1. Трансакционный мотив — потребность в деньгах для совершения текущих покупок, т.е. для использования их в качестве платежного средства. Как и его предшественники, Кейнс полагал, что эта составляющая спроса на деньги определяется прежде всего объемом осуществляемых сделок (трансакций). Но поскольку объем покупок пропорционален доходу, то и трансакционная составляющая спроса на деньги пропорциональна доходу:
М dт = kTY,
где М dт — величина трансакционного спроса на деньги;
kт — чувствительность трансакционного спроса на деньги к изменению номинального совокупного дохода (коэффициент предпочтения ликвидности по трансакционному мотиву).
2. Мотив предосторожности — потребность в наличии определенного запаса денег на случай непредвиденных трат и неожиданной возможности совершить выгодную покупку. Кейнс считал, что объем денег, которые экономические субъекты хранят исходя из соображений предосторожности, определяется ожидаемым в будущем объемом сделок, а планируемая величина таких покупок пропорциональна доходу. Таким образом, Кейнс пришел к выводу, что составляющая спроса на деньги, определяемая мотивом предосторожности, также пропорциональна доходу:
М dп = kпPY,
где М dп — величина спроса на деньги по мотиву предосторожности;
kп — чувствительность спроса на деньги по мотиву предосторожности к изменению номинального совокупного дохода (коэффициент предпочтения ликвидности по мотиву предосторожности).
Рис. 8.1. Спрос на деньги:
1 — по трансакционному мотиву (Мdт); 2 — по мотиву предосторожности (Мdп); 3 — суммарный (Мdт + Мdп)
На рис. 8.1 показаны графики спроса на деньги. Их взаимосвязь можно описать формулой:
М dт + М dп = kтPY + kпPY = (kт+ kп) PY = kPY.
где k — коэффициент чувствительности суммарного спроса на деньги по трансакционному мотиву и мотиву предосторожности к изменению номинального совокупного дохода (коэффициент предпочтения ликвидности по трансакционному мотиву и мотиву предосторожности).
3. Спекулятивный мотив — это новый, выявленный Кейнсом, мотив спроса на деньги. В экономике обращаются не только товары и услуги, но и доходные финансовые активы (ценные бумаги), на которые тоже тратятся деньги. Благодаря этому у домашних хозяйств возникает потребность в наличии определенного запаса денег, предназначенного для вложения в доходные финансовые активы, когда такое вложение станет выгодным. Поэтому объем спекулятивного спроса на деньги определяется населением одновременно с принятием решения об объеме своих вложений в ценные бумаги. Задача сводится, таким образом, к выбору оптимальной структуры портфеля (набора) финансовых активов. По этой причине кейнсианская теория спроса на деньги называется еще портфельной теорией спроса на деньги.
При выборе оптимальной доли денег в общей структуре портфеля экономические субъекты сравнивают выгоду и издержки хранения спекулятивного запаса денег:
Издержки — неполученный процентный доход по ценным бумагам, которые можно было бы сегодня купить на отложенные деньги. Их величина измеряется текущей доходностью ценных бумаг.
Выгода — процентный доход, который можно получить по ценным бумагам в будущем. Измеряется ожидаемой будущей доходностью ценных бумаг.
Поскольку издержки и выгоды определяются доходностью финансовых активов независимо от их конкретного вида, то при решении экономическими субъектами вопроса о величине своего спекулятивного спроса на деньги все финансовые активы с равной доходностью являются абсолютными субститутами. Кейнс поэтому рассматривал поведение экономических субъектов в предположении, что они владеют только одним видом ценных бумаг — облигациями государственного займа. Это позволяет упростить анализ, исключив из него переменные, описывающие риск (облигации государственного займа полагаются в странах с развитой рыночной экономикой безрисковыми).
Следовательно, назначение спекулятивного запаса денег — служить удовлетворению спроса на облигации государственного займа.
Облигация государственного займа — ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство правительства, по которому заемщик (правительство) обязуется выплачивать держателю облигации определенную сумму денег (процентный доход) через оговоренные промежутки времени до наступления оговоренной даты (даты погашения), когда занятая сумма возвращается владельцу облигации (производится погашение облигации).
Государственные облигации представляют собой ценные бумаги с фиксированным доходом. В зависимости от способа выплаты дохода их подразделяют на два основных вида:
1. Дисконтные облигации— облигации, по которым платеж осуществляется только в день погашения (т.е. периодические процентные выплаты не производятся), но которые поступают в первичное размещение со скидкой (дисконтом). Например, покупка облигации номинальной стоимостью 100 руб. (т.е. по которой при погашении будет выплачено 100 руб.) на первичном рынке по цене 98 руб. означает получение при погашении дисконтного дохода в размере 2 руб.
2. Купонные облигации— продаваемые на первичном рынке по номиналу облигации, по которым правительство периодически выплачивает держателю определенный процент от номинала (купонный доход) через оговоренные промежутки времени до наступления срока погашения. Например, покупка 5%-й облигации государственного займа номиналом 100 руб. сроком на три года гарантирует держателю облигации ежегодное получение в виде купонного дохода фиксированной суммы в размере 5 % от номинала (100 руб. х 0,05 = 5 руб.), а в конце третьего года ему будет выплачен не только купонный доход, но и 100 руб. номинальной стоимости при погашении облигации.
Первичный рынок ценных бумаг— финансоиый рынок, на котором новые выпуски ценных бумаг продаются после эмиссии своим первым (начальным) покупателям.
Вторичный рынок ценных бумаг — финансовый рынок, на котором перепродаются ценные бумаги до наступления срока их погашения тем, кто желает их купить, когда первичное размещение уже закончено.
На вторичном рынке купля-продажа облигаций происходит по текущей рыночной цене, которая определяется соотношением спроса и предложения данного вида облигаций. Равновесная рыночная цена всегда устанавливается на таком уровне, чтобы доходность облигации равнялась среднерыночной.
Доходность дисконтной облигации в первом приближении оценивается показателем дисконтной доходности:
Доходность купонной облигации в первом приближении оценивается показателем текущей доходности:
Таким образом, текущая рыночная цена любой облигации и ее доходность связаны между собой обратной зависимостью и взаимно однозначным соответствием. Каждому значению рыночной цены облигации соответствует только одно значение ее доходности. Именно эта доходность и служит теории Кейнса мерилом npоцентнoй ставки.
Величина спроса на облигации В d, как и любого другого блага, не являющегося товаром Гиффена, отрицательным образом зависит от их рыночной цены Р B. А поскольку рыночная цена облигаций однозначно определяет их доходность, то можно утверждать, что величина спроса на облигации В d положительным образом зависит от их номинальной доходности i (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Спрос на облигации государственного займа
При снижении цены облигации с Р B до и, соответственно, при увеличении ее доходности (ставки процента) с i до спрос на облигации вырастет на величину ( ). Для удовлетворения растущего спроса на облигации население будет тратить на их приобретение деньги из своих спекулятивных запасов. Следовательно, объем спекулятивного спроса на деньги сократится точно на величину, равную приросту спроса на облигации: DМ d = —DBd. Поэтому спекулятивный спрос на деньги при росте процентной ставки снизится. Следовательно, величина спекулятивного спроса на деньги М dc связана с процентной ставкой (доходностью облигаций) отрицательной зависимостью:
В простейшем виде:
,
где M0 — объем спекулятивного спроса на деньги при нулевой процентной ставке;
h — коэффициент чувствительности спроса на деньги по номинальной процентной ставке; показывает, как изменится спекулятивный спрос на деньги при изменении номинальной ставки процента на один пункт.
Графическое изображение спекулятивного спроса на деньги представлено на рис. 8.3.
Рис. 8.3. Спекулятивный спрос на деньги
Величина суммарного спроса на деньги М d представляет собой сумму величины спроса на деньги по трансакционному мотиву М dт, величины спроса на деньги по мотиву предосторожности М dп и величины спроса на деньги по спекулятивному мотиву М dc при каждом значении дохода и процентной ставки:
График суммарного спроса на деньги показан на рис. 8.4 (кривая 3).
Взаимосвязь графиков, представленных на рис. 8.4, можно описать формулой:
Рис. 8.4. Суммарный спрос на деньги:
1—Мdт + Мdп;
2—Мdc:
3—Мd
Суммарный спрос на деньги полагался Кейнсом весьма нестабильным, поскольку в него входит спекулятивная составляющая, которая зависит от процентной ставки, определяемой неустойчивой и непредсказуемой конъюнктурой рынка ценных бумаг.
