Субъективные мотивы спроса на деньги по Кейнсу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Трансакционный мотив потребность в деньгах для со­вершения текущих покупок, т.е. для использования их в каче­стве платежного средства. Как и его предшественники, Кейнс полагал, что эта составляющая спроса на деньги определяется прежде всего объемом осуществляемых сделок (трансакций). Но поскольку объем покупок пропорционален доходу, то и трансакционная составляющая спроса на деньги пропорцио­нальна доходу:

М dт = kTY,

где М dт — величина трансакционного спроса на деньги;

kт — чувствительность трансакционного спроса на деньги к изменению номинального совокупного дохода (ко­эффициент предпочтения ликвидности по трансакционному мотиву).

2. Мотив предосторожности потребность в наличии оп­ределенного запаса денег на случай непредвиденных трат и неожиданной возможности совершить выгодную покупку. Кейнс считал, что объем денег, которые экономические субъ­екты хранят исходя из соображений предосторожности, опре­деляется ожидаемым в будущем объемом сделок, а планируе­мая величина таких покупок пропорциональна доходу. Таким образом, Кейнс пришел к выводу, что составляющая спроса на деньги, определяемая мотивом предосторожности, также про­порциональна доходу:

М dп = kпPY,

где М dп — величина спроса на деньги по мотиву предосторож­ности;

kп — чувствительность спроса на деньги по мотиву предос­торожности к изменению номинального совокупного дохода (коэффициент предпочтения ликвидности по мотиву предосторожности).

Рис. 8.1. Спрос на деньги:

1 — по трансакционному мо­тиву (Мdт); 2 — по мотиву предосторожности (Мdп); 3 — суммарный (Мdт + Мdп)

 

На рис. 8.1 показаны гра­фики спроса на деньги. Их взаимосвязь можно описать формулой:

М dт + М dп = kтPY + kпPY = (kт+ kп) PY = kPY.

где k — коэффициент чувст­вительности суммарного спроса на деньги по трансакционному мотиву и мотиву предосторожности к измене­нию номинального совокуп­ного дохода (коэффициент предпочтения ликвидности по трансакционному мотиву и мотиву предосторожности).

3. Спекулятивный мотив это новый, выявленный Кейнсом, мотив спроса на деньги. В экономике обращаются не только това­ры и услуги, но и доходные финансовые активы (ценные бумаги), на которые тоже тратятся деньги. Благодаря этому у домашних хо­зяйств возникает потребность в наличии определенного запаса де­нег, предназначенного для вложения в доходные финансовые акти­вы, когда такое вложение станет выгодным. Поэтому объем спеку­лятивного спроса на деньги определяется населением одновремен­но с принятием решения об объеме своих вложений в ценные бу­маги. Задача сводится, таким образом, к выбору оптимальной структуры портфеля (набора) финансовых активов. По этой причи­не кейнсианская теория спроса на деньги называется еще портфельной теорией спроса на деньги.

При выборе оптимальной доли денег в общей структуре портфеля экономические субъекты сравнивают выго­ду и издержки хранения спекулятивного запаса денег:

Издержки неполученный процентный доход по ценным бумагам, которые можно было бы сегодня купить на отложен­ные деньги. Их величина измеряется текущей доходностью цен­ных бумаг.

Выгода процентный доход, который можно получить по ценным бумагам в будущем. Измеряется ожидаемой будущей доходностью ценных бумаг.

Поскольку издержки и выгоды определяются доходностью финансовых активов независимо от их конкретного вида, то при решении экономическими субъектами вопроса о величине своего спекулятивного спроса на деньги все финансовые акти­вы с равной доходностью являются абсолютными субститутами. Кейнс поэтому рассматривал поведение экономических субъек­тов в предположении, что они владеют только одним видом цен­ных бумаг — облигациями государственного займа. Это позво­ляет упростить анализ, исключив из него переменные, описы­вающие риск (облигации государственного займа полагаются в странах с развитой рыночной экономикой безрисковыми).

Следовательно, назначение спекулятивного запаса денег — слу­жить удовлетворению спроса на облигации государственного займа.

Облигация государственного займа ценная бумага, пред­ставляющая собой долговое обязательство правительства, по ко­торому заемщик (правительство) обязуется выплачивать держа­телю облигации определенную сумму денег (процентный доход) через оговоренные промежутки времени до наступления огово­ренной даты (даты погашения), когда занятая сумма возвраща­ется владельцу облигации (производится погашение облигации).

Государственные облигации представляют собой ценные бумаги с фикси­рованным доходом. В зависимости от способа выплаты дохода их подразделя­ют на два основных вида:

1. Дисконтные облигации облигации, по которым платеж осуществ­ляется только в день погашения (т.е. периодические процентные выплаты не производятся), но которые поступают в первичное размещение со скид­кой (дисконтом). Например, покупка облигации номинальной стоимостью 100 руб. (т.е. по которой при погашении будет выплачено 100 руб.) на пер­вичном рынке по цене 98 руб. означает получение при погашении дисконт­ного дохода в размере 2 руб.

2. Купонные облигации продаваемые на первичном рынке по номина­лу облигации, по которым правительство периодически выплачивает держа­телю определенный процент от номинала (купонный доход) через оговорен­ные промежутки времени до наступления срока погашения. Например, по­купка 5%-й облигации государственного займа номиналом 100 руб. сроком на три года гарантирует держателю облигации ежегодное получение в виде ку­понного дохода фиксированной суммы в размере 5 % от номинала (100 руб. х 0,05 = 5 руб.), а в конце третьего года ему будет выплачен не только купон­ный доход, но и 100 руб. номинальной стоимости при погашении облигации.

Первичный рынок ценных бумаг— финансоиый рынок, на котором но­вые выпуски ценных бумаг продаются после эмиссии своим первым (начальным) покупателям.

Вторичный рынок ценных бумаг финансовый рынок, на котором пе­репродаются ценные бумаги до наступления срока их погашения тем, кто же­лает их купить, когда первичное размещение уже закончено.

На вторичном рынке купля-продажа облигаций происходит по текущей рыночной цене, которая определяется соотношением спроса и предложения данного вида облигаций. Равновесная рыночная цена всегда устанавливается на таком уровне, чтобы доходность облигации равнялась среднерыночной.

Доходность дисконтной облигации в первом приближе­нии оценивается показателем дисконтной доходности:

Доходность купонной облигации в первом приближении оценивается показателем текущей доходности:

Таким образом, текущая рыночная цена любой облигации и ее доходность связаны между собой обратной зависимостью и взаимно однозначным соответствием. Каждому значению рыночной цены облигации соответствует только одно значение ее доходности. Именно эта доходность и служит теории Кейнса мерилом npоцентнoй ставки.

Величина спроса на облигации В d, как и любого другого бла­га, не являющегося товаром Гиффена, отрицательным образом зависит от их рыночной цены Р B. А поскольку рыночная цена облигаций однозначно определяет их доходность, то можно ут­верждать, что величина спроса на облигации В d положительным образом зависит от их номинальной доходности i (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Спрос на облигации государственного займа

При снижении цены облигации с Р B до  и, соответственно, при увеличении ее доходности (ставки процента) с i до  спрос на облигации вырастет на величину ( ). Для удовлетворения растущего спроса на облигации население будет тратить на их приобретение деньги из своих спекулятивных запасов. Следова­тельно, объем спекулятивного спроса на деньги сократится точно на величину, равную приросту спроса на облигации: DМ d = —DBd. Поэтому спекулятивный спрос на деньги при росте процентной ставки снизится. Следовательно, величина спекулятивного спроса на деньги М dc связана с процентной ставкой (доходностью обли­гаций) отрицательной зависимостью:

В простейшем виде:

,

где M0 — объем спекулятивного спроса на деньги при нулевой процентной ставке;

h — коэффициент чувствительности спроса на деньги по номинальной процентной ставке; показывает, как из­менится спекулятивный спрос на деньги при измене­нии номинальной ставки процента на один пункт.

Графическое изображение спекулятивного спроса на деньги представлено на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Спекулятивный спрос на деньги

Величина суммарного спроса на деньги М d представляет со­бой сумму величины спроса на деньги по трансакционному мо­тиву М dт, величины спроса на деньги по мотиву предосторожно­сти М dп и величины спроса на деньги по спекулятивному мотиву М dc при каждом значении дохода и процентной ставки:

График суммарного спроса на деньги показан на рис. 8.4 (кри­вая 3).

Взаимосвязь графиков, представленных на рис. 8.4, можно описать формулой:

Рис. 8.4. Суммарный спрос на деньги:

1—Мdт + Мdп;

2—Мdc:

3—Мd

Суммарный спрос на деньги полагал­ся Кейнсом весьма нестабильным, по­скольку в него входит спекулятивная составляющая, которая зависит от про­центной ставки, определяемой неустой­чивой и непредсказуемой конъюнкту­рой рынка ценных бумаг.

