Понятие образа «Я-пациента» в психологии тесно коррелирует с представлением человека о своем здоровье, оценке его ценности и факторах, оказывающих на него влияние.
Известно, что в младенческий период дети способны оценить свое состояние здоровья только на физическом уровне и дать соответствующую реакцию. Так, к примеру, ребёнок у которого болит голова будет плакать до тех пор, пока родители не найдут решения этой проблемы.
Формирование более сложной, структурированной картины собственного здоровья происходит у детей в период раннего дошкольного возраста и связано это с освоением процесса речи, а также некоторых продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. В этот период, ребёнок, умеющий теперь словесно выражать своё физическое состояние, все еще по-прежнему не достаточно компетентен в его грамотной оценке. Стоит отметить, что в данный период представление о собственном здоровье у детей формируется во многом за счет оценки их взрослыми. Поэтому родителям детей дошкольного возраста важно уделять время и внимание грамотному развитию представления ребенка о здоровье: показать взаимосвязь здоровья и успешности жизнедеятельности, обучить правилам поддержания здоровья, не создав при этом излишней тревожности касательно данной темы.
В период младшего школьного возраста у детей расширяется горизонт собственных представлений и знаний. Это позволяет им самостоятельно делать выводы о том, что влияет на состояние их здоровья. Так, было отмечено, что дети этого возраста соотносят понятие здоровья с такими понятиями как правильное питания, физическая культура, соблюдение режима дня и пр.. Также, в школе у ребенка появляется большое количество новых знакомых (как сверстников, так и преподавателей), которые влияют на его собственное представление о себе. Тем не менее, оценка здоровья по-прежнему носит все более эмоциональный характер.
Самым сложным этапом в формировании картины собственного здоровья является подростковый возраст. Это связано в первую очередь тем, что период пубертата несет с собой большие физические перемены, которые достаточно трудно воспринимаются. Перестройка тела часто сопровождается диспропорциями отдельных его частей, лишним весом, различными проблемами внешности (плохая кожа, излишняя потливость и пр.), которые тяжело переносятся подростком в связи с повышенным вниманием к оценкам окружающих. В данный период подростки с адекватной самооценкой способны здраво оценить состояние своего здоровья и предпринять комплекс мер для его сохранения и поддержания (правила гигиены, занятия спортом и т.д.). Задачей взрослого (как родителя, так и специалиста) становится налаживание с подростком доверительного контакта, который позволит грамотно обучить будущего взрослого самостоятельному контролю собственного физического состояния, сделав этот процесс интересным для обеих сторон.
Отношение к здоровью взрослого человека включает в себя следующие компоненты:
· Когнитивный – знания человека о своем здоровье, понимание его роли, а также основных факторов. Оказывающих влияние на его состояние.
· Эмоциональный – отражает переживания чувства человека, связанные с состоянием его здоровья. Включает в себя как тревогу, вызванную дурным самочувствием, так и наслаждения от хорошего.
· Мотивационно-поведенческий – определяет положение здоровья в иерархии ценностей человека, характер образа жизни, особенности поведения в случае ухудшения самочувствия.
Среди факторов, оказывающих влияние на формирование этих элементов и отношения к здоровью в целом принято выделять:
1. Гендерные особенности. Данный аспект заключается в том, что женщины в силу психологических особенности куда более встревожены темой своего здоровья, но при том оценивают его куда более адекватно, нежели мужчины. Женщины чаще оценивают свое здоровье, как хорошее, нежели мужчины, наиболее высоко оценивают его значимость, а также более насторожено воспринимают его расстройства.
2. Возрастные особенности. Ранее нами уже рассматривалось формирование картины здоровья у детей. Но стоит отметить что у взрослых эта картина также не остается статичной. Адекватная оценка здоровья, сформировавшаяся у человека к периоду взрослости склонна становится экстерозависимой после достижении им средних лет (приблизительно после 35). То есть, если в возрасте 20-35 мы склонны оценивать состояние своего здоровья, как предмет напрямую зависящий от нас, то после мы отдаем наиболее решающее значение влиянию внешних факторов.
3. Влияние профессиональной деятельности. Данный аспект включает в себя влияние ближайшего окружения на оценку состояния собственного здоровья, тенденцию объяснять или оправдывать его состояние тем или иным видом деятельности, а также соотношение уровня физического благополучия с высотой занимаемой должности (как правило, руководители склонны уделять наибольшее внимание состоянию здоровья, нежели подчинённые).
Выводы по первой главе
Таким образом, подводя итоги, мы можем сказать, что:
1) Картина здоровья начинает формироваться у человека начиная с раннего детского возраста и претерпевает ряд изменений в ходе своего существования.
2) Решающую роль в её формировании в разные периоды оказывают факторы внешней среды, непосредственное физическое состояние организма и процессы изменений в нем, оценки окружающих, гендерные и возрастные особенности, а также особенности профессиональной деятельности человека.
3) Картина здоровья не является статичной и способна сознательно и бессознательно изменяться на разных этапах жизни человека.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 186.