Следовательно, и скорость обращения денег становится величиной нестабильной даже в коротком периоде. Ее значение находится в обратной зависимости от процентной ставки и колеблется вместе с последней.
В этом разделе речь идет о номинальном спросе на деньги (спросе на номинальные кассовые остатки). Реальный же спрос на деньги (спрос на реальные кассовые остатки) М d/Р получается путем деления обеих частей уравнения на уровень цен. Если вспомнить, что номинальная процентная ставка, деленная на уровень цен, — это реальная процентная ставка r, то получим:
График реального спроса на деньги аналогичен графику номинального спроса на деньги, с той лишь разницей, что по оси ординат откладывается величина не номинальной, а реальной процентной ставки.
8.2. Модель рынка денег. Макроэкономическое равновесие рынка денег
Предложение денег MS в экономике определяется решениями центрального банка, которые не зависят ни от совокупного дохода, ни от ставки процента. То же самое справедливо применительно к предложению облигаций BS правительством. Поэтому предложение обоих финансовых активов является экзогенной величиной.
Графическое изображение рынка денег и рынка облигаций представлено на рис. 8.5.
Рис. 8.5. Рынок денег (а) и рынок облигаций (б)
Равновесие рывка денег — ситуация, когда величина спроса на деньги в точности равна величине предложения денег, т.е. когда население желает хранить в виде кассовых остатков ровно столько денег, сколько их имеется в экономике.
Равновесие на рынке денег устанавливается только одновременно с равновесием на рынке облигаций: MS = Md только в том случае, если на рынке облигаций установилась такая процентная ставка, при которой В S = В d.
Ситуация в экономике, при которой фактический уровень процентной ставки превышает равновесный, иллюстрируется графиками, показанными на рис. 8.6.
Рис. 8.6. Рынок денег (а) и рынок облигаций (6) для ситуации в экономике, при которой фактический уровень процентной ставки превышает равновесный
Если на рынке облигаций установится ставка процента , превышающая равновесное значение , то на рынке облигаций возникнет избыточный спрос. Население будет пытаться удовлетворить этот избыточный спрос за счет денег, хранящихся в спекулятивных запасах. Величина спроса на деньги уменьшится (DMd = –DВ d), и на рынке денег возникнет избыточное предложение. При ограниченном предложении облигаций рост величины спроса на них приведет к увеличению рыночной цены облигаций и снижению их доходности. По мере роста цены и снижения доходности величина спроса на облигации будет снижаться, а величина спроса на деньги — расти. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока избыточный спрос на облигации, который давит на их цену в сторону понижения, не исчезнет. Одновременно с ним исчезнет и избыточное предложение денег. Выполнение этого условия означает, что процентная ставка достигла равновесного значения.
Ситуация в экономике, при которой фактический уровень процентной ставки ниже равновесного, показана на рис. 8.7.
Рис. 8.7. Рынок денег (а) и рынок облигаций (б) для ситуации в экономике, при которой фактический уровень процентной ставки ниже равновесного
Если на рынке облигаций установится ставка процента , которая ниже равновесного значения , то на рынке облигаций возникнет избыточное предложение. Население будет пытаться продать лишние облигации и пополнить свой спекулятивный запас денег. Величина спроса на деньги возрастет (DMd = –DВ d), и на рынке денег возникнет избыточный спрос. Поскольку при избыточном предложении желающих продать облигации гораздо больше, чем желающих их купить, рыночная цена облигаций начнет падать, а их доходность — расти. По мере снижения цены и роста доходности величина спроса на облигации будет повышаться, а величина спроса на деньги — снижаться. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока избыточное предложение облигаций, которое давит на их цену в сторону увеличения, не исчезнет. Одновременно с ним исчезнет и избыточный спрос на деньги. Выполнение этого условия означает, что процентная ставка достигла равновесного значения.
Следовательно, равенство величины спроса на деньги величине предложения денег устанавливается посредством движения ставки процента (доходности облигаций) к своему равновесному уровню.
Задания
Задание 1. Эластичность спроса на деньги по совокупному доходу равна 2, а эластичность спроса на деньги по процентной ставке равна -5. За истекший год совокупный доход страны увеличился на 10%. Денежная масса осталась неизменной. Подсчитайте, чему стала равна процентная ставка, если ее прошлогоднее значение составляло 25% годовых, а рынок денег был и остался в равновесии.
Задание 2. По купонной облигации государственного займа номиналом в 100 руб. выплачивается 5% годовых. Заполните нижеприведенную таблицу недостающими данными:
Среднерыночная ставка процента | Рыночная цена облигации | Текущая доходность облигации |
2% | ||
8% | ||
125 руб. | ||
80 руб. | ||
12,5% | ||
2,5% |
Задание 3. В 1993 г. денежный агрегат М2 в России увеличился по сравнению с 1992 г. в 5,3 раза. Скорость обращения денег, рассчитанная как отношение номинального ВВП к среднегодовому значению М2, в 1992 г. составляла 5,6 оборота в год. а в 1993 г. — 7,9 оборота в год:
а) определите, во сколько раз должен был возрасти реальный ВВП в 1993 г. по сравнению с 1992 г. в соответствии с уравнением обмена;
б) по данным Госкомстата, в действительности ВВП возрос в 1993 г. по сравнению с 1992 г. в 8,9 раза. Как объяснить расхождение результатов ваших расчетов и пункта а, если статистические ошибки отсутствовали?
Задание 4. В экономике коэффициент «наличность-депозиты» составляет 20%, норма обязательного резервирования вкладов установлена центральным банком на уровне 5% и сами коммерческие банки поддерживают среднюю норму избыточного резервирования в размере 15%. Общая сумма вкладов до востребования, размещенных в банковской системе, составляет 1500 трлн руб. Средний коэффициент предпочтения ликвидности населением данной страны равен 0,6. Функция спекулятивного спроса на деньги имеет вид Mdc = 3000 – 30 000 • i. Номинальный ВВП данной страны составляет 2000 трлн руб., а уровень цен равен 2:
а) определите равновесную процентную ставку в номинальном измерении;
б) несколько банковских банкротств подряд снизили доверие населения к банковской системе, в связи с чем коэффициент «наличность — депозиты» возрос до 30% при неизменной денежной базе. Какая процентная ставка теперь установится на денежном рынке?
Задание 5. Американские исследователи в области спроса на деньги обнаружили, что начиная с 1974 г. общепринятая функция спроса на денежный агрегат Ml стала давать значения спроса на деньги, устойчиво превышающие значения их предложения. Как вы думаете, почему такое могло произойти?
Глава 9 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Наряду с фискальной денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. В отличие от фискальной политики, которая проводится правительством и воздействует на равновесие рынка товаров и услуг, денежно-кредитную политику проводит центральный банк, и она влияет на равновесие рынка денег.
Денежно-кредитная политика — совокупность монетарных мероприятий, с помощью которых центральный банк воздействует на параметры равновесия денежного рынка — предложение денег и процентную ставку.
9.1. Основные инструменты денежно-кредитной политики
• Изменение нормы обязательного минимального резервирования вкладов
При сокращении нормы обязательного минимального резервирования вкладов часть фонда обязательных резервов возвращается обратно в коммерческие банки, превращаясь в дополнительные избыточные резервы. Денежная база при этом не изменяется, но предложение денег увеличится за счет двух факторов:
а) высвободившиеся из обязательного резервного фонда средства могут быть использованы банками для выдачи дополнительных ссуд;
б) дополнительные ссуды приведут к мультипликационному расширению вкладов.
Рассмотрим пример снижения нормы минимального резервирования с 10 до 8% при прочих равных: сr = 25% и еr = 15% (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Итоговые изменения балансов банковской системы, вызванные снижением нормы минимального резервирования вкладов с 10 до 8%
Следовательно, сокращение нормы минимального резервирования вкладов высвобождает часть резервов коммерческих банков и приводит к увеличению предложения денег за счет роста величины денежного мультипликатора при прежнем объеме денежной базы (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Влияние снижения нормы минимального резервирования вкладов на величину предложения денег
В нашем числовом примере предположим денежную базу равной 100 млн руб.:
Следовательно, снижение нормы обязательного минимального резервирования вкладов с 10 до 8% привело к увеличению денежного мультипликатора с 2,5 до 2,6 и к росту предложения денег примерно на 10 млн руб. при неизменной денежной базе.