Следовательно, и скорость обраще­ния денег становится величиной неста­бильной даже в коротком периоде. Ее значение находится в обратной зависи­мости от процентной ставки и колеб­лется вместе с последней.

В этом разделе речь идет о номинальном спросе на деньги (спросе на но­минальные кассовые остатки). Реальный же спрос на деньги (спрос на реаль­ные кассовые остатки) М d получается путем деления обеих частей уравне­ния на уровень цен. Если вспомнить, что номинальная процентная ставка, де­ленная на уровень цен, — это реальная процентная ставка r, то получим:

График реального спроса на деньги аналогичен графику номинального спроса на деньги, с той лишь разницей, что по оси ординат откладывается ве­личина не номинальной, а реальной процентной ставки.

8.2. Модель рынка денег. Макроэкономическое равновесие рынка денег

Предложение денег MS в экономике определяется решениями центрального банка, которые не зависят ни от совокупного дохода, ни от ставки процента. То же самое справедливо применительно к предложению облигаций BS правительством. Поэтому предложение обоих финансовых активов является экзогенной величиной.

Графическое изображение рынка денег и рынка облигаций представлено на рис. 8.5.

Рис. 8.5. Рынок денег (а) и рынок облигаций (б)

Равновесие рывка денег ситуация, когда величина спроса на деньги в точности равна величине предложения денег, т.е. когда население желает хранить в виде кассовых остатков ров­но столько денег, сколько их имеется в экономике.

Равновесие на рынке денег устанавливается только одновре­менно с равновесием на рынке облигаций: MS = Md только в том случае, если на рынке облигаций установилась такая про­центная ставка, при которой В S = В d.

Ситуация в экономике, при которой фактический уровень процентной ставки превышает равновесный, иллюстрируется графиками, показанными на рис. 8.6.

Рис. 8.6. Рынок денег (а) и рынок облигаций (6) для ситуации в экономике, при которой фактический уровень процент­ной ставки превышает равновесный

Если на рынке облигаций установится ставка процента , превышающая равновесное значение , то на рынке облигаций возникнет избыточный спрос. Население будет пытаться удовлетворить этот избыточный спрос за счет денег, хранящихся в спекулятивных запасах. Величина спроса на деньги уменьшится (DMd = –DВ d), и на рынке денег возникнет избыточное предло­жение. При ограниченном предложении облигаций рост величи­ны спроса на них приведет к увеличению рыночной цены обли­гаций и снижению их доходности. По мере роста цены и сни­жения доходности величина спроса на облигации будет сни­жаться, а величина спроса на деньги — расти. Этот процесс бу­дет продолжаться до тех пор, пока избыточный спрос на облига­ции, который давит на их цену в сторону понижения, не исчез­нет. Одновременно с ним исчезнет и избыточное предложение денег. Выполнение этого условия означает, что процентная став­ка достигла равновесного значения.

Ситуация в экономике, при которой фактический уровень про­центной ставки ниже равновесного, показана на рис. 8.7.

Рис. 8.7. Рынок денег (а) и рынок облигаций (б) для ситуации в экономике, при которой фактический уровень процентной ставки ниже равновесного

Если на рынке облигаций установится ставка процента , которая ниже равновесного значения , то на рынке облигаций возникнет избыточное предложение. Население будет пытаться продать лишние облигации и пополнить свой спекулятивный запас денег. Величина спроса на деньги возрастет (DMd = –DВ d), и на рынке денег возникнет избыточный спрос. Поскольку при из­быточном предложении желающих продать облигации гораздо больше, чем желающих их купить, рыночная цена облигаций начнет падать, а их доходность — расти. По мере снижения це­ны и роста доходности величина спроса на облигации будет по­вышаться, а величина спроса на деньги — снижаться. Этот про­цесс будет продолжаться до тех пор, пока избыточное предло­жение облигаций, которое давит на их цену в сторону увеличе­ния, не исчезнет. Одновременно с ним исчезнет и избыточный спрос на деньги. Выполнение этого условия означает, что про­центная ставка достигла равновесного значения.

Следовательно, равенство величины спроса на деньги вели­чине предложения денег устанавливается посредством движе­ния ставки процента (доходности облигаций) к своему равно­весному уровню.

Задания

Задание 1. Эластичность спроса на деньги по совокупному доходу равна 2, а эластичность спроса на деньги по процентной ставке равна -5. За истекший год совокупный доход страны увеличился на 10%. Денеж­ная масса осталась неизменной. Подсчитайте, чему стала рав­на процентная ставка, если ее прошлогоднее значение составляло 25% годовых, а рынок денег был и остался в равновесии.

Задание 2. По купонной облигации государственного займа номиналом в 100 руб. выплачивается 5% годовых. Заполните нижеприве­денную таблицу недостающими данными:

Среднерыночная ставка процента Рыночная цена облигации Текущая доходность облигации
2%        
8%        
    125 руб.    
    80 руб.    
        12,5%
        2,5%

 

Задание 3. В 1993 г. денежный агрегат М2 в России увеличился по сравнению с 1992 г. в 5,3 раза. Скорость обращения денег, рас­считанная как отношение номинального ВВП к среднегодовому значению М2, в 1992 г. составляла 5,6 оборота в год. а в 1993 г. — 7,9 оборота в год:

а) определите, во сколько раз должен был возрасти реальный ВВП в 1993 г. по сравнению с 1992 г. в соответствии с уравнением обмена;

б) по данным Госкомстата, в действительности ВВП возрос в 1993 г. по сравнению с 1992 г. в 8,9 раза. Как объяснить расхож­дение результатов ваших расчетов и пункта а, если статистиче­ские ошибки отсутствовали?

Задание 4. В экономике коэффициент «наличность-депозиты» состав­ляет 20%, норма обязательного резервирования вкладов установлена центральным банком на уровне 5% и сами коммерческие банки поддерживают среднюю норму избыточного резервирования в размере 15%. Общая сумма вкладов до востребования, размещен­ных в банковской системе, составляет 1500 трлн руб. Средний коэффициент предпочтения ликвидности населением данной стра­ны равен 0,6. Функция спекулятивного спроса на деньги имеет вид Mdc = 3000 – 30 000 • i. Номинальный ВВП данной страны составля­ет 2000 трлн руб., а уровень цен равен 2:

а) определите равновесную процентную ставку в номиналь­ном измерении;

б) несколько банковских банкротств подряд снизили доверие насе­ления к банковской системе, в связи с чем коэффициент «налич­ность — депозиты» возрос до 30% при неизменной денежной базе. Какая процентная ставка теперь установится на денежном рынке?

Задание 5. Американские исследователи в области спроса на деньги обнаружили, что начиная с 1974 г. общепринятая функция спроса на денежный агрегат Ml стала давать значения спроса на деньги, устойчиво превышающие значения их предложения. Как вы думае­те, почему такое могло произойти?

Глава 9 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Наряду с фискальной денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. В отличие от фискальной политики, которая прово­дится правительством и воздействует на равновесие рынка то­варов и услуг, денежно-кредитную политику проводит цен­тральный банк, и она влияет на равновесие рынка денег.

Денежно-кредитная политика совокупность монетарных мероприятий, с помощью которых центральный банк воздейст­вует на параметры равновесия денежного рынка — предложе­ние денег и процентную ставку.

9.1. Основные инструменты денежно-кредитной политики

• Изменение нормы обязательного минимального резервирова­ния вкладов

При сокращении нормы обязательного минимального резервиро­вания вкладов часть фонда обязательных резервов возвращается обратно в коммерческие банки, превращаясь в дополнительные из­быточные резервы. Денежная база при этом не изменяется, но предложение денег увеличится за счет двух факторов:

а) высвободившиеся из обязательного резервного фонда сред­ства могут быть использованы банками для выдачи дополни­тельных ссуд;

б) дополнительные ссуды приведут к мультипликационному расширению вкладов.

Рассмотрим пример снижения нормы минимального резервирования с 10 до 8% при прочих равных: сr = 25% и еr = 15% (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Итоговые изменения балансов банковской системы, вы­званные снижением нормы минимального резервирова­ния вкладов с 10 до 8%

Следовательно, сокращение нормы минимального резерви­рования вкладов высвобождает часть резервов коммерческих банков и приводит к увеличению предложения денег за счет роста величины денежного мультипликатора при прежнем объе­ме денежной базы (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Влияние снижения нормы минимального резервирования вкладов на величину предложения денег

В нашем числовом примере предположим денежную базу равной 100 млн руб.:

Следовательно, снижение нормы обязательного минимального резерви­рования вкладов с 10 до 8% привело к увеличению денежного мультипликато­ра с 2,5 до 2,6 и к росту предложения денег примерно на 10 млн руб. при не­изменной денежной базе.

