Динамика структуры ВВП России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показатель

Доля в ВВП (в%)

1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Частное потребление Инвестиции Государственное потребле­ние Чистый экспорт 45,7 37,1 16,9 0,3 35,5 35,7 14,3 14,5 46,3 27,9 17,9 8,0 47,1 25,7 22,6  4,6 51,4 24,7 19,7 4,2 50,3 23,7 20,6 5,5 53,1 21,7 22,2 3,1

 

Источник: Таблицы составлены по данным сб. «Российский статистический ежегодник» (М.: Гос­комстат РФ) и сб. «Россия в цифрах» (М.: Госкомстат РФ) за соответствующие годы.

Задания

Задание 1. Представим себе упрощенною экономику гипотетической страны Хиксонии. Основу ее благосостояния составляют тысячи мелких самостоятельных фермерских хозяйств. Крупных фирм всего две: машиностроительная компания « Special Motors» (SM) и предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции «Food & Development» FD). Компания SM производит за год 1000 легковых автомобилей, которые продает по цене 6000 хиксов (хикс — денежная единица Хиксонии), и 1000 тракторов ценой 8000 хиксов. Потребители внутри страны покупают 800 автомобилей, а осталь­ные 200 — экспортируются. Все трактора скупает фирма FD. Кро­ме того, FD скупает у фермеров весь их урожай на сумму 7 млн хиксов, перерабатывает его, расфасовывает, упаковывает и продает полученный товар потребителям через сеть собственных рознич­ных магазинов, общий объем продаж которых составляет 14 млн хиксов в год.

Годичный объем издержек основных действующих лиц экономики Хиксонии (тыс. хиксов)

Виды издержек SM FD Фермеры
Заработная плата Процентные выплаты Рентные платежи 3800 100 200 4500 200 1000 – 700 2000

 

Составить баланс ВВП Хиксонии, используя данные таб­лицы, если в этой стране нет правительства и годичный износ ка­питальных запасов равен нулю.

Задание 2. Усложним предыдущую задачу. Предположим, что в Хиксо­нии появилась государственная власть. Для обеспечения собственной жизнедеятельности правительство установило налог с продаж в разме­ре 500 тыс. хиксов на компанию SM и 200 тыс. хиксов на фирму FD, а также ввело 10%-й подоходный налог на заработную плату, про­центные и рентные доходы. На собранные в виде налогов деньги у SM закуплены 50 автомобилей из числа предназначенных на экспорт для высших государственных деятелей, набрана наемная армия, на зарплату которой тратится 800 тыс. хиксов в год, и произведено на 1200 тыс. хиксов трансфертных платежей.

Компания FD оснастила все свои магазины компьютерами (об­щим числом 500 штук), которые с этой целью закупила в США по 2000 хиксов за штуку. Кроме того, обе компании обнаружили не­обходимость возмещать капитальный износ, который у SM состав­ляет 600 тыс. хиксов в год, а у FD — 200 тыс. хиксов в год.

Составить баланс ВВП для этих условий и подсчитать размер ЧВП, внутреннего дохода, личного дохода и располагаемого до­хода Хиксонии.

Задание 3. Используя данные таблицы об экономике гипотетической страны, производящей только три вида товаров, и выбрав 1992 г. в качестве базового, подсчитать для 1998 г. реальный ВВП, но­минальный ВВП, дефлятор ВВП и индекс потребительских цен.

Экономические показатели

Товар

1992г.

1998г.

Цена, руб. Количество, шт. Цена, руб. Количество, шт.
Хлеб Ботинки Самосвалы 2,00 200,00 75000,00 300000 50000 100 1,80 230,00 90000,00 410000 45000 70

 

Задание 4. Используя следующие данные, трлн руб., подсчитайте ВВП двумя способами и вычислите ЧВП, внутренний доход, личный доход, личный располагаемый доход и размер личных сбережений;

Потребительские расходы 250 Трансфертные платежи 12
Арендная плата 13 Амортизация зданий 13
Пенсии по старости 3 Взносы на социальное страхование 20
Амортизация оборудования 14 Пособия по безработице 4
Платежи частного бизнеса по процентам 14 Импорт 8
Доход от собственности 31 Доход от продажи акций 14
Доходы от косвенного налогообложения 18 Дивиденды 16
Заработная плата наемных работников 226 Чистые частные внутренние инвестиции 33
Нераспределенные прибыли корпораций 21 Подоходные налоги 26
Прибыли корпораций 56 Доходы от прямого налогообложения 77
Налоги на прибыль корпораций 19 Экспорт 11
Государственные закупки товаров и услуг 72      

 

Задание 5. Стремясь привлечь внимание к гигантским размерам со­временных корпораций, часто пользуются сравнением их валовой выручки от продаж с ВВП или ВНП малых стран (см. рисунок). На рисунке сверху обозначена величина ВНП каждой из указанных стран, а снизу — валовая выручка корпорации, сопоставимая с ВНП указанной страны:

В результате получается, что в определенном смысле корпорация IBM больше, чем Польша, так как ее валовая выручка превышает ВНП Польши. Почему такое сравнение некорректно?

Задание 6. В СССР в качестве одного из основных макроэкономических показателей исчислялся совокупный общественный продукт (СОП). Он отличается от ВВП тем, что включает в себя стоимость проме­жуточной продукции, но не учитывает услуги нематериального ха­рактера. Прокомментируйте целесообразность перехода от СОП к ВВП как основному макроэкономическому показателю.

Глава 2 ОСНОВНАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ

Агрегирование объединение равновесных цен на отдель­ных товарных рынках в уровень цен и равновесных количеств товаров в реальный объем совокупного выпуска.