При повышении нормы обязательного минимального резервирования вкладов банки обязаны увеличить объем своего фонда обязательных резервов за счет сокращения избыточных резервов. Денежная база при этом не изменяется, но предложение денег сократится за счет двух факторов:
1. Дополнительные средства для перечисления в фонд обязательных резервов банки скорее всего возьмут из фонда избыточных резервов. Следовательно, при возврате очередной ссуды банк не станет снова выдавать эти деньги в кредит, а использует их для пополнения своих избыточных резервов. Банки также могут прибегнуть к досрочному отзыву части выданных ссуд для пополнения своего резервного фонда. В результате резервный фонд банковской системы возрастет за счет сокращения объема выдаваемых ссуд.
2. Снижение объема ссуд приведет к мультипликативному сокращению вкладов, поскольку средства, предназначенные для погашения взятых кредитов, лишь частично хранятся заемщиками в наличной форме, а большей частью аккумулируются на банковских счетах. Размер этих накоплений определяется коэффициентом «наличность—депозиты». Например, при коэффициенте «наличность—депозиты», равном 25%, 20% предназначенных для возвращения банковских ссуд средств скапливается населением в наличной форме, а 80% этих средств накапливается на банковских счетах.
Рассмотрим пример повышения нормы минимального резервирования с 10 до 12% при прочих равных: cr = 25%, еr = 15% (рис. 9.3).
Рис. 9.3. Итоговые изменения балансов банковской системы, вызванные повышением нормы минимального резервирования вкладов с 10 до 12%
Следовательно, повышение нормы минимального резервирования вкладов связывает часть выданных ссуд в виде дополнительных резервов коммерческих банков и приводит к сокращению предложения денег за счет снижения величины денежного мультипликатора при прежнем объеме денежной базы (рис. 9.4).
Рис.9.4. Влияние увеличения нормы минимального резервирования вкладов на величину предложения денег
В нашем числовом примере, предположив денежную базу равной 100 млн руб.:
Таким образом, повышение нормы обязательного минимального резервирования вкладов с 10 до 12% привело к сокращению денежного мультипликатора с 2,5 до 2,4 и к уменьшению предложения денег примерно на 10 млн руб. при неизменной денежной базе.
• Изменение ставки рефинансирования
Выполняя свою функцию банкира банков, центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам. Объем таких кредитов колеблется в зависимости от их цены, т.е. ставки процента по ссудам центрального банка, называемой ставкой рефинансирования.
Ставка рефинансирования* — та ставка процента, под которую центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам.
* Ставка рефинансирования— российский термин. В США она называется учетной ставкой, в Великобритании — банковской ставкой, в Германии — ломбардной ставкой.
При снижении ставки рефинансирования кредиты центрального банка становятся дешевле и делаются более доступными для коммерческих банков. Объем займов по ставке рефинансирования в центральном банке увеличивается, приводя к росту избыточных резервов коммерческих банков. Это означает рост денежной базы. Занятые у центрального банка средства могут быть использованы коммерческими банками для выдачи дополнительных ссуд, а дополнительные ссуды вызовут мультипликативное расширение вкладов. Денежная масса увеличится.
Рассмотрим процесс расширения денежной массы при увеличении объема кредитов центрального банка на 10 тыс. руб. при прочих равных: cr = 25%, rr = 10%, er = 15% (рис. 9.5).
Рис. 9.5. Итоговые изменения балансов банковской системы, вызванные ростом объема кредитов центрального банка на 10 тыс. руб.
Следовательно, снижение ставки рефинансирования центрального банка ведет к росту денежной базы в форме увеличения избыточных резервов коммерческих банков за счет дополнительных заимствований у центрального банка. Ссудный потенциал банковской системы растет, объем выдаваемых коммерческими банками ссуд увеличивается и приводит к мультипликационному расширению вкладов и росту предложения денег (рис. 9.6).
Рис. 9.6. Влияние снижения ставки рефинансирования на величину предложения денег
В нашем числовом примере:
Снижение ставки рефинансирования, которое привело к росту объема кредитования коммерческих банков на 10 тыс. руб., вызвало рост денежной базы на 10 тыс. руб. и увеличение денежной массы на 25 тыс. руб.
При повышении ставки рефинансирования ссуды центрального банка становятся дороже, и часть возвращенных коммерческими банками кредитов не будут снова отданы в ссуду. Объем займов по ставке рефинансирования в центральном банке сократится, и часть банков не получит запланированных средств для пополнения избыточных резервов. Тогда банкам придется пополнять избыточные резервы за счет внутренних источников. С этой целью часть ссуд будет отозвана или по возвращении не выдана снова в кредит. Это приведет к мультипликативному сокращению вкладов банковской системой и уменьшению предложения денег.
Рассмотрим процесс сокращения денежной массы при сокращении объема кредитов центрального банка на 10 тыс. руб. при прочих равных: сr = 25%, rr = 10%, еr = 15% (рис. 9.7).
Рис. 9.7. Итоговые изменения балансов банковской системы, вызванные сокращением объема кредитов центрального банка на 10 тыс. руб.
Следовательно, повышение ставки рефинансирования центрального банка ведет к сокращению той части избыточных резервов коммерческих банков, которая поддерживается за счет заимствований у центрального банка. Ссудный потенциал банковской системы снизится, объем выдаваемых коммерческими банками ссуд сократится и приведет к мультипликативному сокращению вкладов и уменьшению предложения денег (рис. 9.8).
Рис. 9.8. Влияние повышения ставки рефинансирования на величину предложения денег
В нашем числовом примере:
Таким образом, повышение ставки рефинансирования, которое привело к сокращению объема кредитования коммерческих банков на 10 тыс. руб., вызвало уменьшение денежной базы на 10 тыс. руб. и сжатие денежной массы на 25 тыс. руб.
В описанном виде механизм воздействия ставки рефинансирования на предложение денег работает только в тех странах, где займы, полученные у центрального банка страны, коммерческим банкам разрешено использовать для выдачи ссуд клиентам (как во многих развитых странах Западной Европы). В ряде же стран (например, в США) делать это запрещено законом, и ссуды центрального банка запрашиваются коммерческими банками исключительно в случае угрозы банкротства для расчета по обязательствам. В таких случаях говорят, что центральный банк выполняет функции кредитора в последней инстанции. Объем таких кредитов обычно незначителен и не влияет сколько-нибудь всерьез на величину предложения денег. Ставка рефинансирования в таких странах выполняет скорее функцию индикатора для межбанковского рынка кредитов. Ставка процента по межбанковским ссудам колеблется обычно синхронно со ставкой рефинансирования, и последняя регулирует не столько объем кредитов самого центрального банка, сколько косвенно объем межбанковских займов.
Центральный банк РФ примерно до конца 1994 г. выдавал кредиты в значительных объемах и пользовался ставкой рефинансирования как основным инструментом воздействия на денежную базу и денежную массу. Приблизительно с 1995 г. объем кредитования экономики был значительно снижен, и Центральный банк РФ принял на себя функции кредитора в последней инстанции. Ставка рефинансирования стала с тех пор играть в основном индикативную роль. Но с начала 1997 г. центральный банк РФ стал практиковать выдачу краткосрочных ломбардных кредитов не по ставке рефинансирования, а по так называемой ломбардной ставке, которая равнялась ставке рефинансирования для кредитов длительностью до 7 дней, а для более длительных кредитов превышала ее.
• Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке — это операции центрального банка по купле-продаже государственных облигаций (долговых обязательств правительства) на вторичном рынке.
Выполняя функцию банкира правительства, центральный банк выдает правительству ссуды и потому является крупнейшим держателем государственных облигаций. Краткосрочные облигации используются им для проведения операций на открытом рынке, представляющем собой вторичный рынок государственных долговых обязательств. В странах с развитой рыночной экономикой это основной инструмент денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке позволяют быстро изменить объем денежной массы, в отличие от прочих инструментов, которые носят скорее среднесрочный характер. Проведение таких операций опирается на мощную инфраструктуру, и объем сделок центрального банка на открытом рынке очень велик.
При покупке пакета государственных ценных бумаг центральный банк предъявляет на них дополнительный спрос на вторичном рынке. При этом текущая рыночная цена этих облигаций увеличивается, а их текущая доходность уменьшается. Привлекательность этих ценных бумаг снижается, и центральному банку нетрудно будет найти желающих их продать. За купленные ценные бумаги центральный банк расплатится с населением наличными деньгами, которые частично останутся в обращении в виде кассовых остатков, а частично будут внесены на счета до востребования в коммерческих банках. Пропорция зависит от значения коэффициента «наличность — депозиты». Например, если коэффициент «наличность — депозиты» равен 25%, то 20% выплаченных центральным банком денег население оставит на руках, а 80% внесет на счета, увеличив тем самым избыточные резервы коммерческих банков.