При повышении нормы обязательного минимального резерви­рования вкладов банки обязаны увеличить объем своего фонда обязательных резервов за счет сокращения избыточных резер­вов. Денежная база при этом не изменяется, но предложение денег сократится за счет двух факторов:

1. Дополнительные средства для перечисления в фонд обяза­тельных резервов банки скорее всего возьмут из фонда из­быточных резервов. Следовательно, при возврате очередной ссуды банк не станет снова выдавать эти деньги в кредит, а использует их для пополнения своих избыточных резервов. Банки также могут прибегнуть к досрочному отзыву части выданных ссуд для пополнения своего резервного фонда. В результате резервный фонд банковской системы возрастет за счет сокращения объема выдаваемых ссуд.

2. Снижение объема ссуд приведет к мультипликативному со­кращению вкладов, поскольку средства, предназначенные для погашения взятых кредитов, лишь частично хранятся за­емщиками в наличной форме, а большей частью аккумули­руются на банковских счетах. Размер этих накоплений опре­деляется коэффициентом «наличность—депозиты». Напри­мер, при коэффициенте «наличность—депозиты», равном 25%, 20% предназначенных для возвращения банковских ссуд средств скапливается населением в наличной форме, а 80% этих средств накапливается на банковских счетах.

Рассмотрим пример повышения нормы минимального резервиро­вания с 10 до 12% при прочих равных: cr = 25%, еr = 15% (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Итоговые изменения балансов банковской системы, вы­званные повышением нормы минимального резервирова­ния вкладов с 10 до 12%

Следовательно, повышение нормы минимального резервиро­вания вкладов связывает часть выданных ссуд в виде дополни­тельных резервов коммерческих банков и приводит к сокраще­нию предложения денег за счет снижения величины денежного мультипликатора при прежнем объеме денежной базы (рис. 9.4).

Рис.9.4. Влияние увеличения нормы минимального резервирова­ния вкладов на величину предложения денег

В нашем числовом примере, предположив денежную базу равной 100 млн руб.:

Таким образом, повышение нормы обязательного минимального резерви­рования вкладов с 10 до 12% привело к сокращению денежного мультипликатора с 2,5 до 2,4 и к уменьшению предложения денег примерно на 10 млн руб. при неизменной денежной базе.

• Изменение ставки рефинансирования

Выполняя свою функцию банкира банков, центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам. Объем таких кредитов колеблется в зависимости от их цены, т.е. ставки про­цента по ссудам центрального банка, называемой ставкой ре­финансирования.

Ставка рефинансирования* та ставка процента, под кото­рую центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам.

* Ставка рефинансирования— российский термин. В США она называется учетной ставкой, в Великобритании — банковской ставкой, в Германии — лом­бардной ставкой.

 

При снижении ставки рефинансирования кредиты цен­трального банка становятся дешевле и делаются более дос­тупными для коммерческих банков. Объем займов по ставке рефинансирования в центральном банке увеличивается, при­водя к росту избыточных резервов коммерческих банков. Это означает рост денежной базы. Занятые у центрального банка средства могут быть использованы коммерческими банками для выдачи дополнительных ссуд, а дополнительные ссуды вызовут мультипликативное расширение вкладов. Де­нежная масса увеличится.

Рассмотрим процесс расширения денежной массы при увеличении объе­ма кредитов центрального банка на 10 тыс. руб. при прочих равных: cr = 25%, rr = 10%, er = 15% (рис. 9.5).

 

Рис. 9.5. Итоговые изменения балансов банковской системы, вызванные ростом объема кредитов центрального банка на 10 тыс. руб.

Следовательно, снижение ставки рефинансирования цен­трального банка ведет к росту денежной базы в форме увеличе­ния избыточных резервов коммерческих банков за счет дополни­тельных заимствований у центрального банка. Ссудный потенци­ал банковской системы растет, объем выдаваемых коммерчески­ми банками ссуд увеличивается и приводит к мультипликацион­ному расширению вкладов и росту предложения денег (рис. 9.6).

Рис. 9.6. Влияние снижения ставки рефинансирования на величи­ну предложения денег

В нашем числовом примере:

Снижение ставки рефинансирования, которое привело к росту объема кредитования коммерческих банков на 10 тыс. руб., вызвало рост денежной ба­зы на 10 тыс. руб. и увеличение денежной массы на 25 тыс. руб.

При повышении ставки рефинансирования ссуды цен­трального банка становятся дороже, и часть возвращенных ком­мерческими банками кредитов не будут снова отданы в ссуду. Объем займов по ставке рефинансирования в центральном бан­ке сократится, и часть банков не получит запланированных средств для пополнения избыточных резервов. Тогда банкам придется пополнять избыточные резервы за счет внутренних источников. С этой целью часть ссуд будет отозвана или по воз­вращении не выдана снова в кредит. Это приведет к мультипли­кативному сокращению вкладов банковской системой и умень­шению предложения денег.

Рассмотрим процесс сокращения денежной массы при сокращении объ­ема кредитов центрального банка на 10 тыс. руб. при прочих равных: сr = 25%, rr = 10%, еr = 15% (рис. 9.7).

Рис. 9.7. Итоговые изменения балансов банковской системы, вы­званные сокращением объема кредитов центрального банка на 10 тыс. руб.

Следовательно, повышение ставки рефинансирования цен­трального банка ведет к сокращению той части избыточных ре­зервов коммерческих банков, которая поддерживается за счет заимствований у центрального банка. Ссудный потенциал бан­ковской системы снизится, объем выдаваемых коммерческими банками ссуд сократится и приведет к мультипликативному со­кращению вкладов и уменьшению предложения денег (рис. 9.8).

Рис. 9.8. Влияние повышения ставки рефинансирования на вели­чину предложения денег

В нашем числовом примере:

Таким образом, повышение ставки рефинансирования, которое привело к сокращению объема кредитования коммерческих банков на 10 тыс. руб., вызвало уменьшение денежной базы на 10 тыс. руб. и сжатие денежной мас­сы на 25 тыс. руб.

В описанном виде механизм воздействия ставки рефинансирования на предложение денег работает только в тех странах, где займы, полученные у центрального банка страны, коммерческим банкам разрешено использовать для выдачи ссуд клиентам (как во многих развитых странах Западной Евро­пы). В ряде же стран (например, в США) делать это запрещено законом, и ссуды центрального банка запрашиваются коммерческими банками исключи­тельно в случае угрозы банкротства для расчета по обязательствам. В таких случаях говорят, что центральный банк выполняет функции кредитора в по­следней инстанции. Объем таких кредитов обычно незначителен и не влияет сколько-нибудь всерьез на величину предложения денег. Ставка рефинанси­рования в таких странах выполняет скорее функцию индикатора для меж­банковского рынка кредитов. Ставка процента по межбанковским ссудам ко­леблется обычно синхронно со ставкой рефинансирования, и последняя регу­лирует не столько объем кредитов самого центрального банка, сколько кос­венно объем межбанковских займов.

Центральный банк РФ примерно до конца 1994 г. выдавал кредиты в зна­чительных объемах и пользовался ставкой рефинансирования как основным инструментом воздействия на денежную базу и денежную массу. Приблизи­тельно с 1995 г. объем кредитования экономики был значительно снижен, и Центральный банк РФ принял на себя функции кредитора в последней ин­станции. Ставка рефинансирования стала с тех пор играть в основном инди­кативную роль. Но с начала 1997 г. центральный банк РФ стал практиковать выдачу краткосрочных ломбардных кредитов не по ставке рефинансирова­ния, а по так называемой ломбардной ставке, которая равнялась ставке ре­финансирования для кредитов длительностью до 7 дней, а для более длительных кредитов превышала ее.

• Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке это операции центрального банка по купле-продаже государственных облигаций (долговых обязательств правительства) на вторичном рынке.

Выполняя функцию банкира правительства, центральный банк выдает правительству ссуды и потому является крупней­шим держателем государственных облигаций. Краткосрочные облигации используются им для проведения операций на от­крытом рынке, представляющем собой вторичный рынок госу­дарственных долговых обязательств. В странах с развитой ры­ночной экономикой это основной инструмент денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке позволяют быстро изменить объем денежной массы, в отличие от прочих инструментов, которые носят скорее среднесрочный характер. Проведение таких операций опирается на мощную инфра­структуру, и объем сделок центрального банка на открытом рынке очень велик.

При покупке пакета государственных ценных бумаг цен­тральный банк предъявляет на них дополнительный спрос на вторичном рынке. При этом текущая рыночная цена этих об­лигаций увеличивается, а их текущая доходность уменьшается. Привлекательность этих ценных бумаг снижается, и централь­ному банку нетрудно будет найти желающих их продать. За купленные ценные бумаги центральный банк расплатится с населением наличными деньгами, которые частично останутся в обращении в виде кассовых остатков, а частично будут вне­сены на счета до востребования в коммерческих банках. Про­порция зависит от значения коэффициента «наличность — де­позиты». Например, если коэффициент «наличность — депози­ты» равен 25%, то 20% выплаченных центральным банком де­нег население оставит на руках, а 80% внесет на счета, увели­чив тем самым избыточные резервы коммерческих банков.