2.1. Совокупный спрос

Совокупный спрос (AD) — это модель, описывающая зави­симость между уровнем цен и реальным объемом совокупного выпуска, на который предъявляется спрос при каждом значении уровня цен.

Составные части совокупного спроса:

• потребительский спрос домашних хозяйств (С);

• инвестиционный спрос предпринимателей (I);

государственные закупки товаров и услуг (G);

• чистый экспорт (NX).

Графическое изображение совокупного спроса пред­ставлено на рис. 2.1 — кривая AD.

 

Рис.2.1. График совокупного спроса

По оси ординат — уровень цен Р (индекс-дефлятор ВВП), измеряемый в долях (процентах) от уровня цен базово­го года, принимаемого за единицу.

По оси абсцисс — реальный объем совокупного выпуска Y (реальный ВВП).

Кривая совокупного спроса AD име­ет отрицательный наклон (меж­ду уровнем цен и объемом совокупного выпуска существует обратная зависи­мость) вследствие трех причин:

1) эффект процентной ставки воздействует прежде всего на потребительские расходы и инвестиции: повышение уровня цен Р приводит к росту номинального спроса на деньги Md, росту процентной ставки r, а, следовательно, сокращению ин­вестиций, потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

2) эффект реального богатства воздействует прежде всего на потребительские расходы: повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности активов с фиксирован­ной денежной стоимостью, а следовательно, снижению потре­бительских расходов и объема совокупного выпуска, на кото­рый предъявляется спрос:

3) эффект импортных закупок воздействует на величину чистого экспорта: повышение уровня цен приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта, а следовательно, сокращению чистого экспорта и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

Таблица 2.1. Совокупный спрос и величина совокупного спроса

Таблица 2.2. Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного спроса

Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного спроса Составная часть совокупного спроса, на которую оказывается воздействие
Благосостояние потребителей Ожидания потребителей Налоги на потребителей Задолженность населения по потребительскому кредиту С
Процентные ставки Ожидаемые прибыли от инвестиций Налоги с предприятий НТП, изменения в технологии Избыточные мощности I
Политика в области государственных расходов G
Размеры национального дохода; валютные курсы NX
Предложение денег: Ms  r  AD С,I

 

2.2. Совокупное предложение

Совокупное предложение (AS) это модель, показывающая зависимость между уровнем цен и реальным объемом совокуп­ного выпуска, который производители готовы продать при каж­дом значении уровня цен.

Кривая совокупного предложения (рис. 2.2):

а) в краткосрочном периоде (при фиксированных ценах) представляет собой прямую, параллельную оси Y;

б) в долгосрочном периоде (при гибких ценах) представляет собой прямую, параллельную оси Р, отсекающую на оси Y отрезок, равный потенциальному ВВП.

Рис.2.2. Кривые совокупного предложения:

а — в краткосрочном периоде;

б — в долгосрочном периоде

На рис. 2.2 Yf — потенциальный объем совокупного выпуска (ВВП) — объем совокупного выпуска (ВВП) при полной занято­сти и максимально эффективном использовании всех ресурсов.

Таблица 2.3. Совокупное предложение и величина совокупного предложения

2.3. Макроэкономическое равновесие

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем совокупного выпуска.

Краткосрочное равновесие точка пересечения кривой со­вокупного спроса и краткосрочной кривой совокупного предло­жения (точки Е и Е' нa рис 2.3, а). При сокращении совокупного спроса (AD'ÞAD) происходит сокращение объема совокупного выпуска (YY), и, наоборот, при увеличении совокупного спроса (ADÞAD') увеличивается реальный объем совокупного выпуска (YÞY'). Увеличение реального объема совокупного выпуска без инфляции возможно только если экономика рабо­тает в условиях неполной занятости ресурсов (см. рис. 2.3, а).

Долгосрочное равновесие точка пересечения кривой со­вокупного спроса и долгосрочной кривой совокупного предло­жения (точка Е). Поскольку в длительном периоде цены гибки, краткосрочная кривая совокупного предложения тоже пересе­кает эту точку (см. рис. 2.3, б).

Рис.2.3. Макроэкономическое равновесие:

а — краткосрочное;

б — долгосрочное

Долгосрочное равновесие не может существовать при не­полной занятости ресурсов.

Рис.2.4. Краткосрочное и долгосрочное изменения макроэкономического равновесия, вызванные сокра­щением совокупного спроса

Допустим, экономика изначально находилась в равновесии, соответствующем состоянию полной занятости ресурсов (точка Е на рис. 2.4). При сниже­нии совокупного спроса (вызванного, например, сокращением предложе­ния денег) происходит переход от точки Е к точке Е', в которой объем производства ниже по­тенциального. Затем по мере снижения уровня цен экономика выходит из рецессии, и объем производства возвраща­ется к равновесному значению (точка Е").

• Изменения макроэкономического равновесия

Шок спроса (предложения) это экзогенное явление, ко­торое вызвало изменение совокупного спроса (предложения) и породило тем самым отклонение производства и занятости от потенциального уровня.

Шок спроса может быть связан со следующими событиями:

• резкими изменениями предложения денег или скорости их обращения;

• резкими колебаниями инвестиционного спроса и другими неценовыми событиями экзогенного характера.

• Краткосрочные и долгосрочные последствия шоков спроса

Рис.2.5. Краткосрочные и долго­срочные последствия положительного шока спроса

Предположим, что из-за увеличения скорости обращения денег и увеличения совокупного спроса (ADÞAD', рис. 2.5) состояние долгосрочного равновесия сме­стилось из точки Е в точку Е', где объем производства превы­шает потенциальный уровень. По мере роста цен происходит воз­вращение к потенциальному уров­ню производства и устанавливает­ся новое равновесие в точке Е ".

