Либерализация внешней торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Либерализация внешней торговли — отмена государственно­го регулирования экспорта и импорта.

Либерализацией внешней торговли занимается Всемирная торговая организация (ВТО), 1995 г.

13.4. Регионализация мирового рынка

Региональные группировки государств:

• Европейский союз (ЕЭС);

• Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА);

• Тихоокеанско-азиатская экономическая интеграция;

• Содружество независимых государств (СНГ).

Формы региональной экономической интеграции:

1) зона свободной торговли;

2) общий рынок;

3) экономический и валютный союз;

4) политическая интеграция (создание федеративного госу­дарства).

Региональная экономическая интеграция, с одной стороны, способствует сближению национальных государств, участвующих в этом процессе, с другой — она порождает опасность раскола единого мирового рынка на обособленные соперничающие части.

13.5. ТНК как субъекты внешнеторговых отношений и производители товаров за рубежом

Транснациональные корпорации (ТНК) — фирмы, имеющие дочерние компании в двух и более странах независимо от юри­дической формы или сферы деятельности и осуществляющие координацию деятельности своих зарубежных компаний.

Функционирование ТНК объясняется тремя мо­ментами:

1) наличием олигополистических преимуществ у фирмы (С. Хаймер, Ч. Кинддебергер);

2) использованием преимуществ локализации — использо­ванием местных ресурсов и условий (Дж. Даннинг);

3) использованием преимуществ интернационализации (Э. Рагмен).

Особенности современных ТНК:

• глобализация;

• глокализация;

• образование глобальных союзов.

Задания

Задание 1. В таблице представлены издержки на производство одного компьютера и одного дивана странами А и Б в человеко-часах:

Изделие СтранаА СтранаБ
Компьютер 100 125
Диван 40 20

 

Возможна ли торговля между этими странами? Если да, то какая страна какой товар будет экспортировать и к а к о в ы будут условия торговли?

Задание 2. В стране с малой открытой экономикой внутренние спрос и предложение на одноразовые ручки описаны следующими уравне­ниями:

Спрос: Р = 8 – 0,05Q; предложение: Р = – 4 + 0,2Q,

где Q — количество ручек, млн шт.;

Р — цена одной ручки, руб.

Мировая цена равна 6 руб. за одну ручку. Правительство вво­дит экспортную субсидию в размере 1 руб. на ручку. Как из­менится объем экспорта ручек из этой страны?

Задание 3. В стране с малой открытой экономикой внутренние спрос и предложение на сигареты описаны следующими уравнениями:

Спрос: Q = 240 – 15Р; предложение: Q = 60 + 10Р,

где Q — количество пачек сигарет, тыс. шт.;

Р — цена одной пачки сигарет, руб.

Мировая цена равна 4 руб. за одну пачку сигарет.

а) Правительство вводит квоту, равную половине существующего объема импорта. Как это повлияет на величину спроса, предложения и цену на внутреннем рынке сигарет по сравне­нию с первоначальной ситуацией?

б) Правительство вводит тариф в размере 80 коп. на одну пачку сигарет. Как это повлияет на величину спроса, предло­жения на внутреннем рынке сигарет и на объем импорта сига­рет в страну по сравнению с первоначальной ситуацией?

Задание 4. Предположим, что некий сорт вина производится только в двух странах с большой открытой экономикой, которые торгуют этим вином только друг с другом. Внутренние спрос и предложе­ние этого вина в обеих странах выглядят следующим образом:

Страна А                  Страна Б

Спрос:               Q = 135 – 5Р;       Спрос:   Q = 350 – 10Р ;

предложение:       Q = 15 +5Р,         предложение: Q = 20 + 10Р,

где Q — количество бутылок вина, тыс. шт.;

Р — цена одной бутылки вина, руб.

а. Определите, какая страна будет экспортировать вино, а ка­кая его импортировать? Какая мировая цена на бутылку вина будет установлена и к а к о в будет объем торговли?

б. Правительство страны-импортера ввело тариф на продажу вина в размере 1 руб. 50 коп. на одну бутылку. Как это повлияет на объем торговли вином между этими странами и какая цена за бутылку будет установлена в каждой стране?

в. Правительство страны-импортера ввело квоту на торговлю ви­ном в размере 10 тыс. бутылок. По какой цене теперь будет продаваться вино и к а к при этом изменится ситуация на внут­реннем рынке вина в обеих странах?

г. Правительство страны-экспортера решило ввести экспортную субсидию в размере 3 руб. на каждую бутылку. Как это по­влияет на объем торговли вином между этими странами и к а -к а я цена за бутылку будет установлена в каждой стране?