В результате денежная база увеличивается на величину рыночной стоимости купленного центральным банком пакета государственных облигаций. Рост же избыточных резервов коммерческих банков позволит им увеличить объем выдавае­мых ссуд и вызовет мультипликационное расширение вкладов и рост денежной массы.

Рассмотрим процесс увеличения денежной массы при покупке централь­ным банком государственных облигаций на сумму 10 тыс. руб. при прочих равных: сr = 25%, rr = 10%, еr = 15% (рис. 9.9).

Рис. 9.9. Итоговые изменения балансов банковской системы, вы­званные покупкой центральным банком государственных облигаций на сумму 10 тыс. руб.

Следовательно, скупка центральным банком государствен­ных ценных бумаг ведет к росту денежной базы на сумму по­купки благодаря увеличению кассовых остатков и избыточных резервов коммерческих банков. Ссудный потенциал банковской системы расширится, объем выдаваемых коммерческими банка­ми ссуд увеличится и приведет к мультипликативному расшире­нию вкладов и росту денежной массы (рис. 9.10).

Рис. 9.10. Влияние покупки центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке на величину предложения денег

В нашем числовом примере:

Таким образом, покупка центральным банком у населения государствен­ных ценных бумаг на сумму 10 тыс. руб. вызвала увеличение денежной базы на 10 тыс. руб. и рост денежной массы на 25 тыс. руб.

При продаже дополнительного пакета государственных ценных бумаг центральный банк предлагает их на вторичном рынке, тем самым увеличивая их предложение. При этом теку­щая рыночная цена данных облигаций снижается, а их теку­щая доходность увеличивается. Привлекательность этих цен­ных бумаг повышается, и центральному банку нетрудно будет найти желающих их купить. За приобретенные ценные бумаги население частично расплачивается из своих кассовых остат­ков, а частично — деньгами, снятыми со счетов до востребова­ния в коммерческих банках. Пропорция зависит от значения коэффициента «наличность—депозиты». Например, если коэф­фициент «наличность—депозиты» равен 25%, то 20% пакета облигаций будут куплены за счет кассовых остатков, а 80% — за счет денег, снятых со счетов, которые банки выдадут из своих избыточных резервов.

Полученные центральным банком деньги выводятся им из обращения, и, таким образом, денежная база уменьшается на величину рыночной стоимости проданного пакета государ­ственных облигаций. Сокращение же избыточных резервов коммерческих банков приводит к уменьшению объемов вы­даваемых ими ссуд и вызывает мультипликационное сжатие денежной массы.

Рассмотрим процесс сокращения денежной массы при продаже централь­ным банком государственных облигаций на сумму 10 тыс. руб. при прочих равных: cr = 25%, rr = 10%, er = 15% (рис. 9.11).

Рис. 9.11. Итоговые изменения балансов банковской системы, вы­званные продажей центральным банком государственных облигаций на сумму 10 тыс. руб.

Следовательно, продажа центральным банком государствен­ных ценных бумаг ведет к сокращению денежной базы на сум­му продажи за счет сокращения кассовых остатков и избыточ­ных резервов коммерческих банков. Ссудный потенциал бан­ковской системы снизится, объем выдаваемых коммерческими банками ссуд сократится и приведет к мультипликационному сокращению вкладов (рис. 9.12).

Рис.9.12. Влияние продажи центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке на величину предложе­ния денег

В нашем числовом примере:

Таким образом, продажа населению государственных ценных бумаг на сумму 10 тыс. руб. вызвала уменьшение денежной базы на 10 тыс. руб. и сжатие денежной массы на 25 тыс. руб.

• Эмиссия и принудительное изъятие денег из обращения

Эмиссия наличных денег приводит к расширению денежной базы и мультипликационному расширению денежной массы. Ее воздействие рассматривалось в разделе «Предложение денег».

Обратное влияние на денежную базу и денежную массу оказывает принудительное изъятие центральным банком налич­ных денег из обращения.

Способы принудительного изъятия денег из обращения:

• замена денежных знаков в ограниченных масштабах;

• прекращение хождения денежных знаков с ограниченным обменом их на новые;

• деноминация денежных знаков, не сопровождающаяся адек­ватным снижением цен, и т.п.

Эти инструменты редко используются современными цен­тральными банками.

9.2. Цели и результаты денежно-кредитной политики

Стимулирующая денежно-кредитная политика денежно-кредитная политика, направленная на увеличение денежной массы.

Сдерживающая денежно-кредитная политика денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежной массы.

Способы проведения денежно-кредитной политики пред­ставлены в табл. 9.1.

Таблица 9.1. Способы проведения денежно-кредитной политики

Политика Изменение нормы обязательных резер­вов Изменение ставки рефинансирования Операции на открытом рынке
Стимулирую­щая Снижение Снижение Скупка государственных ценных бумаг
Сдерживающая Увеличение Увеличение Продажа государственных ценных бумаг

 

• Классические представления о денежно-кредитной политике

Кембриджское уравнение:

М = kPY

или

где kY — желаемый объем реальных кассовых остатков;

 — фактический объем реальных кассовых остатков.

Согласно представлениям классической школы:

• экономика имеет тенденцию к автоматическому поддержа­нию полной занятости ресурсов и, следовательно, к устой­чивому соответствию совокупного выпуска своему потенци­альному значению: Y = Y1;

коэффициент предпочтения ликвидности k стабилен, по­скольку зависит от платежных традиций общества, изменяю­щихся крайне медленно.

При увеличении денежной массы объем реальных кассовых остатков на руках у населения М/Р начинает превышать желае­мое их значение kY. Избыточные деньги население предъявит в виде дополнительного спроса на товары и услуги. Но поскольку экономика функционирует на уровне полной занятости ресурсов, то рост совокупного спроса не может быть удовлетворен ростом совокупного предложения ввиду отсутствия свободных ресурсов. Поэтому увеличение совокупного спроса при неизменном объеме совокупного предложения приведет к росту уровня цен, которое будет продолжаться до тех пор, пока реальное значение кассовых остатков не вернется к желаемому уровню. Противоположный процесс будет происходить при сокращении денежной массы.

Следовательно, изменение денежной массы приводит только к пропорциональному изменению уровня цен, не затрагивая ре­ального объема выпуска.

В терминах классической модели этот вывод оз­начает, что:

• экономика характеризуется дихотомией (от греческого «рас­сечение на две части»);

• деньги в такой экономике нейтральны.

Классическая дихотомия положение, гласящее, что вели­чина и динамика показателей реального сектора в экономике не зависят от состояния денежного сектора.

Нейтральность денег экономическая ситуация, в которой реальные значения экономических показателей не зависят от количества денег в обращении.

Таким образом, денежно-кредитная политика способна по­влиять только на уровень цен и не способна изменить значения реального совокупного выпуска и занятости. Стимулирующая политика приведет к пропорциональному росту уровня цен, сдерживающая политика — к пропорциональному их снижению.

Кейнсианские представления о денежно-кредитной политике

При проведении стимулирующей денежно-кредитной поли­тики расширение предложения денег центральным банком приве­дет к возникновению избыточного предложения денег (рис. 9.13).

Рис. 9.13. Графическая интерпретация стимулирующей денежно-кредитной политики в кейнсианской модели

По мнению представителей кейнсианского направления, избы­точные деньги население целиком направит на покупку государст­венных облигаций. При этом спрос на облигации вырастет и при прежней ставке процента  станет избыточным. В результате ры­ночная цена увеличится, а доходность (номинальная процентная ставка) сократится до уровня i2. Поскольку в кейнсианской модели цены стабильны, то падение номинальной процентной ставки при­водит к сокращению реальной процентной ставки на то же значе­ние. Снижение же реальной процентной ставки по государствен­ным облигациям сократит альтернативные издержки инвестирова­ния и приведет к росту инвестиционного спроса, который, в свою очередь, вызовет мультипликационное расширение объема произ­водства, совокупного дохода и занятости.

Следовательно, в кейнсианской модели экономика не дихотомна и деньги не нейтральны, потому что существует специальный переда­точный механизм, через который деньги влияют на реальный сектор.

Передаточный механизм последовательность событий, в результате которых изменение предложения денег изменяет ре­альные показатели, например, реальный объем совокупного вы­пуска и занятость (рис. 9.14).

Рис. 9.14. Передаточный механизм стимулирующей денежно-кре­дитной политики в кейнсианском представлении

Не-нейтральность денег экономическая ситуация, в кото­рой изменение количества денег в обращении влияет на реаль­ные значения экономических показателей.

Таким образом, стимулирующая кредитно-денежная полити­ка имеет своим конечным результатом увеличение объема про­изводства, совокупного дохода и занятости.

При проведении сдерживающей денежно-кредитной поли­тики сокращение предложения денег центральным банком при­ведет к возникновению избыточного спроса на деньги (рис. 9.15).