В результате денежная база увеличивается на величину рыночной стоимости купленного центральным банком пакета государственных облигаций. Рост же избыточных резервов коммерческих банков позволит им увеличить объем выдаваемых ссуд и вызовет мультипликационное расширение вкладов и рост денежной массы.
Рассмотрим процесс увеличения денежной массы при покупке центральным банком государственных облигаций на сумму 10 тыс. руб. при прочих равных: сr = 25%, rr = 10%, еr = 15% (рис. 9.9).
Рис. 9.9. Итоговые изменения балансов банковской системы, вызванные покупкой центральным банком государственных облигаций на сумму 10 тыс. руб.
Следовательно, скупка центральным банком государственных ценных бумаг ведет к росту денежной базы на сумму покупки благодаря увеличению кассовых остатков и избыточных резервов коммерческих банков. Ссудный потенциал банковской системы расширится, объем выдаваемых коммерческими банками ссуд увеличится и приведет к мультипликативному расширению вкладов и росту денежной массы (рис. 9.10).
Рис. 9.10. Влияние покупки центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке на величину предложения денег
В нашем числовом примере:
Таким образом, покупка центральным банком у населения государственных ценных бумаг на сумму 10 тыс. руб. вызвала увеличение денежной базы на 10 тыс. руб. и рост денежной массы на 25 тыс. руб.
При продаже дополнительного пакета государственных ценных бумаг центральный банк предлагает их на вторичном рынке, тем самым увеличивая их предложение. При этом текущая рыночная цена данных облигаций снижается, а их текущая доходность увеличивается. Привлекательность этих ценных бумаг повышается, и центральному банку нетрудно будет найти желающих их купить. За приобретенные ценные бумаги население частично расплачивается из своих кассовых остатков, а частично — деньгами, снятыми со счетов до востребования в коммерческих банках. Пропорция зависит от значения коэффициента «наличность—депозиты». Например, если коэффициент «наличность—депозиты» равен 25%, то 20% пакета облигаций будут куплены за счет кассовых остатков, а 80% — за счет денег, снятых со счетов, которые банки выдадут из своих избыточных резервов.
Полученные центральным банком деньги выводятся им из обращения, и, таким образом, денежная база уменьшается на величину рыночной стоимости проданного пакета государственных облигаций. Сокращение же избыточных резервов коммерческих банков приводит к уменьшению объемов выдаваемых ими ссуд и вызывает мультипликационное сжатие денежной массы.
Рассмотрим процесс сокращения денежной массы при продаже центральным банком государственных облигаций на сумму 10 тыс. руб. при прочих равных: cr = 25%, rr = 10%, er = 15% (рис. 9.11).
Рис. 9.11. Итоговые изменения балансов банковской системы, вызванные продажей центральным банком государственных облигаций на сумму 10 тыс. руб.
Следовательно, продажа центральным банком государственных ценных бумаг ведет к сокращению денежной базы на сумму продажи за счет сокращения кассовых остатков и избыточных резервов коммерческих банков. Ссудный потенциал банковской системы снизится, объем выдаваемых коммерческими банками ссуд сократится и приведет к мультипликационному сокращению вкладов (рис. 9.12).
Рис.9.12. Влияние продажи центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке на величину предложения денег
В нашем числовом примере:
Таким образом, продажа населению государственных ценных бумаг на сумму 10 тыс. руб. вызвала уменьшение денежной базы на 10 тыс. руб. и сжатие денежной массы на 25 тыс. руб.
• Эмиссия и принудительное изъятие денег из обращения
Эмиссия наличных денег приводит к расширению денежной базы и мультипликационному расширению денежной массы. Ее воздействие рассматривалось в разделе «Предложение денег».
Обратное влияние на денежную базу и денежную массу оказывает принудительное изъятие центральным банком наличных денег из обращения.
Способы принудительного изъятия денег из обращения:
• замена денежных знаков в ограниченных масштабах;
• прекращение хождения денежных знаков с ограниченным обменом их на новые;
• деноминация денежных знаков, не сопровождающаяся адекватным снижением цен, и т.п.
Эти инструменты редко используются современными центральными банками.
9.2. Цели и результаты денежно-кредитной политики
Стимулирующая денежно-кредитная политика — денежно-кредитная политика, направленная на увеличение денежной массы.
Сдерживающая денежно-кредитная политика — денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежной массы.
Способы проведения денежно-кредитной политики представлены в табл. 9.1.
Таблица 9.1. Способы проведения денежно-кредитной политики
Политика | Изменение нормы обязательных резервов | Изменение ставки рефинансирования | Операции на открытом рынке |
Стимулирующая | Снижение | Снижение | Скупка государственных ценных бумаг |
Сдерживающая | Увеличение | Увеличение | Продажа государственных ценных бумаг |
• Классические представления о денежно-кредитной политике
Кембриджское уравнение:
М = kPY
или
где kY — желаемый объем реальных кассовых остатков;
— фактический объем реальных кассовых остатков.
Согласно представлениям классической школы:
• экономика имеет тенденцию к автоматическому поддержанию полной занятости ресурсов и, следовательно, к устойчивому соответствию совокупного выпуска своему потенциальному значению: Y = Y1;
• коэффициент предпочтения ликвидности k стабилен, поскольку зависит от платежных традиций общества, изменяющихся крайне медленно.
При увеличении денежной массы объем реальных кассовых остатков на руках у населения М/Р начинает превышать желаемое их значение kY. Избыточные деньги население предъявит в виде дополнительного спроса на товары и услуги. Но поскольку экономика функционирует на уровне полной занятости ресурсов, то рост совокупного спроса не может быть удовлетворен ростом совокупного предложения ввиду отсутствия свободных ресурсов. Поэтому увеличение совокупного спроса при неизменном объеме совокупного предложения приведет к росту уровня цен, которое будет продолжаться до тех пор, пока реальное значение кассовых остатков не вернется к желаемому уровню. Противоположный процесс будет происходить при сокращении денежной массы.
Следовательно, изменение денежной массы приводит только к пропорциональному изменению уровня цен, не затрагивая реального объема выпуска.
В терминах классической модели этот вывод означает, что:
• экономика характеризуется дихотомией (от греческого «рассечение на две части»);
• деньги в такой экономике нейтральны.
Классическая дихотомия — положение, гласящее, что величина и динамика показателей реального сектора в экономике не зависят от состояния денежного сектора.
Нейтральность денег — экономическая ситуация, в которой реальные значения экономических показателей не зависят от количества денег в обращении.
Таким образом, денежно-кредитная политика способна повлиять только на уровень цен и не способна изменить значения реального совокупного выпуска и занятости. Стимулирующая политика приведет к пропорциональному росту уровня цен, сдерживающая политика — к пропорциональному их снижению.
• Кейнсианские представления о денежно-кредитной политике
При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики расширение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного предложения денег (рис. 9.13).
Рис. 9.13. Графическая интерпретация стимулирующей денежно-кредитной политики в кейнсианской модели
По мнению представителей кейнсианского направления, избыточные деньги население целиком направит на покупку государственных облигаций. При этом спрос на облигации вырастет и при прежней ставке процента станет избыточным. В результате рыночная цена увеличится, а доходность (номинальная процентная ставка) сократится до уровня i2. Поскольку в кейнсианской модели цены стабильны, то падение номинальной процентной ставки приводит к сокращению реальной процентной ставки на то же значение. Снижение же реальной процентной ставки по государственным облигациям сократит альтернативные издержки инвестирования и приведет к росту инвестиционного спроса, который, в свою очередь, вызовет мультипликационное расширение объема производства, совокупного дохода и занятости.
Следовательно, в кейнсианской модели экономика не дихотомна и деньги не нейтральны, потому что существует специальный передаточный механизм, через который деньги влияют на реальный сектор.
Передаточный механизм — последовательность событий, в результате которых изменение предложения денег изменяет реальные показатели, например, реальный объем совокупного выпуска и занятость (рис. 9.14).
Рис. 9.14. Передаточный механизм стимулирующей денежно-кредитной политики в кейнсианском представлении
Не-нейтральность денег — экономическая ситуация, в которой изменение количества денег в обращении влияет на реальные значения экономических показателей.
Таким образом, стимулирующая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости.
При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики сокращение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного спроса на деньги (рис. 9.15).