Шок предложения может быть связан со следующими измене­ниями:

• резкими скачками цен на ре­сурсы;

• стихийными бедствиями, при­водящими к утрате ресурсов;

• усилением активности профсоюзов;

• изменениями в законодательстве (в частности, усилением требований по охране окружающей среды) и другими неце­новыми событиями экзогенного характера.

• Краткосрочные и долгосрочные последствия шоков предложения

Предположим, что рост цен на ресурсы привел к росту из­держек производства и вследствие этого — росту уровня цен и сдвигу краткосрочной кривой совокупного предложения (ASSRÞASSR') на рис. 2.6. Если совокупный спрос остался неиз­менным, то равновесие смещается из точки Е в точку Е', что приводит к падению уровня производства. Постепенно в долго­срочном периоде происходит возвращение к потенциальному уровню производства в точке Е или Е".

Рис.2.6. Краткосрочные и долго­срочные последствия негативного шока предложения

Например,

• если государство поддерживает прежний уровень совокупно­го спроса, то в экономике некоторое время будет иметь место стагфляция, а затем экономи­ка вернется по той же траек­тории к прежнему состоянию равновесия (Е'ÞЕ);

если государство стимулирует совокупный спрос (AD => AD'), то в экономике сохранится более высокий уровень цен, но восстановятся на потенци­альном уровне равновесный объем производства и заня­тость (равновесие в точке E").

Более подробно о кратко­срочной (кейнсианской) и дол­госрочной (классической) вер­сии совокупного предложения см. соответствующие разделы.

Задания

Задание 1. Экономика изначально находится в состоянии полной заня­тости. Уравнение кривой совокупного спроса при этом имеет вид Y = 3750 - 300Р. Затем увеличение государственных закупок сдвину­ло эту кривую так, что в краткосрочном периоде равновесный ВВП увеличился до 3150 млрд руб. Потенциальный ВВП равен 3000 млрд руб. Изобразить на графике кратко- и долгосрочные послед­ствия этого события и подсчитать, какими будут равновесный ВВП и уровень цен в долгосрочном периоде.

Глава 3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

3.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

Предпосылки классической макроэкономической модели:

1. Исследование поведения экономики в долгосрочном периоде.

2. Цены на товары и услуги, равно как и цены факторов про­изводства (зарплата, процентная ставка), являются абсолют­но гибкими, и именно с их помощью экономика адаптирует­ся к любым изменениям.

3. В экономике существует автоматическая тенденция к пол­ной занятости и максимально эффективному использованию ресурсов.

4. Ведущую роль в экономике играет совокупное предложение.

Кривая совокупного предложения в классической модели показана на рис. 3.1.

Рис.3.1. Кривая совокупного предложения в клас­сической модели

Равенство совокупного спроса и совокупного предложения обес­печивается автоматически при от­сутствии утечек (т.е. если весь со­вокупный доход расходуется до­машними хозяйствами).

Закон Сэя предложение само создает себе спрос.

При наличии утечки в виде сбе­режений закон Сэя нарушается и совокупный спрос оказывается меньше совокупного предложения. Чтобы равновесие восстановилось, сбереженные средства должны быть впрыснуты обратно в эко­номический кругооборот. Это происходит на рынке заемных средств (рынке капитала), где предприниматели, ощущающие временную нехватку средств, занимают эти средства у домаш­них хозяйств.

Функция спроса инвесторов на заемные средства:

I = a – br,

где I — объем инвестиционного спроса;

aа— объем спроса инвесторов на заемные средства при нулевой реальной процентной ставке;

b=DI/Dr — эмпирический коэффициент чувствительности спроса инвесторов на заемные средства к изменению ставки процента; показывает, на какую величину изменится объем спроса предпринимателей на заемные средства при изменении реальной ставки процента на один пункт;

r — реальная ставка процента.

Функция предложения заемных средств держателя­ми сбережений:

S = g + j r,

где S — объем предложения сбережений домашними хозяйствами;

g — объем предложения сбережений домашними хозяйства­ми при нулевой реальной процентной ставке;

j = DS/r — эмпирический коэффициент чувствительности пред­ложения сбережений к изменению ставки процента; показывает, на какую величину изменится объем предложения заемных средств при изменении реаль­ной ставки процента на один пункт.

Рис.3.2. Графическое изображе­ние рынка заемных средств

Графическое изображение рын­ка заемных средств представлено на рис. 3.2.

При абсолютно гибкой про­центной ставке равновесие рынка заемных средств поддерживается автоматически; при этом все сбе­реженные средства будут взяты в кредит предпринимателями и по­трачены ими на покупку инвести­ционных товаров.

Алгебраический вывод условия равновесия в клас­сической модели:

Ø Домохозяйства весь свой совокупный доход (который ра­вен объему совокупного выпуска, т.е. потенциальному ВВП) распределяют между потреблением и сбережениями:

YS = С + S.

Рис.3.3. Макроэкономическое равновесие в класси­ческой модели

Ø Совокупный спрос в экономике складывается из спроса домашних хозяйств на потребительские товары и услуги и спроса предпринимателей на инвестиционные товары:

Yd = С + I.

Следовательно, YS = Yd, если S=I.

Ø Поскольку условие S = I вы­полняется благодаря автоматиче­скому поддержанию равновесия на рынке заемных средств, то основ­ной вывод классической модели за­ключается в следующем: экономика устойчиво находится в состоянии макроэкономического равновесия (рис. 3.3), т.е. равенства совокуп­ного спроса и совокупного предложения, при полной занятости ресурсов, т.е. на уровне потенциального ВВП.