Рис. 9.15. Графическая интерпретация сдерживающей денежно-кредитной политики в кейнсианской модели

По мнению представителей кейнсианского направления, при недостатке денег для спекулятивных целей спрос на облигации сократится, и при прежнем уровне процентной ставки  воз­никнет избыток их предложения. В результате этого рыночная цена облигаций снизится, а их доходность (номинальная про­центная ставка) увеличится до уровня . При стабильном уров­не цен на то же значение вырастет и реальная ставка процента. Рост реальной процентной ставки по государственным облига­циям увеличивает альтернативные издержки инвестирования и приводит к снижению инвестиционного спроса, которое, в свою очередь, вызовет мультипликационное сокращение объема про­изводства, совокупного дохода и занятости (рис. 9.16).

Рис. 9.16. Передаточный механизм сдерживающей денежно-кре­дитной политики в кейнсианском представлении

Таким образом, сдерживающая кредитно-денежная полити­ка имеет своим конечным результатом снижение объема произ­водства, совокупного дохода и занятости.

Точно так же как и в случае с фискальной политикой, основ­ная задача недискреционной денежно-кредитной политики — предотвратить колебания совокупного спроса и дохода , а основ­ная задача дискреционной денежно-кредитной политики — уст­ранить негативные последствия этих колебаний.

Дискреционная денежно-кредитная политика должна поэтому иметь антициклическую направленность:

во время спада центральному банку следует проводить сти­мулирующую политику, способствующую увеличению инве­стиционного спроса;

во время подъема центральному банку следует проводить сдерживающую политику с целью сокращения инвестицион­ного спроса.

Недискреционная денежно-кредитная политика должна быть направлена на поддержание стабильной процентной ставки, по­скольку колебания доходности государственных ценных бумаг приводят к колебаниям инвестиционного спроса, а следовательно, и совокупного спроса. Основной причиной колебаний ставки про­цента служит спрос на деньги, который в кейнсианской модели полагается весьма нестабильным из-за наличия в нем спекулятив­ной составляющей. Следовательно, центральный банк должен ма­нипулировать предложением денег так, чтобы нейтрализо­вать влияние колебаний спроса на деньги на процентную ставку (рис. 9.17, 9.18).

Рис. 9.17. Стабилизация процентной ставки при внезапном росте спроса на деньги

При росте спроса на день­ги центральный банк должен увеличить предложение денег так, чтобы прирост денежной массы удовлетворил весь до­полнительно возникший спрос на кассовые остатки. Тогда населению не придется для увеличения своих кассовых остатков продавать ценные бумаги, и ставка процента ос­танется неизменной.

Рас 9.18. Стабилизация процентной ставки при внезапном со­кращении спроса на деньги

При сокращении спроса на деньги центральный банк должен уменьшить предло­жение денег так, чтобы де­нежная масса сократилась в точном соответствии с паде­нием спроса на кассовые ос­татки. Тогда у населения не возникнет избытка денег, который можно было бы вложить в покупку ценных бумаг, и ставка процента ос­танется неизменной.

• Монетаристские представления о денежно-кредитной политике

Монетаризм широко распространившаяся в 60-е годы на­шего столетия экономическая концепция, по-новому трактую­щая роль денег и денежно-кредитной политики.

Основное положение монетаристской теории, в от­личие от кейнсианской, заключается в том, что спрос на деньги стабилен и не зависит от факторов, определяющих предложе­ние денег, а потому не подвержен случайным колебаниям.

При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики. расширение предложения денег центральным банком по-прежнему приводит к возникновению избыточного предложения денег MSd.

Но поскольку спрос на деньги стабилен, то избыточные деньги население в основном направит на покупку товаров и ус­луг. Это означает, что рост предложения денег сразу же вызы­вает увеличение совокупного спроса за счет увеличения потре­бительских расходов. Передаточный механизм денежно-кредит­ной политики при этом получается гораздо короче (рис. 9.19).

Рис. 9.19. Передаточный механизм стимулирующей денежно-кредитной политики в монетаристском представлении

Таким образом, стимулирующая кредитно-денежная полити­ка имеет своим непосредственным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости.

При проведении сдерживающей денежно-кредитной поли­тики сокращение предложения денег центральным банком при­ведет к возникновению избыточного спроса на деньги: MS < М d.

Но поскольку спрос на деньги стабилен, то недостающие деньги население в основном попытается сэкономить путем со­кращения объема покупок товаров и услуг. Это означает, что рост предложения денег сразу же вызывает сокращение потре­бительских расходов и совокупного спроса (рис. 9.20).

Рис. 9.20. Передаточный механизм сдерживающей денежно-кре­дитной политики в монетаристском представлении

Таким образом, сдерживающая кредитно-денежная полити­ка имеет своим непосредственным результатом сокращение объема производства, совокупного дохода и занятости.

Следовательно, в представлении монетаристов изменения совокупных расходов определяются преимущественно измене­ниями предложения денег.

Дискреционные мероприятия денежно-кредитной политики должны проводиться центральным банком как можно реже, по­тому что именно они чаще всего и служат причиной колебаний совокупного дохода и занятости.

Недискреционная денежно-кредитная политика должна быть направлена на поддержание стабильности предложения денег.

Колебания предложения денег могут быть вы­званы и колебаниями величины денежного мультипликатора, связанными с изменениями ожиданий частного сектора:

а) при пессимистических ожиданиях доверие населения к бан­ковской системе ослабевает, что приводит к росту изъятий средств со вкладов, повышению коэффициента «наличность — депозиты» и вынужденному увеличению нормы из­быточного резервирования вкладов. Величина мультипликатора при этом падает, и предложение денег сокращается, вызывая снижение совокупного спроса, совокупного дохода и занятости;

б) при оптимистических ожиданиях доверие населения к банковской системе укрепляется, что приводит к росту средств на банковских вкладах, снижению коэффициента «наличность — депозиты» и нормы избыточного резервирования вкладов. Величина мультипли­катора при этом растет, и предложение денег увеличивается, вызы­вая рост совокупного спроса, совокупного дохода и занятости. Следовательно, центральный банк должен манипулировать денежной базой так, чтобы нейтрализовать влияние изменений денежного мультипликатора на общую величину денежной массы:

• при снижении мультипликатора денежную базу надо увеличи­вать, чтобы величина предложения денег осталась неизменной;

• при росте мультипликатора денежную базу надо уменьшать, чтобы величина предложения денег осталась неизменной.

Рост денежной массы допускается только в долгосрочном периоде в соответствии с монетарным правилом.

Монетарное правило: для поддержания устойчивого эконо­мического роста при полной занятости и стабильных ценах дол­госрочный темп роста денежной массы должен совпадать с дол­госрочным темпом роста потенциального ВВП за вычетом темпа роста скорости обращения денег.

Монетарное правило выводится на основе уравнения обмена:

MV = PY.

В динамической форме при небольших изменениях переменных:

где  — темп прироста предложения денег;

 — темп прироста скорости обращения денег;

 — темп прироста общего уровня цен (темп инфляции);

 — темп прироста совокупного выпуска (ВВП) в реальном измерении.

Для того чтобы уровень, цен оставался стабильным (т.е. что­бы p= 0), необходимо:

Монетарное правило — основное правило недискре­ционной кредитно-денежной политики в монетаристской кон­цепции. Поэтому такую политику называют также политикой таргетирования денежной массы (от англ. target — цель).

Задания

Задание 1. Предложение денег в экономике составляет 1 млрд руб. Суммарные резервы коммерческих банков равны 200 млн руб.; 20% денежной массы составляют наличные деньги в обращении. Какую операцию на открытом рынке и на какую сумму необходимо произвести центральному .банку для того, чтобы увеличить денежную массу на 10%?

Задание 2. Известно, что коэффициент «наличность—депозиты» равен 20%, а общая норма резервирования вкладов составляет 10%. Государ­ственный бюджет сведен с дефицитом 30 млрд руб. Правительство решило полностью финансировать бюджетный дефицит за счет займа денег у центрального банка. Подсчитайте, как это повлияет:

а) на величину денежной базы;

б) на величину предложения денег;

в) на объем наличных денег в обращении;

г) на общую величину резервов коммерческих банков.

Задание 3. Денежная база страны составляет 1400 млрд руб. Известно, что номинальный ВВП этой страны составляет 5600 млрд руб. и средняя денежная единица совершает 2 оборота в год. Объем кас­совых остатков у населения составляет 40% от объема средств на его счетах до востребования. Норма избыточного резервирования в целом составляет 20%:

а) заполните сводный баланс коммерческих банков этой страны:

Актив, млрд руб.

Пассив, млрд руб.

Обязательные резервы Избыточные резервы Ссуды     Вклады до востребования    
       

 

б) центральный банк страны скупил у населения на открытом рынке государственных облигаций на сумму 140 млрд руб. Покажите, как после этого изменится сводный баланс коммерческих банков.

Задание 4. В России, как известно, против счетов до востребования чеки выписывать нельзя, поэтому процесс мультипликативного расширения вкладов в том же виде, как в развитых странах, протекать не может. И тем не менее величина денежного мультипликатора, рассчитанная Центральным банком РФ, в 1998 г. составляла примерно 3. Подумайте, почему в России увеличение денежной базы на 1 руб. приводит к увеличению денежной массы все же не на 1 руб., а на 3 руб.