Рис. 9.15. Графическая интерпретация сдерживающей денежно-кредитной политики в кейнсианской модели
По мнению представителей кейнсианского направления, при недостатке денег для спекулятивных целей спрос на облигации сократится, и при прежнем уровне процентной ставки возникнет избыток их предложения. В результате этого рыночная цена облигаций снизится, а их доходность (номинальная процентная ставка) увеличится до уровня . При стабильном уровне цен на то же значение вырастет и реальная ставка процента. Рост реальной процентной ставки по государственным облигациям увеличивает альтернативные издержки инвестирования и приводит к снижению инвестиционного спроса, которое, в свою очередь, вызовет мультипликационное сокращение объема производства, совокупного дохода и занятости (рис. 9.16).
Рис. 9.16. Передаточный механизм сдерживающей денежно-кредитной политики в кейнсианском представлении
Таким образом, сдерживающая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом снижение объема производства, совокупного дохода и занятости.
Точно так же как и в случае с фискальной политикой, основная задача недискреционной денежно-кредитной политики — предотвратить колебания совокупного спроса и дохода , а основная задача дискреционной денежно-кредитной политики — устранить негативные последствия этих колебаний.
Дискреционная денежно-кредитная политика должна поэтому иметь антициклическую направленность:
• во время спада центральному банку следует проводить стимулирующую политику, способствующую увеличению инвестиционного спроса;
• во время подъема центральному банку следует проводить сдерживающую политику с целью сокращения инвестиционного спроса.
Недискреционная денежно-кредитная политика должна быть направлена на поддержание стабильной процентной ставки, поскольку колебания доходности государственных ценных бумаг приводят к колебаниям инвестиционного спроса, а следовательно, и совокупного спроса. Основной причиной колебаний ставки процента служит спрос на деньги, который в кейнсианской модели полагается весьма нестабильным из-за наличия в нем спекулятивной составляющей. Следовательно, центральный банк должен манипулировать предложением денег так, чтобы нейтрализовать влияние колебаний спроса на деньги на процентную ставку (рис. 9.17, 9.18).
Рис. 9.17. Стабилизация процентной ставки при внезапном росте спроса на деньги
При росте спроса на деньги центральный банк должен увеличить предложение денег так, чтобы прирост денежной массы удовлетворил весь дополнительно возникший спрос на кассовые остатки. Тогда населению не придется для увеличения своих кассовых остатков продавать ценные бумаги, и ставка процента останется неизменной.
Рас 9.18. Стабилизация процентной ставки при внезапном сокращении спроса на деньги
При сокращении спроса на деньги центральный банк должен уменьшить предложение денег так, чтобы денежная масса сократилась в точном соответствии с падением спроса на кассовые остатки. Тогда у населения не возникнет избытка денег, который можно было бы вложить в покупку ценных бумаг, и ставка процента останется неизменной.
• Монетаристские представления о денежно-кредитной политике
Монетаризм — широко распространившаяся в 60-е годы нашего столетия экономическая концепция, по-новому трактующая роль денег и денежно-кредитной политики.
Основное положение монетаристской теории, в отличие от кейнсианской, заключается в том, что спрос на деньги стабилен и не зависит от факторов, определяющих предложение денег, а потому не подвержен случайным колебаниям.
При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики. расширение предложения денег центральным банком по-прежнему приводит к возникновению избыточного предложения денег MS>М d.
Но поскольку спрос на деньги стабилен, то избыточные деньги население в основном направит на покупку товаров и услуг. Это означает, что рост предложения денег сразу же вызывает увеличение совокупного спроса за счет увеличения потребительских расходов. Передаточный механизм денежно-кредитной политики при этом получается гораздо короче (рис. 9.19).
Рис. 9.19. Передаточный механизм стимулирующей денежно-кредитной политики в монетаристском представлении
Таким образом, стимулирующая кредитно-денежная политика имеет своим непосредственным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости.
При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики сокращение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного спроса на деньги: MS < М d.
Но поскольку спрос на деньги стабилен, то недостающие деньги население в основном попытается сэкономить путем сокращения объема покупок товаров и услуг. Это означает, что рост предложения денег сразу же вызывает сокращение потребительских расходов и совокупного спроса (рис. 9.20).
Рис. 9.20. Передаточный механизм сдерживающей денежно-кредитной политики в монетаристском представлении
Таким образом, сдерживающая кредитно-денежная политика имеет своим непосредственным результатом сокращение объема производства, совокупного дохода и занятости.
Следовательно, в представлении монетаристов изменения совокупных расходов определяются преимущественно изменениями предложения денег.
Дискреционные мероприятия денежно-кредитной политики должны проводиться центральным банком как можно реже, потому что именно они чаще всего и служат причиной колебаний совокупного дохода и занятости.
Недискреционная денежно-кредитная политика должна быть направлена на поддержание стабильности предложения денег.
Колебания предложения денег могут быть вызваны и колебаниями величины денежного мультипликатора, связанными с изменениями ожиданий частного сектора:
а) при пессимистических ожиданиях доверие населения к банковской системе ослабевает, что приводит к росту изъятий средств со вкладов, повышению коэффициента «наличность — депозиты» и вынужденному увеличению нормы избыточного резервирования вкладов. Величина мультипликатора при этом падает, и предложение денег сокращается, вызывая снижение совокупного спроса, совокупного дохода и занятости;
б) при оптимистических ожиданиях доверие населения к банковской системе укрепляется, что приводит к росту средств на банковских вкладах, снижению коэффициента «наличность — депозиты» и нормы избыточного резервирования вкладов. Величина мультипликатора при этом растет, и предложение денег увеличивается, вызывая рост совокупного спроса, совокупного дохода и занятости. Следовательно, центральный банк должен манипулировать денежной базой так, чтобы нейтрализовать влияние изменений денежного мультипликатора на общую величину денежной массы:
• при снижении мультипликатора денежную базу надо увеличивать, чтобы величина предложения денег осталась неизменной;
• при росте мультипликатора денежную базу надо уменьшать, чтобы величина предложения денег осталась неизменной.
Рост денежной массы допускается только в долгосрочном периоде в соответствии с монетарным правилом.
Монетарное правило: для поддержания устойчивого экономического роста при полной занятости и стабильных ценах долгосрочный темп роста денежной массы должен совпадать с долгосрочным темпом роста потенциального ВВП за вычетом темпа роста скорости обращения денег.
Монетарное правило выводится на основе уравнения обмена:
MV = PY.
В динамической форме при небольших изменениях переменных:
где — темп прироста предложения денег;
— темп прироста скорости обращения денег;
— темп прироста общего уровня цен (темп инфляции);
— темп прироста совокупного выпуска (ВВП) в реальном измерении.
Для того чтобы уровень, цен оставался стабильным (т.е. чтобы p= 0), необходимо:
Монетарное правило — основное правило недискреционной кредитно-денежной политики в монетаристской концепции. Поэтому такую политику называют также политикой таргетирования денежной массы (от англ. target — цель).
Задания
Задание 1. Предложение денег в экономике составляет 1 млрд руб. Суммарные резервы коммерческих банков равны 200 млн руб.; 20% денежной массы составляют наличные деньги в обращении. Какую операцию на открытом рынке и на какую сумму необходимо произвести центральному .банку для того, чтобы увеличить денежную массу на 10%?
Задание 2. Известно, что коэффициент «наличность—депозиты» равен 20%, а общая норма резервирования вкладов составляет 10%. Государственный бюджет сведен с дефицитом 30 млрд руб. Правительство решило полностью финансировать бюджетный дефицит за счет займа денег у центрального банка. Подсчитайте, как это повлияет:
а) на величину денежной базы;
б) на величину предложения денег;
в) на объем наличных денег в обращении;
г) на общую величину резервов коммерческих банков.
Задание 3. Денежная база страны составляет 1400 млрд руб. Известно, что номинальный ВВП этой страны составляет 5600 млрд руб. и средняя денежная единица совершает 2 оборота в год. Объем кассовых остатков у населения составляет 40% от объема средств на его счетах до востребования. Норма избыточного резервирования в целом составляет 20%:
а) заполните сводный баланс коммерческих банков этой страны:
Актив, млрд руб. | Пассив, млрд руб. | ||
Обязательные резервы Избыточные резервы Ссуды | Вклады до востребования | ||
б) центральный банк страны скупил у населения на открытом рынке государственных облигаций на сумму 140 млрд руб. Покажите, как после этого изменится сводный баланс коммерческих банков.
Задание 4. В России, как известно, против счетов до востребования чеки выписывать нельзя, поэтому процесс мультипликативного расширения вкладов в том же виде, как в развитых странах, протекать не может. И тем не менее величина денежного мультипликатора, рассчитанная Центральным банком РФ, в 1998 г. составляла примерно 3. Подумайте, почему в России увеличение денежной базы на 1 руб. приводит к увеличению денежной массы все же не на 1 руб., а на 3 руб.