Начиная с конца 20-х гг. нашего столетия этот вывод стал подвергаться сомнению, поскольку неполная занятость ресур­сов, в первую очередь рабочей силы, стала хронической.

3.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

Предпосылки кейнсианской макроэкономической модели:

1. Исследование поведения экономики в краткосрочном периоде.

2. Цены на товары и услуги, равно как и цены факторов произ­водства (зарплата, процентная ставка), в краткосрочном периоде недостаточно гибки для адаптации экономики к изменениям.

3. Психологические факторы принятия решений людьми и биз­несом играют важную роль в экономике.

4. Ведущую роль в экономике играет совокупный спрос.

Простая кейнсианская модель:

где Y— совокупный спрос;

С — потребительский спрос домашних хозяйств;

I — инвестиционный спрос предпринимателей.

Функция потребительского спроса в модели Кейнса:

где а — автономное (т.е. не зависящее от размера дохода) по­требление; его размер чаще всего ассоциируется с прожиточным минимумом;

МРС — предельная склонность к потреблению;

Y— совокупный доход (который равен объему совокупного выпуска в денежном выражении).

Предельная склонность к потреблению (МРС) показывает, на какую величину изменится объем спроса (планируемых рас­ходов) на потребительские товары и услуги при увеличении со­вокупного дохода на единицу:

где DС — прирост потребительского спроса;

DY — прирост совокупного дохода.

Функция сбережений:

где MPS = (1 – МРС) — предельная склонность к сбережению;

s = (–а) — автономные (т.е. не зависящие от размера дохода) сбережения.

Предельная склонность к сбережению (MPS) показывает, на какую величину изменится объем планируемых сбережений при увеличении совокупного дохода на единицу:

где DS — прирост сбережений;

DY — прирост совокупного дохода.

Поскольку в простой модели каждая дополнительная единица совокупного дохода распределяется только между приростом потребления и приростом сбережения, то МРС + MPS = 1.

Предельные склонности к потреблению и сбережению необ­ходимо отличать от средних склонностей к потреблению и сбе­режению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) показывает долю планируемых потребительских расходов в общем объеме сово­купного дохода:

Средняя склонность к сбережению (APS) показывает долю планируемых сбережений в общем объеме совокупного дохода:

Поскольку в простой модели весь совокупный доход распре­деляется только между потреблением и сбережением, то АРС + APS = 1.

Графическое изображение функ­ции потребительского спроса и функ­ции планируемых сбережений по­казано на рис. 3.4.

Рис.3.4. Функции потреби­тельского спроса и планируемых сбережений

Факторы, сдвигающие гра­фики функций потребления и сбе­режений:

• накопленное богатство домохозяйств;

• уровень цен;

• ожидания (будущих цен, доходов, наличия товаров);

• потребительская задолженность;

• налогообложение.

Функция инвестиционного спроса:

I = c – d × r,

где с — автономные инвестиции;

d = DI/Dr — эмпирический коэффициент чувствительности инве­стиционного спроса к изменению ставки процента; показывает, на какую величину изменится объем инвестиционного спроса при изменении реальной ставки процента на один пункт;

r — реальная ставка процента.

Инвестиционный спрос в кейнсианской модели зависит толь­ко от процентной ставки и не зависит от величины совокупного дохода, поэтому объем инвестиций полагается автономным.

Графическое изображение функции инвестиционного спро­са показано на рис. 3.5.

Рис.3.5. Функция инвестиционного спроса

Основные направления инвестиций:

• в производство;

• в жилищное строительство;

• в товарно-материальные запасы.

3.3. Макроэкономическое равновесие на рынке товаров

Планируемые расходы — расходы, которые домохозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги.

Функция планируемых расходов:

АЕ = С + I,

где АЕ — планируемые расходы.

Равновесие в кейнсианской модели показано на рис. 3.6.

Рис.3.б. Равновесие в кейнсианской модели

В точке е устанавливает­ся макроэкономическое рав­новесие, которое достигается при равенстве совокупного выпуска и планируемых рас­ходов АЕ = Y* (и равенстве планируемых инвестиций и сбережений I= S).

Если планируемые расхо­ды не равны совокупному выпуску (т.е. между ними су­ществует разрыв), то инвестиционный спрос не равен планируе­мым сбережениям.

Ситуация в экономике, при которой фактический уровень со­вокупного выпуска превышает равновесный

Графическое изображе­ние ситуации в экономике, при которой фактический уровень совокупного вы­пуска превышает равновес­ный, показано на рис. 3.7.

Рис.3.7. Фактический уровень сово­купного выпуска, превышаю­щий равновесный

Перепроизводствозначение, на которое объем совокупного выпуска пре­вышает планируемые расхо­ды и, соответственно, на ко­торое планируемые сбере­жения превышают величи­ну инвестиционного спроса. Следовательно, объем перепроизводства может быть измерен как Y–АЕ или S – I.

В условиях перепроизводства образуется незапланированный излишек непроданной продукции. При негибкости цен предпри­ниматели реагируют на данное событие снижением объема произ­водства. В краткосрочном периоде это достигается увольнением части рабочих. В результате и объем производства, и объем потреби­тельского спроса сокращаются до тех пор, пока объем совокупного выпуска не снизится до своего равновесного значения.

• Ситуация в экономике, при которой фактический уровень со­вокупного выпуска ниже равновесного

Графическое изображение экономической ситуации, при ко­торой фактический уровень совокупного выпуска ниже равно­весного, представлено на рис. 3.8.