Глава 10 СОВМЕСТНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ

10.1. Определение совместного макроэкономического рав­новесия

Совместное макроэкономическое равновесие товарного и денежного рынков ситуация, когда рынок товаров и услуг и рынок денег одновременно находятся в равновесии (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Равновесие рынка товаров и услуг

Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг (т.е. равенство планируемых расходов и совокупного выпуска, а также равенство инвестици­онного спроса и объема сбережений) достигается путем изменения совокуп­ного объема производства и дохода Y.

Условия равновесия рынка товаров и услуг:

АЕ = Y; I = S.

Макроэкономическое равновесие на рынке денег (т.е. равенство спроса на день­ги и предложения денег) устанавливается посредством изменения номинальной ставки процента i (и реальной процентной ставки r) на рынке ценных бумаг. Поэтому равновесие на денежном рынке уста­навливается только тогда, когда уравновешен рынок ценных бумаг* (рис. 10.2).

* Далее при изображении рынка денег и рынка облигаций используются ре­альные значения всех величин: М d, MS, В d, B S и процентной ставки r.

 

Условие равновесия на рынке денег:

М d = М S при Bd = BS.

Следовательно, установление совместного равновесия на то­варном и денежном рынках предполагает одновременное достижение совокупным доходом и реальной процентной ставкой сво­их равновесных значений.

Рис. 10.2. Равновесие рынка денег и рынка ценных бумаг

10.2. Влияние фискальной политики на совместное равновесие

Фискальная политика воздействует на совместное равнове­сие через изменение равновесия на рынке товаров и услуг.

• Влияние стимулирующей фискальной политики

Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие (рис.10.3).

Рис. 10.3. Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие

При проведении стимулирующей фискальной политики рав­новесный объем производства и дохода увеличивается и реаль­ная процентная ставка тоже возрастает (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Механизм действия стимулирующей фискальной политики

Факторы, определяющие эффективность стимулирую­щей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фискальной политики будет тем выше, чем больше величина фискальных мультипликаторов (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Влияние значения фискальных мультипликаторов на эффективность фискальной политики:

азначение фискальных мультипликаторов велико;

б — значение фискальных мультипликаторов мало

 

Если значение фискальных мультипликаторов выше (угол наклона кривой совокупных расходов меньше — случай а), то для увеличения совокупного дохода на заданное значение тре­буется гораздо меньший прирост совокупных расходов, чем в случае б. Следовательно, и объем фискального вмешательства потребуется менее значительный.

Факторы, определяющие значение фискаль­ных мультипликаторов:

1. Предельная склонность к потреблению МРС.

2. Налоговая ставка t.

Поэтому при прочих равных условиях чем больше значение предельной склонности к потреблению и чем ниже налоговая ставка, тем выше будет эффективность фискальной политики.

Факторы, снижающие эффективность стимулирующей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фис­кальной политики может быть ослаблена сокращением инвести­ционного спроса, вызванным ростом процентной ставки. Это яв­ление получило название эффекта вытеснения.

Сокращение инвестиционного спроса вследствие эффекта вытеснения снижает планируемые расходы и вызывает мульти­пликативное сокращение совокупного выпуска — эффекты, про­тиводействующие стимулирующему фискальному воздействию государства. Поэтому чем больший масштаб имеет эффект вы­теснения, тем ниже будет эффективность стимулирующей фис­кальной политики.

Факторы, определяющие масштаб эффекта вытеснения:

• чувствительность инвестиционного спроса к изменению про­центной ставки d;

• чувствительность спроса на деньги к изменению совокупно­го дохода k;

• чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки h.

1. Чем выше чувствительность инвестиционного спроса к из­менению процентной ставки d, тем больше при прочих равных условиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.6).

Рис. 10.6. Влияние чувствительности инвестиционного спроса к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а — инвестиционный спрос сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б — инвестиционный спрос слабо чувствителен к изменению процентной ставки

 

При увеличении совокупного дохода, а значит, спроса на день­ги и процентной ставки на равную величину в первом случае инвестиционный спрос сильнее реагирует на рост ставки про­цента и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во втором случае.

2. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода k, тем больше при прочих равных ус­ловиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Влияние чувствительности спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода на масштаб вытеснения инве­стиций:

а — спрос на деньги сильно чувствителен к изменению совокупного дохода;

б — спрос на деньги слабо чувствителен к изменению совокупного дохода

 

При одинаковом увеличении совокупного дохода в первом случае спрос на деньги возрастает на большую величину и объ­ем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во вто­ром случае.

3. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию процентной ставки d, тем больше при прочих равных усло­виях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.8).

Увеличение совокупного дохода и как следствие этого спро­са на деньги на равную величину во втором случае будет сопро­вождаться более сильным ростом процентной ставки, и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем в случае а.

Следовательно, эффект вытеснения, ослабляющий воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный доход, тем слабее, чем ниже чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставка, чем ниже чувствительность спро­са на деньги к изменению совокупного дохода и чем выше чувстви­тельность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

Рис. 10.8. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а — спрос на деньги сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б — спрос на деньги слабо чувствителен к изменению процентной ставки

 

• Влияние сдерживающей фискальной политики

Воздействие сдерживающей фискальной политики на совме­стное равновесие происходит через тот же механизм, что и воз­действие стимулирующей политики (рис. 10.9).

Рис. 10.9. Механизм воздействия сдерживающей фискальной политики на совместное равновесие

При проведении сдерживающей фискальной политики рав­новесный объем производства и дохода сокращается и процент­ная ставка тоже снижается (рис. 10.10).

Рис. 10.10. Механизм действия сдерживающей фискальной политики

Эффективность сдерживающей фискальной политики будет тем выше, чем больше величина фискальных мультипликаторов.

Эффективность сдерживающей фискальной политики может быть ослаблена ростом инвестиционного спроса, вызванным снижением процентной ставки. Рост инвестиционного спроса увеличивает планируемые расходы и вызывает мультиплика­ционное увеличение совокупного дохода — эффекты, противо­действующие сдерживающему фискальному воздействию госу­дарства. Поэтому чем сильнее будет рост инвестиционного спроса, тем ниже будет эффективность сдерживающей фискаль­ной политики.

Следовательно, условия, при которых сдерживающая фис­кальная политика эффективна, те же, что обеспечивают эф­фективность стимулирующей фискальной политики (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Условия, при которых фискальная политика высокоэффективна

Воздействие на совокупный доход сильное

Противодействующее влияние эффекта вытеснения слабое

Предельная склон­ность к потреблению МРС Высокая Чувствительность инвестиционного спроса к изменению ставки процента d Низкая

Ставка подоходного налогообложения t

Низкая

Чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k Низкая
Чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента h Высокая

 

10.3. Влияние денежно-кредитной политики на совместное равновесие

Денежно-кредитная политика воздействует на совместное равновесие через изменение равновесия на денежном рынке.

• Влияние стимулирующей денежно-кредитной политики

Механизм воздействия стимулирующей денежно-кредит­ной политики на совместное равновесие (рис. 10.11).

Рис. 10.11. Механизм воздействия стимулирующей денежно-кредитной политики на совместное равновесие

При проведении стимулирующей де­нежно-кредитной политики равновесный объем производства и дохода увеличива­ется, а процентная ставка снижается (рис. 10.12).

 

Рис. 10.12. Механизм действия стимулирующей денежно-кредитной политики

 

Факторы, определяющие эффективность стимулирую­щей денежно-кредитной политики, показаны на рис. 10.13.

Эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики будет тем выше, чем выше чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки и чем ниже чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставки.

1. Чем выше чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставки d, тем выше при прочих равных условиях будет эффективность денежно-кредитной полити­ки (рис. 10.13).

Рис. 10.13. Влияние чувствительности инвестиционного спроса к изменению процентной ставки на эффективность денежно-кредитной политики:

а — инвестиционный спрос сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б — инвестиционный спрос слабо чувствителен к изменению процентной ставки

 

Для того чтобы увеличить инвестиционный спрос на одну и ту же величину, в первом случае пришлось значительно меньше сократить ставку процента, поскольку инвестиционный спрос сильно реагирует на сокращение процентной ставки. Поэтому центральному банку в случае а нужно обеспечить заметно мень­ший прирост предложения денег, чем в случае б.

2. Чем ниже чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки h, тем выше при прочих равных условиях бу­дет эффективность денежно-кредитной политики (рис. 10.14).

Для того чтобы увеличить инвестиционный спрос на одну и ту же величину, в обоих случаях надо было одинаково сокра­тить процентную ставку. Но в первом случае для снижения ставки процента на заданную величину надо было создать зна­чительно меньший избыточный спрос на деньги, поскольку если спрос на деньги слабо реагирует на изменение процентной ставки, то процентная ставка сильно снижается даже при небольшом приросте величины спроса на деньги. Поэтому добиться необхо­димого прироста инвестиционного спроса удалось путем отно­сительно небольшого увеличения предложения денег по сравне­нию со вторым случаем.