Глава 10 СОВМЕСТНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ
10.1. Определение совместного макроэкономического равновесия
Совместное макроэкономическое равновесие товарного и денежного рынков — ситуация, когда рынок товаров и услуг и рынок денег одновременно находятся в равновесии (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Равновесие рынка товаров и услуг
Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг (т.е. равенство планируемых расходов и совокупного выпуска, а также равенство инвестиционного спроса и объема сбережений) достигается путем изменения совокупного объема производства и дохода Y.
Условия равновесия рынка товаров и услуг:
АЕ = Y; I = S.
Макроэкономическое равновесие на рынке денег (т.е. равенство спроса на деньги и предложения денег) устанавливается посредством изменения номинальной ставки процента i (и реальной процентной ставки r) на рынке ценных бумаг. Поэтому равновесие на денежном рынке устанавливается только тогда, когда уравновешен рынок ценных бумаг* (рис. 10.2).
* Далее при изображении рынка денег и рынка облигаций используются реальные значения всех величин: М d, MS, В d, B S и процентной ставки r.
Условие равновесия на рынке денег:
М d = М S при Bd = BS.
Следовательно, установление совместного равновесия на товарном и денежном рынках предполагает одновременное достижение совокупным доходом и реальной процентной ставкой своих равновесных значений.
Рис. 10.2. Равновесие рынка денег и рынка ценных бумаг
10.2. Влияние фискальной политики на совместное равновесие
Фискальная политика воздействует на совместное равновесие через изменение равновесия на рынке товаров и услуг.
• Влияние стимулирующей фискальной политики
Механизм воздействия стимулирующей фискальной политики на совместное равновесие (рис.10.3).
Рис. 10.3. Механизм воздействия стимулирующей фискальной политики на совместное равновесие
При проведении стимулирующей фискальной политики равновесный объем производства и дохода увеличивается и реальная процентная ставка тоже возрастает (рис. 10.4).
Рис. 10.4. Механизм действия стимулирующей фискальной политики
Факторы, определяющие эффективность стимулирующей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фискальной политики будет тем выше, чем больше величина фискальных мультипликаторов (рис. 10.5).
Рис. 10.5. Влияние значения фискальных мультипликаторов на эффективность фискальной политики:
а — значение фискальных мультипликаторов велико;
б — значение фискальных мультипликаторов мало
Если значение фискальных мультипликаторов выше (угол наклона кривой совокупных расходов меньше — случай а), то для увеличения совокупного дохода на заданное значение требуется гораздо меньший прирост совокупных расходов, чем в случае б. Следовательно, и объем фискального вмешательства потребуется менее значительный.
Факторы, определяющие значение фискальных мультипликаторов:
1. Предельная склонность к потреблению МРС.
2. Налоговая ставка t.
Поэтому при прочих равных условиях чем больше значение предельной склонности к потреблению и чем ниже налоговая ставка, тем выше будет эффективность фискальной политики.
Факторы, снижающие эффективность стимулирующей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фискальной политики может быть ослаблена сокращением инвестиционного спроса, вызванным ростом процентной ставки. Это явление получило название эффекта вытеснения.
Сокращение инвестиционного спроса вследствие эффекта вытеснения снижает планируемые расходы и вызывает мультипликативное сокращение совокупного выпуска — эффекты, противодействующие стимулирующему фискальному воздействию государства. Поэтому чем больший масштаб имеет эффект вытеснения, тем ниже будет эффективность стимулирующей фискальной политики.
Факторы, определяющие масштаб эффекта вытеснения:
• чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставки d;
• чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k;
• чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки h.
1. Чем выше чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставки d, тем больше при прочих равных условиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.6).
Рис. 10.6. Влияние чувствительности инвестиционного спроса к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:
а — инвестиционный спрос сильно чувствителен к изменению процентной ставки;
б — инвестиционный спрос слабо чувствителен к изменению процентной ставки
При увеличении совокупного дохода, а значит, спроса на деньги и процентной ставки на равную величину в первом случае инвестиционный спрос сильнее реагирует на рост ставки процента и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во втором случае.
2. Чем выше чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k, тем больше при прочих равных условиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.7).
Рис. 10.7. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению совокупного дохода на масштаб вытеснения инвестиций:
а — спрос на деньги сильно чувствителен к изменению совокупного дохода;
б — спрос на деньги слабо чувствителен к изменению совокупного дохода
При одинаковом увеличении совокупного дохода в первом случае спрос на деньги возрастает на большую величину и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во втором случае.
3. Чем выше чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки d, тем больше при прочих равных условиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.8).
Увеличение совокупного дохода и как следствие этого спроса на деньги на равную величину во втором случае будет сопровождаться более сильным ростом процентной ставки, и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем в случае а.
Следовательно, эффект вытеснения, ослабляющий воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный доход, тем слабее, чем ниже чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставка, чем ниже чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода и чем выше чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.
Рис. 10.8. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:
а — спрос на деньги сильно чувствителен к изменению процентной ставки;
б — спрос на деньги слабо чувствителен к изменению процентной ставки
• Влияние сдерживающей фискальной политики
Воздействие сдерживающей фискальной политики на совместное равновесие происходит через тот же механизм, что и воздействие стимулирующей политики (рис. 10.9).
Рис. 10.9. Механизм воздействия сдерживающей фискальной политики на совместное равновесие
При проведении сдерживающей фискальной политики равновесный объем производства и дохода сокращается и процентная ставка тоже снижается (рис. 10.10).
Рис. 10.10. Механизм действия сдерживающей фискальной политики
Эффективность сдерживающей фискальной политики будет тем выше, чем больше величина фискальных мультипликаторов.
Эффективность сдерживающей фискальной политики может быть ослаблена ростом инвестиционного спроса, вызванным снижением процентной ставки. Рост инвестиционного спроса увеличивает планируемые расходы и вызывает мультипликационное увеличение совокупного дохода — эффекты, противодействующие сдерживающему фискальному воздействию государства. Поэтому чем сильнее будет рост инвестиционного спроса, тем ниже будет эффективность сдерживающей фискальной политики.
Следовательно, условия, при которых сдерживающая фискальная политика эффективна, те же, что обеспечивают эффективность стимулирующей фискальной политики (табл. 10.1).
Таблица 10.1. Условия, при которых фискальная политика высокоэффективна
Воздействие на совокупный доход сильное | Противодействующее влияние эффекта вытеснения слабое | ||
Предельная склонность к потреблению МРС | Высокая | Чувствительность инвестиционного спроса к изменению ставки процента d | Низкая |
Ставка подоходного налогообложения t | Низкая | Чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k | Низкая |
Чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента h | Высокая |
10.3. Влияние денежно-кредитной политики на совместное равновесие
Денежно-кредитная политика воздействует на совместное равновесие через изменение равновесия на денежном рынке.
• Влияние стимулирующей денежно-кредитной политики
Механизм воздействия стимулирующей денежно-кредитной политики на совместное равновесие (рис. 10.11).
Рис. 10.11. Механизм воздействия стимулирующей денежно-кредитной политики на совместное равновесие
При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики равновесный объем производства и дохода увеличивается, а процентная ставка снижается (рис. 10.12).
Рис. 10.12. Механизм действия стимулирующей денежно-кредитной политики
Факторы, определяющие эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики, показаны на рис. 10.13.
Эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики будет тем выше, чем выше чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки и чем ниже чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставки.
1. Чем выше чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставки d, тем выше при прочих равных условиях будет эффективность денежно-кредитной политики (рис. 10.13).
Рис. 10.13. Влияние чувствительности инвестиционного спроса к изменению процентной ставки на эффективность денежно-кредитной политики:
а — инвестиционный спрос сильно чувствителен к изменению процентной ставки;
б — инвестиционный спрос слабо чувствителен к изменению процентной ставки
Для того чтобы увеличить инвестиционный спрос на одну и ту же величину, в первом случае пришлось значительно меньше сократить ставку процента, поскольку инвестиционный спрос сильно реагирует на сокращение процентной ставки. Поэтому центральному банку в случае а нужно обеспечить заметно меньший прирост предложения денег, чем в случае б.
2. Чем ниже чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки h, тем выше при прочих равных условиях будет эффективность денежно-кредитной политики (рис. 10.14).