Рис.3.8. Фактический уровень сово­купного выпуска ниже рав­новесного

Недопроизводство зна­чение, на которое планиру­емые расходы превышают объем совокупного выпус­ка и, соответственно, на которое объем инвестици­онного спроса превышает планируемые сбережения. Следовательно, инфляцион­ный разрыв может быть из­мерен как АЕ – Y или I – S.

В условиях недо­производства образуется недостаток продукции. При негибко­сти цен предприниматели реагируют на данное событие увели­чением объема производства. В краткосрочном периоде это достигается посредством найма дополнительных рабочих. В ре­зультате и объем производства, и объем потребительского спроса увеличиваются до тех пор, пока объем совокупного вы­пуска не достигнет своего равновесного значения.

Следовательно, в условиях негибкости цен равенство сово­купного предложения совокупному спросу устанавливается пу­тем движения совокупного объема производства и дохода к сво­ему равновесному уровню.

Основной вывод кейнсианской модели: состояние мак­роэкономического равновесия на рынке товаров и услуг (т.е. ра­венство совокупного спроса и совокупного предложения) со­вместимо с любым уровнем занятости ресурсов (полным, час­тичным или избыточным).

• Состояние экономики в период экономического спада

Графически состояние экономики в период экономического спада показано на рис. 3.9.

Рис.3.9. Экономический спад

Во время спада экономической конъюнктуры наблюдается частичная занятость ресурсов, в том чис­ле и рабочей силы (т.е. существует устойчивая безработица). Поэтому фактический объем совокупного выпуска оказывается меньше потенциального, — возникает так называемый разрыв совокупного выпуска, или разрыв ВВП.

Разрыв совокупного выпуска (разрыв ВВП) — разница между значениями потенциального и фактического ВВП.

• Состояние экономики в период экономического подъема

Состояние экономического подъ­ема характеризуют графики, представленные на рис. 3.10.

Рис.3.10. Экономический подъем

Во время подъема («перегрева») экономической конъюнктуры наблюдается избыточная занятость ресурсов. Поэтому фактический объем совокупного выпуска оказы­вается выше потенциального. Следствием этого является устойчивый рост уровня цен (инфляция).

• Состояние экономики при полной занятости ресурсов

Графическое изображение со­стояния экономики при полной занятости ресурсов показано на рис. 3.11.

Рис.3.11. Состояние экономики при полной занятости ресурсов

Такое состояние экономической конъюнктуры считается оптималь­ным, поскольку в экономике отсут­ствуют безработица и инфляция.

Но в экономике отсутствует внутренний механизм, способный автоматически поддерживать ее в оптимальном состоянии (поскольку цены товаров и ресурсов негибки).

Вывод: для поддержания оптимального состояния экономи­ческой конъюнктуры, необходимо вмешательство государства.

Задания

Задание 1. Представлены данные об объеме потребительского спроса С и объеме совокупного дохода Y:

Y, млрд руб. 240 280 320 360 400 440 480 520
С, млрд руб. 228 256 284 312 340 368 396 424

 

Выведите функцию потребительского спроса и функцию сбережений для данной экономики.

Задание 2. Объем инвестиций в экономике, о которой идет речь в пре­дыдущем задании, равен 30 млрд руб. Определите наличие, размер и характер разрыва (двумя способами), если фактический объем совокупного выпуска составит:

а) 200 млрд руб.;

б) 300 млрд руб.;

в) 500 млрд руб.

Задание 3. Одним из любопытных выводов кейнсианской модели являет­ся так называемый «парадокс бережливости». Суть его заключает­ся в том, что если у домашних хозяйств появляется стимул больше сберегать при каждом значении дохода (т.е. увеличивать значение автономных сбережений), то общий объем сбережений в экономике отнюдь не увеличится, а останется прежним. Объясните, почему так получается; поясните на примере, предположив, что в экономике, описанной в предыдущих заданиях, автономные сбережения воз­росли на 12 млрд руб.

Задание 4. Потребительская функция Кейнса выведена для объяснения с ее помощью так называемого «основного психологического зако­на». Согласно эмпирическим наблюдениям, при росте дохода доля сбережений в доходе увеличивается. Следовательно, население бо­гатых стран сберегает большую долю дохода, чем население бед­ных стран. Объясните «основной психологический закон» на основе полученной Кейнсом функции потребительского спроса.

Задание 4. Покажите, используя известную вам из курса микроэко­номики модель конкурентного рынка труда, что на таком рынке безработица не может иметь устойчивого характера и потому тезис классической модели об автоматическом поддержании полной за­нятости ресурсов правомерен, если выполняется предпосылка об абсолютной гибкости заработной платы.

Глава 4 РЕГУЛИРОВАНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕ­СКОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ ТОВА­РОВ И УСЛУГ. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

4.1. Цель и основные виды государственной экономиче­ской политики

Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономики, в состоянии полной занято­сти. Это гарантирует отсутствие безработицы и инфляции.

Графическое изображение задач государственной экономиче­ской политики в периоды спада и подъема показано на рис. 4.1 (а, б).

Рис.4.1. Задачи государственной экономической по­литики в периоды спада (а) и подъема (б)

Задача государственной экономической политики в пери­од экономического спада (см. рис. 4.1, а) — добиться увеличения объема производства до потенциального уровня и достижения полной занятости посредством увеличения планируемых расходов.

Государственная экономическая политика, направленная на увеличение объема производства и занятости, называется сти­мулирующей или расширительной. Такая политика проводится во время экономического спада.

Задача государственной экономической политики в период экономического подъема (см. рис. 4.1, б) — добиться снижения объема производства до потенциального уровня и устранения из­быточной занятости путем сокращения планируемых расходов.