Задание 5. Если одна и та же страна является одновременно и экспор­тером и импортером продукции одной и той же отрасли, то гово­рят, что в этой стране имеет место внутриотраслевая торговля. Большинство промышленно развитых стран являются активными участниками внутриотраслевой торговли. Как вы думаете, противоречит ли развитие международной внутриотраслевой тор­говли постулатам теории сравнительных преимуществ? Мотиви­руйте ваш ответ.

Задание 6. Как вы считаете, стоит ли России вступать во Все­мирную торговую организацию? Какие выгоды и негативные по­следствия выпадут на долю России в случае вступления в эту орга­низацию?

Задание 7. Почему Россия добивается признания ее экономики рыночной в международных организациях?

Ответы к заданиям

 

Оглавление

Предисловие.................................................................................................................................................... 2

Глава 1 Макроэкономические показатели. методы измерения макровеличин........................................ 3

1.1. Модель кругооборота реальных и денежных потоков..................................................................... 3

1.2. Утечки и инъекции............................................................................................................................... 4

1.3. Потоки и запасы................................................................................................................................... 4

1.4. Макроэкономические показатели системы национальных счетов................................................. 5

1.5. Макроэкономические показатели уровня цен................................................................................... 7

1.6. Статистические материалы................................................................................................................. 8

Глава 2 Основная макроэкономическая модель рынка товаров и услуг................................................ 11

2.1. Совокупный спрос............................................................................................................................. 11

2.2. Совокупное предложение.................................................................................................................. 12

2.3. Макроэкономическое равновесие..................................................................................................... 13

Глава 3 Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг.................................................... 15

3.1. Классическая модель макроэкономического равновесия.............................................................. 15

3.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия............................................................. 17

3.3. Макроэкономическое равновесие на рынке товаров..................................................................... 18

Глава 4 Регулирование макроэкономического равновесия на рынке товаров и услуг. Фискальная политика......................................................................................................................................................... 21

4.1. Цель и основные виды государственной экономической политики........................................... 21

4.2. Основные инструменты дискреционной фискальной политики. Эффект мультипликатора... 22

4.3. Комбинированная фискальная политика......................................................................................... 25

4.4. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы........................................ 27

4.5. Статистические материалы............................................................................................................... 29

Глава 5 Деньги............................................................................................................................................... 30

5.1. Определение и функции денег......................................................................................................... 30

5.2. Основные виды денег........................................................................................................................ 30

5.3. Измерение денежной массы. Денежные агрегаты.......................................................................... 32

Глава 6 Кредитно-финансовая система современной экономики........................................................... 35

6.1. Центральный банк.............................................................................................................................. 36

6.2. Кредитно-финансовые институты.................................................................................................... 36

6.3. Статистические материалы............................................................................................................... 39

Глава 7 Предложение денег......................................................................................................................... 41

7.1. Предложение наличных денег центральным банком. Денежная база.......................................... 41

7.2. Предложение кредитных денег коммерческими банками. Мультипликация вкладов.............. 42

Глава 8 Спрос на деньги. макроэкономическое равновесие на рынке денег......................................... 48

8.1. Факторы, определяющие спрос на деньги....................................................................................... 48

8.2. Модель рынка денег. Макроэкономическое равновесие рынка денег......................................... 54

Глава 9 Денежно-кредитная политика........................................................................................................ 56

9.1. Основные инструменты денежно-кредитной политики................................................................ 56

9.2. Цели и результаты денежно-кредитной политики......................................................................... 63

Глава 10 Совместное макроэкономическое равновесие товарного и денежного рынков.................... 68

10.1. Определение совместного макроэкономического равновесия................................................... 68

10.2. Влияние фискальной политики на совместное равновесие........................................................ 68

10.3. Влияние денежно-кредитной политики на совместное равновесие.......................................... 72

Глава 11 Источники макроэкономической нестабильности: инфляция и безработица........................ 76

11.1. Безработица....................................................................................................................................... 76

11.2. Инфляция........................................................................................................................................... 77

11.3. Концепция альтернативы между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса................... 78

11.4. Статистические материалы............................................................................................................. 81

Глава 12 Платежный баланс и валютный курс.......................................................................................... 82

12.1. Эволюция валютных систем и ее закономерности....................................................................... 82

12.2. Платежный баланс............................................................................................................................ 85

12.3. Статистические материалы............................................................................................................. 86

Глава 13 Теория международной торговли................................................................................................ 88

13.1. Основные положения теории международной торговли............................................................ 88

13.2. Внешняя торговля в странах с большой и малой открытой экономикой.................................. 91

13.3. Государственная политика в области внешней торговли............................................................ 91

13.4. Регионализация мирового рынка................................................................................................... 93

13.5. ТНК как субъекты внешнеторговых отношений и производители товаров за рубежом......... 94

Ответы к заданиям........................................................................................................................................ 95

Учебное пособие

Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.