Для того чтобы увеличить инвестиционный спрос на одну и ту же величину, в обоих случаях надо было одинаково сократить процентную ставку. Но в первом случае для снижения ставки процента на заданную величину надо было создать значительно меньший избыточный спрос на деньги, поскольку если спрос на деньги слабо реагирует на изменение процентной ставки, то процентная ставка сильно снижается даже при небольшом приросте величины спроса на деньги. Поэтому добиться необходимого прироста инвестиционного спроса удалось путем относительно небольшого увеличения предложения денег по сравнению со вторым случаем.
Рис. 10.14. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки на эффективность денежно-кредитной политики:
а — спрос на деньги слабо чувствителен к изменению процентной ставки;
б — спрос на деньги сильно чувствителен к изменению процентной ставки
Следовательно, эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики тем выше, чем выше чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставки и чем ниже чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.
Факторами, снижающими эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики, является рост спроса на деньги, вызванный увеличением совокупного дохода. Тогда возникает избыточный спрос на деньги и избыточное предложение облигаций, которые приведут к падению цен на облигации и росту процентной ставки. За этим последует сокращение инвестиционного спроса и мультипликативное сокращение совокупного дохода — эффекты, противодействующие стимулирующему денежно-кредитному воздействию центрального банка. Поэтому чем больше будет рост спроса на деньги, тем ниже эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 10.15).
Фактор, определяющий степень роста спроса на деньги, — чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k.
Рис. 10.15. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению совокупного дохода на степень роста спроса на деньги:
а — спрос на деньги сильно чувствителен к изменению совокупного дохода;
б — спрос на деньги слабо чувствителен к изменению совокупного дохода
Чем выше чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k, тем больше при прочих равных условиях будет рост спроса на деньги.
При одинаковом увеличении совокупного дохода в первом случае спрос на деньги возрастает на большую величину и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во втором случае.
Следовательно, рост спроса на деньги, ослабляющий воздействие стимулирующей денежно-кредитной политики на совокупный доход, тем слабее, чем ниже чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода.
• Влияние одерживающей денежно-кредитной политики
Воздействие сдерживающей денежно-кредитной политики на совместное равновесие происходит через тот же передаточный механизм, что и воздействие стимулирующей политики (рис. 10.16).
Рис. 10.16. Механизм воздействия сдерживающей денежно-кредитной политики на совместное равновесие
При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики равновесный объем производства и дохода снижается, а процентная ставка увеличивается (рис. 10.17).
Рис. 10.17. Механизм действия сдерживающей денежно-кредитной политики
Эффективность сдерживающей денежно-кредитной политики будет тем выше, чем выше чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки и чем ниже чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставки.
Эффективность сдерживающей денежно-кредитной политики может быть ослаблена ростом спроса на деньги, вызванным увеличением совокупного дохода. Тогда возникают избыточное предложение денег и избыточный спрос на облигации, которые приведут к росту цен на облигации и снижению процентной ставки. За этим последует рост инвестиционного спроса и мультипликационное увеличение совокупного дохода — эффекты, противодействующие сдерживающему денежно-кредитному воздействию центрального банка. Поэтому чем сильнее снизится спрос на деньги, тем ниже эффективность сдерживающей денежно-кредитной политики.
Следовательно, условия, при которых сдерживающая денежно-кредитная политика эффективна, те же, что обеспечивают эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики (табл. 10.2).
Таблица 10.2. Условия, при которых денежно-кредитная политика высокоэффективна
Воздействие на совокупный доход сильное | Противодействующее влияние изменения спроса на деньги слабое | ||
Чувствительность инвестиционного спроса к изменению ставки процента d | Высокая | Чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k | Низкая |
Чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента h | Низкая |
Задания
Задание 1. Когда в США в 1981 г. пришла к власти администрация Р. Рейгана, то в качестве трех основных целей ее экономической политики были выдвинуты: сокращение инфляции, снижение налогов и увеличение расходов на вооружение. Объясните, какую фискальную и денежно-кредитную политику требовалось проводить администрации Р. Рейгана, чтобы достичь всех трех целей одновременно, если экономика США в этот период находилась близко к уровню потенциального ВВП.
Задание 2. В закрытой экономике государственные закупки товаров и услуг и предложение денег изменились одновременно таким образом, что величина совокупного дохода осталась на прежнем уровне, а реальная процентная ставка снизилась. Как (в какую сторону) изменились государственные закупки и предложение денег? Мотивируйте свой ответ.
Задание 3. В экономике страны за истекший год автономное потребление составило 160 трлн руб.; предельная склонность к потреблению из совокупного дохода равна 0,8; подоходное налогообложение осуществляется по ставке 10%, независимо от уровня дохода; инвестиционный спрос и объем государственных закупок товаров и услуг автономны и составили 100 трлн руб. и 300 трлн руб. соответственно; норма обязательного минимального резервирования вкладов установлена центральным банком на уровне 10%. Бюджетный дефицит правительство этой страны полностью финансирует путем займа денег у центрального банка, который с этой целью осуществляет дополнительную эмиссию соответствующей суммы наличных денег, остающихся на руках у населения. Подсчитайте, как изменялось предложение денег в этой стране за истекший год в связи с состоянием государственного бюджета.
Задание 4. Предположим, что в экономике спрос на деньги стабилен, а причиной нестабильности являются колебания автономной составляющей инвестиционного спроса. Какое правило недискреционной денежно-кредитной политики приведет к меньшим колебаниям совокупного спроса — кейнсианское или монетаристское? Аргументируйте свой ответ.
Задание 5. Как вы ответите на вопрос предыдущего задания, если в экономике автономный инвестиционный спрос стабилен, а причиной нестабильности служат колебания автономной составляющей спроса на деньги?
Глава 11 ИСТОЧНИКИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА
11.1. Безработица
Схематическое изображение распределения населения по различным категориям показано на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Рабочая сила, занятые и безработные
Трудоспособное население — население трудоспособного возраста, который устанавливается законодательно (в России: для женщин — от 16 до 55 лет, для мужчин — от 16 до 60 лет).
Нетрудоспособное население — население нетрудоспособного возраста (дети и пенсионеры), а также инвалиды и лица, длительно находящиеся в институциональных учреждениях (тюрьмах, исправительных колониях, психиатрических больницах и т.п.).
Выбывшие из состава рабочей силы — трудоспособное население, не имеющее работы и активно ее не ищущее (например, студенты, домохозяйки, а также те, кто отчаялся найти работу и прекратил ее поиски).
Рабочая сила — это совокупность занятых и безработных.
Занятые — население, которое имеет работу или работает неполный рабочий день.
Безработные — трудоспособное население, которое не работает, но ищет работу.
Безработица бывает явная и скрытая.
Явная безработица связана с наличием трудоспособных людей, которые не работают, но ищут работу и зарегистрированы на бирже труда и потому учитываются официальной статистикой.
Скрытая безработица обусловлена наличием:
а) трудоспособных людей, которые не работают, ищут работу, но не регистрируются на бирже труда и потому не учитываются официальной статистикой;
б) «безработицы на работе», т.е. реального отсутствия производственных функций формально занятого работника (например, находящегося в вынужденном отпуске без сохранения заработной платы);
в) трудоспособных людей, которые работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
Фактическая безработица представляет собой сумму явной и скрытой безработицы, но ввиду трудностей с выявлением и оценкой скрытой безработицы под фактической безработицей обычно понимается явная (зарегистрированная) безработица.
Уровень безработицы — доля безработной части рабочей силы, выраженная в процентах:
где u — уровень безработицы;
U — количество безработных;
Е — количество занятых;
L = Е + U — количество людей, входящих в состав рабочей силы.
Уровень занятости — доля занятых в составе рабочей силы, выраженная в процентах:
где е — уровень занятости.
Виды безработицы:
1. Естественная безработица.
• фрикционная — связана с поиском и ожиданием работы;
• структурная — связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу.
2. Вынужденная (циклическая) безработица — связана с циклическим спадом в экономике, в период экономического подъема отсутствует.
Естественный уровень безработицы — уровень безработицы при полной занятости ресурсов, соответствует потенциальному ВВП. Он включает фрикционную и структурную безработицу.
Фактический уровень безработицы включает естественную и вынужденную безработицу:
Фактическая безработица = Естественная безработица + Вынужденная (циклическая) безработица = =(Фрикционная безработица + Структурная безработица) + Вынужденная безработица.
Экономическими издержками безработицы является отставание (отклонение) фактического объема ВВП от потенциального.
Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВВП: увеличение отклонения фактического ВВП от потенциального на b% сопровождается увеличением фактического уровня безработицы по сравнению с естественным на один процентный пункт.