Государственная экономическая политика, направленная на сокращение объема производства и занятости, называется сдер­живающей или рестриктивной. Такая политика проводится во время экономического подъема.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — разновид­ность государственной экономической политики, представляющая собой манипулирование государственным бюджетом, его дохо­дами и расходами для достижения макроэкономического равно­весия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Государственный бюджет совокупность доходов и расхо­дов правительства за определенный период времени (обычно за так называемый бюджетный год, который по длительности ра­вен календарному, но не всегда совпадает с ним).

4.2. Основные инструменты дискреционной фискальной политики. Эффект мультипликатора

Дискреционная фискальная политика проводимое по ре­шению правительства изменение доходов и расходов государст­венного бюджета с целью достижения макроэкономического рав­новесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

1. Изменение объема государственных закупок товаров и ус­луг (G).

2. Изменение суммы подоходного налогообложения (Т).

• Изменение объема государственных закупок товаров и услуг

В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государствен­ных закупок товаров и ус­луг. Тогда величина плани­руемых расходов увеличи­вается на величину при­роста государственных за­купок товаров и услуг DG.

При этом объем про­изводства и совокупный доход увеличиваются боль­ше чем на DG благодаря эффекту мультипликато­ра государственных заку­пок (рис. 4.2).

Увеличение государственных закупок товаров и услуг на DG сдвигает функцию планируемых расходов вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение объема государственных закупок имеет мультипликационный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов DАЕ и совокупного дохода DY больше, чем исходный прирост го­сударственных закупок DG.

 

Рис.4.2. Эффект мультипликатора госу­дарственных закупок при прове­дении стимулирующей фис­кальной политики

Ø Алгебра мультипликатора государственных закупок.

При наличии государственных закупок товаров и услуг АЕ = С + I + G; тогда в точке равновесия Y=С+ I+G. Введем в это уравнение потребительскую функцию С = а + МРС • Y и получим:

Решим уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что   где мультипликатор государствен­ных закупок, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок това­ров и услуг. Поскольку МРС < 1, то мультипликатор го­сударственных закупок всегда больше единицы.

Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект даст увеличение любых автономных расходов (государственных закупок G, инвестиционных расходов I или автономного потребления a). Поэто­му мультипликатор  более расширительно может быть назван мультипликатором автономных расходов. В общем виде: , где А — любой компонент автономных расходов.

Ø Экономический смысл мультипликатора государственных закупок.

При увеличении государственных закупок планируемые расходы увеличиваются на DG. В ответ на ту же величину возрас­тет и объем производства, а значит, и совокупный доход:

Рост совокупного дохода вызовет увеличение потребитель­ских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС • DY1. Благодаря этому объем производства, а значит, и со­вокупный доход возрастут на ту же величину:

Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потреби­тельских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов теперь уже на МРС • DY. Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут:

Аналогично следующее расширение объема производства и совокупного дохода будет:

и т.д. до бесконечности.

В общем виде:

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит:

Отсюда

Следовательно, увеличение государственных закупок приво­дит к многократному (мультипликативному) расширению сово­купного дохода и планируемых расходов.

В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государст­венных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг DG. При этом объем производства и со­вокупный доход сокращаются больше чем на DG благодаря эф­фекту мультипликатора (рис. 4.3).

Рис.4.3. Эффект мультипликатора го­сударственных закупок при проведении сдерживающей фискальной политики

Сокращение государственных закупок товаров и услуг на DG сдвигает функцию планируемых расходов вниз и смещает точку равновесия из поло­жения 1 в положение 2. Изменение в автономных расходах имеет мультипли­кационный эффект, по­скольку итоговое сокраще­ние планируемых расходов DАЕ и совокупного дохода DY больше, чем первона­чальное сокращение госу­дарственных закупок DG.

• Изменение суммы подоходного налогообложения

При наличии подоход­ного налогообложения рас­полагаемый доход, идущий на потребительские расходы и сбережения, становится меньше совокупного дохода на сумму собранных налогов:

Yd = Y – T.

Тогда потребительская функция принимает вид:

С = а + МРС×(Y – T).

В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится сокращение объема по­доходного налогообложения. При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос. Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря дейст­вию налогового мультипликатора.

Графическое изображение эффекта налогового мультипли­катора при проведении стимулирующей фискальной политики представлено на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Эффект налогового мультиплика­тора при проведении стимули­рующей фискальной политики

Сокращение подоходных налогов на DT увеличивает распола­гаемый доход домашних хозяйств на ту же величину ( ). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на при­рост сбережений на сумму MPS •  = –MPS • DT  и на увеличение потребительского спроса на сумму МРС •  = –МРС • DT. В ре­зультате функция планируемых расходов сдвинется вверх на МРС • DT, и точка равновесия сместится из положения 1 в положение 2. Изменение по­доходного налогообложе­ния имеет мультипликаци­онный эффект, поскольку конечное увеличение пла­нируемых расходов DАЕ и совокупного дохода DY по модулю больше, чем исход­ное сокращение подоход­ных налогов DT.

Ø Алгебраический вывод налогового мультипликатора.

При наличии подоходных налогов С = а + МРС • (Y – Т).

В точке равновесия Y = С + I.

Введем в это уравнение потребительскую функцию С = а + МРС • (Y – Т) и получим:

Y = а + МРС • (Y – Т) + I.