Рис. 10.14. Влияние чувствительности спроса на деньги к измене­нию процентной ставки на эффективность денежно-кредитной политики:

а — спрос на деньги слабо чувствителен к изменению процентной ставки;

б — спрос на деньги сильно чувствителен к изменению процентной ставки

 

Следовательно, эффективность стимулирующей денежно-кре­дитной политики тем выше, чем выше чувствительность инвести­ционного спроса к изменению процентной ставки и чем ниже чув­ствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

Факторами, снижающими эффективность стимулирую­щей денежно-кредитной политики, является рост спроса на деньги, вызванный увеличением совокупного дохода. Тогда воз­никает избыточный спрос на деньги и избыточное предложение облигаций, которые приведут к падению цен на облигации и росту процентной ставки. За этим последует сокращение инвестиционного спроса и мультипликативное сокращение совокуп­ного дохода — эффекты, противодействующие стимулирующе­му денежно-кредитному воздействию центрального банка. По­этому чем больше будет рост спроса на деньги, тем ниже эф­фективность стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 10.15).

Фактор, определяющий степень роста спроса на деньги, — чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k.

Рис. 10.15. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению совокупного дохода на степень роста спроса на деньги:

 а — спрос на деньги сильно чувствителен к изменению совокупного дохода;

б — спрос на деньги слабо чувствителен к изменению совокупного дохода

 

Чем выше чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k, тем больше при прочих равных условиях будет рост спроса на деньги.

При одинаковом увеличении совокупного дохода в первом случае спрос на деньги возрастает на большую величину и объ­ем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во вто­ром случае.

Следовательно, рост спроса на деньги, ослабляющий воздейст­вие стимулирующей денежно-кредитной политики на совокупный доход, тем слабее, чем ниже чувствительность спроса на день­ги к изменению совокупного дохода.

• Влияние одерживающей денежно-кредитной политики

Воздействие сдерживающей денежно-кредитной политики на совместное равновесие происходит через тот же передаточный механизм, что и воздействие стимулирующей политики (рис. 10.16).

Рис. 10.16. Механизм воздействия сдерживающей денежно-кре­дитной политики на совместное равновесие

При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики равновесный объем производства и дохода снижается, а процент­ная ставка увеличивается (рис. 10.17).

Рис. 10.17. Механизм действия сдерживающей денежно-кредитной политики

Эффективность сдерживающей денежно-кредитной полити­ки будет тем выше, чем выше чувствительность спроса на день­ги к изменению процентной ставки и чем ниже чувствитель­ность инвестиционного спроса к изменению процентной ставки.

Эффективность сдерживающей денежно-кредитной политики может быть ослаблена ростом спроса на деньги, вызванным увели­чением совокупного дохода. Тогда возникают избыточное предло­жение денег и избыточный спрос на облигации, которые приведут к росту цен на облигации и снижению процентной ставки. За этим последует рост инвестиционного спроса и мультипликационное уве­личение совокупного дохода — эффекты, противодействующие сдерживающему денежно-кредитному воздействию центрального банка. Поэтому чем сильнее снизится спрос на деньги, тем ниже эффективность сдерживающей денежно-кредитной политики.

Следовательно, условия, при которых сдерживающая денеж­но-кредитная политика эффективна, те же, что обеспечивают эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики (табл. 10.2).

Таблица 10.2. Условия, при которых денежно-кредитная политика высокоэффективна

Воздействие на совокупный доход сильное

Противодействующее влияние изменения спроса на деньги слабое

Чувствительность инвестиционного спроса к изменению ставки процента d Высокая

Чувствительность спроса на деньги к изменению совокупного дохода k

Низкая

Чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента h Низкая

 

Задания

Задание 1. Когда в США в 1981 г. пришла к власти администрация Р. Рейгана, то в качестве трех основных целей ее экономической политики были выдвинуты: сокращение инфляции, снижение нало­гов и увеличение расходов на вооружение. Объясните, какую фискальную и денежно-кредитную политику требовалось прово­дить администрации Р. Рейгана, чтобы достичь всех трех целей од­новременно, если экономика США в этот период находилась близ­ко к уровню потенциального ВВП.

Задание 2. В закрытой экономике государственные закупки товаров и услуг и предложение денег изменились одновременно таким обра­зом, что величина совокупного дохода осталась на прежнем уровне, а реальная процентная ставка снизилась. Как (в какую сторону) изменились государственные закупки и предложение денег? Мотивируйте свой ответ.

Задание 3. В экономике страны за истекший год автономное потребле­ние составило 160 трлн руб.; предельная склонность к потреблению из совокупного дохода равна 0,8; подоходное налогообложение осу­ществляется по ставке 10%, независимо от уровня дохода; инвести­ционный спрос и объем государственных закупок товаров и услуг автономны и составили 100 трлн руб. и 300 трлн руб. соответственно; норма обязательного минимального резервирования вкладов уста­новлена центральным банком на уровне 10%. Бюджетный дефицит правительство этой страны полностью финансирует путем займа денег у центрального банка, который с этой целью осуществляет дополнительную эмиссию соответствующей суммы наличных де­нег, остающихся на руках у населения. Подсчитайте, как изменялось предложение денег в этой стране за истекший год в связи с состоянием государственного бюджета.

Задание 4. Предположим, что в экономике спрос на деньги стабилен, а причиной нестабильности являются колебания автономной состав­ляющей инвестиционного спроса. Какое правило недискрецион­ной денежно-кредитной политики приведет к меньшим колебаниям совокупного спроса — кейнсианское или монетаристское? Аргу­ментируйте свой ответ.

Задание 5. Как вы ответите на вопрос предыдущего задания, если в экономике автономный инвестиционный спрос стабилен, а причи­ной нестабильности служат колебания автономной составляющей спроса на деньги?

Глава 11 ИСТОЧНИКИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА

11.1. Безработица

Схематическое изображение распределения населения по различным категориям показано на рис. 11.1.

Рис. 11.1. Рабочая сила, занятые и безработные

Трудоспособное население население трудоспособного возраста, который устанавливается законодательно (в России: для женщин — от 16 до 55 лет, для мужчин — от 16 до 60 лет).

Нетрудоспособное население население нетрудоспособ­ного возраста (дети и пенсионеры), а также инвалиды и лица, длительно находящиеся в институциональных учреждениях (тюрьмах, исправительных колониях, психиатрических больни­цах и т.п.).

Выбывшие из состава рабочей силы трудоспособное насе­ление, не имеющее работы и активно ее не ищущее (например, студенты, домохозяйки, а также те, кто отчаялся найти работу и прекратил ее поиски).

Рабочая сила это совокупность занятых и безработных.

Занятые население, которое имеет работу или работает неполный рабочий день.

Безработные трудоспособное население, которое не рабо­тает, но ищет работу.

Безработица бывает явная и скрытая.

Явная безработица связана с наличием трудоспособных лю­дей, которые не работают, но ищут работу и зарегистрированы на бирже труда и потому учитываются официальной статистикой.

Скрытая безработица обусловлена наличием:

а) трудоспособных людей, которые не работают, ищут рабо­ту, но не регистрируются на бирже труда и потому не учитыва­ются официальной статистикой;

б) «безработицы на работе», т.е. реального отсутствия про­изводственных функций формально занятого работника (напри­мер, находящегося в вынужденном отпуске без сохранения за­работной платы);

в) трудоспособных людей, которые работают неполный ра­бочий день или неполную рабочую неделю.

Фактическая безработица представляет собой сумму явной и скрытой безработицы, но ввиду трудностей с выявлением и оценкой скрытой безработицы под фактической безработицей обычно понимается явная (зарегистрированная) безработица.

Уровень безработицы доля безработной части рабочей силы, выраженная в процентах:

где u — уровень безработицы;

U — количество безработных;

Е — количество занятых;

L = Е + U — количество людей, входящих в состав рабо­чей силы.

Уровень занятости доля занятых в составе рабочей силы, выраженная в процентах:

где е — уровень занятости.

Виды безработицы:

1. Естественная безработица.

• фрикционная — связана с поиском и ожиданием работы;

структурная — связана с технологическими сдвигами в произ­водстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу.

2. Вынужденная (циклическая) безработица связана с цик­лическим спадом в экономике, в период экономического подъема отсутствует.

Естественный уровень безработицы уровень безработицы при полной занятости ресурсов, соответствует потенциальному ВВП. Он включает фрикционную и структурную безработицу.

Фактический уровень безработицы включает естественную и вынужденную безработицу:

Фактическая безработица = Естественная безработица + Вынужденная (циклическая) безработица = =(Фрикционная без­работица + Структурная безработица) + Вынужденная безра­ботица.

Экономическими издержками безработицы является отстава­ние (отклонение) фактического объема ВВП от потенциального.

Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВВП: увеличение отклонения фактического ВВП от потенциального на b% сопровождается увеличением факти­ческого уровня безработицы по сравнению с естественным на один процентный пункт.

Формула Оукена:

где Y— фактический ВВП;

Yf потенциальный ВВП;

u — фактический уровень безработицы;

uf естественный уровень безработицы;

b — коэффициент Оукена, измеряет чувствительность ВВП к изменению циклической безработицы; определяется эмпирически и различен в разных странах, но всегда больше единицы, т.е. b > 1.

11.2. Инфляция

Инфляция процесс длительного и устойчивого (обычно длящегося не менее года) обесценения денег, вызванного сни­жением их относительной редкости по сравнению с товарной массой. Различают открытую и скрытую инфляцию.

Открытая инфляция процесс обесценения денег, прояв­ляющийся через устойчивую и длительную тенденцию к повышению общего уровня цен, причем отдельные цены поднимаются неравномерно и на некоторые товары могут даже опускаться.

Показатель открытой инфляции (уровень инфляции) — темп прироста общего уровня цен, измеряемого обычно как де­флятор ВВП (в России же чаще как ИПЦ):

Рис. 11.2. Инфляция спроса

где Р — уровень цен в текущем периоде;

P–1 — уровень цен в прошлом периоде.

Скрытая инфляция процесс обесце­нения денег, не сопровождающийся повы­шением общего уровня цен (например, ес­ли они фиксированы государством) и по­тому имеющий другие проявления, напри­мер, возникновение дефицитов.

Источники инфляции:

Инфляция спроса (рис. 11.2) возни­кает в условиях, близких к полной занято­сти ресурсов, в случае если рост уровня цен происходит в результате увеличения совокупного спроса.

Инфляция издержек (рис. 11.3) воз­никает в результате факторов, вызываю­щих рост издержек производства и, следо­вательно, снижение совокупного предложе­ния. К числу этих факторов относятся:

• повышение номинальной зарплаты, не подкрепленное ростом производитель­ности труда;

• повышение налогов;

• рост цен на ресурсы.

Экономические последствия инфляции:

• снижение реальных доходов;

• перераспределение богатства;

• появление инфляционного налога.

Экономические издержки инфляции:

• потери эффективности на микроуровне;

• нарушение Парето-оптимального распределения ресурсов.

Рис. 11.3. Инфляция издержек

11.3. Концепция альтернативы между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса показана на рис. 11.4.

Рис. 11.4. Кривая Филлипса

На рис. 11.4 использованы следующие обозначения:

u — фактический уровень безработицы;

и f естественный уровень безработицы;

l — коэффициент чувствительности темпа прироста номи­нальной заработной платы к изменению уровня безра­ботицы;

a — коэффициент чувствительности темпа инфляции (темпа прироста общего уровня цен) к изменению уровня безра­ботицы;

 — среднегодовой темп прироста уровня номинальной заработной платы;

  — среднегодовой темп прироста общего уровня цен (среднегодовой темп инфляции).

Взаимосвязь инфляции и безработицы, описываемая кривой Филлипса: рост темпов инфляции сопровождается снижением уровня безработицы, и наоборот.

Дилемма государственной экономической политики: низкий уровень безработицы при высокой инфляции или высокий уро­вень безработицы при низком уровне инфляции.

• Монетаристская интерпретация кривой Филлипса (модель Фридмена—Фелпса)

Главная идея модели Фридмена-Фелпса — введение в аппарат кривой Филлипса концепции адаптивных ожиданий.

Адаптивные ожидания — ретроспективные ожидания; хо­зяйствующие субъекты строят свои прогнозы, основываясь ис­ключительно на прошлом опыте.

Адаптивные инфляционные ожидания — ожидания будущей инфляции, сформированные хозяйствующими субъектами на основе предшествующих уровней инфляции; изменение этих ожиданий происходит медленно.

Уравнение кривой Филлипса с учетом адап­тивных ожиданий:

где pe — ожидаемый уровень инфляции:

если p = pe — циклической безработицы нет;

если p > pe уровень безработицы сокращается ниже есте­ственного;

если p < pe — уровень безработицы растет выше естественного.

Реакция экономики с адаптивными ожиданиями на неожи­данное и ожидаемое увеличение предложения денег показана на рис. 11.5, 11.6.

Рис. 11.5. Реакция экономики с адаптивными ожиданиями на неожиданное увеличение предложения денег:

После неожиданного увеличения предложения денег эконо­мика смещается влево вдоль краткосрочной кривой Филлипса PC1 из точки, соответствующей нулевой инфляции и естествен­ному уровню безработицы uf, в точку, где безработица снижается до уровня , а инфляция возрастает до p1. Дальней­шее развитие событий зависит от того, произойдет ли новое де­нежное вливание и в каком объеме (см. рис. 11.5).

После ожидаемого увеличения предложения денег не проис­ходит даже краткосрочного роста занятости. Экономика сразу смещается вверх вдоль долгосрочной кривой Филипса РСLR в точку, где безработица сохраняется на естественном уровне uf, а инфляция достигает p3 (см. рис. 11.6).

Рис. 11.6. Реакция экономики с адаптивными ожиданиями на ожидаемое увеличение предложения денег

Выводы:

1. Обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде, в долгосрочном же периоде кривая Филлипса вырождается в вертикальную прямую.

2. Удерживать экономику на уровне безработицы ниже естест­венного можно только путем постоянных неожиданных де­нежных вливаний, приводящих к сдвигу краткосрочной кри­вой Филлипса вверх и, следовательно, к акселерации (уско­рению) инфляции. При прекращении вливаний экономика возвращается к естественному уровню безработицы. Поэто­му в долгосрочном периоде экономика устойчиво находится на уровне естественной нормы безработицы, которая может сочетаться с любым темпом инфляции.

3. Государственная политика, направленная на сокращение безра­ботицы в краткосрочном периоде, действительно способствует снижению уровня безработицы при росте уровня инфляции, но только в том случае, когда она осуществляется неожиданным образом. Однако достигнутое таким образом расширение про­изводства и занятости будет временным и в долгосрочном пе­риоде неизбежно выльется только в повышение цен. Ожидае­мые же мероприятия стимулирующей политики не оказывают даже краткосрочного воздействия на производство и занятость.

4. Для снижения инфляции необходима рестрикционная (сдер­живающая) экономическая политика. Неизбежным следстви­ем такой политики является рост уровня безработицы в краткосрочном периоде.

• Интерпретация кривой Филлилса с позиции теории рациональных ожиданий (Р. Лукас, Т. Сарджент)

Рациональные ожидания способ прогнозирования будущей экономической конъюнктуры, при котором экономические субъекты строят свои прогнозы, основываясь на всей доступной им информа­ции. Ожидаемое значение инфляции — это значение, представляю­щееся наиболее вероятным на основе всей доступной экономическо­му субъекту информации. Предполагается, что хозяйствующие субъекты полностью информированы обо всех событиях в экономике и полностью предвидят их последствия, равно как и последствия своих собственных действий, поэтому их поведение рационально.

Уравнение кривой Филлипса в условиях рацио­нальности ожиданий:

где e — случайная ошибка прогноза.

• Реакция экономики с рациональными ожиданиями на непред­сказуемое увеличение предложения денег

Реакция экономики на увеличение предложения денег будет аналогичной той, которая изложена в концепции адаптивных ожиданий. Разница заключается в том, что для сокращения без­работицы ниже естественного значения и дальнейшего поддер­жания ее на этом уровне все денежные вливания должны быть не неожиданными, а непредсказуемыми даже с учетом всей имеющейся информации (рис. 11.7). Для сравнения на рис. 11.8 представлена реакция экономики с рациональными ожиданиями на предсказуемое увеличение предложения денег.

Рис. 11.7. Реакция экономики с рациональными ожиданиями на непредсказуемое увеличение предложения денег

На рис. 11.7 использованы следующие обозначения:

Рис. 11.8. Реакция экономики с рациональными ожиданиями на предсказуемое увеличение предложения денег

Выводы:

1. Изменения уровня цен, полностью соответствующие ожи­даемым, не меняют величину совокупного выпуска, и он ос­тается равным потенциальному.

2. Фактическая инфляция может отклоняться от ожидаемой в результате непредсказуемых событий только на случайную величину е. Из-за непредвиденных колебаний спроса и пред­ложения не соответствующие ожиданиям «сюрпризы уровня цен» вызывают краткосрочные колебания реального объема выпуска, но в долгосрочном периоде экономика возвращает­ся к своему потенциалу.

3. Любая предсказуемая экономическая политика оказывается неэффективной с точки зрения воздействия на занятость и объем производства, поскольку результатом ее является ис­ключительно изменение общего уровня цен.

4. Заранее объявленные, а следовательно, предсказуемые меро­приятия рестрикционной (сдерживающей) экономической политики позволяют снизить инфляцию без сокращения объема производства и занятости.

11.4. Статистические материалы

Дата: 2019-03-05, просмотров: 232.