Формула Оукена:
где Y— фактический ВВП;
Yf — потенциальный ВВП;
u — фактический уровень безработицы;
uf — естественный уровень безработицы;
b — коэффициент Оукена, измеряет чувствительность ВВП к изменению циклической безработицы; определяется эмпирически и различен в разных странах, но всегда больше единицы, т.е. b > 1.
11.2. Инфляция
Инфляция — процесс длительного и устойчивого (обычно длящегося не менее года) обесценения денег, вызванного снижением их относительной редкости по сравнению с товарной массой. Различают открытую и скрытую инфляцию.
Открытая инфляция — процесс обесценения денег, проявляющийся через устойчивую и длительную тенденцию к повышению общего уровня цен, причем отдельные цены поднимаются неравномерно и на некоторые товары могут даже опускаться.
Показатель открытой инфляции (уровень инфляции) — темп прироста общего уровня цен, измеряемого обычно как дефлятор ВВП (в России же чаще как ИПЦ):
Рис. 11.2. Инфляция спроса
где Р — уровень цен в текущем периоде;
P–1 — уровень цен в прошлом периоде.
Скрытая инфляция — процесс обесценения денег, не сопровождающийся повышением общего уровня цен (например, если они фиксированы государством) и потому имеющий другие проявления, например, возникновение дефицитов.
Источники инфляции:
Инфляция спроса (рис. 11.2) возникает в условиях, близких к полной занятости ресурсов, в случае если рост уровня цен происходит в результате увеличения совокупного спроса.
Инфляция издержек (рис. 11.3) возникает в результате факторов, вызывающих рост издержек производства и, следовательно, снижение совокупного предложения. К числу этих факторов относятся:
• повышение номинальной зарплаты, не подкрепленное ростом производительности труда;
• повышение налогов;
• рост цен на ресурсы.
Экономические последствия инфляции:
• снижение реальных доходов;
• перераспределение богатства;
• появление инфляционного налога.
Экономические издержки инфляции:
• потери эффективности на микроуровне;
• нарушение Парето-оптимального распределения ресурсов.
Рис. 11.3. Инфляция издержек
11.3. Концепция альтернативы между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса
Кривая Филлипса показана на рис. 11.4.
Рис. 11.4. Кривая Филлипса
На рис. 11.4 использованы следующие обозначения:
u — фактический уровень безработицы;
и f — естественный уровень безработицы;
l — коэффициент чувствительности темпа прироста номинальной заработной платы к изменению уровня безработицы;
a — коэффициент чувствительности темпа инфляции (темпа прироста общего уровня цен) к изменению уровня безработицы;
— среднегодовой темп прироста уровня номинальной заработной платы;
— среднегодовой темп прироста общего уровня цен (среднегодовой темп инфляции).
Взаимосвязь инфляции и безработицы, описываемая кривой Филлипса: рост темпов инфляции сопровождается снижением уровня безработицы, и наоборот.
Дилемма государственной экономической политики: низкий уровень безработицы при высокой инфляции или высокий уровень безработицы при низком уровне инфляции.
• Монетаристская интерпретация кривой Филлипса (модель Фридмена—Фелпса)
Главная идея модели Фридмена-Фелпса — введение в аппарат кривой Филлипса концепции адаптивных ожиданий.
Адаптивные ожидания — ретроспективные ожидания; хозяйствующие субъекты строят свои прогнозы, основываясь исключительно на прошлом опыте.
Адаптивные инфляционные ожидания — ожидания будущей инфляции, сформированные хозяйствующими субъектами на основе предшествующих уровней инфляции; изменение этих ожиданий происходит медленно.
Уравнение кривой Филлипса с учетом адаптивных ожиданий:
где pe — ожидаемый уровень инфляции:
если p = pe — циклической безработицы нет;
если p > pe — уровень безработицы сокращается ниже естественного;
если p < pe — уровень безработицы растет выше естественного.
Реакция экономики с адаптивными ожиданиями на неожиданное и ожидаемое увеличение предложения денег показана на рис. 11.5, 11.6.
Рис. 11.5. Реакция экономики с адаптивными ожиданиями на неожиданное увеличение предложения денег:
После неожиданного увеличения предложения денег экономика смещается влево вдоль краткосрочной кривой Филлипса PC1 из точки, соответствующей нулевой инфляции и естественному уровню безработицы uf, в точку, где безработица снижается до уровня , а инфляция возрастает до p1. Дальнейшее развитие событий зависит от того, произойдет ли новое денежное вливание и в каком объеме (см. рис. 11.5).
После ожидаемого увеличения предложения денег не происходит даже краткосрочного роста занятости. Экономика сразу смещается вверх вдоль долгосрочной кривой Филипса РСLR в точку, где безработица сохраняется на естественном уровне uf, а инфляция достигает p3 (см. рис. 11.6).
Рис. 11.6. Реакция экономики с адаптивными ожиданиями на ожидаемое увеличение предложения денег
Выводы:
1. Обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде, в долгосрочном же периоде кривая Филлипса вырождается в вертикальную прямую.
2. Удерживать экономику на уровне безработицы ниже естественного можно только путем постоянных неожиданных денежных вливаний, приводящих к сдвигу краткосрочной кривой Филлипса вверх и, следовательно, к акселерации (ускорению) инфляции. При прекращении вливаний экономика возвращается к естественному уровню безработицы. Поэтому в долгосрочном периоде экономика устойчиво находится на уровне естественной нормы безработицы, которая может сочетаться с любым темпом инфляции.
3. Государственная политика, направленная на сокращение безработицы в краткосрочном периоде, действительно способствует снижению уровня безработицы при росте уровня инфляции, но только в том случае, когда она осуществляется неожиданным образом. Однако достигнутое таким образом расширение производства и занятости будет временным и в долгосрочном периоде неизбежно выльется только в повышение цен. Ожидаемые же мероприятия стимулирующей политики не оказывают даже краткосрочного воздействия на производство и занятость.
4. Для снижения инфляции необходима рестрикционная (сдерживающая) экономическая политика. Неизбежным следствием такой политики является рост уровня безработицы в краткосрочном периоде.
• Интерпретация кривой Филлилса с позиции теории рациональных ожиданий (Р. Лукас, Т. Сарджент)
Рациональные ожидания — способ прогнозирования будущей экономической конъюнктуры, при котором экономические субъекты строят свои прогнозы, основываясь на всей доступной им информации. Ожидаемое значение инфляции — это значение, представляющееся наиболее вероятным на основе всей доступной экономическому субъекту информации. Предполагается, что хозяйствующие субъекты полностью информированы обо всех событиях в экономике и полностью предвидят их последствия, равно как и последствия своих собственных действий, поэтому их поведение рационально.
Уравнение кривой Филлипса в условиях рациональности ожиданий:
где e — случайная ошибка прогноза.
• Реакция экономики с рациональными ожиданиями на непредсказуемое увеличение предложения денег
Реакция экономики на увеличение предложения денег будет аналогичной той, которая изложена в концепции адаптивных ожиданий. Разница заключается в том, что для сокращения безработицы ниже естественного значения и дальнейшего поддержания ее на этом уровне все денежные вливания должны быть не неожиданными, а непредсказуемыми даже с учетом всей имеющейся информации (рис. 11.7). Для сравнения на рис. 11.8 представлена реакция экономики с рациональными ожиданиями на предсказуемое увеличение предложения денег.
Рис. 11.7. Реакция экономики с рациональными ожиданиями на непредсказуемое увеличение предложения денег
На рис. 11.7 использованы следующие обозначения:
Рис. 11.8. Реакция экономики с рациональными ожиданиями на предсказуемое увеличение предложения денег
Выводы:
1. Изменения уровня цен, полностью соответствующие ожидаемым, не меняют величину совокупного выпуска, и он остается равным потенциальному.
2. Фактическая инфляция может отклоняться от ожидаемой в результате непредсказуемых событий только на случайную величину е. Из-за непредвиденных колебаний спроса и предложения не соответствующие ожиданиям «сюрпризы уровня цен» вызывают краткосрочные колебания реального объема выпуска, но в долгосрочном периоде экономика возвращается к своему потенциалу.
3. Любая предсказуемая экономическая политика оказывается неэффективной с точки зрения воздействия на занятость и объем производства, поскольку результатом ее является исключительно изменение общего уровня цен.
4. Заранее объявленные, а следовательно, предсказуемые мероприятия рестрикционной (сдерживающей) экономической политики позволяют снизить инфляцию без сокращения объема производства и занятости.
11.4. Статистические материалы
Дата: 2019-03-05, просмотров: 276.