Решим уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что

где  — налоговый мультипликатор, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокуп­ного дохода превосходит первоначальное изменение объе­ма подоходных налогов. Знак «минус» означает, что DY и DT всегда имеют разные знаки, так как при увеличении по­доходного налогообложения совокупный доход сокращает­ся, и наоборот. Поскольку МРС < 1, то налоговый мультип­ликатор по модулю больше единицы, но меньше мультип­ликатора государственных закупок.

Ø Экономический смысл налогового мультипликатора.

При сокращении подоходного налогообложения планируемые расхо­ды увеличиваются на МРС • DT. В ответ на ту же величину воз­растет и объем производства, а значит, и совокупный доход:

Дальнейшее развитие процесса мультипликативного расши­рения планируемых расходов и совокупного дохода будет про­исходить так же, как и в случае увеличения государственных закупок:

и т.д.

В общем виде:

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит:

Следовательно, сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) рас­ширению совокупного дохода и планируемых расходов.

В период экономическо­го подъема с целью сниже­ния объема выпуска и заня­тости производится увели­чение объема подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расхо­дов снизится на DT • МРС. При этом объем производ­ства и совокупный доход сокращаются больше чем на DT благодаря действию налогового мультипликато­ра (рис. 4.5).

Рис.4.5. Эффект налогового мульти­пликатора при проведении сдерживающей фискальной политики

Рост подоходных налогов на DT вызывает снижение распола­гаемого дохода на ту же величину, а потребительского спроса — на DT ×МРС. В результате функция планируемых расходов сдви­гается вниз, и точка равновесия смещается из положения 1 в положение 2. Увеличение объема подоходного налогообложения имеет мультипликационный эффект, поскольку итоговое сокра­щение планируемых расходов DАЕ, объема производства и сово­купного дохода DY по модулю больше чем первоначальное уве­личение налогов DT .

Таблица 4.1. Инструменты фискальной политики

Состояние экономики Вид фискальной политики Изменение объема государственных закупок Изменение объема подоходного налогообло­жения
Экономический спад Стимулирующая Увеличение Сокращение
Экономический подъем Сдерживающая Сокращение Увеличение

4.3. Комбинированная фискальная политика

Комбинированная фискальная политика дискреционная фискальная политика, представляющая собой применение обо­их инструментов одновременно. Проведение такой фискальной политики может привести к образованию несбалансированно­сти (ненулевому сальдо) государственного бюджета.

Сальдо государственного бюджета — разница между сум­мой доходов и суммой расходов правительства.

Если в бюджетном году расходы правительства превыша­ли его доходы, то говорят, что государственный бюджет све­ден с отрицательным сальдо, или имеет место дефицит госу­дарственного бюджета (бюджетный дефицит).

Если в бюджетном году расходы правительства были мень­ше его доходов, то говорят, что государственный бюджет све­ден с положительным сальдо, или имеет место профицит госу­дарственного бюджета (бюджетный излишек).

Если в бюджетном году расходы правительства были рав­ны его доходам, то говорят, что государственный бюджет сведен с нулевым сальдо, или имеет место сбалансированный государственный бюджет.

• Воздействие одновременного изменения государственных закупок и подоходных налогов на объем производства и совокупный доход

Каждое из этих фискальных мероприятий окажет свое воз­действие на объем производства и совокупный доход:

где — DYG изменение совокупного дохода, вызванное изменени­ем государственных закупок; DYT — изменение совокупного дохода, вызванное изменени­ем подоходных налогов.

Конечное изменение объема производства и совокупного до­хода, очевидно, будет представлять собой суммарный результат этих двух фискальных мероприятий:

• Комбинированная фискальная политика и проблема сбаланси­рованности бюджета

В период экономического спада комбинированная стимули­рующая фискальная политика заключается в одновременном увеличении государственных закупок товаров и услуг и сокра­щении объема подоходного налогообложения, т.е. сводится к росту расходов и снижению доходов государственного бюдже­та. При этом образуется бюджетный дефицит.

Следует ли его избегать?

Предположим, что правительство желает стимулировать рост объема производства и занятости посредством увеличения госу­дарственных закупок, избегая при этом образования бюджетно­го дефицита. Тогда необходимо следовать правилу DG = DT.

Итоговое изменение объема производства и совокупного до­хода будет представлять собой суммарный результат этих двух фискальных мероприятий:

Поскольку по условию DG = DT, то

Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюдже­та равен 1, что равнозначно отсутствию мультипликационных эффектов. Поэтому соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность политики государствен­ных расходов.

Вывод: во время экономического спада комбинированная фискальная политика будет тем эффективней, чем большим бюджетным дефицитом она будет сопровождаться.

• Способы финансирования бюджетного дефицита

Существуют следующие способы финансирования бюд­жетного дефицита:

• эмиссионное финансирование;

• долговое финансирование.

Эмиссионное финансирование заем денег у центрального банка. Положительная сторона — не сокращает экономическую активность частного сектора; отрицательная сторона — связан с увеличением денежной массы и потому является потенциальным источником инфляции. Поэтому такой способ финансирования бюджетного дефицита называют также инфляционным.

Долговое финансирование заем денег у населения путем выпуска облигаций государственного займа. Положительная сто­рона — отсутствие потребности в дополнительной эмиссии денег. Поэтому такой способ финансирования бюджетного дефицита называют также неинфляционным; отрицательная сторона — со­кращение экономической активности частного сектора.

При наличии налогов совокупный доход, заработанный до­машними хозяйствами, направляется ими на уплату налогов, по­требительские расходы и сбережения:

Y = Yd + T = C + S + T.

Следует заметить, что в условиях равновесия совокупный доход равен сумме планируемых расходов:

Y = C + I + G,

отсюда

С + S + T = С + I + G,

или  

S = I + ( G – Т) = I + Дефицит государственного бюджета.

