о себе. Стоит также отметить что «Я-образы», согласно И.С.Кону, [3] вне содержательного контекста не имеют смысла. Иными словами, каждый из нас воспринимает себя исключительно относительно окружающих обстоятельств и взаимодействий с кем-либо или чем-либо. Именно этим фактом обусловлено появление самосознания у детей, приходящее с понимаем того что предметы окружающего мира совершают перемещения в пространстве в зависимости от движений, совершаемых их собственным телом. Так со временем, согласно этапам своего социального развития, человек приобретает все большую палитру образов собственного «Я»: «Я-сын/дочь», «Я-ученик», «Я-влюбленный», «Я-специалист», «Я-нуждающийся» и бесконечное множество прочих, среди которых в современном обществе каждый из нас приобретает и образ «Я-пациента», отражающий наше представление о себе в рамках ситуаций, когда за помощью в поддержании или сохранении здоровья мы вынуждены обратиться к врачу.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.