При наличии дефицита государственного бюджета для его финансирования правительство занимает средства из того же источника, что и частные предприниматели, — из сбережений домохозяйств. Поэтому все дополнительные сбережения, воз­никшие в результате роста совокупного дохода при проведении стимулирующей фискальной политики, пойдут на оплату возни­кающего при этом бюджетного дефицита, вместо того чтобы быть направленными на расширение инвестиционной активно­сти частного сектора.

Аналогично в период экономического подъема комбиниро­ванная стимулирующая фискальная политика заключается в од­новременном сокращении государственных закупок товаров и услуг и увеличении объема подоходного налогообложения, т.е. сводится к росту расходов и снижению доходов государственно­го бюджета. При этом образуется бюджетный излишек.

Вывод: во время экономического подъема комбинированная фискальная политика будет тем эффективней, чем большим бюджетным излишком она будет сопровождаться.

4.4. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

Недискреционная фискальная политика (система встроен­ных стабилизаторов) фискальное законодательство, сформу­лированное таким образом, чтобы автоматически смягчать коле­бания совокупного выпуска и занятости. Его цель — встроить в экономику механизмы, которые влияют следующим образом:

а) ослабляют колебания производства и занятости;

б) без специальных правительственных решений оказывают при наступлении спада стимулирующее фискальное воз­действие на экономическую конъюнктуру (путем увеличе­ния бюджетного дефицита), а во время подъема — сдер­живающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Основная задача недискреционной политики — ослабить ко­лебания совокупного спроса и дохода (тогда как задача дискре­ционной политики — устранить негативные последствия этих колебаний).

Наиболее широко распространенные виды встроен­ных стабилизаторов:

1. Система прогрессивного налогообложения доходов домохо­зяйств.

2. Система пособий по безработице.

3. Поощряемая правительством система участия наемных ра­ботников в прибылях.

4. Система фиксированных дивидендов и др.

• Подоходное налогообложение в качестве встроенного стаби­лизатора

Ставка налога (налоговая ставка)  – доля налоговых от­числений Т в общем объеме налогооблагаемого дохода.

• Если по мере роста дохода налоговая ставка увеличивается, то такой налог называется прогрессивным. В России примером прогрессивного налога может служить подоходный налог.

• Если по мере роста дохода налоговая ставка уменьшается, то такой налог называется регрессивным. В России примером регрессивного налога служит любой косвенный налог (НДС, пошлины, акцизы и т.п.).

• Если при любом значении дохода налоговая ставка остается неизменной, то такой налог называется пропорциональным. В россии примером пропорционального налога служит налог на прибыль.

• Стабилизирующее воздействие подоходного налогообложения

Поскольку при пропорциональном налогообложении налого­вая ставка постоянна и не зависит от размера дохода, то форму­ла, описывающая зависимость объема налоговых отчислений от дохода, выглядит следующим образом:

T = t × Y.

Тогда функция потребления будет иметь следующий вид:

1. Во время экономического спада, когда совокупный доход Y снижается, сумма налоговых отчислений tY автоматически сокращается. Это оказывает стимулирующее действие на экономику без специальных решений правительства. Анало­гично, во время экономического подъема, когда совокупный доход Y чрезмерно увеличивается, сумма налоговых отчисле­ний tY автоматически возрастает, что воздействует на эконо­мическую конъюнктуру сдерживающим образом без специ­альных решений правительства.

Еще более эффективным встроенным стабилизатором яв­ляется прогрессивное налогообложение, поскольку в этом случае во время спада налоговая ставка снижается, а во вре­мя подъема — увеличивается. В результате колебания распо­лагаемого дохода будут не такими сильными, как колебания совокупного дохода. Колебания потребительских расходов будут, таким образом, смягчены.

2. Введение подоходного налогообложения уменьшает величи­ну мультипликатора автономных расходов. Это ослабляет воздействие шоков совокупного спроса (в первую очередь инвестиционных шоков) на объем производства и совокуп­ный доход.

• Мультипликаторы при наличии встроенных стабилизаторов

Если государство вводит пропорциональный налог, то все мультипликаторы изменяются.

Налоговая функция принимает вид:

где Ta — объем автономных (т.е. не зависящих от совокупного дохода) налоговых поступлений.

Тогда потребительская функция С = а + МРС • (Y – Ta – tY).

В точке равновесия Y = С + I + G.

Введем в это уравнение потребительскую функцию С = а + МРС • (Y – Ta – tY) и получим:

Решим уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что

где мультипликатор автономных расходов (в т.ч. государственных закупок) при наличии встроенных стабилизаторов.

Ясно также, что

 — налоговый мультипликатор при наличии встроенных стабилизаторов.

Очевидно, что при наличии встроенных стабилизаторов (табл. 4.2) величина мультипликатора автономных расходов сни­жается, что ослабляет влияние шоковых изменений автономных (в первую очередь инвестиционных) расходов на объем сово­купного выпуска и совокупного дохода (рис. 4.6).

Таблица 4.2. Фискальные мультипликаторы при отсутствии и наличии встроенных стабилизаторов

Рис.4.6. Результат смягчения колебаний совокупного дохода, вызванных колебаниями инвестиционного спроса, с помощью системы встроенных стабилизаторов

4.5. Статистические материалы

Дефицит федерального бюджета РФ

Дефицит бюджета 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г.
В трлн руб. 0,23 1,2 16,9 65,3 46,9 48,7 23,3 28,3
В % к ВВП 16,5 6,6 10,0 10,7 3,0 3,3 4,0 3,3

 

Источник: Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере, 1998, № 5 (63).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.